Религиозно-общинная правовая семья Ассистент кафедры теории и истории государства и права Н.А. Раханова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правовые системы современности. Работу выполнил: Галиев Алмаз Дамирович.
Advertisements

Галиев А.Д. - Правовые системы современности
Правовые системы современности Право. 10 класс Н.В.Савка, учитель истории и обществознания МБОУ "Февральская СОШ", 2012 г.,
Глава 2. Человек и его права Урок 1. Право, его сущность и особенности.
Источники права То, что помогает познать право То, чем руководствуется практика в решении юридических дел -Правовой обычай – Правило поведения, признанное.
ТИПЫ ПРАВА рабовладельческий тип Типология права – это его специфическая классификация, производимая в основном с позиций двух подходов В зависимости от.
ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА. Право реально существует и функционирует в определенных формах. Внешнее выражение права в юридической литературе называют по-разному:
Правовые системы современности. Система права это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение.
ПРАВО, ЕГО СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ Материалы к уроку класс §9(33) Григорьев О.В.
Система права. Система права (внутренняя структура права) Норма права Институты права Подотрасли права Отрасли права Совокупность правовых норм, регулирующих.
Тема: Формы (источники) права Основные понятия: 1.Делопроизводство – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование, организацию работы с официальными.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ : «ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА».
«Формы (источники) права» 1. ПЛАН 1. Понятие формы (источника) права. 2. Нормативный правовой акт: понятие и виды. 3. Понятие, признаки, виды законов.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
1 Романо-германская правовая семья 2 Англо-саксонская правовая семья 3 Семья социалистического права 4 Религиозная правовая семья Правовая семья - одно.
Уголовное право. Понятия и категории уголовного права.
Право в системе социальных норм. Общество Разнообразные отношения: - Экономические - Семейные - Трудовые - Национальные - Религиозные и др.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
Презентация урока для интерактивной доски (обществознание , 10 класс) по теме: Презентация к уроку "Источники права" 10 класс
Право в системе социальных норм Обществознание. 10 класс.
Транксрипт:

Религиозно-общинная правовая семья Ассистент кафедры теории и истории государства и права Н.А. Раханова

ИУДЕЙСКОЕ (ЕВРЕЙСКОЕ) ПРАВО В мире 13,2 миллиона евреев, в том числе 5,4 – в Израиле, 7, 8 – в диаспоре.

Общая характеристика иудейского права религиозное происхождение («божественная природа»); тесная связь юридических предписаний с религиозными нормами иудаизма (право – составная часть религии); мононациональный характер (действие распространяется только на евреев) => важнейшая функция иудейского права – обеспечение целостности еврейского общества и поддержание его духовно- нравственного и религиозного единства; принцип «богоизбранности иудейского народа»; на протяжении большей части своей истории существовало и развивалось без существования еврейского государства (внутри еврейской общины); иудейское (еврейское) право правовая система Израиля.

Источники иудейского права На протяжении длительного времени положения и нормы иудейского права существовали в неписаной форме – каббала (совокупность правил поведения, которые заучивались наизусть и передавались из поколения в поколение в устной форме ввиду существования запрета на ее письменную фиксацию).

Источники иудейского права Религиозно-правовые: – Ветхий Завет («Еврейская Библия») – часть Библии, состоящая из нескольких книг, написанных до пришествия Христа (Новый Завет иудаизмом не признается). Особое значение имеет Тора (Пятикнижие Моисея, часть Ветхого Завета) – важнейший основополагающий источник, который традиционно рассматривается в иудейском праве как своеобразная «конституция» еврейского народа; содержит изложенные в стихотворной форме разнообразные заповеди иудаизма; используется в судебной деятельности. – Талмуд (после Библии - важнейшая священная книга) – многотомный сборник еврейских религиозных и морально-этических норм, систематизированных обычаев.

Источники иудейского права Доктринально-толковательные (интерпретация Талмуда): Галаха´ Мидраш Галаха: – в широком смысле – нормативная часть иудаизма, регулирующая религиозную, семейную и гражданскую жизнь евреев; – в узком смысле – совокупность юридических правил поведения («законов»), в Торе, Талмуде и более поздней раввинистической литературе, толкующих и приспосабливающих положения Торы к социально- экономическим условиям.

Источники иудейского права «Законодательные источники» (постановления и указы) нормативно-правовые акты государственных органов; = акты, принятые мудрецами и регулирующие различные области жизни членов еврейской общины. Решения еврейских (раввинатских) судов (с 1984 г. в Израиле – составные элементы судебной системы) существование такого источника обусловлено исторической судебной автономией еврейских общин; суды имели право принимать решения, которые отличались от правил поведения, предусмотренных в других источниках права, если считали, что их буквальное применение будет нарушением справедливости ; Сборники судебных решений (например, «Вопросы и ответы», насчитывающий около 300 решений) - правила судебного разрешения дел, принятых выдающимися еврейскими правоведами, жившими в разных странах во все времена. Существование указанных источников объясняется тем, что еврейское право допускает принятие правил поведения, источником которых является не Бог, а человек, в случае изменения общественных отношений.

Влияние иудейского права на правовую систему Израиля Декларация независимости государства Израиль закрепила принцип, согласно которому Израиль признается еврейским государством. Принципы еврейского права закреплены в нормах важнейших отраслей законодательства: Например, трудовое право: принцип запрещающий работать в выходной еженедельный день – Шаббат (суббота); В соответствии с Торой принцип распространяется на работу, в которой проявляется творческое начало человека; Тора предусматривает смертную казнь за нарушение законов Шаббата; исключение предусмотрено в связи с необходимостью обороны государства, обеспечением безопасности и жизненных интересов общества – с разрешения премьер-министра, министра по религиозным вопросам и министра труда.

Отношения, связанные с личным статусом евреев (брачно-семейное, наследственное право, отношения собственности) регулируются еврейским право обособленно и находятся в ведении раввинатских судов. НО! иудаизм не провозглашается в качестве государственной религии, хотя играет значительную роль в жизни страны и особенно – в области просвещения. При этом практически невозможен переход евреев в иное вероисповедание, а для лиц, содействующих такому переходу, предусмотрено уголовное наказание.

ИНДУССКОЕ ПРАВО

Общая характеристика Является самым древним в религиозно-общинной правовой семье: зарождение – в XV-X вв. до н.э. (период формирования индусской религии). Индусское право – исторически является правом общин, сформированным в целостном виде в XV в. и существующее ныне в тех правовых системах, где оно не модифицировано или не отменено законодательством. Не охватывает конкретные государства целиком, а касается лишь части их территориальной протяженности (б Ольшая половина территории Индии, части Пакистана, Бангладеш, Малайзия, Южного Йемена, Восточной Африки и вся территория Непала). Индусское право правовая система или право Индии.

Индуизм Индусское право восприняло в качестве основы учение индуизма – симбиоз философских, религиозных и социальных воззрений и учений. В системе индусского права религиозное начало тесно интегрировано с правовым. Индуизм терпим к инакомыслию (в основе – свобода верования), но крайне строго относится к социально- кастовому делению и их ритуальной чистоте. Основа индуизма – учение о перевоплощении души (законы кармы). Устойчивость индусского права и индуизма обусловлено устойчивостью социальных институтов, на которых базируется индийское общество.

Кастовая система - социальная основа индуизма и индусского права «Каста» = «качество». Каста – замкнутая группа людей, занимающая строго определенное место в обществе и имеющую специфическое занятие или профессию, и следовательно - обладающую особым специфическим самосознанием, обычаями и ритуалами. Кастовая система сформировалась ~ во II веке до н.э. и считается исключительной особенностью социальной структуры индусского общества. С точки зрения индуизма кастовая система – объективное социальное деление. Для индуса более важен его социальный статус, чем его убеждения, язык, цвет кожи или религиозная принадлежность

Кастовая система Брахманы (священнослужители) – 5-10% населения. Кшатрий (войны). Шудры (ремесленники). Вайшьи (торговцы). Каждая из каст состоит из подкаст, которых в общей сложности – несколько тысяч (по последним подсчетам, результаты которых публиковались в 1931 году – около 3000, не включая подкасты местного характера).

Карма – ключевое понятие индуизма Философско-религиозной основой индуизма является учение о перевоплощении души и вера в цикличность существования вселенной по нисходящей линии. Карма = «дело», «действие», «труд». Карма объясняет причинно-следственный характер изменений человеческой судьбы – возможность родиться заново членом более высокой касты либо «освобождение его души от круговерти жизни и смерти через превращение в часть божественного мира». Согласно учению кармы, любое действие человека закладывает основы для перевоплощения души. При этом человеку всегда предоставляется возможность выбора действий и возможность исправления совершенного проступка. В карме отражается два важнейших принципа: неотвратимость наказания за проступок; поощрительный характер добродетельного поступка.

Источники классического индусского права Шастры (Дхарма, Артха, Кама) – главный религиозно-правовой источник; каждая часть содержит правила поведения в отношении строго определенного сословия; приоритет – у Дхармы, которая является единственным источником, имеющим материально- правовое выражение в текстах дхармашастр и нибандхаз: Дхармашастры – сборники предписаний религиозно- нравственного и правового характера; Нибандхазы – доктринальные комментарии (толкования, разъяснения) к дхармашастрам – сборники высказываний философов и знатоков индусской религии. Закон и судебная практика не считаются источником права. Основные сферы общественных отношений, регулируемых индусским правом - брачно-семейные и наследственно- правовые.

Источники «индийского» права (правовой системы Индии) «Территориальное» право (регулирует общественные отношения в масштабах всей Индии в отношении всех граждан, независимо от религиозной принадлежности): – Закон (в т.ч. Конституция Индии; отсутствует ГК, но есть УК и УПК); – Судебный прецедент (в т.ч. судебное конституционное право, выраженное в решениях Верховного Суда, содержащих толкование Конституции). At! Правило обязательного прецедента распространяется на решения высоких судов штатов, но Верховный суд Индии вправе не руководствоваться собственными решениями. – Обычай (в случае наличия отсылочной нормы в писаном праве). Обозначенные источники не имеют отношения к классическому индусскому праву. Нормы индусского и исламского права, которые действуют в отношении лиц, исповедующих, соответственно, индуизм и ислам.

Рене Давид: «Право этих регионов [Азии, Африки, полуострова Индостан] не составляет единой семьи». Повод для объединения - лишь то, что все они основываются на концепциях, отличающихся от тех, которые доминируют в западных странах. ВОПРОС: составляют ли мусульманское, иудейское и индусское право единую правовую семью?

Спасибо за внимание!