Презентация по теме: Синтаксис. Изучение в школе. Словосочетание Простое предложение Осложнённое предложение Пунктуация Брянцева Елена Степановна учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ученые-русисты. Михаил Васильевич Ломоносов 1)разработка научной классификации частей речи и в создании теории «трех штилей»; 2)создал первую научную.
Advertisements

«РУССКИЕ ЛИНГВИСТЫ» Выполнила ученица 10 «Б»класса Михайлова Мария Руководитель: учитель русского языка и литературы Шунько Т.Н. Муниципальное образовательное.
Если бы Ломоносов Михаил Васильевич жил в 20 веке, смог ли бы он изобрести компьютер?
Заседание круглого стола «Русские лингвисты». В.Г.Белинский Русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация? Подготовила: Калинина С.В.,учитель русского языка.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
СИНТАКСИС КАК УЧЕНИЕ О ПРЕДЛОЖЕНИИ И СЛОВОСОЧЕТАНИИ Лекция 1.
Готовимся к ЕГЭ Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Свечаревская С.А.
Михаил Васильевич Ломоносов Ломоносов - ( г.)
Тема урока: Синтаксис словосочетания и простого предложения Цель урока: повторить, что входит в понятия «Синтаксис и пунктуация», «пунтограммы», «словосочетание»,
Выдающиеся учёные- русисты. Ломоносов М.В., Востоков А.Х., Даль В.И., Ушаков Д.Н., Щерба Л.В., Виноградов В.В., Ожегов С.И., Максимов Л.Ю. – известные.
Выполнила : ученица 8 « Б » класса МОУ « Судогодская основная общеобразовательная школа » Мишулина Мария. Г. Судогда, 2011 год.
Презентация Соболевой Т.С. «РУССКИЕ УЧЕНЫЕ – ЛИНГВИСТЫ».
Виктор Владимирович Виноградов ( ) русский филолог, академик, ученик А. А. Шахматова и Л. В. Щербы. Создал фундаментальные труды по истории русского.
Синтаксис и пунктуация Повторение теории 5 класс Урок разработан и проведен Постоваловой Г.М. МОУ СОШ 12 г.Ноябрьска ЯНАО Урок разработан и проведен Постоваловой.
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация?
Выполнила учитель МОУ «Батыревская СОШ 1» Батыревского района Майрина А.Н. Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского.
Пред вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н.В.
Зарисовки о русских лингвистах о русских лингвистах «…он понял истинный источник русского языка и красоты оного…» А.С. Пушкин.
Он создал первый университет Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом. А. С. Пушкин.
Транксрипт:

Презентация по теме: Синтаксис. Изучение в школе. Словосочетание Простое предложение Осложнённое предложение Пунктуация Брянцева Елена Степановна учитель русского языка и литературы. г.Краснодара МОУ ООШ 97

Если посмотреть вокруг... Если посмотреть вокруг, мы увидим много удивительного созданного разумом и руками человека. Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество, это язык. И одна из главных его задач – помогать людям, понять друг друга при общении, при общей работе. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно, образно. Её можно выразить как простыми, так и сложными предложениями. Всему этому нужно учиться- учиться упорно и терпеливо. Известный писатель К.Г. Паустовский, обращался к современникам, т.е. к нам с вами, напоминает: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». И мы обязаны это всегда помнить. Многие русские учёные-языковеды внесли неоценимый вклад в изучение законов образования и развития языка. Это Михаил Васильевич Ломонос ( ), Александр Ломоносов Востоков ( ), Викторов Владимирович Даль ( ), Виктор Владимирович Виноградов( ), Алексей Александрович Шахматов ( ). Кстати А.А. Шахматов - великий русский лингвист, педагог, создал около 170 научных трудов, из которых самым значительным является исследование «синтаксиса русского языка».

Михаил Васильевич Ломоносов Михаил Васильевич Ломоносов(8 (19) ноября 1711, деревня Мишанинская, Россия 4 (15) апреля 1765, Санкт-Петербург, Российская империя) первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований,

Виктор Владимирович Виноградов Виктор Владимирович Виноградов(31 декабря 1894 (12 января 1895), Зарайск 4 октября 1969, Москва) русский литературовед и лингвист-русист, академик АН СССР (1946), доктор филологических наук, лауреат Сталинской премии (1951).

Владимир Иванович Даль Владимир Иванович Даль (10 (22) ноября сентября (4 октября) 1872) русский учёный и писатель. Прославился как автор «Толкового словаря живого великорусского языка».

Александр Христофорович Востоков (псевдоним; настоящее имя Александр- Вольдемар Остенек нем. Osteneck) (16 (27) марта (20) февраля 1864) российский филолог, поэт, член Российской академии (1820), академик Петербургской АН (с 1841 года).

Изучение синтаксиса способствует развитию речи, так как помогает правильно строить предложения, выбирать наиболее выразительные виды словосочетаний и предложений, которые более подходят для нужного в данной ситуации стиля речи. Знаки строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически стройно выражать мысли, а также правильно ставить знаки препинания. Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему понять их. Пунктуация содержит систему правил знаков препинания, которые помогают членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между словами в предложении.

Из истории синтаксических исследований Синтаксис (греч.) – военный строй или построение вместе. Первыми это определение стали употреблять стоики в 3 в. до н.э. для обозначения логической структуры высказываний. Собственно языковые явления (связи слов и их формы в предложении) впервые стали предметом синтаксиса во 2 в. н.э. у Аполлония Дискала.До конца 19 в. в языкознании не было четкого разделения между синтаксическими, логическими и психологическими понятиями. Например: грамматический анализ предложения проводился в терминах априорных логических категорий, что приводило к тому, что не разграничивались логическое "подлежащее" (субъект) и грамматическое "подлежащее". Фонетика и морфология рассматривались как изучение языковых норм, а синтаксис – как изучение способов выражения в языке логических единиц и отношений. При этом в современной лингвистике эту проблему относят к ведению семантики.

В рамках логического подхода к языку в 17 в. французские ученые Арно и Лансло (авторы "Грамматики Пор-Рояля", 1660) предприняли первую попытку создать объяснительную синтаксическую теорию: языковые факты таковы, какими мы их наблюдаем, т.к. они отражают определенные принципы мышления. Во второй половине 20 в. под влиянием "Философии языка" Гумбольдта возник психологический подход к грамматике, и в первую очередь к синтаксису. Его представителями были Штейнталь, Пауль, Потебня. В этом подходе место логических категорий заняли психологические.

В конце 19 в. Возникли формальные направления. Однако анализ приходилось основывать на логических категориях. Поэтому формальный подход к синтаксису точнее было бы назвать формально - морфологическим. В российской науке к этому направлению, восходящему к Фортунатову, можно с некоторыми оговорками отнести труды Шахматова и Пешковского. Многие идеи, впервые четко сформулированные в рамках формального подхода, занимают важное место в некоторых современных теориях (предложение как разновидность словосочетания, неизменность типа синтаксической конструкции при ее распространении, связь частей речи с типом конструкции). В 20 в. некоторые лингвисты попытались ввести Соссюром разделения языка и речи. Язык – это абстрактная система, лежащая в основе речевого поведения. Речь – актуализация, практическое осуществление этой системы в процессе ее использования людьми. В духе Ш. Балли, который разграничивал в синтаксисе проявления языка и речи, Виноградов противопоставил "строительный материал" для предложения (слова и словосочетания) и сами предложения. Эта проблематика сохранила актуальность и до нашего времени.

Словосочетание Словосочетание это сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу: любить (кого?) животных; хорошо (как?) обращаться (с кем?) с животными; дождь или снег; быстро, но хорошо. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

Виды словосочетаний Основные виды связи между словами и предложениями- это сочинительная и подчинительная. Способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

С ловосочетания формируются в предложения и выделяются из него.

Понятие о предложении Предложение основная единица синтаксиса, так как в предложении оформляется мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить (высказать) слушающему или читающему.

Порядок слов в предложении Порядок слов в предложении определяется грамматической основой.

Способы выражения подлежащего

Виды сказуемого

Второстепенные члены предложения

Неполные предложения

Синтаксический разбор простого предложения

Сложное предложение Предложения состоящие из нескольких простых, называются сложными. Основные средства связи простых предложений в сложные: интонация, союзы или союзные слова.

Сложносочиненные предложения

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Сложноподчинённое предложение

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Придаточные обстоятельственные

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

Разбор сложного предложения

Образец разбора сложного предложения

Заключение Это краткий обзор очень большой темы «синтаксис». Синтаксис- очень важная часть русского языка. Изучать её сложно, но необходимо, чтобы наша речь была проста и чиста, а письменность грамотной.

Список используемой литературы: 1. А.Б. Малюшкин - «Учебные таблицы 5-11 классы. По русскому языку» г. 2. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова- «Русский язык (теория,практика) 5-9 класс» г. 3. В.Н. Ивлева, Л.Н. Гвоздинская,И.В. Слепкова, О.Л. Смирнова- «Школьный курс (5-11 классы) Справочное пособие. Русский язык» 2008 г. 4. Назаров Н.Д. – «Русский язык» : Справочно- методическое, учебно-научное пособие г. 5. file://localhost/ Лекция 1. Предмет синтаксиса. Из истории синтаксических исследований.