Планирование индивидуальной коррекционной работы с учащимися с нарушениями зрения. Зам. директора по КРР Санникова Е. В. 2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ. Принципы, определяющие методику проведения коррекционных занятий.
Advertisements

ПРОГРАММА ОЭР МОУ СОШ 6 « Развитие познавательной активности обучащиюхся с трудностями в обучении на основе формирования общеучебных умений и навыков.»
1. Письмо Министерства образования РФ от /90-6 «О психолого-медико- педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» 2. Положение.
ГУО «Специальная общеобразовательная школа 14 для детей с нарушением слуха г. Минска»
Готовность детей к обучению в школе «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему.
Современный урок в коррекционной школе КГКСКОУ СКШИ 8 вида 11 Шишканова Снежана Егоровна.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Теоретические основы изучения дизорфографии у младших школьников. МО учителей-логопедов г.Ковров 2010 ( Руководитель: Бессмертных Н.Р.)
Выделяют следующие уровни письма (по Л.С. Цветковой): 1) Сенсомоторный уровень. Обеспечивает технику письма. Психофизиологической основой письма является.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ Разработала учитель трудового обучения Казакова Е.В.
«Формирование качеств будущих школьников у детей неготовых к обучению в школе» Педагог-психолог Надежда Владимировна Резникова «Формирование качеств будущих.
Готовность детей к обучению в школе. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ: когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического,
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ Материалы к докладу В. В. Гладкой.
Новое содержание работы логопеда с введением ФГОС предметные результаты по русскому языку должны отражать «…сформированность позитивного отношения к правильной.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Автор-составитель – учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Вариативные маршруты. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка должен характеризовать особенности его обучения и развития на.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Транксрипт:

Планирование индивидуальной коррекционной работы с учащимися с нарушениями зрения. Зам. директора по КРР Санникова Е. В. 2011

Цель коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога устранение причин, из-за которых учащиеся испытывают трудности в учении, путем развития общих способностей к учению и коррекции индивидуальных недостатков развития.

1. Коррекционно-развивающее направление на формирование (совершенствование) когнитивной деятельности (анализ, синтез, контроль, самоконтроль): 2Коррекционно-развивающее, направление на формирование (совершенствование) психических процессов (памяти, внимания, восприятия, воли, воображения, психических состояний, личностных особенностей) 3 Коррекционно-развивающее направление на формирование (совершенствование, коррекцию) речевого развития (устная и письменная речь) и базовых представлений и умений, необходимых для успешного усвоения школьной программы: 4 Коррекционно-развивающее направление на формирование (совершенствование, предупреждение патологии) зрительной функции (офтальмотренажёры, офтальмо гимнастика): Основные направления коррекционной работы

Проблемы в планировании Перенос логики планирования педагогической работы по учебному предмету на планирование коррекционных занятий. Отсутствие отражения в планах коррекционной работы ее индивидуализированного характера. Коррекционно-педагогическая деятельность как общеразвивающая, тренинговая работа по развитию всех познавательных процессов.

Если на уроках русского языка ученик испытывает трудности при письме под диктовку, допуская в данном виде работ большое количество ошибок. Письмо под диктовку Симптоматическая коррекция - что не является продуктивным путём решения проблемы. Коррекционно- педагогическая работа причинами затруднений при письме под диктовку могут быть: -недоразвитие фонематического восприятия (ребенок затрудняется в различении фонем на слух), что выражается при письме в заменах по фонематическому признаку; -несформированность процессов фонемного анализа и синтеза (трудности вычленения в составе слова всех его звуковых элементов или трудности анализа последовательности звуков в слове), что выражается в пропусках или перестановках букв в слове; -несформированность приемов самоконтроля, что выражается в наличии различных видов ошибок, в том числе пропусках и перестановках букв; -малый объем слухоречевой памяти, что выражается в том, что ребенок медленно пишет, пропускает буквы и слова, не дописывает фразы, допускает ошибки при хорошем знании правил; -медленный темп деятельности; -недоразвитие тонкой моторики руки, что будет затруднять реализацию в заданном темпе графомоторной деятельности, и др

Цель и содержание коррекционной работы с отдельными учащимися могут быть различными (в зависимости от причины затруднения у каждого ребенка): 1)формирование приемов самоконтроля, 2) развитие фонематического восприятия, 3) формирование процессов фонемного анализа, или что-либо другое. Трудности осуществления письма под диктовку

«симптом трудности - его причина» несформированностью умения пересказывать текст (проблемная область - связная речь) малоуспешен на многих уроках (чтение, «Человек и мир», ознакомление с окружающим и т.д. Работа на коррекционных занятиях будет направлена на формирование обобщенного умения пересказывать текст, в результате которой ребенок научится составлять смысловую программу текста, овладеет средствами межфразовой связи

Коррекционная работа отличается от педагогической работы по учебному предмету целью, содержанием и результатами: -целью коррекционно-педагогической деятельности учителя- дефектолога в рамках данного вида занятий является устранение причин, из-за которых дети испытывают трудности в учении, усвоении тех или иных предметных знаний, умений и навыков; -содержательностью - заключается в исправлении или ослаблении имеющихся у ребенка нарушений развития психических школьно-значимых функций и формировании учебной деятельности; -в результате коррекционной работы у ученика формируются обобщенные умения в той или иной области развития (восприятия, речи, памяти, мышления, деятельности или других), которые повышают уровень его успешности в учебно- воспитательном процессе.

*Коррекционная работа отличается от общеразвивающей наличием конкретной «мишени» коррекционного воздействия, то есть конкретных проблем развития определенных сфер (личностной, эмоционально-волевой, интеллектуальной). *Планирование коррекционно-педагогической работы осуществляется на основе диагностического мониторинга. *Планирование коррекционной работы является индивидуально ориентированным, поэтому в планах работы должен быть «виден» каждый ребенок. *Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы.

Первый этап - диагностический. Цель - выявить причины возникновения трудностей детей в учении. Средства достижения цели - специальные задания диагностического характера; анализ тетрадей детей, их письменных работ и других продуктов деятельности (рисунков, поделок и т. и.); наблюдение за учащимися на уроках. Программа наблюдения может предусматривать фиксацию симптомов (проявлений) учебных затруднений учащихся и изучение состояния сформированности учебной деятельности, ее основных компонентов: учебной мотивации, общеучебных интеллектуальных умений (ориентировки в задании, планирования, обобщения, самоконтроля, самооценки) и личностных компонентов учебной деятельности (познавательной активности, произвольности, самостоятельности).

Второй этап - аналитический. Цель - определить направления и задачи коррекционной работы с учащимися конкретного данного класса (группы). Средства достижения цели - анализ диагностических карт и результатов наблюдений. Продукт (результат) - перспективный план коррекционной работы, позволяющий педагогу ответить на вопрос: «Над чем надо работать с ребёнком?»

Третий этап - стратегический (прогностический). Цель - выделить комплекс задач, над которым учитель-дефектолог планирует работать в течение определенного периода. «Над решением каких коррекционных задач я буду работать в 1-й четверти?» Средства достижения цели - анализ перспективного плана коррекционной работы и школьной программы конкретного класса. На основе сопоставления этих двух объектов анализа определяется, над какими обобщенными умениями и в какой области развития надо работать в первую очередь Продукт (результат) - план коррекционной работы на первую четверть или 1 полугодие.

способы выражения задач коррекционного занятия: 1)через изучаемое содержание; 2)через деятельность педагога; 3)через внутренние процессы в развитии учащихся; 4)через указание на объекты коррекционно- педагогического воздействия - планируемые познавательные достижения, опознаваемые в действиях (умениях) детей (через внешне выраженную деятельность учащихся).

1. Через изучаемое содержание: «изучить...», «познакомиться...», «закрепить темы...» и др. Например, «изучить способы сравнения предметов по величине», «познакомиться со словами, обозначающими качества предметов», «закрепить темы "Словоизменение" и "Словообразование"» и т. п. Если задача формулируется через изучаемое содержание, это только указывает направление, в рамках которого будет осуществляться деятельность детей на занятии, но не дает никаких конструктивных начал для построения коррекционного процесса. Остается неясным: какой объем умений, на каком уровне, путем задействования каких компенсаторных механизмов, с какой мерой самостоятельности должны освоить учащиеся при работе с тем или иным материалом. За расплывчатыми, абстрактными формулировками задач.

2. Через деятельность педагога: «рассказать о...», «дать понятие...», «познакомить с...», «представить...», «показать...», «научить...», «упражнять...», «проверить...», «обосновать...», «обобщить...», «систематизировать...» и др. Например, «познакомить со способом сравнения предметов по длине», «рассказать учащимся о правилах написания предложения», «познакомить учащихся с условно-графической схемой звукового состава слова», «представить алгоритм составления рассказа-описания времени года» и т. п. Поэтому сторонникам данного способа постановки задач предлагаю задать себе вопрос: «Для чего я буду что-то показывать, рассказывать, объяснять и т. д.?» Ответ на этот вопрос и будет составлять задачу коррекционного занятия, а именно, - формировать у детей определенное умение. Формулировка задачи через деятельность педагога -это формальный способ постановки задачи, поскольку она не ориентирована на ребенка.

Через внутренние процессы в развитии учащихся (процессы мышления, восприятия и др.). Например, «развивать мышление», «развивать речь», «развивать пространственную ориентировку» и т. п. во-первых, не является диагностичной, Во-вторых, это слишком общая формулировка, не конкретная, не способствующая целенаправленности деятельности педагога и детей на предстоящем занятии. В-третьих, эта формулировка ко многому обязывает. Следовательно, такой способ формулирования коррекционно-развивающих задач также нельзя признать целесообразным -задача неконкретна, недиагностична и неконструктивна.

4. Через указание на объекты коррекционно- педагогического воздействия - планируемые познавательные достижения, опознаваемые в действиях (умениях) детей (через внешне выраженную деятельность учащихся): «формировать (развивать, совершенствовать) умение...». Такие формулировки задач характеризуются следующими особенностями: - они ориентированы на детей. -конкретны и диагностичны. - конструктивны.

Алгоритм формулирования коррекционно- развивающей задачи В первой части использование формы глагольного существительного. Во второй части формулировки должно быть указание на действие, умение, способ деятельности, который планируется формировать у детей. Третья часть. Данная часть формулировки конкретизирует умение - формировать умение - что делать? Может быть и четвёртая часть. В этой части может содержаться указание на: 1)уровень самостоятельности ребенка (использование различных видов опор; выполнение задания с помощью педагога, с частичной помощью педагога, самостоятельно). 2)способ деятельности (по подражанию, по образцу, по памяти, по словесной инструкции, по представлению, по собственному замыслу). 3) используемый прием.

Направление 1: Коррекционно-развивающие задачи, направленные на формирование (совершенствование) когнитивной деятельности (анализ, синтез, контроль, самоконтроль): Формировать способности к индуктивному мышлению (умение выстраивать и пользоваться внутренней речью); Развивать способности ученика устанавливать отношение между предметами (пространственные, временные, логические, части и целого, единичного и всеобщего ); Формировать способности ученика выполнять в уме простые операции: устный счет, через…….; Развивать способности использования хронологической последовательности; Работа над развитием интуиции; Развивать навыки контроля и самоконтроля в….. Формировать навыки соотнесения учебной и познавательной деятельности с ориентировкой в пространстве, самоконтролем и регуляцией поведения;

Формировать, совершенствовать взаимосвязанных, систематизированных математических представлений о счете (количество, пространственное положение, время, движение, скорость, расстояние и т.д.). Стимулировать зрительно- познавательную активность; Развивать, совершенствовать логическое мышление на основе решения вербально- логических задач, на основе зрительно-воспринимаемой информации; Формировать восприятие, узнавание, распознавание единицы образной информации, (узнавание предметов по их частям (чей хвост, чьи лапы, какая буква поломалась, от какой геометрической фигуры этот элемент));

Направление 2: Коррекционно-развивающие задачи, направленные на формирование (совершенствование) психических процессов (памяти, внимания, восприятия, воли, воображения, психических состояний, личностных особенностей): * Развивать связь восприятия с прошлым опытом. Совершенствовать влияние накопленного зрительного опыта на процессы восприятия; Формировать смысловую память (способность запоминать связную по смыслу информацию); Формировать кратковременную память на образцы букв, фигур, предметов; Формировать кратковременную память на символы (т.е. способность ученика запоминать бессмысленную информацию для него); Формировать гибкость восприятия речевой информации (изменения темпа, тембра, ритма речи); Развивать гибкость восприятия, способность ученика находить определенные предметы в группе других (лабиринт, наложенные предметы, буквы, Развивать константность восприятия, Т.е. способность узнавать объект в незнакомом ракурсе, независимо от изменяющихся условий (конструктор, разный шрифт);

Формировать способность пространственной визуализации на символах (буквах): топор - ропот, чтение с перевернутого листа; Формировать ассоциативную память. Способность ученика запоминать символьную информации; Расширять зону актуального развития ребенка, учить справляться с заданиями разной степени сложности; Совершенствовать избирательность восприятия; Продолжать работу по формированию долговременной памяти; Работать над развитием оперативной памяти;

3 Направление : Коррекционно-развивающие задачи, направленные на формирование (совершенствование, коррекцию) речевого развития (устная и письменная речь): Формировать способность ученика подбирать слова по заданному формальному признаку (словесная флюэнтность); Формировать идеационну флюэнтность, способность понимать смысл незнакомых слов; Проводить совместные с учащимися наблюдения над семантикой слова; Формировать языковую интуицию; -Работать над совершенствованием используемых грамматических конструкций; Работать над совершенствованием навыков скорописи и скорочтения;

Учить детей конструировать предложения различной степени сложности и употреблять их в связной речи; Формировать, совершенствовать навык правильного построения текста, выделение частей в тексте, связно и последовательно излагать материал, формулировать вводную и заключительную части текста; Формировать у уч-ся умения словесно обозначать пространственные положения на микро - и макро - плоскости. Формировать слуховое восприятие текста; Формировать, совершенствовать у учащихся навык с помощью графических знаков описывать многие предметы и явления окружающей действительности; И так далее

Направление 4: Коррекционно-развивающие задачи, направленные на формирование (совершенствование, предупреждение патологии) зрительной функции (офтальмотренажёры, офтальмо гимнастика): Формировать умение применять упражнения на релаксацию глазных мышц, снятие статического напряжения; Формировать навык пространственной ориентировки, выполнение двигательных действий под контролем сохранных анализаторов и остаточного зрения; Формировать умения, применять упражнения на тренировку подвижности взrляда и снятие перенапряжения при чтении (таблица «лабиринт»); Формировать умения, применять упражнения на тренировку наружных мышц глаза, улучшение способности ориентироваться взглядомв поле зрения ( «прыгающий взгляд» - упражнение, способствующее приводу в равновесие зрительного восприятия). И так далее

Спасибо за внимание !