03.10.20141 Инновационный проект «Лексико-семантический аспект этимологического анализа на уроках русского языка» Подготовила учитель русского языка и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1-й этап Погружение в проект Учитель формулирует Проблему проекта Сюжетную ситуацию Цель и задачи.
Advertisements

«Проект» «брошенный вперед» (лат) Проект-форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую.
Технологии, основанные на реализации проектной деятельности Автор презентации – Клюкова Н.В.
Этапы работы методом проекта Выполнила учитель начальных классов МОУ Ветлужская средняя общеобразовательная школа Гаманина Г.Н., 2009 год 2009 год.
Диагностика уровня достижения метапредметных планируемых результатов обучающихся 7-х классов.
Тема: «Проектная исследовательская деятельность в школе как фактор формирования ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования»
Метод учебного проекта. В современной педагогике: Метод проекта используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент.
Зам. директора по УВР Долгих Э.Т.. Метод проектов – это организационная модель образовательной деятельности, позволяющая учащимся изучать самые сложные.
Автор: Михайлова Нина Александровна. Приоритетная задача современной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого.
СемьяШкола Другие взрос- лые Соци- альная среда СМИ Телеви- дение КнигиДрузья.
Работа с проектами в кл.. Для чего нужен метод проекта? Учит детей превращать информацию в знания. Развивает вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию.
Технология проектной деятельности Учитель химии, биологии Малышева Татьяна Михайловна ИСОШ 2.
Проектная методика в начальных классах Старчикова О.В. учитель МОУ «СОШ с. Питерка»
Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать.
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
Доклад на тему Проектная деятельность учащихся на уроках родного языка и литературы Проектная деятельность учащихся на уроках родного языка и литературы.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
МЕТОД ПРОЕКТА АВТОР: Учитель истории МОУ гимназии 3 Винник Оксана Николаевна.
«Научно-исследовательская деятельность учителя и учащихся » Выполнил: Выполнил: Пархоць К.А., учитель Пархоць К.А., учитель английского языка английского.
Педагогический совет « Формирование и развитие УУД учащихся через организацию проектной и исследовательской деятельности »
Транксрипт:

Инновационный проект «Лексико-семантический аспект этимологического анализа на уроках русского языка» Подготовила учитель русского языка и литературы средней школы 77 Козлова Ирина Николаевна

Введение Для того, чтобы выяснить, что слово обозначает в контексте, я выбрала способ решения проблемы - создание Словаря на основе лексико- семантико- этимологического анализа. Словарь – одна из точек возможного взаимодействия в интегративном подходе к обучению русскому языку и литературе.

Введение Создание собственного Словаря делает учеников причастными к исследовательской работе, а также дает возможность решить и ряд других задач (воспитать толерантность, развить интерес к урокам русского языка, раскрыть творческие возможности). Более подходящим для этого методом стал метод проекта.

Идея. Задачи. Актуальность. Идея: Создание этимологического словаря на заданную тематику. Задачи: Развивать языковое чутье у учащихся. Обогащать словарный запас учащихся. Повышать речевую и общую культуру учащихся. Раскрывать творческий потенциал учащихся. Создать ситуацию успеха для каждого ученика. Повышать интерес к урокам русского языка. Показать «язык» как явление развивающееся.

Идея. Задачи. Актуальность. Актуальность: Использование этимологического анализа на уроках русского языка позволяет активизировать языковую интуицию, что является основой орфографических навыков. Использование этимологического анализа на уроках русского языка позволяет активизировать языковую интуицию, что является основой орфографических навыков. Семантический аспект этимологического исследования позволяет учащимся правильно понимать значение слов, что в свою очередь облегчает понимание смысла художественного произведения, чтение современной периодики, восприятие радио- и телепередач. Семантический аспект этимологического исследования позволяет учащимся правильно понимать значение слов, что в свою очередь облегчает понимание смысла художественного произведения, чтение современной периодики, восприятие радио- и телепередач. Создает у ученика целевую установку на усвоение школьной программы, формирует убежденность не только в учебной значимости, но и в практической пользе навыков по русскому языку. Создает у ученика целевую установку на усвоение школьной программы, формирует убежденность не только в учебной значимости, но и в практической пользе навыков по русскому языку. Обогащает словарный запас учащихся, повышает их речевую и общую культуру, развивает интеллект, приобщает к истории и культуре своего народа и своей страны. Обогащает словарный запас учащихся, повышает их речевую и общую культуру, развивает интеллект, приобщает к истории и культуре своего народа и своей страны. Метод проекта позволяет учащимся раскрыть свои творческие способности, выразить свои мысли в удобной для них форме. Метод проекта позволяет учащимся раскрыть свои творческие способности, выразить свои мысли в удобной для них форме.

Концепция Эффективность использования этимологического анализа для развития языкового чутья Эффективность использования этимологического анализа для развития языкового чутья Значение работы со словарями Семантический аспект этимологического анализа Обоснование выбора метода проекта

Эффективность использования этимологического анализа для развития языкового чутья Предмет «Русский язык» решает общие задачи языкового образования, которые сформулированы в образовательном стандарте. Они состоят в формировании речевой культуры личности, в воспитании сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному орудию общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, в формировании и развитии коммуникативной компетенции.

Эффективность использования этимологического анализа для развития языкового чутья Ориентация процесса обучения русскому языку на интенсивное речевое развитие требует максимальной опоры на природные способности человека. Не случайно поэтому в последнее десятилетие активизировалось внимание к проблеме развития языкового чутья ребенка и построения таких методических систем, которые бы обеспечивали в школьном образовании опору на это уникальное проявление психофизиологических возможностей человека.

Эффективность использования этимологического анализа для развития языкового чутья Эффективным приемом, активизирующим языковое чутье, является использование этимологического анализа на уроках русского языка. Эффективность этой работы прежде всего объясняется неистребимым желанием ребенка проникнуть в тайну рождения слова, потребностью разгадать незримую связь явлений, запечатленную в нем, а также интуитивной способностью проводить семантико - структурные параллели между родственными словами.

Эффективность использования этимологического анализа для развития языкового чутья Этимологический анализ может возродить в слове былую образность, раскрыть глубинный смысл; Этимологический анализ активизирует языковую интуицию, особенно в тех случаях, когда школьнику предлагается сначала самостоятельно доказать историческое родство предложенных групп слов (нож – вонзить – заноза), а затем проверить свою лингвистическую догадку, обращаясь к этимологическому словарю.

Эффективность использования этимологического анализа для развития языкового чутья Итак, опора на языковое чутье ребенка, целенаправленное развитие природной языковой интуиции - одно из важнейших условий правильной и эффективной организации процесса обучения русскому языку.

Значение работы со словарями Необходимо отметить, что на современном этапе работа со словарями, необходимыми для семантико - этимологического анализа, должна органично войти в учебный процесс. Не случайно и школьные программы по русскому языку содержат требования формировать у школьников умение пользоваться разными видами словарей. Необходимо отметить, что на современном этапе работа со словарями, необходимыми для семантико - этимологического анализа, должна органично войти в учебный процесс. Не случайно и школьные программы по русскому языку содержат требования формировать у школьников умение пользоваться разными видами словарей.

Значение работы со словарями Между тем, работа со словарями проводится, как правило, эпизодически. Учащиеся, обращаясь к словарям, не всегда учитывают все сведения о слове. Обычно в толковых словарях их интересует значение слова, в этимологических - его происхождение. Соединить полученную информацию, освоить в едином ключе, дать необходимые комментарии и собственные наблюдения - цель создания самими учащимися собственного Словаря.

Значение работы со словарями Пользуясь несколькими словарями при составлении своего Словаря. Ученики сравнивают их, узнают, какая информация и с какой степенью полноты содержится в каждом из них. Форма собственного Словаря, созданного самими учащимися, позволяет полностью раскрыть творческие возможности каждого из них, почувствовать себя успешными.

Значение работы со словарями Иллюстрации к изучаемым словам, статьи, собственные предположения и догадки в виде сочинений, размышлений - все это делает работу интересной и живой. Подбор слов для лексико – семантико - этимологического анализа, виды заданий могут быть различными. Это зависит от темы урока, от изучаемого программного материала, от речевой подготовки учащихся, но при этом всегда необходимо помнить, что систематическая работа со словарями, проводимая в тесной связи с уроками русского языка и литературы, способствует обогащению словарного запаса ученика, повышению общей культуры.

Семантический аспект этимологического анализа Семантическая сторона этимологического исследования до сих пор остается наименее разработанной, что и позволяет считать данную тему актуальной. К тому же закономерности, которые проявляются в семантическом развитии слова, не столь последовательны и постоянны, как в области фонетики и словообразования. Вот почему некоторые ученые считают, что именно разработка семантического плана – самое важное в этимологическом анализе. Семантическая сторона этимологического исследования до сих пор остается наименее разработанной, что и позволяет считать данную тему актуальной. К тому же закономерности, которые проявляются в семантическом развитии слова, не столь последовательны и постоянны, как в области фонетики и словообразования. Вот почему некоторые ученые считают, что именно разработка семантического плана – самое важное в этимологическом анализе.

Семантический аспект этимологического анализа Обращаясь к семантической стороне этимологического исследования, учёные сталкиваются с целым рядом значительных трудностей. Прежде всего, в глаза бросается неимоверная пестрота, а подчас – неожиданность этих изменений. Еще более неожиданной представляется этимологическая общность таких слов, значения которых, на первый взгляд, даже логически трудно увязать между собой («простыня», «скромность» и «прощение», «гроб» и «родина», «стая» и « комната»). А это значительно затрудняет семантическую сторону этимологического анализа. Не сразу понятны этапы семантического развития некоторых слов. Так, например, происходит со словом Коровай: «резень, кусок»-- «кусок пищи»--«кусок хлеба»--«хлеб»--«круглый хлеб». Обращаясь к семантической стороне этимологического исследования, учёные сталкиваются с целым рядом значительных трудностей. Прежде всего, в глаза бросается неимоверная пестрота, а подчас – неожиданность этих изменений. Еще более неожиданной представляется этимологическая общность таких слов, значения которых, на первый взгляд, даже логически трудно увязать между собой («простыня», «скромность» и «прощение», «гроб» и «родина», «стая» и « комната»). А это значительно затрудняет семантическую сторону этимологического анализа. Не сразу понятны этапы семантического развития некоторых слов. Так, например, происходит со словом Коровай: «резень, кусок»-- «кусок пищи»--«кусок хлеба»--«хлеб»--«круглый хлеб».

Семантический аспект этимологического анализа Можно сделать вывод, что именно лексико – семантический аспект этимологического анализа формирует у школьников не только орфографические навыки, но и вырабатывает способность полноценно и многогранно воспринимать семантическую характеристику языкового явления.

Обоснование выбора метода проекта Сегодня метод проектов представляет собой такую организацию учебно-познавательной деятельности школьников, в результате которой ученики создают проект, являющийся результатом детальной разработки ими какой-либо теоретически или практически значимой проблемы, ее описания и решения. В основе данного метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также критического мышления.

Обоснование выбора метода проекта Метод проектов позволяет развивать у школьников в единстве и взаимосвязи все компоненты лингвистической компетенции. Проектная деятельность учит школьников: Самостоятельно приобретать знания; Использовать приобретенные знания для решения новых практических и познавательных задач; Вырабатывать на основе освоенных приемов исследовательской деятельности собственные стратегии, в основе которых лежат развитые умения и навыки регуляции учебно-познавательной деятельности.

Обоснование выбора метода проекта Метод проекта - самостоятельное постижение учащимися лингвистических, речеведческих, психолингвистических проблем, имеющих жизненный смысл, получение конкретного результата и его публичное предъявление.

ЭТАПЫ РАБОТЫ над исследовательским проектом ЭТАПЫ РАБОТЫ над исследовательским проектом Определение проблемы, цели и задач исследовательской деятельности, Направленной на решение проблемы. Выдвижение гипотезы исследования. Определение и обсуждение методов исследовательской деятельности. Определение способов оформления результатов исследования (реферат, доклад, творческий отчет и др.). Сбор, обработка, анализ и систематизация источников исследования проблемы, полученных данных. Подведение итогов, оформление результатов исследования. Презентация исследовательского проекта в выбранной форме. Анализ результатов деятельности, определение перспектив и новых проблем исследования.

ЭТАП – погружение Учитель формулирует: проблему проекта; сюжетную ситуацию; цель и задачи. Учащийся осуществляет: личностное присвоение проблемы; вживание в ситуацию; принятие, уточнение, конкретизацию цели и задачи.

ЭТАП – организация деятельности Учитель предлагает, организует: организовать группы; распределить роли в группе; спланировать деятельность по решению задач проекта; возможные формы презентации результатов Учащийся осуществляет: разбивку на группы; распределение ролей в группе; выбор формы и способов представления предполагаемых результатов

ЭТАП – осуществление деятельности Учитель не участвует, но: консультирует учащихся по необходимости ; контролирует (ненавязчиво); дает новые знания, указывает на источники, где их можно получить; репетирует предстоящее представление результатов Учащийся работает самостоятельно: каждый индивидуально и в группе; консультирует по необходимости ; добывает недостающие знания; готовит презентацию

ЭТАП – презентация Учитель принимает отчет: обобщает и резюмирует, подводит итоги; оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение; толерантность и др.; акцентирует внимание на воспитательном моменте: умение работать в группе на общий результат. Учащийся демонстрирует: понимание проблем; умение планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексию деятельности и результата; дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

Инновационный опыт использования Этимологического Словаря» на уроках русского языка Проект 1 Тема: «Мудрость жизни и мудрость слова» (Притчи). Класс: 7-ой Цель: создание «Этимологического словаря» по текстам заповедей из «Книги притчей Соломоновых» и стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий»

Инновационный опыт использования Этимологического Словаря» на уроках русского языка Проект 2 Тема: «Чудо русского искусства» И. Э. Грабарь Класс: 7-ой Цель: Создание Этимологического словаря для подготовки к экзамену по русскому языку ( работа проводится непосредственно перед сочинением по тексту Е. Осетрова «Храм Покрова на Нерли»)

Инновационный опыт использования Этимологического Словаря» на уроках русского языка Проект 3 Тема: Анализ стихотворения О.Мандельштама «В игольчатых чумных бокалах». Класс: 11-ый Цель: Создание этимологического словаря к тексту стихотворения

Аналитическая справка Изучение отношения учащихся к изучению русского языка; Анализ успеваемости; Показатели качества знаний и успеваемости срезовых работ; Выбор предметов итоговой аттестации учащимися 11 классов.

Изучение отношения учащихся к изучению русского языка Рисунок 1: Итоги по 7 «Б» классу Рисунок 2: Итоги по 9 «Г» классу

Анализ успеваемости Рисунок 3: Данные по 7 «Б» классу

Показатели качества знаний и успеваемости срезовых работ Рисунок 4: Сравнение показателей

Выбор предметов итоговой аттестации учащимися 11 «Б» класса

Примерное планирование Системное создание Словарей является инновацией данного проекта. Опыт работы в этом направлении позволил создать планирование для дальнейшего использования «Этимологических словарей» на уроках русского языка в 7-х классах (класс-интенсив). Создание собственного Этимологического словаря - это, прежде всего, поиск источников, в которых прослеживается непосредственно связь языка и культуры.

Примерное планирование Первостепенная задача учителя русского языка - формировать национальное самосознание учащихся, создавать у учеников представление о языке как материальной и духовной ценности; воспитывать любовь к родному языку, гордость за него, потребность к сохранению чистоты родного языка как явления культуры.