Презентация подготовлена учителем МБОУ СОШ 19 г.Вышний Волочёк: Коршаковой Л.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ СОШ 17 г.к. Геленджик учитель ИЗО и ОПК Махнач Л.В.
Advertisements

Сюжеты русской иконописи Основными сюжетами русской иконописи стали сцены из ветхозаветной и евангельской истории, сцены из жизни христианских святых.
Тема : Календарь и праздники православной культуры Автор разработки : Преподаватель ОПК БОУ СОШ 35 МО Динской район Блоха А. В.
Интерактивный кроссворд по основам православной культуры.
Основы православной культуры. 2 класс. Учитель начальных классов МБОУ СОШ 51 г. Брянска Пивченко Ирина Васильевна.
Словно после видения воздуха-неба-иконы: Покров-Пресвятой-Богородицы: вольным осталось златистосмягченное духом народа сиянье: Покоя. Покров Пресвятой.
Обучающиеся 4 «А» класса МБОУ СОШ 4 г. Льгова Преподаватель ОПК: Стрельникова Г.Н. Кл. руководитель: Шестопалова Т.В. Иконография: РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.
Великие христианские праздники. Праздник праздников ПАСХА Подготовила Ольшевская Инна Юрьевна, зав.библиотекой МОУ СОШ 169 Нижний Новгород 2010.
Календарный год в православии Мутиханова Мария Супияновна, учитель истории, ОРКСЭ, МБОУ СОШ 35.
Дева Мария (8 сентября 20 до н. э. 15 августа 45) У немолодой семейной пары Иоакима и Анны долгое время не было детей. Когда первосвященник отказал Иоакиму.
Презентация к занятию по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: презентация "Рождество"
Основы православной религии. Урок 28. Православный календарь. Праздники.
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Девы Марии празднуется Святой Русской Православной Церковью 4 декабря (21 ноября ст.
Рождество Пресвятой Богородицы. Евангелие – книга о Спасителе и спасении «Евангелие» – благая весть. «Евангелие» – благая весть.
Урок основы православной культуры в 3 классе. Храмы Пыталовского района.
По стопам Христа Автор проекта: Ефименко Татьяна Александровна, учитель ОПК МОУ СОШ 8 п. Бейсуг Выселковский район Урок- презентация.
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ Благочестивый праведный старец Симеон.
Евангельская история для детей В те дни вышло от кесаря Августина повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город.
1.Тезис. «Святая икона, особенно икона Пресвятой Богородицы, всегда была любима русским народом, и, насколько мы себя как народ помним, с нами всегда.
Умозрение в красках. Иконостасы Составила: Садовская Д.И. Учитель МБОУ «Патракеевская ООШ»
Транксрипт:

Презентация подготовлена учителем МБОУ СОШ 19 г.Вышний Волочёк: Коршаковой Л.А.

Рождество Пресвятой Богородицы. 21 сентября Двунадесятые На иконографии ранних изводов праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе - ее изображение крупнее других; ей предстоят жены с дарами, перед ней - повивальная бабка и служанки, омывающие Богоотроковицу в купели или уже подносящие Ее матери, нередко изображена и Дева Мария в колыбели На иконах более позднего периода изображён праведный Иоаким. Стол с принесенными дарами и угощениями, водоем, птицы.

Введение во храм Богородицы. 4 декабря Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил Богоотроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.

Благовещение Пресвятой Богородицы. 7 апреля Благовещение застало деву Марию за работой: в ее левой руке моток пряжи, нить которой свешивается с поднятой к груди правой руки. Архангел в стремительном порыве устремляется к Деве. Пальцы его правой руки, направленной к Марии, сложены в жесте обращения, и мы почти слышим голос архангела: Благодатная! Господь с Тобою! От неожиданности Мария резко отпрянула, выронив веретено. Ее поза выражает одновременно испуг, изумление, внимание и, наконец, приятие ею благой вести. С неба на Марию в луче нисходит в виде голубя Святой Дух. Великая тайна непорочного зачатия свершается на наших глазах. Поза Девы Марии, цвет ее одежд, цвет строений, ломаные контуры архитектуры выразительно передают драматизм чудесного события, имеющего вселенское значение.

Рождество Христово. 7 января В центре иконы – Богородица и Младенец, луч Вифлеемской звезды нисходит на Них сверху, указывая «великую благочестия тайну – Бог явился во плоти». Над лежащим в яслях Младенцем склонились осел и вол и своим дыханием согревали лежавшего в яслях Божественного Младенца. Справа традиционно изображаются пастухи (пастыри), получившие от ангелов Благую весть о Рождестве Спасителя мира и поспешившие поклониться Богомладенцу. Слева – волхвы, «со звездою путешествующие» с дарами к Предвечному Богу. Икона Рождества написана яркими красками. Это всё творение ликует о родившемся Христе. И на горках, как ступенечках, ведущих к небу, мы видим яркие блики Божественного света, озарившего вселенную, ведь Христос – Солнце правды, Свет, просвещающий мир.

Сретение Господне. 15 февраля Богословским смыслом праздника является встреча Ветхого и Нового Заветов, что отражается в иконографии : Божия Матерь и Иосиф обычно изображаются слева в движении направо, а праведные Симеон и Анна изображаются справа налево. Там, где они встречаются, Божия Матерь передает Богомладенца на руки Симеону, и тот принимает Его на руки, покрытые пеленами, как принимают только Великую Святыню. Праведная Анна изображается со свитком в руке. Младенец же обычно облачен в короткую рубашечку, не закрывающую ножки.

Крещение Господне. 19 января С правой стороны гора презеленая ; Предтеча на ней стоит возле Иордана, приклонился ко Господу; и прикоснулся Иоанн десницею своею к пречистому верху Господню и окрестил его. С другой стороны реки горы ангелы стоят, поклонившись Господу; один ангел держит ризу белую, риза на нем багряная, исподняя лазоревая; второй ангел держит ризу багряную, риза на нем киноварная, исподняя презеленая; третий ангел держит ризу лазоревую с белым, а на нем риза презеленая.

Преображение Господне. 19 августа Моисей восстает из гроба, а Илия выходит из облаков.они призваны были на Фавор в качестве представителей от двух миров – умерших и живых: они явились, по словам Иоанна Златоуста, для того, чтобы показать, что Христос имеет власть над жизнью и смертью Моисей и Илия переносятся ангелами к месту Преображения на облаках. С левой и правой стороны иконы добавляются сцены, в которых Спаситель восходит с учениками на гору и сходит с ними с горы соответственно.

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение) На молодом осле в Иерусалим въезжает Иисус Христос. Он обернулся к Своим ученикам, идущим за ослом. В левой руке Христа свиток, символизирующий священный текст завета, правой Он благословляет встречающих. Навстречу Ему из ворот города вышли мужчины и женщины. За их спинами Иерусалим. Дети подстилают свои одежды под копыта осленку. Другие ветви пальмы. Иногда в нижней части иконы бывают написаны еще две детские фигурки. Одежды детей чаще всего белые, что символизирует их душевную чистоту и традиционными символическими средствами. незлобивость. За фигурой Христа вздымается в небо гора, изображенная Вход Иисуса Христа в Иерусалим это акт его доброй воли, за ним последует искупление людских грехов великой жертвой, которая откроет людям вход в новую жизнь вход в Новый Иерусалим.

Вознесение Господне Вседержитель изображается сидящим на престоле славы, в светлых одеждах, просветлённых золотыми лучами. Обе руки подняты для благословения, и не только руки, но и стопы. Образ Спасителя заключен в мандролу, то есть в круги, представляющие собой небесную сферу, также обычно наполненные золотыми лучами, расходящимися подобно солнечным лучам. И все изображение Христа является как бы солнцем, солнцем правды, горящим над землей. Небесную сферу с изображением на ней Спасителя держат своими руками Ангелы, которые изображаются как бы несущими небесный круг и Спасителя в нем, сидящего на престоле".

День Святой Троицы. Пятидесятница. Позы архангелов выражают иератическое спокойствие, движения торжественны. Они восседают, некоторые слегка повернувшись один к другому, как бы переговариваясь. Сошествие Св. Духа на Апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: - и в славу Пресвятой Троицы, и в славу Пресвятого Духа, видимо сошедшего на Апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с людьми

Успение Пресвятой Богородицы. 28 августа Богоматерь изображается в центре на ложе, по сторонам от Нее – плачущие апостолы, за ложем стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца. Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Ложе с телом Богоматери наглядно уподобляется престолу в храме, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемыми Петром и Павлом, по сторонам от него – их присутствию на евхаристии и причащению под двумя видами.

Воздвижение Честного и Животворящего креста Господня. 27 сентября Патриарх на площади, при стечении множества народа, трижды поднял обретенный Крест, этот совершенный патриархом чин, - Воздвижение Креста, составляет основу изображения на иконах праздника и навечно запечатлен в литургическом действии. Епископ или старший священник, в монастыре обычно игумен, в сопровождении, служащих ему священников, выносит крест из алтаря, становится посредине храма и при пении "Господи, помилуй", повторенном 40 раз медленно, совершает осенение храма крестом, склоняясь, как бы погружаясь, в крестную смерть Христову, и вновь выпрямляясь в образ Воскресения.

Великие праздники. Обрезание Господне. 14 января На иконе изображена сцена Обрезания Господа нашего Иисуса Христа. В интерьере храма на специальном возвышении изображены сидящие священники с младенцем Иисусом на руках. От Его головы исходит светлое сияние. Слева перед ними благоговейно стоят Дева Мария и Иосиф Обручник, а также коленопреклоненный слуга с блюдом для жертвоприношений. Первосвященник, облаченный в торжественные ризы, совершает обряд обрезания. За ним стоит помощник. В просвет арки храма виден яркий свет. Икона посвящена одному из важных церковных праздник. Это иудейский обряд, исполненный на 8-й день от рождения над Богомладенцем с наречением Ему имени Иисус, то есть Спаситель или Искупитель мира.

Покров Пресвятой Богородицы. 14 октября Икона изображает чудесное явление Богоматери во Влахернском храме в 910 г. во время осады Константинополя арабами: находившиеся в храме Андрей Юродивый и его ученик Епифаний на всенощном бдении увидели Богоматерь с сонмом святых, которая распростерла свое покрывало (мафорий) над собравшимися в храме и молилась об избавлении народа от бедствий.

Рождество Иоанна Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 7 июля Святая Елисавета зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью, таилась пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал и святой Иоанн, еще находившийся в утробе матери своей, праведной Елисаветы. Настало время, и святая Елисавета родила сына, все родственники и друзья радовались вместе с ней. Мать назвала его Иоанном. Все были удивлены, так как никто в их роде не носил этого имени. Когда спросили об этом святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему» и тотчас связывавшие по предсказанию Архангела его речь узы разрешились.

Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. 12 июля Первоверховные (первые ученики Христа) апостолы Петр и Павел нередко изображались вместе обращенными друг к другу. На иконе апостол Петр изображен простирающим правую руку в моленном жесте; с левой руки, держащей свиток, свисает ключ на длинной цепи («...и дам тебе ключи Царства Небесного»). В руках апостола Павла традиционный для него атрибут книга, напоминающая о том, что он является автором четырнадцати посланий, входящих в Новый Завет. Фигуры апостолов стройны и изящны, но в то же время выглядят устойчиво-монументальными. Этому способствуют их расширяющиеся книзу (за счет развевающихся плащей) силуэты и плотная вписанность в средник по вертикали: ноги апостолов почти касаются лузги ковчега, а нимбы немного не доходят до верхнего поля.

Усекновение главы Иоанна Предтечи. 11 сентября Святой Иоанн Креститель был посажен в темницу царем Иродом Антипой, правителем Галилеи. У царя была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк Иоанн неоднократно обличал его, но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева. В день своего рождения Ирод устроил богатый пир, на котором перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом. Иродиада научила дочь просить голову св. Иоанна Крестителя на блюде. Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но не мог нарушить неосторожной клятвы. Св. Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломии. По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Злобная Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело св. Иоанна Крестителя взяли его ученики и погребли его.