Философская лекция по теме: «Характеристики воспитательной деятельности педагога как фактора гуманизации пространства детства»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психолог МАОУ многопрофильный лицей Павленко Марина Викторовна.
Advertisements

Психологическое здоровье Психологическое здоровье (по И.В. Дубровиной) - это совокупность личност­ных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости,
Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. В этике можно выделить два рода проблем: * вопросы о том, как должен поступать человек;
Экология человека – ресурс развития педагогического оптимизма и профессиональной активности специалиста ОУ НПО - СПО Чекрыжева Ольга Яковлевна, педагог-психолог.
Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника. « Здоровье до того превышает все блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее.
Профилактика тревожности как средство развития положительного отношения к окружающей среде педагог-психолог Павлова Т.Н.
КЛИЕНТ- ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К. РОДЖЕРСА. Автор Карл Рэ́нсом Ро́джерс (англ. Carl Ransom Rogers; 8 января февраля 1987) американский психолог,
Основная ценность работы учителя гуманизация процесса обучения.
Семинар провела: Селина Т.М., руководитель Центра научно-методического сопровождениям муниципальных ОУ, к.п.н.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Забелина Екатерина.
«Личностно-педагогическая саморегуляция учителя».
ГС(К)ОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I вида Деловая игра для.
Новая роль педагога: модератор, тренер, тьютор. Принципы индивидуализации и дифференциации Основной смысл – в максимальном использовании потенциальных.
Автор: Кузиванова Людмила Михайловна педагог - психолог Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА Январь 2009 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.
Красноярск 2008 Профессиональное сообщество педагогов « » « Развитие гуманитарной образовательной среды для формирования базовых компетентностей современного.
Free Powerpoint TemplatesPage 1 Гуманизация обучения Авторы: Жураковская Л.М., Лебедянцева Т.А., Зариева Т.Г., Устюжанина С.Г. И др.
Транксрипт:

Философская лекция по теме: «Характеристики воспитательной деятельности педагога как фактора гуманизации пространства детства»

В качестве основных психологических характеристик воспитательной деятельности, как фактора гуманизации пространства детства Психологические характеристики эмпатияпринятиеконгруэнтностькреативностьсуггестивность способность к рефлексии

Педагогическая эмпатия - это вчувствование педагога в ребенка без оценки и принятие любого его переживаний независимо от способа выражения Эмпатичный педагог не стыдит ребенка, не сравнивает его с другим, более удачливым, не запрещает ребенку свободно выражать свои чувства, потому что хорошо понимает, что энергия эмоций, будучи неотреагированной, превратится в разрушительную для здоровья ребенка силу, станет источником его невротизации. Эмпатия педагога – это умение выразить себя и свое отношение к ребенку и способность быть понятым им. Педагог достигает этого не путем навязывания детям своих мыслей и чувств, не через заигрывание с ними, а путем глубокого изучения их мыслей и чувств, путем стремления быть самим собой, открыто высказывать свое отношение к детям.

Эмпатичный педагог в педагогических отношениях с детьми мобилизует не только сознание, но и бессознательное, незамедлительно эмоционально откликаясь на их переживания, умеет сочувствовать, сострадать, содействовать, вызывая так необходимое ребенку развитие его собственной эмпатийности. Метод эмпатии (эмпатического понимания, эмпатического слушания) обладает огромным потенциалом. Эмпатия необходима в ситуации непосредственного контакта педагога и ребенка, но этот метод считается в психологии самым тонким и сложным способом познания.

Принятие Под принятием в гуманистической психологии понимается безусловное принятие. Принятие - это твердая уверенность в том, что любой человек, независимо от расы, национальности, политических убеждений, привычек поведения, имеет право жить на земле, и никто не имеет права его уничтожить. Психологи заметили одну важную для педагогики особенность: безусловно, принимает другого человека тот, кто сам был в детстве принят, безусловно. Безусловное принятие, рождает чудо самопринятия. Самопринятие чрезвычайно важно, ибо именно с этого момента начинается «личностный рост» ребенка.

Конгруэнтность -полное соответствие самому себе, гармония в самопроявлении, в том числе профессиональном. Именно открытость учителя лежит в основе создания им «помогающих отношений» с детьми. Открытость проявляется, в частности, в интеллектуальной открытости – готовности обсуждать с коллегами и воспитанниками любые проблемы. Педагогу важно снять скрытость в отношениях с ребенком, не просто отказаться от "дистанции", а помочь ребенку понять себя, сделать свое поведение доступным для осмысления ребенка, говорить с детьми доверительно, дать им возможность задать вопросы, откровенно объясниться, вместе поразмышлять. Именно так снимается неопределен­ность отношений, устанавливается более глубокие кон­такты.

Креативность - способность педагога к творчеству В гуманистической концепции воспитания творчество педагога трактуется, как способность проникнуть в мир каждого ребенка, максимально высоко оценить его возможности и способности. Креативность педагога, стремящегося работать в гуманистической парадигме, проявится, прежде всего, именно в его эмпатии и в принятии каждого ребенка. Креативность проявляется и в том, что творческий педагог всегда стремится воспитать творческого ребенка. Решение этой задачи возможно при условии психологической свободы и психологической безопасности ребенка, а такое состояние, в свою очередь, достигается при условии, если педагог отказывается от постоянного внешнего оценивания ребенка.

Суггестивность - способность педагога воздействовать на эмоциональную сферу ребенка Такое воздействие возникает, если педагог умеет создать благоприятную для самочувствия и настроения ребенка эмоциональную атмосферу, доброжелательный микроклимат, необходимый для общения

Способность к рефлексии - помощь детям в осмыслении того, что происходит с ними в процессе их жизнедеятельности Опыт показывает, что даже старшеклассники не всегда могут самостоятельно адекватно оценить те события, в которых они принимают участие, не осознают того, что происходит с ними в процессе совместной деятельности. В процессе рефлексии педагог пробует, по образному выражению Ю.Лотмана, остановить ситуацию, как стоп-кадр, во времени и пространстве и всесторонне ее проанализировать. Таким образом, знание каждым классным руководителем психологических характеристик воспитательной деятельности является важным фактором гуманизации пространства детства.