Эйдос –конспект на уроках по УМК ОРКиСЭ Вершинина И.П.,учитель русского языка и литературы,преподаватель ОРКиСЭ МБУ СОШ 44 г.Томска
1. Вместо вступления Э́йдос (др.-греч. ε δος вид, облик, образ), Э́йдос (др.-греч. ε δος вид, облик, образ),др.-греч. термин античной философии и литературы, термин античной философии и литературы, первоначально обозначавший «видимое», «то что видно», первоначально обозначавший «видимое», «то что видно», но постепенно получивший более глубокий смысл но постепенно получивший более глубокий смысл «конкретная явленность абстрактного», «конкретная явленность абстрактного», «вещественная данность в мышлении»; «вещественная данность в мышлении»; в общем смысле способ в общем смысле способ организации или бытия объекта. организации или бытия объекта.
Алексе́й Фёдорович Ло́сев Алексе́й Фёдорович Ло́сев ( ) ( ) русский советский философ и филолог, русский советский философ и филолог,философфилологфилософфилолог профессор, доктор филологических наук профессор, доктор филологических наук профессор доктор филологических наук профессор доктор филологических наук связывает эйдос со смыслообразованием: связывает эйдос со смыслообразованием:
«Через эйдос мы раскрываем природу смысла. «Через эйдос мы раскрываем природу смысла. Эйдос и есть смысл.» Эйдос и есть смысл.» («Философия имени») («Философия имени»)
2. Литературные ассоциации. Андрей Вознесенский. Видеомы
Видеома «60-90»
3. Эйдос –конспект как метод Эйдос-конспект – Эйдос-конспект – разновидность метода графического уплотнения разновидность метода графического уплотнения учебной информации (Остапенко А.А.), учебной информации (Остапенко А.А.), наглядная конструкция (Селеменов С.В.), наглядная конструкция (Селеменов С.В.), представляющая информацию представляющая информацию (текст художественного произведения, (текст художественного произведения, аспект литературоведческого исследования и т.п.) аспект литературоведческого исследования и т.п.) в закодированном, образно- символическом виде. в закодированном, образно- символическом виде.
Статьи учителя в Интернет Статьи учителя в Интернет uthors/ / uthors/ / uthors/ / uthors/ / Головацкая Надежда Феоктистовна, учитель русского языка и литературы
Групповой эйдос «Путь Павла Чичикова»
4. Эйдос на уроках ОРКиСЭ
5. Эйдос (образ) помогает ребенку постичь истину на эмоциональном уровне.
Эйдос «Монашеское облачение», модуль ОПК После изучения темы «Монастырь» После изучения темы «Монастырь» ребята работали над эйдесом «Монашеское облачение» ребята работали над эйдесом «Монашеское облачение» со следующими составляющими элементами: рисунок монашеской одежды, со следующими составляющими элементами: рисунок монашеской одежды, поясняющие надписи поясняющие надписи и строки из стихов Михаила Лермонтова «Молитва», и строки из стихов Михаила Лермонтова «Молитва», Алексея Хомякова «Подвиг», Алексея Хомякова «Подвиг», Льва Мея и Дмитрия Мережковского. Льва Мея и Дмитрия Мережковского.
Задушевные лирические строки Задушевные лирические строки великих русских поэтов помогли великих русских поэтов помогли ребятам более проникновенно понять ребятам более проникновенно понять предназначение монашества. предназначение монашества.
Научил Ты молиться Научил Ты молиться По правилам и по законам, - По правилам и по законам, - Поет мое сердце, как птица, Поет мое сердце, как птица, Нерукотворным иконам, Нерукотворным иконам,
Отменили мое отчество, Отменили мое отчество, И другое имя дали. И другое имя дали. Так я стала Божьей дочерью. Так я стала Божьей дочерью. И в спокойном одиночестве И в спокойном одиночестве Тихо слушаю пророчества, - Тихо слушаю пророчества, - Близки, близки дни печали. Близки, близки дни печали.
Эйдос «Одежда и культурные традиции» Эйдос представлял собой демонстрацию моделей кукольной одежды для разных культурных традиций: христианства, Эйдос представлял собой демонстрацию моделей кукольной одежды для разных культурных традиций: христианства, ислама и ислама и буддизма. буддизма. Показ мод сопровождался не только пояснениями, Показ мод сопровождался не только пояснениями, но и популярными мелодиями русских народных песен, но и популярными мелодиями русских народных песен, восточной и индийской музыкой. восточной и индийской музыкой.
Для того, чтобы подобные задания для детей Для того, чтобы подобные задания для детей не были обременительными и трудными, не были обременительными и трудными, учитель совместно с ребятами учитель совместно с ребятами прорабатывает общую схему задания, прорабатывает общую схему задания, иллюстрирует примерами; иллюстрирует примерами; учащиеся могут начать работу в классе, учащиеся могут начать работу в классе, а продолжить ее дома, а продолжить ее дома, детализируя, прорисовывая необходимые детализируя, прорисовывая необходимые составляющие эйдоса, составляющие эйдоса, снабжая схему надписями. снабжая схему надписями.
Итак, через слово и образ ребята постигают великие истины, КОТОРЫЕ СТАНОВЯТСЯ ЧАСТЬЮ ИХ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ. КОТОРЫЕ СТАНОВЯТСЯ ЧАСТЬЮ ИХ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ.
Схема эйдоса ТЕКСТ(информация) – ОБРАЗ (ассоциация) – ЭЙДОС (код): ТЕКСТ(информация) – ОБРАЗ (ассоциация) – ЭЙДОС (код): Образ(рисунок)+слово(текст) Образ(рисунок)+слово(текст)