Технологии работы с детскими общественными объединениями Разработчик Минова Марина Евгеньевна, старший преподаватель кафедры содержания и методов воспитания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОБЛЕМНЫЙ СЕМИНАР ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ» Зам директора по УВР Варламова Н. В.
Advertisements

Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен.
Организация воспитательной деятельности в МКШ в современных условиях.
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ Черноштан Николай Васильевич, учитель технологии МБОУ «Атамановская СОШ»
Методы и приемы формирования у школьников здорового образа жизни Колесникова З.П.
ИДЕИ И ПРИНЦИПЫ: 1.ГАРМОНИИ 2.ГУМАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ 3.СВЯЗЬ С ДЕТСКИМ САДОМ,СЕМЬЁЙ 4.ИДЕЯ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ 5.НАПРАВЛЕННОСТЬ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ,СВЯЗЬ.
Построение воспитательной системы класса в среднем и старшем звене.
Воспитательная система класса Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющих.
Программа « Волшебные острова» 1.воспитание направлено на всестороннее развитие ребёнка, основой развития младшего школьника является нравственное формирование.
г. Заседание МО классных руководителей Тема: «Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Совместная работа детского сада и семьи, как одно из условий успешного саморазвития детей дошкольного возраста Личностно- ориентированные технологии в.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Методы воспитания. это общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации.
Самоуправление в лицее 1580 при МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Презентация «ООШ д. Михайловка»
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Транксрипт:

Технологии работы с детскими общественными объединениями Разработчик Минова Марина Евгеньевна, старший преподаватель кафедры содержания и методов воспитания Академии последипломного образования

ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ - добровольное, самоуправляемое общественное формирование, в которое объединяются дети, подростки и заинтересованные взрослые для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы.

ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ представляет собой: социальную группу; социально-педагогическое формирование; субъект и институт воспитания, социализации; среду актуализации ценностей личности и группы; феномен детской и юношеской субкультуры; форму проявления детской и юношеской активности и самодеятельности; открытую социально-воспитательную систему.

ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ классифицируются: по территориальному признаку; по численности; по целевой направленности; по содержанию деятельности; по времени функционирования; по социальному статусу; по возрасту членов объединения; по гендерному признаку и по другим признакам.

ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ БРПО СКАУТЫ И ГАЙДЫ БРСМ КЛУБЫ ЮНЕСКО

Инновационный проект «Лидер» В каждой школе есть БРСМ, Здесь работать интересно всем. Президент поддерживает их, Как ребят активных, молодых.

Пионеры в каждой школе есть, Добрых дел у них, друзья, не счесть. Больше дела и поменьше слов! Будет наш ответ – всегда готов!

Слово «скаут» давно известно всем, С ним в лесу не встретишь ты проблем. По законам скаутским скаут живет! С рюкзаком он движется вперед!

Быть девчонки гайдами хотят, Гайдинг – круто, люди говорят. Во всемирной гайдовской семье Интересно и полезно мне!

Если хочешь очень умным быть, В клуб ЮНЕСКО можешь ты вступить. Семинары, сборы, лагеря Создает ЮНЕСКО для меня.

СТРУКТУРА ОБЪЕДИНЕНИЯ ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ ЛИДЕР ОБЪЕДИНЕНИЯ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ) КОМИТЕТ (СОВЕТ ) РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ РАБОЧИЕ ГРУППЫ ПО РАЗЛИЧНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАБОТЫ ЧЛЕНЫ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА - деятельность педагогов (лидеров, организаторов, членов или просто заинтересованных участников), содействующая развитию и эффективному функционированию детско-юношеских общественных объединений, включающая реализацию воспитательных функций, оказание помощи, включение объединения в воспитательное пространство учреждения образования.

ЛИДЕР - член группы, в наибольшей степени влияющий на формирование групповых интересов, выделившийся в результате внутригруппового взаимодействия в процессе ролевой дифференциации, реализующий собственные потенциальные возможности в организации деятельности и общения. Л.И. Уманский личность, эффективно и продуктивно осуществляющая формальное и неформальное руководство в группе. А.В. Малиновский

ОРГАНИЗАТОР - социальная роль, функция взрослого, непосредственно работающего, профессионально или на инициативных началах, в детско-юношеском общественном объединении. А.Г. Кирпичник

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ- - совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели; - система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам. Г.К. Селевко

ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ Технологию воспитания следует рассматривать в широком и узком смысле этого слова. В широком значении технология воспитания - это система последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение прогнозируемой цели в системе воспитания, в узком - это личностное мастерство педагога в реализации средств, форм и методов целенаправленного воздействия на развитие личности ребенка. В.Т. Кабуш

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГРА ОБЩЕНИЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ДИАЛОГ ОПЫТ ТРУД РЕФЛЕКСИЯ

Технология организации самовоспитания Технология воспитания на основе системного подхода Технологии воспитания субъектной социальной активности Технология интерактивного обучения Технология КТД Воспита- тельная система и технологии скаутинга Технологии

ТЕХНОЛОГИЯ КТД Технология КТД - это сложная система деятельности (общей, творческой, гражданской) воспитателей и воспитанников, направляемой воспитателями. Это единство двух типов отношений - отношений товарищеского творческого обучения и отношений творческого содружества поколений. Автор - И.П. Иванов Другие названия технологии: технология коллективного творческого воспитания; педагогика общей заботы; методика коммунарского воспитания; методика коллективных творческих дел; орлятская педагогика.

ТЕХНОЛОГИЯ КТД по И.П. Иванову Технология коллективной творческой деятельности – это организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве. Главная цель: воспитание человека – творца, гуманиста, борца. Технология направлена на формирование системы стержневых отношений: - к Родине – патриотизм, интернационализм, идейность; - к обществу – коллективизм, сознательность, чувство долга, принципиальность; - к людям – гуманизм, доброжелательность, отзывчивость, товарищество, заботливость; - к себе – как к товарищу других людей, ответственность, дисциплина, мужество; - к труду – трудолюбие, широта знаний, активность, способность к творчеству, бережливость.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ Комплексный (целостно-многосторонний) подход к воспитанию по сути своей означает необходимость не просто взаимосвязи, а высшей ступени синтеза всех частей воспитания, он означает, что основу воспитательного процесса составляют такие отношения воспитателей и воспитанников, которые носят характер общей творческой заботы как старших так и младших товарищей об улучшении окружающей жизни, о каждом воспитаннике как самостоятельной творческой лич­ности.

ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЗАБОТЫ В общей творческой заботе в теснейшем единстве осуществляются многие функции воспитания, происходит: как открытая, так и скрытая передача готового опыта; не только открытое, но и незаметное усвоение предлагаемого опыта: создание нового опыта совместно с воспитателями воспитанниками (под руководством воспитателей); обмен между воспитанниками и воспитателями только усвоенным учебным, но и собственным опытом; накопление и укрепление вновь созданного опыта и закрепление его в виде традиций и привычек; преодоление отрицательного опыта. В общей творческой заботе осуществляются в теснейшем единстве различные стороны воспитательного процесса: воспитание (открытое и скрытое) воспитателя и воспитанников; самовоспитание воспитателей (взаимное, личное); воспитание воспитателей воспитанниками; самовоспитание воспитанников.

ПРОЯВЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ ЗАБОТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: поведение - образ жизни и действий, обращение с окружающим миром - людьми, природой, окружающими пред­метами; общение - обмен личным опытом (универсальный вид деятельности); трудовая деятельность - создание материальных ценностей и соответственно трудовая забота; познавательная деятельность - открытие явлений и закономерностей мира и познавательная забота; художественно-эстетическая деятельность - создание художественных образов и соответственно художественно-эстетическая забота; оздоровительно-спортивная деятельность - укрепление здоровья, закалка организма и соответственно жизненно-практическая, оздоровительно-спортивная забота; организаторская деятельность - обеспечение условий для решения жизненно-практических и воспитательных задач и соответственно организаторская забота.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КТД МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ТОВАРИЩСКОЕ ПОБУЖДЕНИЕ ОТВЕТСТВЕН- НОСТЬ ЗА СЕБЯ И ТОВАРИЩЕЙ ТОВАРИЩЕСКОЕ УБЕЖДЕНИЕ УВЛЕЧЕНИЕ РАДОСТНОЙ ПЕРСПЕКТИВОЙ; УВЛЕЧЕНИЕ ДОБРЫМ ДЕЛОМ; УВЛЕЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКИМ ПОИСКОМ; УВЛЕЧЕНИЕ ГЕРОИЧЕСКИМ; ПРЕКРАСНЫМ; ТАИНСТВЕННЫМ; ВЕСЕЛЫМ, СМЕШНЫМ; ТОВАРИЩЕСКОЕ ПООЩРЕНИЕ, ПОХВАЛА, НАГРАДА ТОВАРИЩЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ; ТОВАРИЩЕСКОЕ НАПОМИНАНИЕ; ТОВАРИЩЕСКАЯ ПОМОЩЬ; ТОВАРИЩЕСКИЙ КОНТРОЛЬ; ТОВАРИЩЕСКОЕ ОСУЖДЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ – ПОРИЦАНИЕ, КРИТИКА И НАКАЗАНИЕ ТОВАРИЩЕСКОЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ; УБЕЖДЕНИЕ НА СОБСТВЕННОМ ОПЫТЕ; ОБСУЖДЕНИЕ СВОЕГО ОПЫТА И ОПЫТА ДРУГИХ; РАССКАЗ-РАЗМЫШЛЕНИЕ; БЕСЕДА-РАЗМЫШЛЕНИЕ; ТОВАРИЩЕСКИЙ СПОР, САМОУПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (САМОВОСПИТАНИЕ) ТОВАРИЩЕСКОЕ ПРИУЧЕНИЕ ТОВАРИЩЕСКОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ПОРУЧЕНИЕ; ТОВАРИЩЕСКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА; ТОВАРИЩЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ; ТОВАРИЩЕСКИЕ ТРАДИЦИИ; ТОВАРИЩЕСКИЙ ПРИМЕР

СРЕДСТВА КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: Группу основных средств воспитательной работы составляют: коллективные творческие дела; коллективная организаторская деятельность; творческие игры; творческие праздники. В эту систему входят также воспитательные занятия (воспитательные мероприятия)- беседы, экскурсии, занятия кружков.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО Коллективное творческое дело (КТД) – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели. Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение и совместная работа воспитателей и воспитанников. Творческое – потому, что его нужно делать не по шаблону, а по-новому, лучше, чем было. Дело – потому, что его результат – общая польза и радость. Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества. Первая стадия - предварительная работа коллектива. Вторая стадия - коллективное планирование. Третья стадия - коллективная подготовка КТД. Четвертая стадия - проведение КТД. Пятая стадия - коллективное подведение итогов КТД. Шестая стадия - стадия ближайшего последействия КТД.

ВИДЫ КТД: общественно-политические; трудовые; познавательные; художественно-эстетические; организаторские; спортивно-оздоровительные. Каждый вид КТД играет ведущую роль в развитии определенных звеньев гражданского отношения к жизни, к определенным видам деятельности определенных социальных объединений, коллективов. Каждый вид КТД обогащает личность определенным видом общественно ценного опыта.

СТРУКТУРЫ КТД Простая линейная структура ЦЕПЬ ДЕЛ Сложная линейная структура Взаимосвязанная структура КЛЮЧЕВОЕ ДЕЛО НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ИТОГОВОЕ ДЕЛО

КОЛЛЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ с такими ее видами, как коллективное планирование, текущая организация работы, коллективное подведение итогов, это микросистема непосредственной организаторской заботы воспитателей и воспитанников как старших и младших товарищей об улучшении своей и окружающей жизни.

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ И ПРАЗДНИКИ Творческие игры по правилам (познавательные, музыкальные, подвижные, спортивные и сюжетно-ролевые) - отличают условия, необходимые для их проведения. Если КТД, коллективная организаторская деятельность и даже творческий праздник совершаются в действительных, реальных обстоятельствах, игра требует воображаемых, дополняющих и отражающих реальные. Творческие праздники отличает ситуация (прежде всего внешняя), сопровождающая их. Коллективное творческое дело, коллективная организаторская деятельность осуществляются прежде всего в повседневных ситуациях внеучебной жизни. Ситуация праздника и подготовки к нему сопровождается атмосферой радости.

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КТД: воздействовать на воспитанника как на участника общей творческой гражданской заботы - нравственной, трудовой, моральной, познавательно-художественной, спортивно-оздоровительной, организаторской; воспитательный процесс организуется в единстве всех звеньев - воспитания воспитателями воспитанников, самовоспитания воспитанников - взаимного и личного, самовоспитания воспитателей - тоже взаимного и личного; поощрять самостоятельность, инициативу творчество, не допускать исполнительства, потребительства; влиять так, чтобы использовать в единстве различные виды воспитательского воздействия - открытое и незаметное, прямое и опосредованное, использовать творчески – многообразные конкретные приемы. воспитанники участвуют в творческом решении общих с воспитателями жизненно полезных практических задач. Они - младшие товарищи взрослых по общей творческой гражданской заботе.

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОВОСПИТАНИЯ Автор – А.И. Кочетов Воспитание не может быть эффективным без самовоспитания, которое выступает как продолжение, углубление, субъективное преломление, завершение воспитания. Самовоспитание – процесс, в котором проявляется весь духовный мир человека; - высшая форма самосовершенствования человека, когда функции воспитателя выполняет он сам.

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОВОСПИТАНИЯ по А.И. Кочетову Цели технологии: - помочь личности ставить цели самосовершенствования, осуществить нравственное, умственное и физическое самовоспитание; - помочь воспитаннику осознать происходящие в его психике процессы; - научить ребенка, подростка управлять своим развитием; - вызывать и стимулировать мотивацию личности на самовоспитание; - обучить методам и приемам самовоспитания; - направлять процессы самовоспитания: самосовершенствование, формирование нравственной культуры, образование, ЗОЖ, воспитание характера, воли; - регулировать взаимоотношения между воспитанниками, между воспитанниками и педагогами.

СОДЕРЖАНИЕ САМОВОСПИТАНИЯ САМОСОЗНАНИЕ САМОПОЗНАНИЕ САМООТНОШЕНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИЯ САМОНАБЛЮДЕНИЕ; САМОАНАЛИЗ; САМОКРИТИЧНОСТЬ; САМОКОНТРОЛЬ; САМООЦЕНКА НАПРАВЛЕННОСТЬ; ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ; САМОВЫРАЖЕНИЕ; ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ К СЕБЕ САМОЧУВСТВИЕ; САМООЩУЩЕНИЕ; САМОНАСТРОЙКА; САМОПОБУЖДЕНИЕ; САМОСТИМУЛЯЦИЯ; САМОВНУШЕНИЕ; САМОПЕРЕСТРОЙКА САМОУПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (САМОВОСПИТАНИЕ) САМОУПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (САМОВОСПИТАНИЕ)

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССОВ САМОВОСПИТАНИЯ САМОВОСПИТАНИЕ ПО НАПРАВЛЕННОСТИ НА СФЕРЫ ИНДИВИДА ПО НАПРАВЛЕННОСТИ НА КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ДУХОВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ НРАВСТВЕННОЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СЕКСУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ У СЕБЯ ВОЛИ ХАРАКТЕРА САМОСТОЯ- ТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБ- НОСТЕЙ СПОСОБ- НОСТЕЙ ПОТРЕБ- НОСТЕЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ НА ОБЛАСТЬ САМОРАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ СПОСОБНОСТИ САМООБРАЗОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СПОСОБНОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

СРЕДСТВА САМОВОСПИТАНИЯ УСТАНОВКА И САМОИНСТРУКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЕ СВОЕГО ВРЕМЕНИ И КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПЛАНА САМОКОНРОЛЬ И САМООЦЕНКА САМОКРИТИКА РЕФЛЕКСИЯ ВЫБОР КРУГА ОБЩЕНИЯ ТРУД НА ОБЩУЮ ПОЛЬЗУ ЧЕРЕДОВАНИЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКАРЕЖИМ СОБЛЮДЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ

ПРИЕМЫ ПОБУЖДЕНИЯ К САМОВОСПИТАНИЮ ПРИЕМЫ ПОБУЖДЕНИЯ К САМОВОСПИТАНИЮ СО СТОРОНЫ СТАРШИХ ВНУШЕНИЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ПОБУЖДЕНИЕ К ДОБРЫМ ДЕЛАМ ВЫРАЖЕНИЕ СОМНЕНИЯ ПОДЧЕРКНУТОЕ УВАЖЕНИЕ МОТИВИРОВАННАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ ОСУЖДЕНИЕ ПРОСТУПКОВ ПООЩРЕНИЕ МОЛЧАЛИВЫЙ УКОР АВАНСИРОВАНИЕ ДОБРЫХ ДЕЛ ДОВЕРИЕМ ПРОЯВЛЕНИЕ РАДОСТИ И ГОРДОСТИ ВЫСМЕИВАНИЕ ПОРОКОВ УКРОЩЕНИЕ САМОМНЕНИЯ ВЗВЕШИВАНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ПОСТУПКОВ ВЫРАЖЕНИЕ ОТВРАЩЕНИЯ К ПЛОХОМУ ПОСТУПКУ

ЭТАПЫ САМОВОСПИТАНИЯ 1-й этап – осознание необходимости работы над собой и определение целей своей жизни. 2-й этап – диагностический, на котором воспитанник с помощью педагогов познает себя, определяет каковы его достоинства и недостатки, интересы и увлечения, цели и отношения к себе, другим людям, обществу, дает себе объективную самооценку. 3-й этап – выработка программы самовоспитания, работы над собой. 4-й этап – первичное самовоспитание, создание своего образа жизни. 5-й этап – активное осуществление программы самовоспитания, включающей изменение себя и обстоятельств. 6-й этап – завершающий - оценка результатов самовоспитания.

ПРОГРАММА САМОВОСПИТАНИЯ 1-й этап. Определите цель и смысл своей жизни. Мои нравственные идеалы. 1. Девиз жизни. 2. Конечная цель моих стремлений и деятельности. 3. Выбор идеала. Что люблю в людях и что ненавижу. Духовные ценности человека. 2-й этап. Познайте самого себя.. Какой я есть 1. Мои достоинства. 2. Мои недостатки. 3. Мои интересы и увлечения. 4. Цель моей жизни. 5. Отношение к людям. 6. Отношение к учебе. 7. Отношение к труду. Объективная самооценка. 3-й этап. Определите программу самовоспитания. Каким я должен стать 1. Требования ко мне родителей и педагогов. 2. Требования ко мне товарищей и коллектива. 3. Требования к себе с позиции идеала и объективной самооценки. Программа самовоспитания 4-й этап. Создайте свой образ жизни, пробуйте воспитывать себя. Режим 1. Распорядок дня. 2. Бережное отношение ко времени. 3. Правила жизни. 4. Гигиена труда и отдыха. 5-й этап. Тренируйте себя, вырабатывайте необходимые качества, знания, умения, навыки. Тренировки, упражнения 1.Самообязательства. 2. Задания самому себе. 3. Самоубеждение. 4. Самоприказ. 6-й этап. Оцените результаты и поставьте новые задачи самовоспитания. Самоконтроль 1. Самоанализ и самооценка работы над собой. 2. Самопоощрение или самонаказание. 3. Совершенствование.

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОВОСПИТАНИЯ: осознание воспитанниками своего образа жизни, своих достоинств и недостатков, адекватность самооценки; требовательность к себе, стремление стать лучше, осознание необходимости самовоспитания; умение самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи, наличие их; наличие идеала; наличие определенной программы или плана по достижению поставленных целей и задач; знание средств, способов, методов и приемов самовоспитания, владение ими; конкретная деятельность в одном или нескольких направлениях своего развития, разносторонность самовоспитания; контроль и оценка хода и результатов, а при необходимости стимулирование или корректирование своего поведения; результативность самовоспитания.

ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА Технология основана на идеях системного подхода. Авторы теории воспитательных систем и основанной на ней технологии: В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. Технология разрабатывалась и реализовалась в работе авторской школы В.А. Караковского (825 г. Москвы).

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Воспитательная система – это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых способствует целенаправленному и эффективному развитию воспитанников. Воспитательная система характеризуется наличием технологических подструктур. ПОДСИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ КОМПЛЕКС МЕТОДИЧЕСКИХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПОДСИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДСИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ПОДСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА (ПОДСИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ) ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ Воспитательная система характеризуется наличием содержательных компонентов. ЦЕННОСТНО- ОРИЕНТАЦИОН- НЫЙ ФУНКЦИОНАЛЬНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЛИЧНОСТНО- ГРУППОВОЙ ДИАГНОСТИКО- АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПРОСТРАНСТВЕННО- ВРЕМЕННОЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ЦЕЛИ ТЕХНОЛОГИИ: формирование всесторонней и гармонически развитой личности (как сверхцель воспитания); развитие социальной активности воспитанников; формирование ответственности, гражданского самосознания; развитие творческих способностей детей, подростков, молодежи; превращение школы в большую воспитательную систему, которая включает обучение как компонент; формирование целостной научно обоснованной картины мира участников педагогического процесса; создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учащихся и родителей; приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания. Культура, Мир, Человек.; формирование самосознания личности.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ (ПОДСИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ) Приоритет функции воспитания перед обучением. Воспитание – это целенаправленное управление развитием личности воспитанника. Воспитание эффективно, если оно системно. Школа – это система, дифференцированное единство разнотипных коллективов (педагогического, ученического, родительского и др.). Школа существует для детей, а не дети для школы. Общешкольный коллектив – решающее воспитательное средство. Педагогический коллектив –союз единомышленников. Гуманистический подход к построению отношений. Педагогика сотрудничества и личностный подход в процессе воспитания. Опора на методику технологию КТД.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ (ПОДСИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ) Интеграция воспитательных воздействий, учебной и внеурочной деятельности. Высокий уровень неформальных межличностных отношений. Организация разновозрастного общения (воспитательные центры – клубы, музей, кабинеты и др.). Воспитание крупными дозами (общешкольные комплексные КТД, сборы). Широкое использование воспитывающих ситуаций. Самоуправление школьников. Природосообразность воспитания. Культуросообразность воспитания. Целесообразность воспитания. Средовой подход в воспитательной деятельности, предполагающий, что школа является воспитательным центром в окружающем социуме.

ПОДСИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В основе технологии воспитания в школе В.А. Караковского лежат комплексные общешкольные КТД. Которые предполагают 6 обязательное участие всех школьников, педагогов, родителей, выпускников прошлых лет; обязательное общение представителей разных возрастных групп; коллективное планирование, коллективное проведение, коллективный анализ; высокое качество дел (обеспечение успеха и удовлетворения каждого участника).

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В.А. Караковского ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ КЛЮЧЕВЫЕ КОМП- ЛЕКСНЫЕ КТД ТРУДОВАЯ ВАХТА МУЗЫКАЛЬНО- ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК ПРАЗДНИК ЗНАНИЙ, СВОБОДЫ И МИРА ПРАЗДНИК ЧЕСТИ ШКОЛЫ ЛАГЕРНЫЕ СБОРЫ БОЛЬШОЙ СОВЕТ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ ВРЕМЕННЫЕ СОВЕТЫ ДЕЛА КЛАССНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД СОТРУДНИЧЕСТВО ШТАБЫ ЗНАНИЙ ВРЕМЕННЫЕ СОВЕТЫ ДЕЛА В КЛАССЕ КОЛЛЕКТИВИСТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

ПОДСИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ОТНОШЕНИЯ УЧЕНИК-УЧЕНИКУЧЕНИК-УЧИТЕЛЬУЧИТЕЛЬ-УЧИТЕЛЬ Коллектив объединяют высоконравственные отношения учителей и учеников, основанные на ценностях дружбы, ответственности, свободы, демократии, взаимопонимания, доброжелательности оптимизма. Коллектив педагогов сплачивают единые цели и деятельность. Отношения основаны на коллективно разработанных семи заповедях педагога, которым соответствуют семь добродетелей: верность школе; добро-нравие; честность; профессионализм; стремление к совер- шенству; любовь к детям; уважение к администрации В основе отношений – групповая работа. Для коллективной работы ученики класса делятся на группы по 5-6 чел. Во главе каждой группы – консультант. Групповые занятия на уроке, групповой опрос, смотры знаний, КТД предусматривают выступление ученика как субъекта воспитания и обучения

ПОДСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ УЧЕНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ РОДИТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВ АКТИВНО УЧАСТВУЕТ В САМОУПРАВЛЕНИИ АДМИНИСТРАЦИЯ ВО ГЛАВЕ С ДИРЕКТОРОМ ШКОЛЫ; МЕТОДИ- ЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕ- НИЯ; ВАЛЕОЛОГИ- ЧЕСКАЯ, СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБЫ; СООБЩЕСТ- ВО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ; КАФЕДРЫ УЧИТЕЛЕЙ- ПРЕДМЕТНИКОВ, ШКОЛА УЧИТЕЛЕЙ- СТАЖЕРОВ; УЧИТЕЛЬ (ПЕДАГОГ). УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ИМЕЕТ ТРИ УРОВНЯ: 1-й УРОВЕНЬ - САМОУПРАВЛЕНИЕ В КЛАССНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ; 2-й УРОВЕНЬ – ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ; 3-й УРОВЕНЬ – ОБЩЕШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В КОЛЛЕКТИВЕ ШКОЛЫ. РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ ОТРЯДЫ САМОУПРАВ- ЛЕНИЯ: ПОСТОЯННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ

ПРИНЦИПЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ Принцип социально значимой доминанты. Оптимальное сочетание коллективных и личных ценностей и интересов школьников. Принцип предметной деятельности, т.е. орган самоуправления создается для определенной работы. Вариативность и динамичность структуры и форм самоуправления. Принцип соуправления – интеграция педагогического управления и ученического самоуправления. Принцип единого планирования. Принцип выборности органов самоуправления. Принцип сменяемости функций подчинения и руководства. Принцип построения самоуправления снизу вверх. Принцип участия всех учащихся в самоуправлении. Принцип согласия, выстраивания общего решения.

КОМПЛЕКС СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ Комплекс средств включает разнообразные компоненты, исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочной работы с учащимися. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САМООБСЛУЖИ- ВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШЕФСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ КТД СПОРТИВНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СБОРЫ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ КЛАССНОЕ СОБРАНИЕ

ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ Технологии свободного воспитания (М. Монтессори, А. Нил, С. Френе, Р. Штейнер, Л. Толстой), которые стимулируют и развивают познавательную субъектную активность, предоставляют детям полную свободу выбора занятий, времяпровождения и т.п. Технология самоопределения личности (А.Н. Тубельский) развивает активность выбора, раздвигая границы поля выбора за счёт высокого уровня преподавания предметов, введения новых спецкурсов, индивидуальных планов учащихся и т.д. Технологии самоуправления в коллективах целиком основаны на субъектной активности личности и являются одним из эффективных институтов воспитания социальной активности: - самоуправление в трудовых коллективах (общественные органы); - самоуправление в учебно-воспитательных коллективах; - самоуправленческие институты гражданского общества (партии, движения, местное самоуправление). Технология формирования лидерских, менеджерских качеств (Д. Карнеги) развивает организаторскую и лидерскую активность. Технология воспитания самозащитных качеств личности (сквозной школьный курс ОБЖ) развивает активность самозащиты. Технологии работы детских объединений, учитывающие, использующие и развивающие субъектную активность ребёнка и подростка в процессе работы детских объединений.

ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИ И СВОБОДНОГ О ВОСПИТА- НИЯ ТЕХНОЛОГИ И САМОУПРАВ- ЛЕНИЯ В КОЛЛЕКТИ- ВАХ ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТА- НИЯ САМО- ЗАЩИТНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ТЕХНОЛОГИЯ САМООПРЕ- ДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВА -НИЯ ЛИДЕРСКИХ, МЕНЕДЖЕР- СКИХ КАЧЕСТВ ТЕХНОЛОГИ И РАБОТЫ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕ- НИЙ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ Главной целью данной группы технологий является воспитание субъектной социальной активности личности. Преобладающие методы: поисковые, развивающие, творческие, проектные, игровые, предполагающие свободный выбор воспитанников.

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПО - ФДО Автор – М.И. Рожков Технология реализуется в условиях Союза пионерских организаций - Федерации детских организаций России (СПО-ФДО)

ЦЕЛИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ Формирование субъектной социальной активности детей и подростков. Формирование потребности быть личностью. Формирование индивидуальности. Формирование социальной зрелости. Формирование готовности к преодолению трудностей. Формирование готовности к активной деятельности в условиях рынка. Формирование иммунитета к негативным влияниям окружающей среды. Воспитание человека действия, готовности проявлять себя в разнообразных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТО- СПОСОБНОСТИ СОЦИАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕ- НИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЫ СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АВТОНОМНОСТИ СОЦИАЛЬНАЯ САМОЗАЩИТА ПРОФЕССИОНАЛЬ НАЯ ОРИЕНТАЦИЯ АКТИВНОСТЬ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ И ГРУППОВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

СОЦИАЛЬНАЯ АВТОНОМНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Социальная автономность предполагает реализацию совокупности установок на себя, умение властвовать над собой, способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, её самооценке. Социальное самоопределение учащихся - это выбор ими своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающий включённость в эту систему на основе сформированных ими интересов и потребностей.

СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ Социальное закаливание предполагает включение учащихся в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного эмоционального воздействия окружающей среды, выработки определённых способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека. Для этого нужны упражнения- пробы, в которых учащиеся должны проявить волевые качества, преодолеть себя, выработать определённый иммунитет к негативному влиянию социальной среды, ориентацию на обязательность выявления причин неудач и поиск путей их преодоления.

СОЦИАЛЬНАЯ САМОЗАЩИТА - способность личности активно и гибко реагировать на изменения внешних условий социальных и психологических реалий и в то же время постоянно сохранять привитые нормы, установки и социальный опыт, противодействуя негативным воздействиям социальной среды. Юридическая - самозащита личности в соответствии с основами права, принятыми государством, обществом. Физическая - самозащита личности с использованием физической силы. Материальная - самозащита с использованием денег либо других материальных предметов. Физиологическая - способность организма сохранять и поддерживать жизнедеятельность всех систем и органон человеческого тела и адекватно реагировать на воздействие природной среды. Психологическая - система стабилизации личности, проявляющаяся в устранении или сведении к минимуму отрицательных эмоций, чувства тревоги, возникающих при критическом рассогласовании картины мира с новой информацией.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЫ предполагают выбор способа социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей и охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе проб у молодых людей формируются определённая социальная позиция и социальная ответственность, которые являются основой их социальной активности. Социально-педагогическая ситуация-проба переводит социальную ситуацию развития в ситуацию педагогическую и может служить действенным педагогическим средством социализации подростка. В таких ситуациях-пробах ребенку, подростку предоставляется свобода выбора способа социального поведения и рекомендуются правильные с позиций общечеловеческой культуры решения. В самом процессе выполнения и решения социально- педагогических ситуаций-проб удовлетворяются потребности и формируются умения школьников в области самопознания, самовоспитания, самовыражения, самоутверждения, самоопределения, самореализации.

АКТИВНОСТЬ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ И ГРУП- ПОВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ Активность в социальном, межличностном и групповом взаимодействии может формироваться при условии личностной включённости ребёнка в эти процессы. Педагогическое регулирование социального взаимодействия в группах свободного общения осуществляется через: а) организацию деятельности официальных объединений, в которых возникают и группы свободного общения; б) формирование у детей опыта взаимодействия с окружающими людьми в разновозрастных объединениях, созданных в учреждениях образования, детских лагерях. Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их субъектной активности, самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРА Высший уровень социальной активности личности - лидерство. Лидер - это человек действия, которого отличают предприимчивость, инициатива, живой характер, умение общаться с людьми, самореализация, конкурентоспособность. Создание воспитателем ситуации (внешней и внутренней), стимулирующей проявление лидерского потенциала воспитанников, - конструирование поля лидерства предполагает: построение оптимального стиля взаимоотношений группе, с группой и с лидером; организацию, конструирование ситуаций жизнедеятельности группы, способствующих максимальному проявлению лидерского потенциала у максимального числа детей; создание в группе обстановки сотрудничества, сотворчечества предполагает позицию педагога «рядом и впереди»; использование вариантов и элементов методик коллективных творческих дел и деловых игр.

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Весьма эффективным средством формирования социально-активной личности являются деловые игры (ролевые, инновационные, имитационные, моделирующие и др.). Разработана и эффективно действует программа СПО-ФДО «Игра - дело серьёзное». Эффективность применения игры обеспечивается: вариативностью выбора игр (возможность самореа­ лизации детей и подростков); организацией игровой деятельности на основе самоуправления; выбором содержания, раскрывающего творческий потенциал участников игр; наличием системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры.

ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Автор - С.С. Кашлев Интерактивные методы обучения - способы целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся по созданию оптимальных условий своего развития. С.С. Кашлев

МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ, ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАЦИИ МЕТОДЫ СМЫСЛОТВОР- ЧЕСТВА МЕТОДЫ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДЫ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬ- НОСТИ ИНТЕГРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ (ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ) МЕТОДЫ ОБМЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЯМИ

МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ Создание благоприятной, конструктивной атмосферы в отношениях участников педагогического процесса, установление между ними многоаспектной, содержательной коммуникации - важные условия оптимального развития учащихся в педагогическом процессе. Именно с этого необходимо начинать педагогическое взаимодействие (на занятии, уроке, в каждом внеклассном, внеучебном деле). Назначение методов рассматриваемой группы заключается прежде всего в развитии положительной мотивации в предстоящей деятельности, взаимодействии, развитии спектра позитивных эмоций и чувств. Процессуальной основой этих методов является «коммуникативная атака», организуемая педагогом для оперативного включения учащихся (школьников, студентов, слушателей) в совместную деятельность, во взаимодействие.

МЕТОДЫ ОБМЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЯМИ Методы предполагают обмен деятельностями между участниками взаимодействия. Ведущий признак методов этой группы - сочетание в ходе их реализации индивидуальной, групповой, фронтальной деятельности. Доминирующим видом является групповая работа (во временных творческих группах). Среди ведущих условий реализации методов обмена деятельностями следует отметить соблюдение структуры деятельности: 1) любая деятельность начинается с осознания участниками ее цели (конечного результата), порядка и условий выполнения; 2) затем осуществляется организация деятельности, создаются необходимые условия; организуются творческие группы; отбираются необходимые инструменты, материалы и т. д.); 3) выполняются предметные действия и операции в определенной последовательности; 4) по ходу выполнения предметных действий - они корректируются руководителем деятельности, ее участниками; стимулируется выполнение деятельности; 5) по окончании деятельности - рефлексируются, анализируются ее ход и результаты.

МЕТОДЫ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Организация мыследеятельности является критерием и в то же время одним из ведущих условий личностно- ориентированного педагогического процесса. Смысл мыследеятельности состоит в эффективной организации индивидуальной мыслительной деятельности учащихся. Мыслительная деятельность - основа развития мышления. Организация мыследеятельности заключается в: выполнении учащимися различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование и др.); обмене мыслительными деятельностями между участниками; разнообразии видов и форм мыслительной, познавательной деятельности; сочетании индивидуальных и групповых форм работы; проблемном обучении; использовании в педагогическом процессе развивающих (продуктивных) педагогических технологий; смыслотворчестве и рефлексии учащихся и педагога. Все это ведущие условия осуществления мыследеятельности.

СМЫСЛОТВОРЧЕСТВО - это процедура осознанного создания субъектами педагогического процесса через их взаимодействие нового содержания, значения чего-либо в окружающей действительности, рефлексия явлений действительности, своей деятельности, взаимодействия с позиций своей индивидуальности. Конечным результатом, целью смыслотворчества является обогащение имеющегося смысла, появление нового индивидуального смысла, расширяющего границы индивидуального сознания.

МЕТОДЫ СМЫСЛОТВОРЧЕСТВА Структура смыслотворчества включает компоненты: смысловосприятие, смыслоактуализация, что предполагает отражение в сознании личности свойств предметов и явлений; смыслопонимание - осознание участниками взаимодействия сути предмета или явления через организацию их мыследеятельности, осмысление; формулировка индивидуального смысла через составление письменного или устного текста; представление индивидуальных смыслов через их воспроизведение участниками взаимодействия; обмен индивидуальными смыслами предполагает сравнение, соотнесение каждым участником представляемых смыслов со своим; обобщение; рефлексия субъектами индивидуального смысла и изменения его состояния в процессе взаимодействия; закрепление, применение нового (измененного) смысла осуществляется через выполнение участниками взаимодействия различных творческих заданий, использование педагогических технологий.

РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Рефлексия в педагогическом процессе - это процесс самоидентификации субъектом педагогического взаимодействия себя со сложившейся педагогической ситуацией, с теми, кто (учащиеся, педагоги) и тем, что (условия развития участников педагогического процесса, среда, содержание, педагогические технологии и др.) составляет педагогическую ситуацию. Деятельность субъекта взаимодействия по реализации процедуры рефлексии есть его рефлексивная деятельность.

МЕТОДЫ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Процедура рефлексии осуществляется по ходу деятельности (взаимодействия) либо после деятельности (взаимодействия). Она складывается из трех ведущих компонентов: фиксирования состояния развития; определения причин этого состояния; оценки продуктивности развития в результате состоявшегося педагогического взаимодействия. Сначала субъект педагогического взаимодействия вербально фиксирует свое состояние развития в следующих сферах:: эмоционально-чувственной; мотивационно- потребностной; в интересах; в ценностных ориентациях ; деятельностной; гностической, знаниевой; в сознании ; в умениях; в других сферах личности. Вторым шагом в осуществлении процедуры рефлексии является определение субъектом причин зафиксированного состояния развития. Закапчивается процедура рефлексии оценкой участниками педагогического процесса продуктивности своего развития в результате состоявшегося взаимодействия.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ Метод интерактивной игры интегрирует в себе методы создания благоприятной атмосферы, обмена деятельностями, мыследеятельности, смыслотворчества, рефлексивной деятельности. В этой связи интерактивные игры объединены в группу интегративных методов. Интерактивная игра является одним из наиболее продуктивных педагогических методов, создающих оптимальные условия развития и саморазвития участников педагогического процесса.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА СКАУТИНГА - это система прогрессивного образования и воспитания через: - Обещание и Законы; - саморазвитие, самообразование, самовоспитание; - обучение через действие; - членство в малых группах (патруль, отряд). Автор – Р. Баден-Пауэлл Целью Скаутской Системы является содействие целостному личностному развитию ребенка и молодого человека как автономной, готовой помочь другим, ответственной, идейной личности и члена общества.

ЗАДАЧИ СКАУТИНГА Задачи скаутинга заключаются в том, чтобы осуществлять гармоничное и всестороннее воспитание: пробуждением у детей, подростков и молодежи внутренней потребности к самостоятельности, самосовершенствованию и служению людям через участие в общественной жизни; самодеятельностью небольших групп членов организации, которыми руководят свои же ровесники и которые действуют под руководством взрослого (патрульная система); системой испытаний на звания и специальности, которые отмечают успехи членов организации в достижении поставленных целей.

ПРИНЦИПЫ СКАУТИНГА Принципы – это основополагающие законы и убеждения, которым необходимо следовать при достижении Цели. Они представляют кодекс поведения каждого скаута и так же имеют четкое определение. ДОЛГ ПЕРЕД БОГОМ означает приверженность духовным принципам, верность религии, которая их выражает, принятие вытекающих из этого обязанностей. ДОЛГ ПЕРЕД ДРУГИМИ выражает верность своей стране в гармонии с развитием мира, взаимопонимание и сотрудничество на местном, национальном и международном уровнях, участие в развитии общества с признанием и уважением достоинства соотечественников и целостности природного мира. ДОЛГ ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕБЕ предполагает ответственность за собственное развитие и стремление к самосовершенствованию.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА СКАУТИНГА Скаутская система предполагает прогрессивное открытие и принятие ответственности и подготовки (под руководством взрослых) к самоконтролю, направленному на развитие характера и приобретение знаний, уверенности в себе, надежности и способности, как к сотрудничеству, так и к руководству; прогрессивные и стимулирующие программы разнообразных мероприятий, основанные на интересах участников (включая игры, полезные навыки, службу обществу), реализуемые преимущественно в прямом контакте с природой.

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ СКАУТИНГ ЗАКОН И ОБЕШАНИЕ ПРОГРЕСС ЛИЧНОСТИ СИМВОЛИЧЕС- КАЯ ОСНОВА ПОДДЕРЖКА ВЗРОСЛЫХ ПРИРОДА ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ДЕЛО КОМАНДНАЯ СИСТЕМА

СКАУТСКИЕ ЗАКОНЫ Скаутский закон (скаутские Законы) – это жизненный кодекс, основанный на принципах Скаутинга. Это личный кодекс жизни, служащий эталоном, указывающим путь, по которому идет каждый член Движения, и определяющий направления развития в будущем. Это так же и коллективный кодекс жизни, составляющий основу работы скаутской группы. Скаутские законы являются своеобразным ядром Скаутского Метода. 1. Честь для скаута превыше всего; 2. Скаут верен Богу и предан Родине; 3. Долг скаута – быть полезным и помогать другим; 4. Скаут друг всем и брат любому другому скауту; 5. Скаут вежлив; 6. Скаут друг животных и всей природе; 7. Скаут подчиняется приказам своих родителей, руководителя патруля и скаут-мастера; 8. Скаут весел и никогда не падает духом; 9. Скаут бережлив и уважает чужую собственность; 10. Скаут чист в мыслях словах и делах.

СКАУТСКОЕ ОБЕЩАНИЕ Скаутское Обещание – это личное обязательство, которое каждый ребенок, подросток, молодой человек принимает перед группой сверстников, когда решает вступить в Движение. Давая обещание человек признает, что он знаком со скаутскими Законами и сделает все от него зависящее, чтобы жить в соответствии со Скаутскими Законами. Текст Обещания: «Я …(Ф.И.О.) даю торжественное обещание и скрепляю его своим честным словом, что сделаю все от меня зависящее, чтобы выполнить свой долг перед Богом и Отечеством, помогать другим в любое время и подчиняться Скаутским Законам». Таким образом, Обещание – это первый символический шаг в процессе самовоспитания.

ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ДЕЛО Обучение через дело предполагает вовлечение скаутов в разнообразные виды практической деятельности и овладение детьми, подростками и молодыми людьми специальным опытом благодаря стимулированию взрослым лидером их активности и самодеятельности. Цель обучения через дело – воспитание самостоятельности и ответственности детей, подростков, молодых людей за свою жизнь.

СИМВОЛИЧЕСКАЯ ОСНОВА Символическая основа – это система скаутских символов, олицетворяющих воспитательную систему Скаутского Движения. Цель: развивать воображение, дух искательства приключений, способности к творчеству, сплоченность и солидарность детей, подростков и молодежи. НАЗВАНИЕ СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ СКАУТСКАЯ ЭМБЛЕМА СКАУТСКОЕ ОБЕЩАНИЕ СЛОВО «СКАУТИГ» СКАУТСКИЙ ГАЛСТУК СКАУТСКИЙ ФЛАГ СКАУТСКАЯ ФОРМА СКАУТСКИЕ ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ СКАУТСКИЙ ДЕВИЗ СКАУТСКИЙ САЛЮТ СКАУТСКОЕ РУКОПОЖАТИЕ СИМВОЛЫ СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

ПРОГРЕСС ЛИЧНОСТИ Прогрессивное развитие личности – это план поэтапного личностного развития скаута. Цель – саморазвитие, раскрытие личностного потенциала ребенка, подростка и молодого человека как автономной личности, готовой помочь другим, ответственного идейного члена местного, национального и международного сообщества. В программе прогрессивного развития личности предусматривается несколько этапов личностного прогресса (разряды, ступени и т.д.) для скаутов каждой возрастной группы (кабскауты – 8 – 11 лет, скауты 12 – 14 лет, ровер-скауты – 14 – 16 лет, лидеры, руководители – от 16 лет).

ЖИЗНЬ В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ Жизнь в гармонии с природой предполагает проведение скаутских мероприятий на открытом воздухе, в контакте с природой (игры, походы, лагеря). Целью этого элемента является содействие физическому, интеллектуальному, эмоциональному, социальному и духовному развитию ребенка, подростка и молодого человека посредством обогащения его жизненного опыта деятельностью на природе.

ПОДДЕРЖКА ВЗРОСЛЫХ Поддержка взрослых предполагает воспитательное партнерство взрослого лидера и ребенка, подростка, молодого человека во всех видах деятельности. Цель – обеспечение и стимулирование самовоспитания детей и молодых людей с помощью воспитательной системы скаутинга.

КОМАНДНАЯ СИСТЕМА Командная система – это способ воспользоваться естественной склонностью детей и подростков собираться в компании (команды) и предоставить среду, в которой детям, подросткам и молодым людям нравится жить. В Скаутинге молодые люди примерно одинакового возраста действуют в небольших группах (патрулях) состоящих из шести - восьми человек. Каждый патруль работает как команда, где участники организуют жизнь группы, решают, чем заниматься, и осуществляют свою деятельность. На каждом человеке лежит определенная ответственность, которую он берет на себя, тем самым внося свой вклад в жизнь группы и способствуя успеху ее деятельности. Патруль поддерживается взрослым руководителем – лидером скаутской группы. Лидер играет роль координатора общих усилий, предоставляя другим скаутам возможность участвовать в принятии решений и полностью включаться в жизнь команды. Цель работы в малых группах – способствовать наиболее полному раскрытию потенциала детей и молодых людей в ответственном взаимодействии.

игры и игровые программы Формы и методы работы походы, экскурсии беседы, интервью, анкетирование работа в патрулях интерактивные методики обучающие семинары практические занятия, тренинги коллективные творческие дела, акции ФОРМЫ И МЕТОДЫ СКАУТИНГА летние лагеря рефлексия

ЛИТЕРАТУРА: 1. Алиева Л.В. Детское движение - субъект воспитания: Теория, история, практика: монография / Л.В. Алиева. - М.: Макс Пресс, с. 2. Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. Рязань: Рязанское отделение Российского фонда культуры, с. 3. Кабуш В.Т. Человек: Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся // Белорусский фонд социальной поддержки детей и подростков «Мы - детям»; Академия последипломного образования. - 4-е изд., исп.. - Мн., с. 4. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса / В.А. Караковский. – М.: Б.Н., – 80 с. 5. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения / С.С. Кашлев. - Мн.: Белорусский верасень, с. 6. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием / А.И. Кочетов.- 2-е изд., исп..- Мн.: Выш. Шк., с. 7. Несевря В.И. Книга скаута / В.И. Несевря. - М.: Изд. Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», с. 8. Приходько Н. И. Педагогические основы ученического самоуправ­ ления: Кн. для учителя. М, с. 9. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах: Учеб.- метод. пособие / М.И. Рожков. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, – 160 с. 10. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, – 320 с.