Методы решения творческих задач

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Смирнова Т.А. учитель технологии МОУ СОШ 3 г. Киржач.
Advertisements

Понятие творчества Согласны ли вы с утверждением, что «самым ценным для общества является свободное время индивида»?
Понятие творчества Согласны ли вы с утверждением, что «самым ценным для общества является свободное время индивида»?
Метод поиска решений творческих задач Технология. 11 класс.
Понятие творчества и развитие творческих способностей.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ТЕХНОЛОГИЯ» «ТЕХНОЛОГИЯ» ШКОЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ АКСАЙСКАЯ МОУ СОШ 2 Кафедра «Технология» Зав. кафедры «Технология» ШВЕЦОВ.
Синектика метод решения творческих задач «Все что человек способен представить в своем воображении, другие сумеют претворить в жизнь» Жюль Верн.
Методы решения творческих задач. Этап 1. Осознание и обоснование идеи Этап 2. Техническая разработка задания и практическая работа над ним Этап 3. Апробирование.
МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОИСКА ИДЕЙ Мозговая атака (МА) метод коллективного генерирования идей Прямая МА сбор максимального количества идей, селекцию которых.
Метод мозгового штурма. Метод мозгового штурма, изобретателем которого является Алекс Осборн (США, 40-е годы 20-го века). Он является автором нескольких.
Технология. 11 класс Метод решения творческих задач М Е Т О Д ОБРАТНОЙ МОЗГОВОЙ АТАКИ.
Метод МОЗГОВОЙ АТАКИ Технология. 11 класс Методы решения творческих задач "Мы закрыли дверь, чтобы туда не вошло заблуждение, но как же теперь войти истине?"
Логико-структурная основа проекта. Методики социального и образовательного проектирования Методика матрицы идей Методика вживания в роль Метод аналогии.
Основные компоненты эвристического урока. 1 этап разработки Составление Вашей цели планируемого эвристического урока. Возможные цели учащегося. Соотнесение.
Проблемно-поисковые образовательные технологии проблемное обучение метод проектов «мозговой штурм»
Презентация к уроку по технологии (11 класс) по теме: презентация по технологии в 11 классе"Метод синектики"
Метод проектов в школе В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается.
РАБОТУ ПОДГОТОВИЛ БОЛЯСОВ АНДРЕЙ БОРИСОВИЧ, УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках технологии.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Эвристические методы генерирования новых идей н. Метод мозгового штурма Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) оперативный.
Транксрипт:

Технология. 11 класс Урок 11

« Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно- исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта (производителя, носителя ) творческой деятельности». 2

1. Формулирование задачи, точное определение цели, сбор информации по проблеме и начальные попытки ее решения. 2. Инкубация (вызревание) – отвлечение от задачи после безуспешных попыток ее решения: при этом проблема остается в подсознании, в то время как человек может заниматься другими делами. 3. Озарение – возникновение идеи решения, часто предваряемое случайным событием - толчком. 4. Проверка правильности решения: испытание и (или) реализация идеи. Формулирование задачи Инкубация (вызревание) Озарение Проверка правильности решения 3

Художественное Научное Техническое 4

Техническое творчество - получение новых результатов в области техники в виде технических идей, рисунков, чертежей, воплощенных в реальных технических объектах. Техническое творчество проектирование конструирование Разработка и обоснование проектирования какого- либо объекта (результат проектирования проект объекта в виде текстов, графиков, эскизов, расчетов, моделей) Разработка подробной схемы выполнения задуманного объекта и рабочих чертежей всех его деталей и отдельных частей машины Результатом конструирования является конкретная конструкция изделия Разработка подробной схемы выполнения задуманного объекта и рабочих чертежей всех его деталей и отдельных частей машины Результатом конструирования является конкретная конструкция изделия 5

Пути решения задач Исполнительский уровень-применение известных типовых решений, общепринятых схем Творческий уровень изобретение, создание, проектирование нового способа для достижения цели 6

Методы решения задач логическиеэвристические Методы, в которых преобладают логические правила анализа, сравни Методы, в которых преобладают логические правила анализа, сравниния, обобщения, классификации. Система принципов и правил, которые задают наиболее вероятные стратегии и тактики деятельности человека, решающего творческую задачу, стимулируют интуитивное мышление, генерирование новых идей Применяются в различных областях управления и бизнеса, в рекламе, дизайне, в искусстве. Математика-логический метод Метод «мозговой атаки», синектика, метод эвристических вопросов и др. 7

Один из эффективных методов решения творческих задач – прямая мозговая атака ( МО), или мозговой штурм. Суть метода заключается в следующем психологическом эффекте. Если взять группу из 5-8 человек и каждому предложить независимо от других индивидуально высказать идеи и предложения по решению поставленной изобретательской или рационализаторской задачи, то в сумме получится идей меньше. Чем если предложить этой группе коллективно высказать идеи по этой задаче. Цель метода – стимулировать всех участников обсуждения к быстрому генерированию большого числа идей. Мозговой штурм-разделение по времени генерирование идей и их критическая оценка. В каждом этапе участвуют разные люди. Задача « штурмуется» в течение минут. Группа «экспертов» – по окончании штурма выносит суждение о ценности выдвинутых идей. В ее составе лучше работают люди с аналитическим, критическим складом ума. Условия задачи перед ее штурмом формулируется только в самых общих чертах. При генерации идей запрещена всякая критика. В ходе штурма между участниками должны быть установлены свободные и доброжелательные отношения. Необходимо, чтобы идея, выдвинутая участником штурма, подхватывалась и развивалась другими. 8

Предложите как можно больше различных способов крепления на классной доске схем, выполненных на плотной бумаге. 9

Важная черта новатора, изобретателя – видение окружающего миро в ключе его совершенствования, отрешение от «привыкания» к недостаткам. Суть метода обратной мозговой атаки: поиск недостатков - ключ к совершенству. Цель метода заключается в выявлении всевозможных недостатков рассматриваемого объекта, на который обрушивается ничем не ограниченная критика. 10

Метод контрольных вопросов позволяет более целеустремленно вести поиске решения задачи. Суть метода состоит в использовании при поиске решения творческих задач списка специально подготовленных вопросов. Изобретатель, отвечая на вопросы, анализирует свою задачу, благодаря методу осознание проблемы идет более целенаправленно, системно. Списки вопросов можно применять для активизации генерирования идей, для формулировки ответов. 11

Синектика – в переводе с греческого это слово означает « совмещение разнородных элементов». В основу метода положен мозговой штурм Формируются постоянные группы людей (5-7 человек) различных специальностей с обязательным предварительным обучением. Необходимые качества для участников группы: умение абстрагироваться, мысленно отделяться от предмета обсуждения; богатая фантазия; способность переключаться, отходить от навязчивых идей; привычка находить необычное в обычном и в необычном обычное; ассоциативное мышление; терпимое отношение к идеям, высказанным товарищами; эрудиция, широкий кругозор. В своей работе участники группы используют аналогии Суть метода – нахождение близкого по сущности решения путем последовательного нахождения аналогов( подобий) в различных областях знаний или исследование действия ( поведения) объекта в измененных условиях. Синектика – это мозговой штурм, проводимый с использованием аналогий. 12

Типы аналогий, используемые методом синектики прямая личная символическая фантастическая Выяснить, как решаются задачи похожие на данную Отождес ставить себя с техническим объектом Выразить буквально в двух словах суть задачи Ввести фантастические средства выполняющие по условиям задачи 13

Дано несколько предметов: карандаш, утюг, стул, электрическая плитка. Составьте список функций, которые эти предметы выполняют. Против каждой функции в составленном списке впишите предметы (аналоги), выполняющие такие же функции. Предметфункцияаналог 14

Морфологический анализ - метод поиска решений технических задач.(в 1942 году предложен швейцарским астрономом Ф. Цвинки). Суть метода - выявление нескольких морфологических (типовых, видовых, отличительных) признаков (параметров), значимых для решаемой задачи, и составление всех возможных сочетаний этих признаков. Признаки можно расположить в форме таблицы - морфологической матрицы. В результате направленного и системного анализа генерируется новая информация, которая при простом переборе вариантов ускользает от внимания. Применение. Морфологический анализ можно использовать для составления списка всех возможных вариантов решения задачи, для сравниния или выбора одного из многих возможных решений технических, организационных и прочих задач. Недостаток метода – обилие вариантов, из которых трудно выбрать наилучший. 15

Наиболее значимые параметры Значимость параметра, балл Варианты профессий зарплата престижность Возможность заниматься самостоятельной творческой деятельностью Режим работы Возможность смены мест, путешествия итого

Наиболее значимые параметры Значимость параметра, балл Варианты профессий Зарплата Престижность Возможность заниматься самостоятельной творческой деятельностью Режим работы Возможность смены мест, путешествия итого

Выберите для себя профессию, с которой предполагаете связать свою жизнь после окончания школы, пользуясь методом морфологического анализа. Проанализируйте не менее 3-х вариантов. 18

Напишите эссе на тему: «Как можно ускорить решение творческих задач». 19

Технология: классы: базовый уровень. под редакцией В.Д. Симоненко. - М.: Вентана–Граф, Смирнова Т.А. Презентация к уроку. 20