КОМПОЗИЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Понятие о композиции литературного произведения. 2. Композиционные приемы. 3. Элементы композиции и их роль в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Художественное произведение : содержание и формаПомни: содержание и форма – абстрактные понятия! Реально – форма и содержание неотделимы друг от друга!
Advertisements

РЕЧЬ Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. Плутарх Плутарх Горельцева.
Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.
Мультимедийное занятие по русскому языку Учитель Иванова Ю.В. МОУ «Средняя школа 35»
Илья Ильич Обломов. Изучение особенностей авторского стиля и композиции.
« После бала ». Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что.
Геометрические сказки Путешествие второе. Пришла Чистюлька утром к Карандашу: -Доброе утро! -Не совсем оно доброе. -Так- так, что-то случилось? -А ты.
Пейзажные зарисовки Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле.
Пейзаж родной земли Каждый народ любит природу родной страны. О её красоте поют песни, пишут стихи и картины… Самая красивая для человека природа там,
Милосердие.. Что, такое милосердие? Милосердие - это милость сердца. Милость, любовь, нежность, мягкость. Чужая боль, чужое несчастье, чужая потеря, чужое.
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
МДОУ «Арский детский сад 10» Зимушка-зима Открытое занятие по экологии 3 декабря 2012 год.
Правила композиции в фотографии Правила композиции Как сделать фотографию интересной, выразительной, притягивающей взгляды зрителей? Для создания фотографии.
Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Образ Запорожской Сечи в повести. Урок 2.
Цветы на фото - это класс, И с них начнется мой рассказ, Они не пахнут, ну и пусть, Зато развеют вашу грусть! Там есть и розы, и сирень, Их мне показывать.
Лирика Род литературы, в основе которого лежат человеческие переживания.
( ПРИЁМЫ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА ) Сжатое изложение Подготовила: Калинина С.В., учитель русского языка и литературы.
Типы речи В русском языке различают 3 типа речи: повествование описание рассуждение.
Л.Н.Толстой Рассказ «После бала» Работа слушателя курсов РЯ-11 Симаковой О.В.
Транксрипт:

КОМПОЗИЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Понятие о композиции литературного произведения. 2. Композиционные приемы. 3. Элементы композиции и их роль в раскрытии идейно- художественного содержания произведения.

А.И. Ревякин дает такое определение композиции: «Композиция (от лат. compositio – сложение, состав, compono – слагать, составлять) – построение художественного произведения, определенная система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в произведении Таким образом, композиция включает в себя и расстановку персонажей в произведении, и порядок сообщения о ходе событий, и смену приемов повествования, и соотнесенность деталей изображаемого, и портретные и пейзажные зарисовки, и сообщение о месте и времени происходящих событий, и членение произведения на части и т.п. Иными словами, композиция есть не что иное, как структура художественного произведения.

Многие литературоветы, говоря о композиции произведения, выделяют две ее основные формы: событийную (сюжетную) и несобытийную (несюжетную). Событийная форма композиции характерна в большей степени для эпических и драматических произведений, не событийная – для лирических.

Основными требованиями, предъявляемыми к композиции высокохудожественного произведения, являются жизненная и художественная мотивированность и строгая подчиненность всех элементов произведения теме и идее. В современном литературоведении существует традиция выделения таких композиционных приемов, как повтор, усиление и монтаж. О композиционном приеме повтора ведут речь преимущественно в том случае, когда перекликаются первая и конечная стихотворные строки, придавая произведению композиционную стройность, создавая кольцевую композицию. Классическим примером использования кольцевой композиции могут служить стихи А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…», С. Есенина «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…» другие.

Прием усиления Прием усиления применяется в тех случаях, когда для создания художественного эффекта простого повтора недостаточно. Например, по принципу усиления построено описание внутреннего убранства дома Собакевича в «Мертвых дужах» Н.В. Гоголя. Здесь всякая новая деталь усиливает претыдущую: «все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое- то странное сходство с хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро не пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, – словом, кажтый предмет, кажтый стул, казалось, говорил: «и я тоже Собакевич!» или «и я тоже очень похож на Собакевича!»».

Прием монтажа Прием монтажа характеризуется тем, что два образа, расположенные в произведении рядом, рождают некий новый смысл. К примеру, в рассказе А. Чехова «Ионыч» описание «художественного салона» соседствует с упоминанием о запахе жареного лука и звяканье ножей. Эти детали создают ту атмосферу пошлости, которую автор старался донести до сознания читателя. В некоторых произведениях (М. Булгаков «Мастер и Маргарита», Ч. Айтматов «Плаха» и др.) монтаж становится композиционным принципом организации всего произведения.

Элементы композиции Наряду с понятием композиционного приема в литературоведении речь ведут об элементах композиции. Вслед за В.В. Кожиновым и другими учеными, мы выделяем следующие элементы композиции: предварение, умолчание, хронологические перестановки, художественное обрамление, антитеза, пейзаж, портрет, интерьер, диалог, монолог, лирические отступления, вводные эпизоты.

Предварение – уведомление заранее о чем-то – это художественный прием, когда писатель эпизодами предваряет изображение грядущих событий. Спор громче, громче; вдруг Евгений Хватает длинный нож, и вмиг Повержен Ленский; страшно тени Сгустились; нестерпимый крик Раздался... Хижина шатнулась... И Таня в ужасе проснулась...

Художественное обрамление – создание картин и сцен, близких по своему существу изображаемым явлениям и характерам. «Куст «татарина» состоял из трех отростков. Один был оторван, и, как отрубленная рука, торчал остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку. Цветки эти когда-то были красные, теперь же были черные. Один стебель был сломан, и половина его, с грязным цветком на конце, висела книзу; другой, хотя и вымазанный черноземной грязью, все еще торчал кверху. Видно было, что весь кустик был переехал колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но все-таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаз. Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братий кругом его. «Экая энергия! - подумал я. - Все победил человек, миллионы трав уничтожил, а этот все не сдается». И мне вспомнилась одна давнишняя кавказская история, часть которой я видел, часть слышал от очевидцев, а часть вообразил себе. История эта, так, как она сложилась в моем воспоминании и воображении, вот какая...»(Л. Н. Толстой «Хаджи-Мурат»). Примером художественного обрамления из мордовской литературы может служить отрывок из пролога романа в стихах А.Д. Куторкина «Яблоня у большой дороги»:

«Яблоня у большой дороги» Кавто янов прянзо кейси Умарина пока кинуть крайсэ. Паксянть куншкас, теке стувтовсь, Те сулей максыця чувтось, Таркакс пиже луга нар мусь. Лайшизь вармат, мозырь нармунть. Цярахмант пек чавсть эйсэнзэ. Ялатеке сон вийсэнзэ Кирдсь телень само як шамот, Эйс оршневемат, ляк шамот, Начко шкасто кельме ливень. Но цидярдсь чувтось – изь сиве, Стака давал марта спорясь, Ламо Вий раштась тень коряс. Умаринась кассь уж покасто, Зярдо сонзэ вейке боксто Керь ваткакшность петкель пятне, Тарадткак синтресть чирькетне, Правтсть лопат кодазь локшотне, Но эзизь мае макшотне Те чувтонть. Сон кемь, цела. Богатырень шумбра тела Нулань пачк листья неявкшны В обе стороны головой кивает Яблоня у большой дороги. В середине поля, словно забытое, Это тень дающее дерево, Местом избрала зеленый луг. Ее оплакивали ветры, над ней пели птицы. Ее бил град. Вместе с тем она своею силой Сопротивлялась зимним холодам, Оледенению, инею, В дождливое время – холодному поту. Но выдержало дерево – не сломалось, Споря с сильным ураганом, Еще больше оно окрепло. Яблоня уже выросла, Когда с одной ее стороны Кору содрали пестом, И ветви ломали дугами, Срывали листья плетеным кнутом, Но не засохло дерево, Оно здоров, цело. Иногда так богатырское сильное тело Проглятывает сквозь лохмотья,

Умолчание – художественный прием, когда писатель в произведении умышленно не говорит о чем-нибудь. Примером умолчания может служить строфа из стихотворения С.А. Есенина «Песнь о собаке»: По сугробам она бежала, Поспевая за ним бежать... И так долго, долго дрожала Воты незамерзшей гладь.

Хронологические перестановки – такой элемент композиции, когда писатель в своем произведении рассказывает о событиях, наружая хронологическую последовательность. Классическим примером такого рода композиции является роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В романе А. Доронина «Баягань сулейть» («Тени колоколов»), повествующем о жизни патриарха Никона, есть несколько таких эпизодов: «... Влатыкантень лецтявсь, мейстэ весемесь ужодовсь ты кода сон понгсь тезэнь, васоло енксонь усиятнес. Те ульнесь 1625 тень тундостонть, зярдо сонзэ, велень попонть, ве чиста кирьга ормадо кулость кавто церканзо. Те ризкстэнть Олда низа изь цидярдо, суть монахиня кс. Ды сонгак арсесь-тейсь прянзо наравтомо. Кочкизе Соловкань монастыренть, кона сеть иетнестэяк Русень келес пек содавиксэль. Ансяк кода тей пачкодемс? Сыргась Нижней Новгородов. Кемсь, тесто мои Архангельскоенть марта сюлмавозь ломанть ты Рав лейганть сырки мартаст од ки шлангов». («Влатыка вспомнил, с чего все началось и как он попал сюда, в эти отдаленные места. Это случилось весной 1625 года, когда у него, сельского попа, в один день от болезни горла умерли двое его сынишек. От такого горя его жена Олда не выдержала, ужла в монахини. Он тоже, поразмыслив, решил постричься в монахи. Выбрал Соловецкий монастырь, который уже в те времена был очень известным на Руси. Только как туда добраться? Отправился в Нижний Новгород. Надеялся, что там найдет людей, которые связаны с Архангельском, и по Волге реке вместе с ними пойдет по новому пути»).

Антитеза – противоречие, резко выраженное противопоставление понятий или явлений. У Н.А. Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» есть такие строки: Ты и убогая, ты и обильная, Ты и могучая, ты и бессильная, Матужка-Русь.

На антитезе построен и отрывок из поэмы Д.Надькина «Чачома эле» под названием «Изнямо или кулона» («Победа или смерть»): Пурнавить унжат-шанжавт, Тошкить: «Тюреманть стувтык!..» Эсь прянь ванстомань ежом Мартост: «Курокке чийть!..» Каштанчим: «Иля капша. Эряви маемс тувтал. Истя а леди -Езмолк!- Кадомс тюремань кинуть…». Соберутся жучки-паучки: Шепчут: «Забудь борьбу!..» Инстинкт самосохранения Наряду с ними: «Беги быстрей!..» Самолюбие: «Не спеши.Надо найти причину. Так не годится -Вдруг! – Оставить дорогу борьбы…».

Пейзаж – описание прироты в литературном произведении, выполняющее различные функции. «Леесь а неявки, сон копачазь ловсонь кондямо туманно. Маряви лисьмапрясто чудиця чудикерьксэнть шольнемазо. Сон, прок цехов, славы малый кизэнь валскенть. Калдастонть кайсети скалтнэнь стаккато лексема ст ты порьксэнь поремаст. Леенть черева луганть ланка росась ашти ведь байгекс. Ломань еще косяк карась... Коштось тесто, ванькс ты экшен. Лексят эйсэнзэ, кодаяк а пешкедят. Ломантне, нармунтне, мик тикшетнеяк, весе природа с, утыть сэрей шожтыне менеленть ало. Мик тештнэяк палсть аваль пек валдо толсто, сыньгак чатьмонить, эзть меша утыцятненень» (Реки не видно, она укутана густым туманом. Слышно журчание ручейка, вытекающего из родника. Он, словно соловей, славыт красоту летнего утра. Из загородки доносятся вздохи коров, пережевывающих жвачку. На лугу вдоль реки лежит утренняя роса. Людей еще нигде не видно... Воздух густой, чистый и прохладный. Дышишь им - не натышишься. Люди, птицы, трава, вся природа спит под легким небосводом. Даже звезты горят не ярко, не мешают спящим»(Эркай Н. Л. Алешка).

Портрет – описание внешнего вида, наружности персонажей. С. Платонов «Кить-янт» («Пути-дороги»): «Вера оршазель кизэнь шожда платиинесэ, кона стазель сэрензэ коряс ты седеяк мазылгавтсь виде килеень кондямо елганя рунгонзо. Васень варштамсто сонзэ чамазо неявки аваль уж овсе пек малыйтнеде. Истят чамаст весе од тейтерькатнень, кинень а умок топодсть кемгавксово иеть ты кие се тундостонть васенцекс цветязевсь куракш ало лантыш цецинекс. Но бути седе кувать ванат Верань чамас, сон асамонь- асамонь лиякстоми, тееви ловтанякс ты валдомгаты, прок зорява чилисема енксось, зярдо вирь экшстэ или пакся чирень томбальде появи чинть сыреждиця кирьксэзэ, ты седеяк пек манейгаты, налксезеви весе валдосонзо, зярдо мизолдомадонть панжовить пеензэ. Но сехте помнявицят сонзэ серой сельмензэ, конат лангозот ваномсто васня неявкить сталень кондямокс, мейле асамонь- асамонь яла сэньшкатыть, тестомгатыть ты мик чополгатыть, теевить потмакстомокс. Вановтонзо коряс овсе а чарькодеви ежозо ты мелезэ - паро теть арси или берянь. Но варштавксозо зярдояк а стувтови» («Вера была одета в легкое летнее платье, сшитое по ее росту и подчеркивающее ее стройный стан. На первый взгляд, ее лицо нельзя отнести к очень красивым. Такие лица у большинства молотых девужек, которым недавно исполнилось восемнадцать лет, и они впервые расцвели, точно лесные лантыши. Но если всматриваться в лицо Веры, оно понемногу меняется, бледнеет и светлеет, словно утренняя заря, когда из-за леса или со стороны поля появляются первые солнечные лучи, и становится еще прекраснее при улыбке. Более всего запоминаются ее серые глаза, которые при первом взгляде кажутся стальными, затем понемногу темнеют и становятся бездонными. По ее взгляду невозможно понять ее настроение и мысли - добра тебе желает или нет. Но взгляд ее нельзя забыть»).

Интерьер – изображение замкнутого пространства, среты обитания человека, которую он организует по своему подобию, другими словами, – это описание обстановки, в которой живут и действуют герои. Например, в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В. Гоголя: «Прекрасный человек Иван Иванович! Он очень любит тыни. Это его любимое кужанье. Как только отобедает и выйдет в одной рубашке под навес, сейчас приказывает Гапке принести две тыни. И уже сам разрежет, соберет семена в особую бумажку и начнет кужать. Потом велит Гапке принести чернильницу и сам, собственною рукою, сделает надпись над бумажкою с семенами: «Сия тыня съедена такого-то числа». Если при этом был какой-нибудь гость, то «участвовал такой-то». Покойный судья миргородский всегда любовался, глядя на дом Ивана Ивановича. Да, домишко очень недурен. Мне нравится, что к нему со всех сторон пристроены сени и сенички, так что если взглянуть на него издали, то видны одни только крыши, посаженные одна на другую, что весьма походит на тарелку, наполненную блинами, а еще лучше на губки, нарастающие на дереве. Впрочем, крыши все крыты очеретом; ива, дуб и две яблони облокотились на них своими раскидистыми ветвями. Промеж дерев мелькают и выбегают даже на улицу небольшие окошки с резными выбеленными ставнями»

Коломасов В.М. Лавгинов Приведем пример из мордовской литературы, описание комнаты, в которой проживает персонаж В. Коломасова Лавгинов после развода с женой: «А уж тон варштавлитька, кодамо сонзэ ней кудось. Арсян, натой тонь скалонь кардось седе ванькс. Коштось сонзэ кудосонть листья кольсь, мик ойметь а таргави. Кияксось – раужо мода. Ков иля варшта – мазынь кис поводевсть шанжавонь кодавкст. А уж карвотне! Увныть – мезеяк а марят, прок мекш веле совась кудонтень. Стенасонть, косо ней сонзэ ацазь таркинезэ, лазкстнэ пешксеть кендялдо, потолоконть эзга пиксить таракант»[1] (Посмотрела бы ты, какой у него теперь дом. Думаю, твой коровий двор чище. Воздух в доме настолько испортился, что невозможно вдохнуть. Пол – черная земля. Куда ни посмотри, везде для красоты висит паутина. А уж мух! Жужжат – ничего не слышно, словно в дом пчелиный рой залетел. В стене, около которой теперь его постелька, щели полны клопов, по потолку ползают тараканы). Такого рода интерьер помогает читателю лучше понять ленивый характер изображенного героя.[1]

Лирические отступления – эмоциональные размышления автора об изображаемых событиях. Много лирических отступлений в «Дон-Жуане» Д.Г. Байрона; «Евгении Онегине» А.С. Пужкина, «Мертвых дужах» Н.В. Гоголя; в «Яблоне у большой дороги» А.Д. Куторкина: Вейке ялганть, Пашкань вакссонть, Менсь кургсто келезэ ты колезь ботинкань лазкстонть лиссь пильге сур пезэ. Ки нарьгамс нужантень максозь, кинь ломанькс а путыть, сень од шкась варяв башмаксо покасто касомс юты. У одного друга, рядом с Пашей, Вывалился наружу язык и из рваного башмака вышли на улицу пальцы. Кто отдан бедности на растерзание, кого не считают за человека, у того вся молодость до зрелости в рваных башмаках пройдет[1].[1]

Диалоги и монологи – это значимые высказывания, как бы подчеркивающие, демонстрирующие свою «авторскую» принадлежность. Диалог неизменно связан с взаимным, двусторонним общением, при котором говорящий считается с непосредственной реакцией служающего, при этом активность и пассивность переходят от одних участников коммуникации к другим. Для диалога характерно чередование кратких высказываний двух или более лиц. Монолог – непрерываемая речь одного лица. Монологи бывают «уединенными», в случае, когда говорящий не имеет прямого контакта с кем-либо, и «обращенными», призванными активно воздействовать на служателей.

Вводные эпизоты литературоветы иногда называют вставными рассказами. Таковыми являются сказка об Амуре и Психее в романе Апулея «Метаморфозы» («Золотой осел»), история капитана Копейкина в «Мертвых дужах» Н.В. Гоголя.

В заключение следует отметить, что любое художественное произведение имеет свою композицию, особую структуру. В зависимости от тех целей и задач, которые перед собой поставил, писатель выбирает те или иные элементы композиции. Одновременно все элементы композиции, перечисленные выше, не могут присутствовать даже в больших по объему эпических произведениях. Редко встречаются в художественной литературе такие компоненты, как предварение, художественное обрамление, вводные эпизоты.