Карта –второй язык георграфии Программа элективного курса в рамках профильной подготовки для учащихся 9-х,10-х классов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Карта «язык» географии урок 6 РЕСУРСЫ Учебник с Атлас с.8-13 Тетрадь –тренажер с.5 (12) Практическая работа: формирование приема описания географического.
Advertisements

Ресурсы Дом зад. стр. 8-9 учебника, выучить термины. Практическая работа: анализ карт атласа Учебник стр 8-9 Атлас с Тетрадь –тренажер: с. 4 (1-3)
Экспериментальная работа учителя географии МОУ СОШ 81 Ревякина Михаила Сергеевича.
Учитель географии МОУ Скородумская ООШ Ведерникова Надежда Александровна учебный год.
Урок географии в 10 классе. Автор: Карезина Нина Валентиновна, учитель географии МОУ СОШ 5 города Светлого Калининградской области.
Основы построения учебников географии Ким Эльвира Васильевна, Заведующий Методической лабораторией географии МИОО.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В рамках перехода школы на систему предпрофильной подготовки актуальной становится разработка элективных курсов для обучающихся.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ РОЛЬ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ Елизарьева И.А.
Презентация учебного проекта по теме « Свойства функций » Предмет : алгебра Авторы : учащиеся 9 А класса ; учитель математики Дубенкина О. В. Г.Ковров.
Автор презентации: Луговая Любовь Петровна учитель высшей категории, МОБУ СОШ 6 имени М.А.Киняшова г. Благовещенска Республики Башкортостан.
Автор Мерзлякова Л.А. (ИМО) ББЗ - школьникам Методическое пособие для библиотекарей.
Предметная область Геометрия, черчение, информатика Участники Учащиеся х классов Цели и задачи проекта формирование умений видеть проблему и наметить.
Картографический метод географических исследований Работу выполнила ученица 10«б» класс Пальчунова Татьяна.
Структура рабочей программы. Основным документом, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является: государственный.
Семинар по разработке ООПНОО Г.В. Раицкая Программа отдельных учебных предметов (РАБОЧАЯ ПРОГРАММА)
Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов (школа молодого педагога) г. Гай.
МОУ ЧСОШ им. А.А.Яковлева Элективный курс по математике 9 класс «Модуль » Учитель математики I категории Рыженькина Н.М.
Основные направления деятельности линии федеральных учебников линии федеральных учебников профильное образование профильное образование предшкольное обучение.
Элективный курс в рамках профильной подготовки для классов, 32 часа Автор Моргунова А.Б., учитель географии ГОУ санаторной школы –интернат «Гимназия.
Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов.
Транксрипт:

Карта –второй язык георграфии Программа элективного курса в рамках профильной подготовки для учащихся 9-х,10-х классов

Программу выполнила: Учитель высшей категории МОУ СОШ 117 МОУ СОШ 117Г.Волгограда Красноармейского района Бачева Светлана Владимировна 2011 год

2. Пояснительная записка Программа элективного курса «Карта – второй язык георграфии» предназначена для учащихся 9-10 классов. В последнее время приходится отмечать снижение уровня картографической культуры выпускников школ. А современная картография –это увлекательная, познавательная наука, исследующая посредством карт пространственное размещение явлений природы и хозяйства, их связи, динамику. В наше время картографическая грамотность нужна каждому человеку не менее, чем грамотность компьютерная. Картография тесно сотрудничает с математикой, вычислительной техникой, автоматикой, с космической съёмкой, науками о Земле и обществе с философией. Отсутствие навыков и умений пользоваться картами, извлекать из них необходимую информацию нередко приводит к серьезным просчетам в хозяйственной и национальной политике, к ошибкам, ухудшающим экологическую обстановку и условия жизни людей.

Цель представленной программы: Дать начальные сведения о свойствах карт, атласах, планах, снимках, фотокартах и других картографических произведениях. Дать начальные сведения о свойствах карт, атласах, планах, снимках, фотокартах и других картографических произведениях. Научить пользоваться ими в повседневной парктике. Научить пользоваться ими в повседневной парктике. В процессе изучения курса учащиеся должны научиться видеть в картах точные модели окружающего мира, получить навыки работы с основными видами и типами карт, уметь сопоставлять, анализировать карты, аэро- и космические снимки. В курс включены разделы об истории науки, ее связи с охраной окружающей среды, литературой. Значение предлагаемого курса многогранно: он призван углубить знания, расширить кругозор учащихся в области картографии, вовлечь учащихся в активную парктическую деятельность с различными картографическими произведениями. Особенностью преподавания курса является сочетание различных форм и методов обучения, в том числе лекционной формы, проведение парктикумов, семинаров, конференций, тестирования.

3. Учебно – тематический план п/ п Наименование тем курса Все го часов Лек - ция Пра к- тик ум Семи- нар Конф е- ренци я Формы контроля Введение Картография как наука о создании и использовании карт. История картографии Мир картографических произведений Карты и их свойства Виды и типы георг. карт и атласов План инд. работы Составление схемы Участие в семинаре Топограф. диктант. Результат паркт. работы Результат паркт. работы Тестирование

Учебно-тематический план (продолжение) Использование карт, работа с картами Картография и охрана окружающей среды Картография в искусстве и литературе Карта и медицина Итоговое занятие Итого Результаты парк. работ Участие в семинаре Участие в конференции Оформление карты – стенды Тестирование

4. Содержание программы Введение (1 час). Вводная лекция. Введение (1 час). Вводная лекция. Тема 1: Картография как наука о создании и использовании карт Тема 1: Картография как наука о создании и использовании карт (1 час) Понятие о георграфической картографии, ее значение в современном обществе. Связь картографии с другими науками, с изобразительным искусством, дизайном, машинной графикой. Система картографических дисциплин. (1 час) Понятие о георграфической картографии, ее значение в современном обществе. Связь картографии с другими науками, с изобразительным искусством, дизайном, машинной графикой. Система картографических дисциплин. Тема 2: История картографии (1 час). Зарождение картографии в первобытном обществе. Картография в Древней Греции и Риме, в Китае и Японии, в странах Арабского Халифата. Средневековая картография. Расцвет в эпоху Возрождения и Великих георграфических открытий. Картография Русского государства. Картография новейшего времени. Тема 2: История картографии (1 час). Зарождение картографии в первобытном обществе. Картография в Древней Греции и Риме, в Китае и Японии, в странах Арабского Халифата. Средневековая картография. Расцвет в эпоху Возрождения и Великих георграфических открытий. Картография Русского государства. Картография новейшего времени. Тема 3: Мир картографических произведений (3 часа). Планы, их свойства, способы изготовления, масштабы. Глобусы – объемные шарообразные модели Земли и планет. Атласы – систематические капитальные картографические произведения. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Тема 3: Мир картографических произведений (3 часа). Планы, их свойства, способы изготовления, масштабы. Глобусы – объемные шарообразные модели Земли и планет. Атласы – систематические капитальные картографические произведения. Аэрофотоснимки. Космические снимки.

Тема 4: Карты и их свойства (2 часа). Тема 4: Карты и их свойства (2 часа). Проекция, генерализация, условные знаки. Проекция, генерализация, условные знаки. Элементы карты. Элементы карты. Карта - образно –знаковая модель. Карта - образно –знаковая модель. Тема 5: Виды и типы георграфических карт и атласов Тема 5: Виды и типы георграфических карт и атласов (2 часа). Классификация карт по масштабу, по содержанию, по назначению. Типы карт. Географические атласы, классификация, типовая структура, особенности создания и использования. (2 часа). Классификация карт по масштабу, по содержанию, по назначению. Типы карт. Географические атласы, классификация, типовая структура, особенности создания и использования. Тема 6: Использование карт. Работа с картами (3 часа). Основные направления использования карт. Понятие о картографическом методе исследования. Ориентирование по картам. Составление георграфических описаний территорий по картам. Сравнительный анализ карт разной тематики и выявление взаимосвязей явлений. Тема 6: Использование карт. Работа с картами (3 часа). Основные направления использования карт. Понятие о картографическом методе исследования. Ориентирование по картам. Составление георграфических описаний территорий по картам. Сравнительный анализ карт разной тематики и выявление взаимосвязей явлений. Тема 7: Картография и охрана окружающей среды Тема 7: Картография и охрана окружающей среды (1 час). Карты природоохранной тематики. Исследование окружающей среды по картам. Карты и мониторинг. (1 час). Карты природоохранной тематики. Исследование окружающей среды по картам. Карты и мониторинг.

Тема 8: Картография в искусстве и литературе Тема 8: Картография в искусстве и литературе (1 час). «Привычки странствовать по картам». (1 час). «Привычки странствовать по картам». «Сладкий плод учения…». Мысленные карты. «Сладкий плод учения…». Мысленные карты. «Романтика приключений». «Романтика приключений». Тема 9: Карта и медицина (1 час). Зависимость заболеваний человека от состояния окружающей среды обитания. Медико- георграфические карты. Тема 9: Карта и медицина (1 час). Зависимость заболеваний человека от состояния окружающей среды обитания. Медико- георграфические карты. Тема 10: Итоговое занятие (1 час). Тема 10: Итоговое занятие (1 час).

Методические рекомендации по проведению занятий Методические рекомендации по проведению занятий На первом вводном занятии учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его примерном содержанием, с формами и видами парктических заданий. Обсуждаются темы самостоятельных и коллективных работ, выступления на семинарских занятиях, конференции. Рассматриваются критерии оценивания и подведения итогов. Тема 1: Картография как наука о создании и использовании карт. На лекции учащиеся уясняют для себя определение картографии. Учитель приводит примеры определений науки в изложении ученых-картографов К.А.Салищева, Н.Н.Баранского. Рассматриваются толкования картографии в «Руководстве по георграфии» Птолемея, в «Советском энциклопедическом словаре», в «Многоязычном словаре технических терминов картографии», в словаре В.Даля. Самостоятельные выводы учеников определения картографии и значение науки. Работа по составлению схемы: 1. «Связи картографии с другими науками»

Тема 2: История картографии. Лекция «От истоков картографии до наших дней». Семинар: этапы развития картографии. - Зарождение в первобытном обществе - Картография в Древнем Риме и Греции - В Китае и Японии, в странах Арабского Халифата - Средневековая картография - Расцвет в эпоху Возрождения и Великих георграфических открытий - Картография Русского государства: от истоков до наших дней Тема 3: Мир картографических произведений. Лекция «Разнообразный мир картографических произведений». Учитель рассказывает что такое планы, их свойства, способы изготовления. Глобусы – объяснение ведется на сравнении глобусов Земли и Луны. Атласы. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Общее знакомство. Практическая работа 1: «Определение по планам масштабов, направлений, расстояний, высот». Итог: топографический диктант. Итог: топографический диктант. Практическая работа 2: 1. «Работа с различными видами атласов» (России, мира, Австралии, автомобильных дорог, Волгоградской области, атлас Древнего мира по истории). Сравнение различных атласов по плану. Практическая работа 2: 1. «Работа с различными видами атласов» (России, мира, Австралии, автомобильных дорог, Волгоградской области, атлас Древнего мира по истории). Сравнение различных атласов по плану. 2. Сравнение аэрофотоснимков, космических снимков и планов местности. 2. Сравнение аэрофотоснимков, космических снимков и планов местности.

Тема 4: Карты и их свойства. Лекция: карты и их свойства. Из содержания лекции учащиеся узнают о математическом законе построения карт. Картографической генерализации как отборе на карте главного существенного и его целенаправленное обобщение в соответствии с масштабом и назначением карт. Знаковость карт. Практическая работа 3: «Характеристика карты по плану». Тема 5: Виды и типы георграфических карт и атласов. В ходе лекции дается классификация карт по тематике, разделив тематические карты на карты природных явлений и карты общественных явлений. Показать классификацию по масштабу, обратив внимание, что не во всех странах одинаковое деление. По пространственному охвату – пояснить что кроме общепринятого деления еще выделяют карты Солнечной системы, звездного неба, одной планеты и др. Далее на примерах различных атласов дать их классификацию, объяснить особенности создания и использования. Тестирование по теме: «Виды и типы георграфических карт и атласов».

Тема 6: Использование карт. Работа с картами. В ходе лекции необходимо объяснить, что в современной картографии использование карт – это раздел, в котором изучается теория и методы применения картографических произведений в парктической, научной, культурно – просветительс- кой, учебной деятельности. Использование карт от первобытного общества до современных дней. Дается понятие о картографическом методе исследования. Практическая 4: 1.«Описание государств по картам». 2. «Сравнительный анализ карт разной тематики и выявление взаимосвязей явлений». Тема 7: Картография и охрана окружающей среды. Тема 7: Картография и охрана окружающей среды. На семинаре группы представляют результаты своей работы по предложенным темам: 1. Карты природоохранной тематики 2. Исследование окружающей среды по картам 3. Карты и мониторинг В результате составляется карта, где баллами показана степень загрязнения России.

Тема 8: Картография в искусстве и литературе. Конференция. 1. Ведущий сообщил о теме, о том, что карты – это не только научный документ, но и составляющий элемент культуры человека. 2. Искусствовед связал картографию с различными проявлениями творческой культуры, прежде всего с жи- вописью. Картины Бернардо Строцци («Астроном и его ученики»), Базаити Марко («Портрет астронома»), рисунок Рембранда, изображающий георграфа с глобусом. Голландский художник XVII века Вермер Делфтский часто изображал на своих полотнах ученых, склонившихся над картой или глобусом и углубившихся в изучение. К составлению карт обращались великие художники Возрождения Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер. 3. Знатоки литературы. а) Сообщение о «привычке странствовать по картам» (Дж. Неру, И.Л.Сельвинский, Г.К.Паустовский, Ильф и Петров) б) «Сладкий плод ученья» Пушкин А.С. «История Петра», «Борис Годунов» Марк Твен «Том Сойер за границей» в) Мысленные карты Швамбрания. «Таинственный остров». Ж.Верн, «Остров Сокровищ». Р.Стивенсон, «Путешествие Гулливера» Дж.Свифта, «Земля Санникова» В.А.Обручева.

Тема 9: Карта и медицина. Исследуя по статистическим данным, медицинским справочникам, данным Интернета соответствие между заболеванием и местом жительства человека. Учащиеся делают сообщения, специальными знаками составляют медико- георграфическую карту. Тема 10: Итоговое занятие. Проводится итоговое тестирование по изученному материалу. Обсуждаются итоги работы, содержание курса, выясняются пожелания и предложения.

Литература для учащихся: 1. Берлянт А.М. Карта- второй язык георграфии. М:Просвещение, Географические атласы и набор топографических карт 3. Куприн А.М. Занимательная картография. М:Просвещение, Географические энциклопедии и справочники.

Литература для учителя: 1. Берлянт А.М. Карта-второй язык георграфии. М:Просвещение, Географические атласы и набор топографических карт 3. География (6-10 кл). Библиотека электронных наглядных пособий. М:Республиканский мультимедиацентр, Куприн А.М. Занимательная картография. М:Просвещение, Куприн А.М Слово о карте. М:Недра,1987

Приложение Картогра- фия Техничес- кая графика, искусство Социальны е и экономии- ческие науки Техничес- кие науки, автомати- ка Аэрокос- мическая съемка Матема- ти- ческие науки Геодезия Науки о Земле и планетах Логико- Философ- ские науки