АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ В РАБОТЕ С СОВРЕМЕННЫМИ ДЕТЬМИ Психологов и педагогов всё больше заботит отставание эмоционального развития современных детей и подростков.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развивающие функции художественной литературы Шабанова Эльвира Дмитриевна, старший воспитатель детского сада «Солнышко» п. Кизема.
Advertisements

КНИЖНЫЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ В ДЕТСКОМ САДУ. Принципы организации книжных уголков доступность соответствие возрасту детей эстетичность разнообразие литературных.
Детская литература с практикумом по выразительному чтению Преподаватель Григорьева О.В.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Центр развития ребёнка – детский сад 13» городского округа – город Галич Костромской области Презентация.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического.
Актуальность знакомства дошкольников с художественной литературой в свете ФГОС ДО РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ включает … знакомство с книжной культурой, детской.
Смирнова И.С. Воспитатель МДОУ 31 г.Апатиты. Цель: формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека. Задачи: воспитывать.
«Развитие у детей связанной речи в старшей группе через художественную литературу» Выступающий: Воспитатель : 1 квалификационной категории Быкова Мария.
«Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы »
Тема: «Организация чтения художественной литературы как форма совместной деятельности взрослых и детей» Воспитатель 2 средней группы МДОУ ИРМО «Хомутовский.
Книжки-малышам Растим читателя презентация для родителей группы «Клубничка»
Подготовила воспитатель МБДОУ 3 « КОЛОКОЛЬЧИК» ШМАКОВА Е.А.
«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий, языка: литературное чтение – почти единственный в школе предмет,
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
О новых требованиях к осуществлению преемственности в свете ФГТ и ФГОС.
«Театральная весна» Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Театральная весна» Выполнили: воспитатели.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение центр развития ребёнка «Детский сад 179 «Рябинушка» Проект «Книга лучший друг» Подготовили воспитатели.
* Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. * Для повышения.
«Нравственное воспитание дошкольников в процессе знакомства с литературой» Воспитатель: Гришина М.В. Портал «О детстве» Конкурс.
МАЛИНИНА Э.А., СТ.ВОСПИТАТЕЛЬ, ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ КРИВОВА А.С., ВОСПИТАТЕЛЬ, ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ «Организация воспитательно-образовательного.
Транксрипт:

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ В РАБОТЕ С СОВРЕМЕННЫМИ ДЕТЬМИ Психологов и педагогов всё больше заботит отставание эмоционального развития современных детей и подростков. Тормозит эмоциональное развитие детей ранняя интеллектуализация. Необходимо через книги сделать упор на эмоционально- нравственное развитие детей. Это, конечно, не означает полного исключения развлекательного элемента, но всё же большая часть произведений должна не просто забавлять ребёнка, а учить и воспитывать.

Негативные тенденции в развитии современного дошкольника - Сужение уровня сюжетно-ролевой игры; - Недостаточная социальная компетентность; - Развитие потребности в экранной стимуляции, что приводит к блокированию собственной деятельности ребенка, к неспособности концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности.

Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом.

- все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности. Возникновение и закрепление тревожности как устойчивого образования связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста.

- Обеднение и ограничение общения детей со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности; - Перекос акцента на интеллектуальное развитие ребенка в ущерб социальному, в том числе, личностному развитию.

Функции художественной литературы в развитии ребенка Познавательно- нравственная: Эстетическая: - приобщение к словесному искусству как таковому, - развитие хорошей разговорной речи, ориентация ребенка на собственное словесное творчество; - воспитание культуры чувств и переживаний - развитие и активизация воображения, образного мышления; - расширение представлений, осведомленности о мире; - освоение моделей человеческого поведения в разных обстоятельствах; - формирование эмоционально- ценностных установок.

КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ Круг детского чтения можно представить через жанровое разнообразие следующим образом: Поэзия: - авторские поэмы и повести в стихах (большие литературные формы); - фольклорные стихотворные тексты, авторские стихи (малые литературные формы). Проза: - авторские сказочные и реалистические повести, циклы рассказов со сквозными персонажами (большие литературные формы); - фольклорные сказки, авторские рассказы сказочные и реалистические (малые литературные формы).

Таким образом, в круг детского чтения так или иначе входят художественные произведения для длительного чтения. Это тексты, 1. создающие вымышленные миры.

2. создающие комбинированные миры

3. создающие реалистические миры

А также художественные тексты для непродолжительного чтения. Это: 1. Фольклорные волшебные сказки. 2. Авторские сказки и истории. 3. Реалистические рассказы. 4. Фольклорные стихотворные тексты. 5. Авторские стихотворные повествования. 6. Лирические стихи

Художественная литература как смысловой фон других видов совместной деятельности взрослых и ребенка Если внимательно отнестись к большим литературным текстам, то можно обнаружить в них кладезь интригующих тем, вопросов, поводов для организации с детьми интересной познавательно-исследовательской, продуктивной и игровой деятельности. Персонажи больших художественных произведений для детей это обычно удивительные экспериментаторы, исследователи, путешественники. Поэтому события, происходящие с ними, их вопросы и путешествия, устройство мира, в котором они живут, их путешествия могут послужить мотивом, отправным моментом для интересной исследовательской деятельности взрослого с детьми.

Вот всего лишь несколько примеров: 1. Неужели разбойник смог так легко справиться с Самоделкиным с помощью магнита? (Ю. Дружков. Приключения Карандаша и Самоделкина). Давайте посмотрим, как действует магнит, в самом ли деле он обладает такой волшебной силой? 2. Полетит или не полетит воздушный шар? – гадают малыши из Цветочного города, наблюдая за приготовлениями Знайки (Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей). В чем тут дело? Попробуем сами провести такой опыт…

3. Удачно ли выбрал Винни-Пух плавательное средство для спасения от наводнения? (А. Милн. Винни-Пух и все- все-все). Что надежнее – пустой горшок или зонтик, да и вообще, не утонет ли пустой горшок? Почему один предмет тонет, а другой нет? 4. Удобно ли измерять Удава попугаями? (Г. Остер. Сказочные рассказы). Придумаем свои мерки. А, может быть, воспользоваться подходящими инструментами?

5. Наметим на карте маршрут Равви и Шаши из Индии в Россию (С. Баруздин. Равви и Шаши). Или маршрут путешествия доктора Дулитла (Х. Лофтинг. Путешествия Доктора Дулитла), или кругосветного путешествия капитана Врунгеля (А. Некрасов. Приключения капитана Врунгеля), а заодно познакомимся со сторонами света и компасом. 6. Нарисуем карту страны Незнайки (Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей).

Использование художественных текстов для создания иллюстраций, коллажей. Драматизация наиболее интересных отрывков художественных текстов. Подбор пословиц или поговорок к произведению. Придумывание необычных окончаний к знакомым сказкам

Соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения, которое может усилить понимание сюжета литературного произведения Рисование обстановки и условий, в которых действовали герои литературного произведения

Организация чтения художественной литературы - чтение детям художественных текстов должно быть ежедневным; регулярное интересное чтение должно войти в привычку, стать обычаем, ритуалом жизни группы. - время для чтения (всегда одно и то же) должно быть определено в распорядке дня. Продолжительность чтения составляет примерно минут (в старшей и подготовительной группе). - чтение книги должно проходить в непринужденной обстановке, каждый ребенок добровольно присоединяется к читающим, это не вменяется ему в обязанность. Не желающие в данный момент слушать книгу должны соблюдать лишь одно правило: заниматься своими делами тихо, не мешая всем остальным.

- читая книгу, воспитатель выступает как партнер детей по восприятию ее содержания: проявляет эмоции, соответствующие содержанию текста, - удивление, изумление, сострадание и др. - воспитатель сам подбирает подходящие для детей его группы художественные тексты, сам определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования: большие литературные формы для длительного чтения малые литературные формы для непродолжительного чтения; стихотворные произведения прозаические произведения. - художественные произведения для длительного чтения следует читать несколько дней подряд, без перебивок. - периоды между чтением больших художественных текстов используются для чтения коротких произведений.

- воспитатель не должен стремиться к обязательному обсуждению с детьми художественного текста непосредственно после чтения. Это уместно, если у детей возникают вопросы и суждения-реплики относительно прочитанного, а также если воспитатель намерен использовать текст как смысловой фон для непосредственно следующей за чтением совместной деятельности с детьми. - художественные тексты для длительного чтения и их последовательность воспитатель может наметить предварительно на 2-3 месяца с учетом интересов своей группы. - в подборе и планировании последовательности чтения коротких текстов воспитатель руководствуется событиями, происходящими в окружающем мире (сезоны, праздники, памятные даты).

- - воспитатель должен подбирать конкретные художественные тексты, исходя из их художественного потенциала и в соответствии с особенностями детей группы, с тем, чтобы они увидели в книге источник удовлетворения своей любознательности и интереса к окружающему, почувствовали красоту и выразительность художественного слова. - обращаться к художественным текстам при развертывании других культурных практик (в продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой деятельности, проводить аналогии между событиями, происходившими с персонажами и собственной жизнью). - обращать внимание на иллюстрации к художественным текстам, порой они являются неотъемлемой частью конкретного произведения; использовать в работе с детьми только книги с высокохудожественными иллюстрациями (Т. Маврина, Е. Чарушин, В. Сутеев, В. Конашевич, Ю. Васнецов, Н. Радлов, И. Билибин, В. Чижиков, В. Лебедев, В. Пахомов и др).

Узнай автора иллюстраций

Методический ринг «Эффективная работа с художественной литературой в детском саду» Цель: совершенствование профессиональных знаний педагогов о формах, методах и приемах работы с художественной литературой, выявление общей эрудиции, включение в активный диалог. Форма проведения: групповая работа (оппоненты, группы поддержки оппонентов и группа анализа).

1. На развитие ребенка-дошкольника должна работать сама книга, а не ее специальное препарирование на обязательных обучающих занятиях. Для этого чтение должно быть интересным и непринудительным. Дошкольнику нужны не уроки литературы, книга нужна ему, чтобы увидеть многоликий мир, удивиться этому миру и понять его, пережить вместе с героем необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ним, а иногда и поплакать над его судьбой (Н.А. Короткова) 1 раунд: Разные взгляды на организацию работы с художественной литературой

2. Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров (О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш)

2 раунд: Команде 1 составить требования к книжному уголку в подготовительной к школе группе. Команде 2 составить требования к книжному уголку в младшей группе.

3 раунд: Команде 1: в контексте проекта «Художественная литература как смысловой фон других видов совместной деятельности взрослого и ребенка» создать книгу загадок Команде 2: в контексте проекта «Художественная литература как смысловой фон других видов совместной деятельности взрослого и ребенка» создать книгу о правилах поведения.