Технология разработки основной образовательной программы дошкольного образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 сентября – начало образовательного года. 1 – 30 сентября – адаптационный, диагностический период, повторение пройденного материала. 1 октября – 3 ноября.
Advertisements

Елизаветопольская ООШ – филиал МОУ Южно-Степная СОШ дошкольная группа.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида 20»
ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТНЫХ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Система работы с родителями в условиях модернизации дошкольного образования 1.
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия ; - обеспечение равных возможностей полноценного.
Проектирование ООП ДО в контексте с ФГОС ДО Проектирование ООП ДО в контексте с ФГОС ДО Л. В. Сотникова, методист МБОУ «ИМЦ»
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
Цель: создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, позитивная социализация детей. Задачи: - Создание.
учебный год Приоритетные направления работы Годовые задачи Образовательные области Виды деятельности Сквозные механизмы.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 4 «Миасский детский сад комбинированного вида «Радуга» ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
«Государственные требования (стандарты) дошкольного образования определяют направление проектирования образовательных программ, являющихся средством развития.
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ. Вступает в силу :1 сентября 2013 г.
Транксрипт:

Технология разработки основной образовательной программы дошкольного образования

ОП ДО в соответствии с ФГОС ДО Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательных отношений Предполагает развитие воспитанников в пяти ОО: -Социально- коммуникативное развитие -Познавательное развитие -Речевое развитие - Художественно- эстетическое развитие - Физическое развитие Должны быть представлены выбранные и/ или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные программы, методики и т.д.

Объем обязательной части программы Не менее 60% Согласно ФГТ Согласно ФГОС ДО Объем части, формируемой участниками образовательных отношений Не менее 40%

Пояснительная записка Планируемые результаты освоения программы в обязательной части и ЧФУОО. Целевой Общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей ( 5 ОО). Различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Содержательный Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно- пространственной среды. Организационный Структура образовательной программы дошкольного образования

Пояснительная записка цели и задачи реализации Программы; принципы и подходы к формированию Программы; значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Планируемые результаты освоения программы Целевой раздел

Варианты оформления разделов ОПДО ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ: 1. Пояснительная записка Основная образовательная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. 1155) Цели и задачи реализации Программы Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи: забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса; вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; + формирование основ экологической и духовно-нравственной культуры средствами краеведения; организация эффективного взаимодействия учреждения с семьями воспитанников на основе выстраивания партнерских отношений и повышения педагогической компетентности родителей; реализация системы коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей.

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы Основой для построения программы является культурно-исторический и системно-деятельностный подход к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС. Программа: соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности; обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников; строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образователь-ной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой; + соответствует принципу этнокультурной соотнесённости дошкольного образования – приобщение детей к истокам народной культуры; реализует принцип индивидуализации образования.

1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста Возрастные особенности развития детей раннего и дошкольного возраста Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении и социума. Пример 1 Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. Возрастные психофизические особенности воспитанников раннего и дошкольного возраста соответствуют, описанным в примерной программе «….». МБДОУ «_________» рассчитано на 275 детей от 2 до 7 лет. В уч. г. его посещают 256 детей. В МБДОУ функционируют 11 групп: 2 группы для детей 2-3 лет; 2 младших; 3 средних; 2 старших; 2 подготовительных; одна группа кратковременного пребывания. Организованы логопедические группы для детей 4-5, 5-6 и 6-7 лет.

, название группы Возраст детей Группа здоровья Социальный статус группы IIIIIIIVVПолная семья Неполная семья 1. «Белочка» «Петушок» «Гномик» «Земляничка «Лесовичок» «Подсолнушки» «Солнышко» «Ромашка» «Лучик» «Светлячок» Всего Группа Возраст детей Количество детей первая младшая группа 2 – 3 г.27 вторая младшая группа 3 – 4 г.27 вторая младшая группа 3 – 4 г.28 средняя логопедическая группа 4 – 5 л.16 средняя группа 4 – 5 л.25 средняя группа 4 – 5 л.28 старшая логопедическая группа 5 – 6 л.16 старшая группа 5 – 6 л.27 подготовительная группа 6 – 7 л.30 подготовительная логопедическая группа 6 – 7 л.16 группа кратковременного пребывания 2 – 3 л.16 Распределение детей по группам на уч. год

Пример 2 ДОУ рассчитано на 286 воспитанников, в нем функционируют 13 групп, из них: Две группы раннего возраста от 2 до 3 лет; Две младших группы от 3 до 4 лет; Три средние группы от 4 да 5 лет; Три старших групп от 5 до 6 лет; Три подготовительные группы от 6 до 7 лет; Из них – 2 ортопедические и 2 санаторные. В дошкольном учреждении функционируют группы общеразвивающей и оздоровительной направленности. Группы оздоровительной направленности делятся на санаторные (для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей) и ортопедические (для детей имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата).

Санаторную группу посещают дети от 3 – х до 7 – ми лет, прошедшие диагностику у врача педиатра – фтизиатра и имеющие следующие диагнозы: тубконтакт, вираж туберкулиновой пробы. В ортопедическую группу зачисляются дети от 4 до 7 лет, имеющие диагнозы кифосколиоз, сколиоз, нарушение осанки, укорочение одной конечности, плоскостопие, плосковальгузные стопы и прошедшие ортопедическую комиссию. Дети, посещающие детский сад, имеют следующие группы здоровья: 1 группа здоровья – 8, 3% 2 группа здоровья – 78, 6 % 3 группа здоровья – 11, 8 % 4 группа здоровья – 1 % 5 группа здоровья – 0,3 %

Особенности осуществления образовательного процесса МБДОУ детский сад «_______» расположен в _____ районе г Новосибирска. В непосредственной близости от учреждения находятся средняя школа ___, школа искусств ___, Дом Культуры, завод_____. Основной структурной единицей Учреждения является группа детей дошкольного возраста. Группы комплектуются как из детей одного возраста, так и из разных возрастов (разновозрастные группы). Они функционируют в режиме полного дня (12 часового пребывания) и 5-ти дневной недели. Сведения о семьях воспитанников (на январь 2014 г.): полные семьи – 85; неполные семьи – 21; многодетные семьи – 5; неблагополучные семьи – не выявлены; Сведения о воспитанниках детского сада (на январь 2014 г.): из многодетных семей – 7; трудные дети – не выявлены; дети с ограниченными возможностями – 31; Гендерный состав дошкольников (на январь 2014 г.): мальчиков, посещающих ДОУ – 54; девочек, посещающих ДОУ – 52.

К особенностям осуществления образовательного процесса в МБДОУ «_______» относятся: наличие среди воспитанников детей с ограниченными возможностями (32% от общего числа воспитанников); функционирование кружков художественно-эстетического направления: «…..», «……», «….». На организацию образовательного процесса в ДОУ также оказывают влияние такие климатические особенности Новосибирской области как продолжительная (около 5 месяцев) с низкими температурами зима, укороченные весна и осень и др. Они отражаются на содержании образовательного процесса с детьми, тематике совместной деятельности, организации прогулок детей на свежем воздухе и т.д. В связи с вышесказанным, приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения по реализации основной образовательной программы дошкольного образования являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников; организация оздоровительных мероприятий, оказание профилактической помощи детям; эмоциональное развитие воспитанников, развитие межличностных отношений. воспитание с учетом возрастных категорий гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

2. Планируемые результаты освоения программы Результатами освоения программы являются целевые ориентиры до- школьного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: Целевые ориентиры образования в раннем возрасте: … Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:… Они также включают результаты освоения части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, среди которых: ребёнок - обладает начальными знаниями о природе, истории и традициях родного края; - способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; родители вовлечены в образовательный процесс в ДОО, испытывают большее уважение к труду воспитателей.

описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой. Содержательный раздел

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Цель: Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Задачи: создание условий для усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основные направления: 1) Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Основные цели и задачи 1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. 2. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. 3. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками. 2) Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. … 3) Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. … 4) Формирование основ безопасности. …

2.2. Вариативные формы, способы, методы реализации Программы в образовательной деятельности разных видов и культурных практиках Формы организации Особенности Индивидуальная Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми Групповая (индивидуально- коллективная) Группа делится на подгруппы. Число занимающихся может быть разным – от 3 до 8, в зависимости от возраста и уровня обученности детей. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, уровни развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения Фронтальная Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения организованной образовательной деятельности может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения Среди культурных практик, используемых в ДОУУ ____, выделяются практики организованной образовательной деятельности с детьми. Они могут быть разными по форме. Формы организованной образовательной деятельности (Н.А.Виноградова)

Отдельной формой организованной образовательной деятельности, используемой в образовательном процессе ДОО _____, являются игровые обучающие ситуации, в которых выделяют три типа (С.Н.Николаева, И.А.Комарова): игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами (изображения животных и растения) позволяют провести сопоставление живого объекта с неживым аналогом (по внешнему облику и способу функционирования (поведения)); игровые обучающие ситуации с литературными персонажами построены на использовании кукол, которые являются персонажами сказок и могут, вовлекая детей в общение с ними, активизировать познавательную деятельность дошкольников, обобщить и закрепить полученные знания; игровые обучающие ситуации-путешествия, в процессе которых дети выступают в качестве путешественников, экскурсантов, туристов, воспроизводят ситуации экологического наблюдения и исследования, обсуждают и решают проблемные ситуации, систематизируют свои впечатления в продуктивных видах детской деятельности (лепке, аппликации, рисовании).

Ранний возраст (2 - 3 года)Дошкольный возраст (3 года - 8 лет) предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.); общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; самообслуживание и действия с бытовыми предметами- орудиями; восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность. игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная (рисование, лепка, аппликация); музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально- ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. В процессе организованной образовательной деятельности, так же, как и в процессе образовательной деятельности в ходе режимных моментов реализуются различные виды деятельности:

Виды деятельности Формы работы Игровая игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), самодеятельные игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные). Коммуникативная беседы, речевые проблемные ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, словесные и настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные игры, речевые тренинги Познавательно- исследовательская наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, дидактические и конструктивные игры Восприятие худо- жественной литера- туры и фольклора рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театр. игры, различные виды театра. Самообслуживание и элементарный бытовой труд поручения (в т.ч. подгрупповые), познавательные опыты и задания, дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) труд Конструирование игры-конструирования из конструкторов, модулей, бумаги, природного и иного материала на основе модели, условий, образца, замысла, темы, чертежей и схем; сюжетно-ролевые и режиссерские игры. Изобразительная мастерская, творческие проекты эстетического содержания, студия, кружок, Музыкальная слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические и подвижные игры под музыку, инсценировки, драматизации, занятия в музыкальном зале. Двигательная утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультурные минутки, занятия в спортивном зале Каждому виду деятельности соответствуют формы работы с детьми:

С учётом особенностей социализации дошкольников и механизмов освоения социокультурного опыта можно выделить следующие группы методов реализации Программы: методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности; методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности; методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности.

Группа методов Основные методы методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности поощрение – одобрение, похвала, награждение подарком, эмоциональная поддержка, проявление особого доверия, восхищения, повышенного внимания и заботы; наказание – замечание, предупреждение, порицание, индивидуальный разговор, временное ограничение определённых прав или развлечений; образовательная ситуация; игры; соревнования; состязания. методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности приучение к положительным формам общественного поведения; упражнение; образовательные ситуации (общих дел, взаимопомощи, взаимодействия с младшими по возрасту детьми, проявления уважения к старшим). методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности рассказ взрослого; пояснение и разъяснение; беседа; чтение художественной литературы; обсуждение; рассматривание и обсуждение; наблюдение.

Формы и методы работы с детьми по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Направления ВозрастФормы Совместная деятельность Режимные моменты Самостоятельная деятельность 1. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание 2-3 годаигровое упражнение, индивидуальная игра, совместная с воспитателем игра, совместная со сверстниками игра (парная, беседа, наблюдение, рассматривание, чтение, педагогическая ситуация, праздник, экскурсия ситуация морального выбора поручение педагогическая ситуация игровая деятельность, дидактические игры 3-8 лет Наблюдение, чтение, игра, игровое упражнение, проблемная ситуация, беседа, совместная с воспитателем игра, совместная со сверстниками игра, индивидуальная игра, праздник, экскурсия, ситуация морального выбора, проектная деятельность, театрализованная деятельность, коллективное обобщающее занятие индивидуальная работа во время утреннего приема; культурно-гигиенические процедуры (объяснение, напоминание);игровая деятельность во время прогулки (объяснение, напоминание, игровое упражнение, совместная с воспитателем игра, совместная со сверстниками игра совместная со сверстниками, игра, индивидуальная игра самообслуживани е 2. Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание 3. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание 4. Формирование основ безопасности Методы игровые обучающие ситуации; решение маленьких логических задач, загадок; ситуативные разговоры; ситуации морального выбора; беседы на этические темы; чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций; рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций; задачи на решение коммуникативных ситуаций; придумывание сказок; показ действий; объяснение; эмпатия; поощрение к признанию достоинств своего партнера, выражение должного уважения к его личности; побуждение к оказанию партнеру психологической поддержки, дарению продуктов своего личного труда; целенаправленное наблюдение; разыгрывание коммуникативных ситуаций; просмотр видеофильмов;

Музыкальная среда в группе Музыкальная среда в детском саду Театральный кружок Вокальный кружок Праздники и развлечения Праздники и развлечения Ознакомление с искусством Музыкальные занятия Музыкальные занятия Комплексные Тематические Традиционные Комплексные Тематические Традиционные Образовательные ситуации с использованием ИКТ Викторины, гостиные Совместная работа с родителями Образовательные ситуации с использованием ИКТ Викторины, гостиные Совместная работа с родителями Игры с пением Ритмические игры Музыкально- дидактические игры Игры с пением Ритмические игры Музыкально- дидактические игры Игры- драматизации Кукольный театр Театрализованные музыкальные игры Совместная работа с родителями Игры- драматизации Кукольный театр Театрализованные музыкальные игры Совместная работа с родителями Система работы по приоритетному направлению «Художественно-эстетическое развитие» Система работы по приоритетному направлению «Художественно-эстетическое развитие» Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

Часть, формируемая участниками образовательных отношений Рабочая программа «Экология и мы» Цель: воспитание гуманной, социально-активной личности путем воспитания у ребенка эмоционально положительного отношения к окружающему миру, формирования у него представлений о природе и экологически грамотном и безопасном поведении. Задачи: Обучающие: формирование у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе; обогащение словарного запаса, расширение и уточнение знаний ребёнка об окружающем мире, обучение повествовательной речи (пересказ, составление диалога). Развивающие: развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Воспитательные: воспитание у ребёнка эмоций, развитие умений сочувствовать, удивляться, переживать и заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней. Принципы программы: … Программа предполагает проведение одного занятия в две недели в первую половину дня. Продолжительность занятия: в средней группе – 20 мин., в старшей группе – 25 мин., в подготовительной группе – 30 мин. Общее количество занятий в год – 18. Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении, что проявляется в экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка. Формы работы: - игра-путешествие; занятия в игровой форме, экскурсии в природу, досуги, экологические праздники, экспериментальная деятельность, акции, экологические десанты, труд и др.

Направленность дополнительной образовательной программы Наименование дополнительной образовательной программы Форма реализации дополнительной образовательной программы Контингент воспитанни ков (возрас т и др.) Охват воспитанни ков (чел.) 1 Физическое развитие Яковлева Л.В. Школа мяча Спортивный кружок 5-7 лет 25 2 Художественно- эстетическое развитие Сорокина Н.Ф. Театр – творчество - дети Театральный кружок 4-7 лет 180 Костина Э.П. Камертон Вокальный кружок 6-7 лет 18 Куревина О.А. Синтез искусств Кружок изобразит ельного искусства 5-7 лет 15 Митяшина А.А. Путешествие в страну «Хореография» Хореографически й кружок 5-7 лет 18 Итого Сведения о дополнительном образовании

Кружок «В мире сказок» Цель – эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества. Задачи: воспитание уважения и любви к русской народной сказке; изучение и освоение театральной работы с куклой; формирование навыков театральной речи, художественных навыков при изготовлении кукол и декораций; развитие творческих способностей. Возраст детей: 3 – 4 года. Методы: - словесные игры и артикуляционные упражнения; -игры-драматизации. Формы организации: коллективная, групповая. Место проведения: групповая комната, в которой будут проходить занятия, оснащена необходимым количеством столов и посадочных мест. Объем: 36 ч., 1 раз в неделю, продолжительность минут. Материалы и оборудование: декорации, наголовники, маски, шапочки, виды театров, сценарии сказок. Программно-методическое обеспечение:

Технологии организации образования В рамках реализации системно-деятельностного подхода в дошкольной образовательной организации используются следующие технологии организации образования: 1) Технология проектной деятельности Сущность этого метода состоит в достижении дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта. В образовательной работе ДОО используются монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области, и межпредметные (или интегрированные) проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы. … 2) Технология исследовательской деятельности …

2.4. Содержание коррекционной работы Содержание коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, базируется на соответствующем разделе Примерной программы «……» и раскрывается в рабочей программе, разработанной авторским коллективом МКДОУ …. (см. Приложение) Программа составлена на основе практического пособия «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. и «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Цель логопедической программы – развитие коммуникационной функции речи. Задачи: 1. Коррекция нарушений произношения: - формирование речевого дыхания; - развитие голоса; - преодоление нарушений и развитие артикуляционной моторики; - постановка и автоматизация звуков. 2. Формирование фонематического восприятия. 3. Формирование лексической стороны. 4. Формирование грамматического строя. 5. Развитие связной речи. 6. Подготовка к обучению грамоте.

Образовательная деятельность в режимные моменты Совместная деятельность с педагогом Самостоятельн ая деятельность детей Совместная деятельность с семьей логопедвоспитатель Выявление детей с нарушениями речи. Проведение диагностики. Логопедический час Обследование : сентябрь, май Составление планов индивидуальной, подгрупповой и групповой работы Заполнение речевых карт Составление планов индивидуальной работы Занятия фронтальные, подгрупповые индивидуальные Обследование Наблюдение за речью детей Автоматизация звуков Занятия по логопедической тетради по заданию логопеда Интегрированные занятия Наблюдение Беседа Познавательная игротека Деятельность в логопедическом уголке Дидактические игры Наблюдения Опыты и эксперименты Интегрированн ая детская деятельность (Старший – подготовитель- ный) Беседа. Чтение. Домашнее экспериментирован ие. Консультативные встречи. Семинары. Прогулки. Проектная деятельность (средняя) Семинары- практикумы. Презентации. Альбомы (Старший – подготовительный) Формы, приёмы организации коррекционной работы

2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников Одной из важнейших задач ФГОС ДО является обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В соответствии с этим основными направлениями взаимодействия МКДОУ 414 с родителями воспитанников стали: 1. Изучение особенностей семейного воспитания и детско-родительских отношений 2. Информирование родителей 3. Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности в вопросах образования детей. 4. Вовлечение родителей в педагогический процесс дошкольного учреждения.

Общими формами реализации данных направлений стали: 1. Информирование родителей о содержании деятельности ДОО по развитию речи детей, их достижениях и интересах путем размещения информации на сайте ДОО, стендах, в процессе ежедневного общения и в ходе коллективных мероприятий. 2. Изучение и анализ детско-родительских отношений и уровня педагогической компетентности родителей путём анкетирования, опросов, наблюдения. 3.«Школа для родителей» для повышения уровня компетентности в вопросах образования детей. 4. Привлечение родителей к участию в подготовке и проведении детских досугов и праздников (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие), к совместным мероприятиям по благоустройству и созданию условий в группе и на участке. 5. Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий по городу и его окрестностям. 6. Беседы с целью выработки единой системы целей воспитания и требований в ДОО и семье. 7. Открытые мероприятия, дни открытых дверей. 8. Создание в группах тематических выставок при участии родителей.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Всего семей Семья Достаток семьи Статус семьи полнаянеполна я из них опекуны хорошо обеспече нные средняя обеспеч енность низкая обеспеч енность служащ ие рабочиебезрабо тные пенсион еры Всего семей Уровень образования Родители по возрасту (в среднем) 286 высшее (мама \ папа) среднее – специальное (мама \ папа) среднее (мама \ папа) папамама из них: мам – 277 пап – \53139\ 9640\6134 года 32 года Сведения о родителях воспитанников Образовательный уровень и средний возраст родителей Социальный статус семьи

Образовательна я область Формы работы с родителями по реализации образовательных областей Социально- коммуникативн ое развитие 1. Выпуск газеты, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьёй. 2. Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий по городу и его окрестностям, создание тематических альбомов. 3. Консультативные часы для родителей по вопросам предупреждения использования методов, унижающих достоинство ребёнка. 4. Создание фотовыставок, фотоальбомов. 5.Аудио- и видеозаписи высказываний детей по отдельным проблемам с дальнейшим прослушиванием и обсуждением проблемы с родителями. Речевое развитие 1. Собеседование с ребёнком в присутствии родителей с целью определения речевого развития дошкольника, налаживания общения с родителями, демонстрации возможностей ребёнка. 2. Индивидуальные консультации на основе ознакомления родителей с деятельностью детей (видеозапись, посещения группы). 3. Посещение культурных учреждений при участии родителей (театр, библиотека, выставочный зал и др.). 4. Организация партнёрской деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет и журналов. 5. Проведение литературных вечеров для родителей и детей. 6. Совместные наблюдения явлений природы, общественной жизни с оформлением плакатов. Помощь родителей ребёнку в подготовке рассказа по наглядным материалам.

Содержание работы Сроки 1«Здоровый образ жизни» 1. Поздравление с Международным Днем семьи и награждение семей, участвовавших в конкурсах 2. Итоги опроса детей по сохранению и укреплению здоровья 3. Результаты анкетирования родителей по проблеме сохранения и укрепления здоровья 4. Практикум «Знакомимся с оздоровительными методиками» май 2«Ее величество игра…» 1. В какие игры и какими игрушками играют наши дети? 2. Результаты опроса детей «Моя любимая игрушка» 3. Во что и как играть с ребенком июнь 3«Ребенок открывает мир» 1. В чем ценность дошкольного детства для развития человека 2. Что важно не упустить в семейном воспитании дошкольника 3. Какие условия необходимы для полноценного развития ребенка от рождения до семи лет сентябрь План работы семейного родительского клуба Для создания единого образовательного пространства между МКДОУ и родителями создан семейный родительский клуб. Цель: установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания детей дошкольного возраста как посещающих, так и не посещающих дошкольное образовательное учреждение и создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период дошкольного детства. Задачи: - приобщать родителей к участию в жизни дошкольного учреждения; - формировать у родителей более полный образ своего ребенка, повысить психолого-педагогическую культуру родителей; - выявление положительного опыта семейного воспитания; - содействие сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций; - установление доверительных отношений между родителями и дошкольным образовательным учреждением; - популяризация деятельности дошкольного образовательного учреждения среди родительской общественности района.

Формы работы с родителямидата 1. Общие родительские собрания 1. Основные задачи работы МБДОУ – детский сад «_______» на новый уч. год. 2. Выборы родительского комитета. сентябрь 1. Творческие отчеты о работе детского сада за год. 2. Летне – оздоровительная работа. 3. Задачи на новый учебный год май 2. Консультации 1. Природа просит о помощи. 2. Коммуникативное развитие: учите детей общаться. октябрь февраль 3. Праздники 1. День открытых дверей. 2. Новогодняя елка. 3. Поздравляем маму. 4. До свидания, детский сад ноябрь декабрь март май 4. Папки - передвижки «Мудрые мысли о воспитании» «Играем и готовимся к школе» «Развивающие игры для самых маленьких» «Обогащение активного словаря ребенка через общение со сверстниками» в течение года 5. Родительский клуб«Молодая семья»в течение года План работы с родителями

описание материально-технического обеспечения Программы; обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания; распорядок и/или режим дня; особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Организационный раздел

Вид и назначение помещений Количество/ общая площадь (кв. м.) 1. Административные кабинеты 2 / 23,6 м 2 2. Методический кабинет 1 / 38,4 м 2 3.Бухгалтерия 1 / 8,5 м 2 Групповые помещения Раннего возраста (2-3 года)1 / 58,5 м 2 5. Младшая группа (3-4 года)1 / 60,0 м 2 6. Средняя группа (4-5 лет)2 / 137,8 м 2 7. Старшая группа (5-6 лет)2 / 136,3 м 2 8. Подготовительная группа (6-7 лет)2 / 137,8 м 2 9. Группа компенсирующей направленности (5-7 лет)3 / 205,2 м 2 Кабинеты дополнительного образования – Логопедический кабинет 2 / 32,9 м Музыкальный зал 1 / 113,5 м Спортивный зал 1 / 60,2 м 2 13.Костюмерная 1 / 4,7 м 2 Медицинское обслуживание: 14. Медицинский кабинет 1 / 12, 4 м Процедурный кабинет 1 / 8,3 м 2 Общественное питание 16.Пищеблок 1 / 54,9 м 2 17.Кладовая 1 / 13,4 м 2 18.Склад 1 / 42,8 м 2 Хозяйственно-бытовое и санитарно-гигиеническое обслуживание: 20.Прачечная 1 / 20,7 м Кабинет швеи-кастелянши 1 / 15,6 м 2 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей Сведения о помещениях, используемых для организации образовательного процесса

Оснащение групп, кабинетов, участков ДОО Место размещения Основное предназначение Оборудование и игровые материалы Музыкальный зал Непосредственно образовательная деятельность Досуговые мероприятия Праздники Театрализованные представления Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей Цифровое фортепиано Тумба под т/в Шкаф-стенка 5400 х 2700 Панно Экран 2000*2000 (настенный моторизованный) Синтезатор Стенка зеркальная 5570 х 1605 Телевизор LG CT-29 Q-45 RQ Видео плеер LG Музыкальный центр мини JVC DX-S20 Кресло серое DVD плеер Стол ЛДСП -16 мм 4 м опор. Столик детский Ковер 3 х 5 –овал Ковер 2,5 х 4 Люстры Стулья взрослые (30 шт.) Стульчики детские (50 шт.) Стол Доска магнитная

3.2. Обеспеченность учебно-методическими материалами Образовательная область Название методических пособий Учебно-методические материалы (дидактические пособия) «Социально- коммуникативное развитие» Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности: Система работы в средней группе детского сада 3 ацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду Петрова В. И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Серия картин «Мы играем» для детей младшего возраста (формат А2)Е.Г. Батурина. Художники: И.А. Коминарец, О.М. Шухвостов Серия картин «Дети в детском саду» (формат А2) Пожарная безопасность (формат А2) С. Вохринцева Художник Л. Новоселова. Ситуации из жизни детей Детям о правилах пожарной безопасности (форма А3). Художник Ю.К. Школьник. Ситуации из жизни детей в стихотворной форме Комплект плакатов по пожарной безопасности. Пожарная безопасность в быту (формат А3) В.А. Сидоров. Художник И.Е. Король Малышам о пожарной безопасности (формат А3) Н.П. Сеничев, В.А. Фокин Художник П.А. Фомкин Дорожная безопасность (формат А2) С. Вохринцева. Художник Л. Новоселова Дорожная безопасность (формат А3) Л.Н. Овчаренко. Художник Ю.А. Черепанов Рабочие тетради для занятий с детьми М.: Мозаи­ка- Синтез, (Школа Семи Гномов): Что такое хорошо Я не буду жадным Уроки этики Как перейти дорогу

Обеспеченность учебно-методическими материалами Обязательная часть Примерная основная программа «…………..» Программно-методический комплект: 1. … 2. … 3. … Часть, формируемая участниками образовательных отношений Сорокина Н.Ф. Театр – Творчество – Дети. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в д\с. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Проектирование образовательного процесса Проектирование образовательного процесса происходит на основе модели года, месяца, недели, дня, учитывающих климатические и этнографические особенности, специфику образовательной организации, контингента детей и образовательные запросы родителей. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Одной теме уделяется не менее одной недели. Оптимальный период 2– 3 недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и центрах (уголках) развития.

3.3. Организация жизнедеятельности воспитанников Первая младшая (2 - 3 года) Вторая младшая (3 -4 года) Средняя (4 -5 лет) Старшая (5 – 6 лет) Подготовит. к школе (6 – 7 лет) Дома Подъем, утренний туалет В дошкольном учреждении Прием, осмотр, игры, Утренняя гимнастика – 8.00 Самостоятельная деятельность 7.45 – – – 8.30 Подготовка к завтраку, завтрак 8.00 – – – 8.50 Организованная образовательная деятельность, игры 8.30 – 8.45 – – – – – Подготовка к прогулке – – – Прогулка (игры, наблюдения, труд) – Возращение с прогулки, игры, самостоятельная деятельность – – Подготовка к обеду, обед – – Подготовка ко сну, дневной сон – – – Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры – Подготовка к полднику, полдник – Игры, самостоятельная деятельность детей – – Чтение художественной литературы – – Подготовка к прогулке, прогулка – – Возращение с прогулки, игры – – – Подготовка к ужину. Ужин – – Игры, уход детей домой – – – Дома Прогулка, игры – – Спокойные игры, гигиенические процедуры – – Укладывание, ночной сон – – 6.30 Режим дня на холодный период года

Организация жизнедеятельности детей в ДОО Организация жизни детей в ДОУ опирается на определённый суточный режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями: оптимальное время для сна – время спада биоритмической активности: с 12 часов (у детей 2-3 лет), 13 часов (у детей старшего дошкольного возраста) до 15 часов. оптимальное время для умственной деятельности – время подъёма умственной работоспособности: с 9 до 11 часов, с 16 до 18 часов. оптимальное время для физической деятельности – время подъёма физической работоспособности: с 7 до 10 часов, с 11 до 13 часов, с 17 до 19 часов. оптимальное частота приёмов пищи – 4-5 раз, интервалы между ними не менее 2 часов, но не более 4 часов. оптимальное время для прогулки – время суток, когда минимально выражены неблагоприятные природные факторы (влажность, температура воздуха, солнечная радиация и др.). В режиме дня постоянные величины: длительность бодрствования и сна, время приёма пищи. Переменные величины – время начала и окончания прогулок, организация совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной деятельности детей. Время начала и окончания прогулок может корректироваться в соответствии с временами года, климатическими изменениями и пр.

3.3. Проектирование образовательного процесса Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей 1) Непосредственная образовательная деятельность Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. 2) Решение образовательных задач в ходе режимных моментов. Разнообразная, гибко меняющаяся предметно- развивающая и игровая среда Возраст детей Регламентируемая деятельность (НОД) Нерегламентированная деятельность, час совместная деятельность самостоятельная деятельность 23 года 2 по 10 мин 77, года 2 по 15 мин 77, лет 2 по 20 мин 733,5 56 лет 23 по 2025 мин 66,52,53,5 67 лет 3 по 30 мин. 5,562,53 Модель организации образовательного процесса В течение дня во всех возрастных группах предусмотрен определенный баланс различных видов деятельности:

Организованная образовательная деятельность Базовый вид деятельности Периодичность Первая младшая группа Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовите льная группа Физическая культура в помещении 2 раза в неделю Физическая культура на прогулке 1 раз в неделю Познавательное развитие 1 раз в неделю 2 раза в неделю 3 раза в неделю 4 раза в неделю Развитие речи 2 раза в неделю 1 раз в неделю 2 раза в неделю Рисование 1 раз в неделю 2 раза в неделю Лепка 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели Аппликация -1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели Музыка 2 раза в неделю Итого: 10 занятий в неделю 13 занятий в неделю 14 занятий в неделю

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Базовый вид деятельности Периодичность Первая младшая группа Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовите льная группа Утренняя гимнастикаежедневно Комплексы закаливающих процедур ежедневно Гигиенические процедурыежедневно Ситуативные беседы при проведении режимных моментов ежедневно Чтение художественной литературы ежедневно Дежурстваежедневно Прогулкиежедневно Самостоятельная деятельность детей Игра ежедневно Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития ежедневно

Месяц Недели месяца Тема Форма и название итогового мероприятия (события/праздника, др.) Сентябрь 1-4Дары природы Праздник «День знаний». Досуг «Путешествие в Спортландию». Конкурс «Праздник урожая». Спортивный праздник «Осенняя Олимпиада» Октябрь 1-4Осенний Петербург.Совместное мероприятие с социальными партнерами (школьниками) «Осенний Петербург» Ноябрь 1-4Моя Родина-Россия.Праздник «Моя Родина – Россия». Составление книжки – самоделки вместе с родителями «Города России» Декабрь 1-4Новогодняя карусель.Праздник«Новогодний звездопад» Январь 1-2Зимние узоры.Досуг «Крещенские морозы», Спортивный праздник 3-4Никто не забыт, ничто не забыто. Совместное мероприятие с социальными партнерами (Общество ветеранов) «День снятия блокады» Февраль 1-2Все профессии нужны, все профессии важны. Составление книжки –самоделки вместе с родителями «Все профессии нужны, все профессии важны.» 3-4Папа может, все, что угодно… Праздник «День защитника Отечества» Март 1-2Мама-первое слово.Спектакль «Март в Летнем саду» 3-4В гостях у Матрешки.Досуг «Пасхальные хлопоты» Спортивный праздник Апрель 1-2Мы дети Галактики…Спортивный праздник «Если очень захотеть, можно в космос полететь..» Совместное мероприятие с родителями «Большое космическое путешествие». Изгот. поделок косм. кораблей Май 1-2День Победы Праздник «Никто не забыт, ничто не забыто». 3-4До свидания, детский сад!Праздник «Корабль знаний».

Интегрирующая тема периода Педагогические задачи Варианты итоговых мероприятий До свидания, лето, здравствуй, детский сад! (4-я неделя августа 1-я неделя сентября) Вызывать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжать знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка: профессии сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник), предметное окружение, правила поведения в детском саду, взаимоотношения со сверстниками. Продолжать знакомство с окружающей средой группы, помещениями детского сада. Предлагать рассматривать игрушки, называть их форму, цвет, строение. Знакомить детей друг с другом в ходе игр (если дети уже знакомы, следует помочь им вспомнить друг друга). Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми (коллективная художественная работа, песенка о дружбе, совместные игры). Развлечение для детей, организованное Сотрудниками детского сада с участием родителей. Дети в подготовке не участвуют, но принимают активное участие в развлечении (в подвижных играх, викторинах).

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Сентябрь «Осень, осень в гости просим» До свидания, лето!«В лес с корзинкой мы пойдём» Лес. Грибы, ягоды. «Путешествие в мир насекомых» Лес. Деревья и кустарники осенью. Птицы – наши добрые соседи 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Октябрь «В гости к бабушке в деревню»Дополнительная тема Заготовка овощей на зиму. Осень. Различие и сходство овощей и фруктов Как домашние животные и птицы подготовились к зиме Как дикие животные подготовились к зиме Деревня и город 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Ноябрь Наша Родина – Россия. «Золотые руки мастеров» Хлеб – всему голова Посуда. Предметы, которые нас окружают. Одежда. Обувь. Головные уборы. 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Декабрь «Катятся с гор салазки, начинаются сказки»Дополнительная тема «Здравствуй, зимушка- зима» Зимующие птицы «Снеговик, санки, лыжи и коньки» Зимние забавы и развлечения Музыкальные инструменты Театральные представления «Новый год к нам идёт» Новогодний праздник Сказки Комплексно – тематическое планирование во второй младшей группе

Модель организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду на день Младший дошкольный возраст Линии развития ребенка 1-ая половина дня 2-ая половина дня Физическое развитие и оздоровление Приём детей на воздухе в теплое время года Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты) Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта) Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке; обширное умывание, воздушные ванны) Физкультминутки на занятиях Физкультурные занятия Прогулка в двигательной активности Гимнастика после сна Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне) Физкультурные досуги, игры и развлечения Самостоятельная двигательная деятельность Занятия ритмической гимнастикой Занятия хореографией Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений) Познавательное, речевое развитие Занятия Дидактические игры Наблюдения Беседы Экскурсии по участку Исследовательская работа, опыты и экспериментирование Занятия, игры Досуги Индивидуальная работа

Линии развития ребенка 1-ая половина дня 2-ая половина дня Социально- коммуникативно е развитие Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы Оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы Формирование навыков культуры еды Этика быта, трудовые поручения Формирование навыков культуры общения Театрализованные игры Сюжетно-ролевые игры Индивидуальная работа Эстетика быта Трудовые поручения Игры с ряжением Работа в книжном уголке Общение младших и старших детей Сюжетно-ролевые игры Художественно- эстетическое развитие Занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности Эстетика быта Экскурсии в природу (на участке) Занятия в изостудии Музыкально- художественные досуги Индивидуальная работа

п/п Формы работы Время в режиме дня I половина дня 1. Самостоятельная двигательная деятельность: Подвижные игры Игры-хороводы Игровые упражнения. Прием детей Ежедневно Утренняя гимнастика Ежедневно Физкультминутки Ежедневно 4. Образовательная деятельность по физкультуре: в спортивном зале, на воздухе, в виде подвижных и спортивных игр. 2 р.в нед. по 15 мин. 1 раз в неделю по 15 мин. 5. Прогулка. Подвижные игры Игровые упражнения Индивидуальная работа по развитию движений Самостоятельная двигательная активность Ежедневно Самостоятельная двигательная активность перед обедом Ежедневно II половина дня 7. Гимнастика пробуждения: Физические упражнения с закаливающими мероприятиями Корригирующие упражнения Ежедневно Самостоятельная двигательная активность: Подвижные игры Игровые упражнения Индивидуальная работа по развитию движений. Спортивные игры Прогулка Самостоятельная двигательная активность Организация оптимального двигательного режима во 2 младшей группе

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий Октябрь 1 неделя Всемирный день музыки Программа «Образование как услуга» День бабушек и дедушек, посвященный дню пожилого человека Труд детей в природе (в цветнике) Галерея красоты (выставки, стендовые презентации творческих увлечений и достижений) День учителя 2 неделя Экскурсия в выставочный зал, музей, галерею Групповые родительские собрания Семинар «Технология М.Монтессори в образовательном процессе» Старт программы самопрезентаций педагогов «Звездная дорожка» (октябрь – декабрь) Спортивный праздник «Осенние старты здоровья» Открытые просмотры различных видов деятельности детей с последующей экспертной оценкой родителей, педагогов, администрации 3 неделя День интересных гостей Психологическая гостиная «Профессия – родитель» Открытые просмотры различных видов деятельности детей с последующей экспертной оценкой родителей, педагогов, администрации 4 неделя Экскурсия в выставочный зал, музей, галерею Клуб «Здоровая семья»Семинар «Гендерные технологии в образовании»

Название мероприятия Срок проведения Спортивные досуги 1 раз в месяц Совместные выезды на природу Каждый сезон Детский туризм Каждый сезон Дни здоровья 1 раз в квартал Совместный спортивный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья»Февраль Спортивный праздник «День смеха»Апрель Спортивный праздник, посвященный Дню Победы Май Спортивный праздник « Детям, заботу взрослых»Июнь Спортивные традиции учреждения

3.5. Развивающая предметно-пространственная среда Согласно п ФГОС ДО, предметно-пространственная среда должна обеспечивать: возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения; реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей. Деятельность Оборудование игроваяигры, игрушки, игровое оборудование коммуникативнаядидактические материалы познавательно-исследовательскаянатуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др. восприятие художественной литературы и фольклора книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал самообслуживание и элементарный бытовой труд оборудование и инвентарь для всех видов труда конструированиеконструкторы разных видов, природные и иные материалы изобразительнаяоборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования, в том числе строительный мате риал, конструкторы, природный и бросовый материал музыкальнаядетские музыкальные инструменты, дидактический материал и др. двигательнаяоборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.

Предметно- развивающая среда Группа Дидактические и технические средства 1. Краеведческие материалы Средняя - старшая Фотографии микрорайона, гербарии, коллекции, предметы старинного быта, сборники стихов местных поэтов 2. Уголок экспериментирования Средняя - старшая Предметы живой и неживой природы: дерево, песок, глина, камни и др. 3. Уголок по сенсорике Младшая - старшая Дидактические игры, пособия Образовательная область «Познавательное развитие»

Центр Оборудование «Центр искусств» Двусторонние мольберты, соответствующие росту детей, размер рабочей площади –67 х 62 см «Центр строительства» Напольный крупный конструктор (полые блоки), желательно из натурального дерева, для содержательных построек и развития совместных игр детей «Литературный центр» Полка-витрина для детских книг с 3–4 горизонтальными отделениями на разном уровне, позволяющими детям видеть обложку и сознательно выбирать и возвращать на место книги «Центр сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций» Мебель, диванчики, игрушечная плита, одежда для кукол и одежда для игры, принесенная из дома, и пр. для игры «в семью» «Центр песка и воды»Стол для занятий с песком и водой со встроенным в него большим поддоном. Высота стола должна быть на уровне пояса ребёнка. Размер столешницы – 120 х 60 см Рекомендуемое специальное оборудование для Центров

Вид помещения Функциональное использование Оборудование Музыкальный зал Непосредственно образовательная деятельность, праздники, развлечения, утренняя гимнастика, ритмика Пианино, музыкальные инструменты, музыкальный центр с караоки, телевизор, синтезатор Физкультурный зал Непосредственно образовательная деятельность, нетрадиционные формы закаливания; кружок. Спортивное оборудование и спортивный инвентарь, «Сухой бассейн», спортивный уголок «Малыш», баскетбольная корзина, спортивные модули, батут, маты, детские тренажеры, фитболы. Кабинет психолога и логопеда Индивидуальная и подгрупповая образовательная деятельность (диагностика и коррекция психических процессов) Диагностический и коррекционный материал, оборудование для игротерапии. Методический кабинет Методическая работа с воспитателями, консультирование, семинары, методическое обеспечение. Научно-методическая литература, диагностический материал. Для качественного осуществления образовательного процесса оборудованы специализированные помещения:

Направления развития Помещения и их оснащения 1. Физическое развитие. Охрана жизни и укрепление здоровья 1. Физкультурный зал. 2. Физкультурные уголки в каждой возрастной группе. 3. Спортивная площадка. 4. Медицинский блок. 3. Познавательное развитие 1. Учебная зона в каждой группе 2. Уголки - лаборатории (в старших, подготовительных группах). 3. Библиотеки детской литературы в группах и в методическом кабинете. 4. Зоны конструирования (во всех возрастных группах). 5. Уголки природы (во всех возрастных группах). 6. Мини-музей 7. Кабинет познавательного развития. 4. Художественно- эстетическое развитие 1. Музыкальный зал. 2. Картинная галерея. 3. Мини-музей русского быта 4. Изобразительные уголки во всех возрастных группах. 5. Музыкальные уголки во всех возрастных группах. 6. Костюмерная. 7. Театрализованная зона (в каждой возрастной группе). 8. Уголки ручного труда Создание и обновление предметно-развивающей среды

3.6. Взаимодействие ДОО и школы Цель: Становление социальной позиции будущих школьников, выработка стиля взаимодействия детей и взрослых, постепенная адаптация детей к школьной жизни. Содержание СрокиОтветственный 1. Участие детей подготовительных групп в торжественной линейке и празднике «День знаний». сентябрь Администрация школы и ДОУ. 2. Развлечение в ДОУ «Мы – будущие первоклассники».сентябрь Музыкальный руководитель 3. Экскурсия по школе (библиотека, класс, физ. зал). Знакомство с учителями, директором. сентябрь Воспитатели, подг. групп. 4. Совместная практическая деятельность первоклассников и детей подготовительных групп «Книжкина неделя в детском саду», «Праздник букваря» - в школе. ноябрь Воспитатели групп, учитель начальных классов. 5. Участие учителей начальной школы в родительском собрании «Готовимся к школе». октябрь Администрация школы и ДОУ. 6. Участие учителей в работе педсовета «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры». ноябрь Ст. воспитатель, завуч школы.

Модель взаимодействия ДОО и СОШ Виды преемственности дошкольного образования и начальной школы Целевая Технологическая Психологическая Содержательная Управленческая Согласование целей и задач воспитания и обучения детей на различных ступенях развития; Преемственность содержания учебных программ в начальной школе и детском саду Преемственность средств, форм, приемов и методов воспитания и обучения Учет возрастных особенностей, снятие психологических трудностей, возникающих в переходные периоды Наличие общего руководства Преемственность дошкольного образования и начальной школы обеспечивает: осознанное принятие ребенком ценности здорового образа жизни и регуляцию поведения в соответствии с ним; готовность к активному эмоциональному, интеллектуальному, коммуникативному взаимодействию с окружающим миром; желание и умение учиться, готовность к образованию в школе, самообразованию; развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности; развитие и совершенствование личных качеств ребенка, сформированных в дошкольном детстве.

3.7. Сетевое взаимодействие по вопросам реализации Программы п/п Партнёры МБДОУВиды сотрудничества 1. НИПКи ПРОПовышение квалификации педагогов, методическое сопровождение педагогического процесса, консультативная помощь. 2. ЦДиК «Янтарь»Диагностическое обследование воспитанников подготовительных групп, коррекционная работа логопеда и психолога, консультирование родителей и педагогов специалистами службы. 3. МОУ «ИМЦ» Новосибирского района Повышение квалификации педагогов, методическое сопровождение педагогического процесса, инновационных педагогических проектов, консультативная помощь. 4. ДК «Садовый»Дополнительное образование воспитанников ДОО, участие в конкурсах и выставках детского творчества, консультативная помощь педагогам. 5. Детские выездные театры г. Новосибирска Досуговые программы для дошкольников, театральные постановки, выставки. 6. МБОУ «Пашинская СОШ 70» Взаимопосещение занятий, комплектование начальных классов; совместные семинары, педсоветы, открытые уроки; экскурсии детей в школы, консультирование, оформление информационно-наглядных папок, организация совместных конкурсов, спортивных состязаний, театральных постановок.

3.8. Кадровые условия реализации программы Всего педагогов Высшее образование Среднее специальное Среднее образование 3311/ 33,3%22 /66,7%- Всего Высшая категория Первая категория Вторая категория Без категории 335 /15,2%14 /42,4%8 / 24,2%6 /18,2% Благоприятными кадровыми условиями для реализации Программы являются: укомплектованность ДОО руководящими, педагогическими и иными работниками; высокий уровень квалификации руководящих, педагогических и иных работников ДОО; непрерывность профессионального развития и повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников ДОО. Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализации Программы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей. На г. в дошкольном учреждении работают 33 педагога. Из них: заведующий – 1 старший воспитатель – 1 воспитателей – 28 инструктор по физкультуре – 1 музыкальный руководитель – 2 педагог-психолог – 1