СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА Ю НУСОВА С ВЕТЛАНА С ЕРГЕЕВНА 18 ч практических работ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА Представление об информационном обществе Роль информатизации в развитии общества Об информационной культуре © 2007 Богданова В.А.
Advertisements

Представление об информационном обществе. Роль и значение информационных революций Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к.
Информация и её свойства. Вопросы: 1.Информация: определение, свойства, особенности, разновидности. 2.Меры информации. 3.Показатели качества информации.
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ. ОТ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА К ИНФОРМАЦИОННОМУ О роли и значении информационных революций Первая революция связана с изобретением.
Презентация "Роль информационной деятельности в современном обществе"
Электронная база данных,как объект информационног о права.
Подготовил: Батунов Алексей Эу-203. На заре цивилизации человеку было достаточно элементарных знаний и первобытных навыков. По мере развития общества.
Выполнил: «Информационная культура в информационном обществе: основные аспекты, проблемы, перспективы»
Подготовила асс. кафедры СМК Воробьева Т.А.. Информационное общество - это общественное устройство, основным фактором развития которого признается создание.
Выполнила Ученица 11 «А» класса Усачева Анастасия.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕВОЛЮЦИИ Галанская Ольга Ивановна Учитель информатики МБОУ «СОШ 4 ЗМР РТ» г.Зеленодольск Республика Татарстан.
Информационно- технологический потенциал Республики Беларусь Выполнила студентка группы ЭС-461 Игнатенко Евгения Геннадьевна.
Подготовила ст. преподаватель кафедры СМК Воробьева Т.А.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно.
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ.
ЭКОНОМИКА – это любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий жизни. Слово «экономика» происходит от греческого «oikonomia»
Основные этапы в информационном развитии общества. Информационные революции.
Урок 1 Введение. Понятие информационной технологии.
Транксрипт:

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА Ю НУСОВА С ВЕТЛАНА С ЕРГЕЕВНА 18 ч практических работ

С ОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК : общенаучное знание, возникшее как научная база формирования информационного общества (А.Д. Урсул); самостоятельная междисциплинарная наука, возникшая на стыке информатики, философии, социологии, культурологии, психологии (Шодиев А.А.); отрасль информатики, изучающая процессы информатизации общества, а также их воздействие на социальные процессы, в том числе – на развитие и положение человека в обществе, на изменение социальных структур общества под влиянием информатизации (К.К. Колин).

В Национальном докладе РФ на 11 Международном конгрессе Юнеско "Образование и информатика" в 1996 году было сформулировано определение социальной информатики как науки, изучающей комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме и его информатизацией.

И НФОРМАЦИ Я

1. И НФОРМАЦИЯ КАК РЕСУРС Изучите законы функционирования информации в обществе Приведите примеры на каждый закон

П ОНЯТИЕ ИНФОРМОНОМИИ. Информономия – это наука о законах, действующих в информационной сфере. Закон – это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Информационный закон – это необходимое, существенное, повторяющееся отношение между явлениями в информационной сфере.

В СЕОБЩИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ 1. Закон первичности информации. Не бытие определяет сознание, а информация (сознание) определяет бытие (1991 год Президентом Международной академии информатизации академиком И.И. Юзвишиным). 2. Закон сохранения (вечности) информации. Суммарное количество информации и энтропии в пространстве всегда является постоянным. 3. Закон информационного равновесия Вселенной. Все тела, объекты и процессы Вселенной находятся в информационном равновесии в силу постоянных отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей энергии, движения и массы в пространстве и времени.

В СЕОБЩИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ 4. Закон постоянного изменения информации. Все тела, молекулы, атомы, информация находятся в постоянной взаимосвязи, взаимодействии и взаимопревращении, обеспечивая постоянное движение и изменение Вселенной. 5. Закон информационного единства. В любой области пространства Вселенной всегда имеется объект или поле, для которого обязательно существуют соответствующие объекты, имеющие с этой областью информационные отношения.

С ТАТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ 1. Закон информационного тяготения: Интерес субъектов информационного пространства друг к другу обратно пропорционален квадрату информационного расстояния между ними. 2. Закон информационной сложности: Интерес к документу обратно пропорционален его сложности. 3. Закон старения информации: Интерес к информации обратно пропорционален времени, прошедшему с момента ее последнего появления (использования).

С ТАТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ 4. Закон рассеяния информации (Закон Бредфорда): Если совокупность всех публикаций по какому- либо вопросу принять за целое, то: в специальных журналах данного профиля (число которых невелико) помещается лишь одна треть этих публикаций, вторая треть статей по данному вопросу оказывается опубликованной в значительно большем числе тематически родственных (смежных) журналов, последняя треть статей рассеяна в огромном числе периодических изданий, в которых появление статей данной тематики трудно предвидеть, так как они имеют широкий профиль или общенаучный характер.

Д ИНАМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ 1 закон. Только полное копирование информационных продуктов сохраняет информацию. 2 закон. Никакой информационный продукт не застрахован от случайных искажений при своем движении в общественном информационном производстве. 3 закон. Намеренные искажения информации обнаруживаются только по последствиям.

2. Х АРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИИ Ознакомьтесь с критериями оценки информации и оцените текст описывающий эксперимент Шредингера по каждому критерию.

П РИЗНАКИ КАЧЕСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ. 1 Репрезентативность – адекватность отражения в информации свойств, признаков и связей объектов и явлений окружающего мира. Она зависит от правильности концепции, которая лежит в основе информации, а также от обоснованности отбора существенных признаков и связей отражаемого в информации явления. 2 Информационная емкость (содержательность), определяемая реальным количеством информации (сообщений, имеющих смысл), вложенной ее автором в определенный объем пространства или времени. Информационная емкость – величина постоянная.

3 Доступность информации – потенциальная возможность для конкретного потребителя осуществить соответствующие процедуры получения и преобразования информации. информативность - количество информации, которое извлекает конкретный потребитель. это – величина переменная зависит от Объема содержащихся в ней знаний, Информационных потребностей потребителя, Объема знаний потребителя, Возможности использования с минимальным расходом времени, трудовых и материальных затрат. Информация может иметь нулевую или даже отрицательную ценность, если она бесполезна или содержит ложные и устаревшие сведения.

4 Информационная плотность – отношение информативности и информационной емкости. Она зависит: от формы подачи информации (чем популярнее и доходчивее, тем меньше ее плотность), от объема знаний и информационных потребностей потребителя (чем больше объем знаний и более развиты информационные потребности, тем выше плотность информации), от информационной емкости (чем выше информационная емкость при неизменной информативности, тем ниже плотность информации).

5 Оптимальность полноты информации – минимальное, но достаточное количество информации для принятия правильного решения. Как недостаточная, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых потребителем решений. 6 Полезность (ценность) информации, определяемая той степенью пользы, которую информация приносит конкретному потребителю.

7 Актуальность информации, определяемая степенью сохранения полезности (ценности) информации для принятия потребителем решений в момент ее использования. Зависит от динамики изменения ее характеристик и от интервала времени, прошедшего с момента возникновения данной информации. 8 Своевременность информации – ее поступление не позже момента времени решения поставленной задачи.

9 Достоверность информации – ее свойство отражать реально существующие объекты с необходимой точностью. 10 Устойчивость информации – ее способность реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности.

Сегодня все коты - Шредингеровские. Как только вы это уразумеете, кошачьи повадки перестанут вас озадачивать. Первые Шредингеровские коты появились вследствие злополучного эксперимента из области квантовой механики, проведенного в 30-е годы (а может, они были не первые. Может, первых вообще не было). Кто не слышал о знаменитом мысленном эксперименте {Т. е. он невоспроизводим и ничего из него не получится.} одного из создателей квантовой механики Эрвина Шредингера? Вы помещаете в ящик кота и пузырек с ядом (многие предложат этим и ограничиться). Затем в ящике устанавливается механизм для разбивания пузырька. Сработает он или нет, зависит от поведения ядерной дребедени, которую испускает радиоактивное вещество. Оно тоже содержится в ящике. Видите, какой большой ящик. Так вот, согласно квантовой теории, кот в ящике является одновременно и волной, и частицей... Стоп-стоп-стоп, не так.

Из-за этих самых квантов он не жив или мертв, а одновременно ни жив ни мертв, но в то же время и жив и мертв {*Т.е. находится в неопределенном состоянии. В соответствии с принципом неопределенности Гейзенберга.}. Только когда исследователь поднимает крышку, он самим актом наблюдения как бы вписывает кота в пространственно-временные координаты и пр. В ящике он обнаружит или кандидата на погребение в песочке за сараем, или яростно фыркающего злыдня, слегка облученного и утыканного осколками стекла. Любопытнее всего, что пока ящик закрыт, нам неизвестна судьба кота не только в будущем, но и в недавнем прошлом: может, он уже пять минут как сдох.

И НФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

3. И НФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО Изучите различные подходы к идеальному информационному обществу и сформулируйте Ваше видение каким оно должно быть.

Аграрное общество промышленная революция Индустриальное общество научно-технической революции Постиндустриальное общество Информационное общество

Первая революция – изобретение письменности. Вторая (середина XVI в.) изобретение книгопечатания. Третья (конец XIX в.) изобретение электричества. Четвертая (70-е гг. XX в.) изобретение микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. И НФОРМАЦИОННЫЕ РЕВОЛЮЦИИ

три фундаментальные инновации: переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным; миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин; создание программно-управляемых устройств и процессов.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.

Ю. Хаяши, профессор Токийского технологического института году отчёты японскому правительству «Японское информационное общество: темы и подходы» и «Контуры политики содействия информатизации японского общества», а в 1971 году «План информационного общества». И СТОРИЯ ТЕРМИНА

- общество, в котором развитие компьютерных технологий сможет обеспечить его гражданам доступ к надежным источникам информации, высокий уровень автоматизации производства и тем самым избавит их от рутинной работы. Значительные изменения должны произойти в содержании и структуре самого производства, в результате чего его продукт станет более «информационно емким». ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Д. Белл Дж. Гелбрейт Дж. Мартин И. Масуде Ф. Полак О. Тоффлер Ж. Фурастье ЗАПАДНЫЕ СОЦИОЛОГИ

Д. Б ЕЛЛ 1973 «Любое современное общество живет за счет инноваций и социального контроля над изменениями. Оно пытается предвидеть будущее и осуществлять планирование. Именно изменение в осознании природы инноваций делает решающим теоретическое знание».

И. М АСУДЕ «И НФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО КАК ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО » 1983 Г. Фундамент- компьютерная технология. Значительный рост доли интеллектуального труда в производстве товаров и услуг Ведущая отрасль экономики - интеллектуальное производство, продукция которого будет распространяться с помощью новых телекоммуникационных технологий. Общество станет бесконфликтным и бесклассовым (общество согласия). Управляться такое общество будет малочисленным правительством, не имеющим особых полномочий. Особой ценностью станет время, а не потребление товаров.

Т. С ТОУНЬЕР 1986 Г. Информацию, как и капитал, можно накапливать и хранить для будущего применения. Национальные информационные ресурсы превратятся в основной потенциальный источник богатства. Основные усилия государства и общества должны быть направлены на развитие новой отрасли экономики - информационной. По общим показателям занятости и доли в национальном продукте промышленность в недалеком будущем уступит место сфере услуг, а эта последняя будет представлять собой в основном сбор, обработку и предоставление необходимой информации в самых разных формах.

М. М АКЛЮЭН информационные технологии выступают в качестве главного фактора, который влияет на формирование социально- экономической основы постиндустриального общества. Компьютерные и телекоммуникационные сети являются своеобразной нервной системой данного общества.

Возникает феномен «глобального объятия», полной взаимосвязи элементов, в результате чего современное урбанизированное общество превращается в «глобальную деревню». Массовая коммуникация займет особое место в жизни общества, станет его неотъемлемой частью и, вместе с тем, некой таинственной силой, довлеющей над ним и управляющей.

А.И. Р АКИТОВ «Н АШ ПУТЬ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ » Переход к информационному обществу означает постоянный рост удельного веса знаний, которые превратятся в важнейший продукт социальной деятельности. Информационное общество должно обеспечить правовые и социальные гарантии каждому гражданину на получение всей необходимой ему информации.

основные критерии будущего общества - это количество и качество имеющейся информации, высокая эффективность ее переработки и трансляции. Залог успешного функционирования экономики - информационный сектор, который выйдет на первые позиции по числу занятых в нем работников. Развитие данного сектора должно значительно ускорить интеграцию страны в глобальное информационное общество.

А.И. Р АКИТОВ любой его гражданин, группа граждан или организация в любое время и в любой точке страны могут получить (бесплатно или за определенную плату) на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию, необходимую для решения их социально значимых или личных задач: в нём активно создаются и функционируют современные информационные технологии, доступные любому индивиду, группе лиц или организации;

в нём имеются развитые инфраструктуры, ответственные за создание в необходимом объеме национальных информационных ресурсов; происходят качественные изменения всех социальных структур с учётом расширения сферы информационной деятельности и услуг.

Г.Л. С МОЛЯН И Д.С. Ч ЕРЕШКИН создание единого информационного пространства и углубление процессов экономической и информационной интеграции народов и государств; доминирование стран, наиболее развитых в информационном отношении, то есть использующих в больших масштабах сетевые информационные технологии, перспективные средства вычислительной техники и телекоммуникаций;

достижение высокого уровня образования за счет расширения возможностей информационного обмена на всех уровнях (международном, национальном и региональном); наконец, повышение роли профессионализма и когнитивных способностей индивида как основных характеристик деятельности.

У. М АРТИН Технологический: ключевой фактор информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту. Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.

Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости. Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

У. М АРТИН Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом. "информационное общество можно определить как общество, в котором качество жизни так же как перспективы социальных изменений и экономического развития в возрастающей степени зависят от информации и ее эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания.

И НФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ И ПРОДУКТЫ

4. И НФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ Изучите предоставляемые на рынке информационные продукты и услуги (ИП и ИУ). Приведите примеры ИП и ИУ с указанием стоимости Предложите свою идею ИП и ИУ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ Информационные ресурсы - база для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.

Информационные продукты (продукция) - документированная информация, подготавливаемая в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная (или применяемая) для удовлетворения их потребностей (потребителей). Информационный продукт – совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.

И НФОРМАЦИОННАЯ УСЛУГА Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг. Услуга – результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов.

Информационные услуги - действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами. совокупность процессов по переработке и конечный продукт, предназначенный для употребления. Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

М ИРОВОЙ РЫНОК ИТ

4. И ССЛЕДОВАНИЯ РЫНКИ ИТ Изучите предоставляемые IDC Прокомментируйте данные на каждом слайде International Data Corporation (IDC) аналитическая фирма, специализирующаяся на исследованиях рынка ИТ. Штаб-квартира Массачусетс. На IDC работают более 1000 аналитиков в 110 странах. Существует более 45 лет. IDC является дочерним предприятием IDG – компании, лидирующей на мировом рынке ИТ- изданий, исследований и специализированных мероприятий.

Мировой ИТ-рынок стабильно растет, хотя темпы его роста невелики и неуклонно снижаются: если в 2006 году рынок вырос на 4,2%, то в 2008 году на 4% М ИРОВОЙ РЫНОК ИТ

Мировой рынок информационных технологий за 2010 год увеличился на 8% по сравнению с 2009-м и составил в денежном выражении 1,5 трлн долларов. Аналитики указывают на то, что расходы на ИТ в мире в 2010 году росли наиболее высокими темпами начиная с 2007 года. Company Logo

М ИРОВОЙ РЫНОК ИТ В среднем треть доходов мирового ИТ- рынка приходится на Европу, немного больше на США и Японию вместе взятые. Весь остальной мир претендует всего на 24,8%

М ИРОВОЙ РЫНОК ИТ

По данным IDC, объем российского рынка IT- услуг в 2009 году сократился на 31,2% до 3,6 млрд долларов. Уменьшение объема рынка в рублях 12%. Company Logo

Крупнейшими потребителями IT-услуг в России в 2009 г. по доли от общих затрат на IT-услуги в стране 1. оставались государственные (19,1%) 2. и финансовые организации (18,6%). 3. телекоммуникационные (13,0%) и 4. энергетические (12,9%) компании. Company Logo

Объём российского рынка ИТ-услуг в 2010 году вырос почти на 30% и составил 4,67 млрд. долл. Финансовые организации вышли на первое место по потреблению ИТ-услуг, потеснив государственный сектор. Company Logo

В результате доля финансового сектора в 2010 году составила 19,8% от общих затрат на ИТ- услуги, а государственных организаций - лишь 17,5%. На третьем и четвертом месте по востребованности ИТ-услуг были телекоммуникационные (14,4%) и энергетические (11,6%) компании. Company Logo

Наиболее высокие темпы роста показал сектор розничной торговли. Потребление ИТ-услуг страховыми, финансовыми и транспортными компаниями также заметно возросло. Многие организации стали возобновлять интеграционные проекты, направленные на упрощение ИТ-инфраструктуры за счет консолидации избыточных приложений, платформ и центров обработки данных.

Консалтинг информационных систем показал наиболее высокие темпы роста. Совокупная доля аутсорсинга в 2010-м году выросла до 14%. Наиболее высокий рост показали такие виды аутсорсинга как хостинг инфраструктурных услуг и аутсорсинг информационных систем. Company Logo

М ИРОВОЙ РЫНОК ИТ Company Logo Согласно структуризации IDC, к ИТ- рынку относятся: 1. компьютерное и офисное аппаратное обеспечение 2. программное обеспечение 3.ИТ-услуги

Соотношение между долями аппаратного обеспечения, ПО и ИТ-услуг определяет уровень зрелости ИТ- рынка. В развитых странах на приобретение оборудования расходуется примерно столько же средств, сколько на покупку ПО, но меньше, чем на оплату ИТ-услуг

М ИРОВОЙ РЫНОК ИТ

комплексный показатель, характеризующий уровень развития ИКТ в странах мира. Разработан в 2001 году. Выпускается Всемирным экономическим форумом и международной школой бизнеса INSEAD с 2002 года в рамках специальной ежегодной серии докладов о развитии информационного общества в странах мира «Глобальный отчет по информационным технологиям». В настоящее время считается одним из важнейших показателей потенциала страны и возможностей ее развития. ИТ- РЫНКИ РАЗНЫХ СТРАН АНАЛИЗИРУЮТ В ПЛАНЕ ИХ ЗРЕЛОСТИ ПО ИНДЕКСУ СЕТЕВОЙ ГОТОВНОСТИ (NRI N ETWORKED R EADINESS I NDEX )

Индекс измеряет уровень развития ИКТ по 67 параметрам, объединенным в три основные группы: Наличие условий для развития ИКТ Готовность граждан, деловых кругов и государственных органов к использованию ИКТ Уровень использования ИКТ в общественном, коммерческом и государственном секторах

ГГ. 1 Дания 5,85 2 Швеция 5,84 3 Соединенные Штаты Америки 5,68 … 72 Шри-Ланка 3,79 73 Казахстан 3,79 74 Россия 3,77 75 Доминиканская Республика 3,76 76 Египет 3,76 Company Logo

По результатам Россия заняла 77 место в рейтинге 3,69 В то же время Россия обладает достаточно высоким показателем развития инфраструктуры (42 место, индекс 3,9), занимает достаточно высокое 59 место по уровню готовности населения к использованию высоких технологий. Готовность гос структур к использованию IT - Россия находится лишь на 89 месте, между Ираном и Пуэрто- Рико.

И НФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

5. П СИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ Определите одно и тоже понятие через понятия интенсионала и экстенсионал Приведите пример процедурных и декларативных знаний Постройте сеть, описывающих объект Решите примеры

Р АЗНОВИДНОСТИ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ИНФОРМАЦИИ 1. Потребность в ориентации. Животное выделяет в окружающей среде раздражитель и благодаря врожденным способам ориентировки выбирает такую форму поведения, которая позволяет достичь полезной цели и избежать вредных воздействий.

2. Потребность в контакте. «Сенсорный голод» - состояние человека при недостаточном поступлении (или полном отсутствии) внешних раздражителей. Мозг работает все хуже, а отдельные его участки начинают атрофироваться. У людей наступает особое психическое состояние, сопровождающееся в тяжелых случаях зрительными или слуховыми галлюцинациями.

3. Потребность в подражании. На основе подражания вырабатываются стереотипы поведения индивида, которые обеспечивают безопасный и экономичный способ освоения окружающей среды.

Социальные потребности отличают человека (как субъекта исторического процесса) от животного. Человек преобразует природную и социальную среду, а животное – приспосабливается к среде.

С ОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ 1. Потребность в познании. Состояние информированности вызывает чувство психологического комфорта, уверенности и спокойствия. И наоборот: недостаточная информированность приводит к неуверенности, дискомфорту.

2. Потребность в социальной ориентации. Поведение людей во многом зависит от взаимообмена информацией об этих социальных ролях, статусах. Ориентация человека строится не только на интеллектуальной оценке обстановки, но и на эмоциональной.

3. Потребность в социальной идентификации. Социальная идентификация - признание за людьми принадлежности к конкретной группе со стороны внешнего окружения.

И НФОРМАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ МЫШЛЕНИЯ. Американский ученый Р. Сперри получил в 1981 г. Нобелевскую премию за исследования функциональной асимметрии мозга. Два полушария головного мозга обеспечивают две различные формы сознания, нормально существующие и дополняющие друг друга.

Левое полушарие связано со способностью к языковому описанию, а правое - к художественному отражению действительности. Левое анализирует события, а правое – скорее и лучше узнает уже знакомое! Левое –алгебраическое, ближе к вычислительной машине, а правое – способно к геометрии и пространственной ориентации. Левое – более совершенно в анализе деталей, а правое – в обхватывании целого. Вся новая информация первоначально воспринимается правым полушарием интуитивно, затем передается в левое полушарие, отпечатывается в нем и возвращается в правое в виде образов.

Полушария головного мозга конфликтуют, если одновременно получают задания Убедись. Попробуй назвать вслух ЦВЕТ, а не слово! Правое полушарие твоего мозга будет стараться назвать цвет, а левое полушарие будет настаиваить на прочтении слова.

Т ИПЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ. Синтетический тип восприятия характеризуется способностью к обобщениям и определению основного смысла происходящего. Достаточно нескольких фактов для воссоздания целой картины. Аналитический тип восприятия – характеризуется стремлением выделить, прежде всего, детали, частности. При этом человек затрудняется уловить общий смысл.

С УЩЕСТВУЕТ ДВА УРОВНЯ МЫШЛЕНИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ : Дискурсивное (рассудочное) мышление. Отдельные этапы мышления и их последовательность осознаются думающим человеком. Свои мысли он может выразить в устной или письменной речи. Интуитивное мышление. Это подсознательная деятельность мозга, поэтому все звенья мыслительной деятельности выявить невозможно.

Информация – основа, процесс и результат мышления человека. Накопленный объем знаний, зафиксированный памятью – это база, на основе которой осуществляется мыслительная деятельность. Соотношение поступившей информации с уже зафиксированной ранее – это процесс мышления. Мысль как результат мышления – это информация, которая активизирует познавательную деятельность. Это мотив поиска новой информации.

Способ определять понятия основан на идее интенсионала. Интенсионал понятия это определение через понятие более высокого уровня абстракции с указанием специфических свойств. Этот способ определяет знания. Другой способ определяет понятие через перечисление понятий более низкого уровня иерархии или фактов, относящихся к определяемому. Это есть определение через данные, или экстенсионал понятия.

Понятие «текстовый процессор". Его интенсионал: «текстовый редактор» – прикладная программа предназначенная для создания и редоктирования простейших текстовых файлов» Экстенсионал этого понятия: " текстовый редактор - это блокнот, WordPad...".

ДАННЫЕ И ЗНАНИЯ Данные это отдельные факты, характеризующие объекты, процессы и явления в предметной области, а также их свойства. При обработке на ЭВМ данные трансформируются, условно проходя следующие этапы:

Знания связаны с данными, основываются на них, но представляют результат мыслительной деятельности человека, обобщают его опыт, полученный в ходе выполнения какой-либо практической деятельности. Они получаются эмпирическим путем Знания это выявленные закономерности предметной области (принципы, связи, законы), позволяющие решать задачи в этой области.

Для хранения данных используются базы данных (для них характерны большой объем и относительно небольшая удельная стоимость информации), Для хранения знаний базы знаний (небольшого объема, но исключительно дорогие информационные массивы). База знаний основа любой интеллектуальной системы.

Знания могут быть классифицированы по следующим категориям: поверхностные знания о видимых взаимосвязях между отдельными события­ ми и фактами в предметной области; глубинные абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и процессы в предметной области.

Знания /\ процедурные и декларативные. Я знаю как… Я знаю что…

М ОДЕЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ Продукционная модель, или модель, основанная на правилах, (позволяет представить знания в виде предложений типа: Если (условие), то (действие)).

М ОДЕЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ Семантическая сеть это ориентированный граф, вершины которого понятия, а дуги отношения между ними.

Гоша клетка зелёный фрукты яблоко груша живё т цвет пример любит пример попугай это

ДЛЯ ФОРМУЛЫ 5 Х (3 + 7) Х (8 - 2)

7 - 3 х / 4; 6 х х (9 - 1); (2 + 8) х (4 + 6) х 7.

М ОДЕЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ Фреймы (формализованная модель для отображения образа) Фреймы фреймы- образцы, или прототипы фреймы- экземпляры

П ОНИМАНИЕ ОБЪЯСНЕНИЕ И ИНТЕРПРЕТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ. Герменевтика (от греч. germeneuticos – разъясняющий, истолковывающий) возникла как искусство истолкования текстов.

Исходя из данных определений информации и культуры, информационная культура с технологической точки зрения – это способ организации и развития человеческой жизнедеятельности в информационном пространстве, состоящем из осмысленных сообщений, в определенный исторический период.

2 УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ : Информационная культура общества – это способ организации и развития человеческого общества и социальных коммуникаций в информационном пространстве в определенный момент развития цивилизации. Информационная культура личности – способ организации и развития отдельного индивида и его социальных коммуникаций в информационном пространстве в определенный момент развития цивилизации.

И НФОРМАЦИОННЫЙ ШУМ Информационные перегрузки – новая «болезнь» информационного общества. Главной причиной информационного шума выступает излишек информации, особенно если последняя не затребована. реклама, пропаганда, недостаточно разработанные поисковые сервисы, спам, повторяющаяся информация,.

П ОМЕХИ - незапланированные искажения при вмешательстве в процесс коммуникации факторов внешней среды. Большинство помех не могут полностью заблокировать процесс, но могут стать причиной снижения эффективности коммуникации.

В ИДЫ ПОМЕХ : Физические - наслаивание одной информации на другую, повреждение носителей коммуникации (поломка рекламного щита, опечатки в деловом письме, перебои в электроснабжении на канале ТВ и т. п.) Психологические - результат различия в восприятии окружающей действительности разными людьми. Одни и те же сигналы могут вызывать различные эмоции у разных людей в зависимости от религиозных, национальных, политические, личных характеристик и т. п. Семантические - возникают из-за многозначности отдельных понятий (маленькийбольшой, сильный слабый, многомало и т.п.)

Кодированием сообщения изучает семиотика - наука, изучающая общие свойства знаков, строение и функционирование знаковых систем, способных хранить и передавать информацию (основоположники - Ф.де Соссюр, А.Ф.Лосев и др.) Кодирование сообщения должно осуществляется с учетом национального менталитета - характерного для данного народа образа видения мира, его восприятия и отображения.

О СНОВНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ МЕНТАЛИТЕТА ЯВЛЯЮТСЯ : Язык нации Социальные нормы, принятые в обществе. Официальные Неофициальные – обычаи, традиции, нравы, отношение к своей истории Социальная память Ретроспективная – содержит результаты духовной жизни прошлых поколений в виде памятников культуры Текущая – содержит современную духовную жизнь, которая рассредоточена в живой памяти современников

Национальный характер, преобладающее в народе отношение к жизни, работе и т. п. Он создает психологические установки бессознательной готовности людей действовать строго определенным, заранее известным образом в стереотипных ситуациях Нацио­нальная культура Религия Мифотворчество, архетипы

Архетип - врожденная психическая структура, составляющая для каждой нации собственное «коллективное бессознательное. Введен швейцарским психологом и философом К. Г. Юнгом в 20-х гг. 20 века. Илья Муромец (добродушный, отважный богатырь), Иванушка-Дурачок (простовато- хитроватый мужик, на которого нежданно- негаданно сваливается сказочное богатство) и др.

Стереотипы - типовые, стандартные сценарии, которые описывают схемы, в соответствии с которыми построены те или иные явления. Эти типовые схемы формируются на основе коллективного практического опыта и имеют в своей основе обширный материал жизненных реалий. Термин введен американским социологом У.Липпманом в 1904 г.

например «Coca-Cola Company» развеселила китайских обывателей ещё на заре своего существования. Название напитка в Поднебесной перевели как «Кекукела», то есть «кусай воскового головастика». Под неудержимый хохот потомков Конфуция маркетологи компании перебрали многие тысячи вариантов, пока не остановились на «Коку Коле», что означает «счастье во рту». Вечный конкурент «Кока-Кола Компани» компания Пепси повергла китайцев в настоящий шок своим переводом на китайский язык главного рекламного девиза: «Живи с поколением Пепси» (Come Alive With the Pepsi Generation). По-китайски получилось: «Пепси поднимет из могил ваших предков».

Американских торговцев бензином из корпорации «Эксон» на японском рынке тоже поджидал неприятный сюрприз. Бензин марки «Энко» абсолютно не продавался на японских островах. Все маркетинговые усилия ни на литр не увеличили нулевые продажи этого продукта. Экспертное исследование, заказанное американцами, показало, что звучание марки бензина «энко» созвучно с японским словосочетанием «заглохший автомобиль».

Представьте себе рекламу обезболивающего средства. Три плаката, если смотреть слева направо, то на первом дама с перекошенным от боли лицом, на втором та же дама, пьющая лекарство, а на третьем всё та же дама, но уже довольная и счастливая. Смысл рисунков понятен и без текста. Но только не в Саудовской Аравии. В этой стране, как и в большинстве исламских государств, читают и пишут справа налево

У европейских потребителей свои особенности. Вовремя узнав, что в Швеции моют голову по утрам, фирма «Элен Кертис» заменила название шампуня с «Вечерний» на «Дневной», чтобы не создать себе проблем во время продвижения продукта на рынке.

В нашей стране первым, столкнувшимся с национальными особенностями чужого рынка, был Авто-ВАЗ. Начав поставлять во Францию автомобиль «Жигули», тольяттинцы обнаружили, что его название созвучно с французским словом «жиголо», что буквально обозначает «платный танцор». А образно обозначает мужчину, живущего за счёт женщин.

Компания Clairol представила в Германии свои сухие дезодоранты, используя cлоган Mist Stick (примерное значение «Туманный Дезодорант»). В Германии выяснилось, что слово Mist («туман») на немецком сленге означает «навоз».

Т ЕМЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ

К ОММЕРЦИЯ В И НТЕРНЕТ Как заработать, играя в On-line-игры? Как «выживает» современное цифровое телевидение? Как купить на интернет-аукционе? Как заплатить в интернет магазине? Как защитить компьютер программно? Как защитить компьютер физически? Что позволяет закон? Как организовать дистанционное обучение? Как воздействуют на психику информацией? Кто заработал миллионы на ИТ? Как завести тысячу друзей за тысячу километров? Как совершить путешествие не выходя из дома?

Презентация на менее 12 слайдов с примерами существующих информационных объектов. Обязательно наличие диаграммы или схемы, обобщающий основную идею.