Элементы анализа текста Или как нам понять то, что прочитали ….. Автор : Литвин С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.
Advertisements

Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.
(// - такими двумя вертикальными косыми линиями отмечены варианты формулировки одного и того же задания)
Вопросы по теории литературы. Эпические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Идея произведения Целостный ( комплексный ) анализ художественного текста Название Тема Лексико-семантические доминанты текста (ключевые слова) Эпиграф.
Петрова Елена Юрьевна, учитель МБОУ «Острожская СОШ» Оханского района Пермского края.
Художественное произведение : содержание и формаПомни: содержание и форма – абстрактные понятия! Реально – форма и содержание неотделимы друг от друга!
Идея перемещения объектов предложена Hans Werner Hofmann Электронный путеводитель- практикум по литературе для учеников 9-11.
«…единственно нужное размещение единственно нужных слов» (Л. Толстой о труде поэта и писателя)
Особенности композиции рассказа О.Генри «Дары волхвов»
Основные понятия теории литературы Поэтический язык – язык, употребляемый в любом художественном произведении, т.е. язык, который помимо коммуникативной.
РОМАН «ОБЛОМОВ» СМЫСЛ НАЗВАНИЯ. Анализ эпического произведения Жанр произведения Анализ композиции Анализ системы персонажей Анализ конфликта Анализ сюжета.
СОН ОБЛОМОВА Х арактеристика обломовцев и Обломовки. Авторское отношение к герою. Роль эпизода.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Художественная литература Род Лирика Эпос Драма.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
К.Д.Ушинский утверждал, что ведущим началом в чтении выступает понимание. "Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное –
Тема проекта: Художественное своеобразие повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля») Учитель МОУ «Лицей « 21» Елагина Н.И.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Транксрипт:

Элементы анализа текста Или как нам понять то, что прочитали ….. Автор : Литвин С.

Автор в художественном произведении Автор выступает в 2 значениях: писатель, реальный человек, обладающий биографией; образ автора, авторская позиция. М.Цветаева: « Роману читателя с книгой предшествует роман писателя с книгой…Не читайте сразу: эта книга не писалась, а жилось и жилось два с половиной года. Прочесть ее в вечер то же самое что мне – прожить ее в вечер…» Prezentacii.com

Система опосредованных способов передачи авторской оценки: * Имя героя Описание облика и жилища Внимание к вещам, фактам Пейзажная зарисовка Заголовок Действующие лица Ремарки или лирические отступления Герои-резонеры «Говорящие» детали Введение рассказчика Образ повествователя от третьего лица…

Сюжет художественного произведения Сюжет- порядок и способ сообщения событий автором Сюжет- важнейшее средство воплощения содержания. Задачи: Выявление характера героя; Скрепление изображенных событий; Удержание внимания читателя… Сюжеты складываются из действий: проявление эмоций, мыслей, намерений человека в поступках, движениях, словах. Мимике, жестах. 2 типа действия: - внешнее (изменение судьбы героя, отношений между персонажами), - внутреннее ( динамика жизни души).

Фабула - события в их хронологической последовательности. При анализе произведения нужно сравнивать сюжет и фабулу, чтобы понять замысел автора. События сюжета проходят основные стадии действия: - пролог - предыстория - экспозиция - завязка - кульминация - развязка - лирические отступления - эпилог - послесловие

Экспозиция: знакомит с фоном действия, с обстоятельствами героев до начала основных действий. По размеру невелика, но может занимать и значительную часть. Завязка: Событие, знаменующее начало развития действия, возникновение конфликта или его обострение. Обычно дается в начале произведения, но может быть и в другом месте. Кульминация: Момент наивысшего напряжения действия, после которого сюжет стремится к развязке. Кульминаций может быть несколько. Кульминацию не следует путать с перипетиями ( ( внезапными поворотами событий).

Композиция художественного произведения Литература выделяет три уровня художественной формы: Речевой строй произведения (ритм, темп, особенности синтаксиса, средства выразительности); Предметная изобразительность (персонажи и события, портрет, пейзаж, интерьер); Композиция. При анализе композиции обращается внимание на: - стадии развития действия, - соотнесенность частей и глав, - взаимодействие сюжетных и внесюжетных эпизодов ( лирических отступлений, вставных рассказов, снов, песен, писем…), - систему персонажей (группировка, двойники, антагонисты…), - пейзажные и портретные зарисовки, интерьер…

Композиционные приемы: -обрамление повествования, -нарушение хронологии, -умолчание, -повторы, -лейтмотивы, -сопоставление и противопоставление, -смена точек зрения на повествование…

Конфликт (столкновение, жизненные противоречия) Сюжетообразующий Внесюжетный («Три смерти») Замкнутый («Бедная Лиза») Неразрешимый («Горе от ума») Внутренний («Евгений Онегин») Социальный («Отцы и дети») Нравственный («Преступление и наказание») Семейно-бытовой («Ревизор») Нравственно-психологический («Гроза») Философский («Герой нашего времени»)

Характер героя О характере уместно говорить, если образ человека очерчен полно и индивидуально через портрет, поступки, мысли, речь, т.е. далеко не каждый персонаж обладает характером. Постижение характера предполагает анализ и интерпретацию образа. Через характер дается авторская оценка и нравственно-эстетическая Концепция человеческого существования. Типы характеров: - одноплановые - многоплановые - цельные - противоречивые - устойчивые - динамичные обратная динамика

Глубина постижения образа человека в произведении зависит от способности читателя увидеть героя в контексте разных проблем -В чем логика выбора имени героя? -Как вводится герой в текст? -Каково его место в системе персонажей? -О чем говорит портрет и речевая характеристика? -Что можно понять их описания интерьера, вещи героя? -Какова предыстория? Что известно о воспитании, образовании, окружении? -Какова оценка героя другими персонажами? -Каково авторское отношение к герою? -Какова самооценка героя? -Каковы поступки героя и их мотивы? -Как прогнозируется судьба героя за пределами финала?

План анализа образа человека в произведении: -Место героя в системе персонажей -Способ введения в произведение -Принадлежность к социальной группе, воспитание -Имя, портрет, речь, интерьер, пейзаж -Предыстория, герой за рамками произведения -Ситуация, раскрывающая характер. Поступок и его мотивы -Самооценка героя и ее динамика -Описание впечатлений от окружающего мира -Психологизм образа. Сны, видения героя -Оценка героя другими персонажами -Авторское отношение к герою, герой в контексте творчества -Герой в читательской оценке. Споры вокруг образа.

Художественная деталь. Символ. Подробность текста. Деталь – самая малая единица предметного мира произведения ( к ней не относятся стилистические фигуры, тропы, размер и ритм, особенности синтаксиса). Тяготеет к единичности, более весома с точки зрения смысла. Деталь вводится в текст не ради украшения, а для убедительности, выпуклости образа. Но это невозможно без особой работы читательского воображения. Подробности предстают во множестве, фиксируют реальность. Типы деталей: быта, интерьера пейзажные портретные психологические повторяющиеся и единичные динамические и статические сюжетные описательные

В символ деталь вырастает тогда, когда, сохраняя и прямое значение, она порождает ряд ассоциаций, т.е несет иносказательный смысл. Художественный образ обобщает действительность, является способом ее оценки. Творя образ, художник воссоздает цвет и освещение, звуковой фон и зрительные впечатления, запахи и ощущения, воспроизводит образные ассоциации. Образ обретает жизнь только в сознании читателя, который достраивает его детали и подробности.

Стиль отражает эпоху, национальные традиции, литературные направления: Писатели-классицисты - идеальные формы, соблюдение правил «трех единств» и т.д. Писатели-романтики – исключительный герой, человек мучительных страстей и решительных поступков, конфликт мечты и действительности, прием контраста Писатели-реалисты – жизненная правда, связность повествования, простота формы, отсутствие умолчаний, щепетильное отношение к читателю

Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы Стилистические тропы: Сравнение - «Лес точно терем расписной…» Метафора (скрытое сравнение) – «Ель рукавом мне тропинку завесила..» Олицетворение – «золотые лица купальниц…» Эпитет – «дорога дальняя», « желтеющая нива», «мирный край» Ирония (насмешка) Метонимия (переименование) Перифраза (пересказ, замена слова описательным оборотом) Синекдоха (соотнесение целого через часть его)…

Стилистические фигуры Параллелизм Антитеза (резкое противопоставление) Контраст ( скрытое противопоставление) Оксюморон ( сжатая парадоксальная антитеза) – «грешная молитва» Инверсия (перестановка) Бессоюзие Многосоюзие Повтор Анафора Эпифора Рефрен Обращения, восклицания, риторические вопросы Эллипсис (пропуск слова) Гипербола (преувеличение) Гротеск (причудливость) Литота (преуменьшение)…