Диалектика-(от греч. dialektike (techne) - искусство вести беседу, спор), философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Advertisements

Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 21 Основания науки: нормы и идеалы науки, роль философских идей и принципов в обосновании научного знания (законы и.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Принципы диалектики. Термин «Диалектика» Диалектика (греч. διαλεκτική искусство спорить, вести рассуждение) метод аргументации в философии, а также форма.
Выполнила студентка первого курса группы э-2 Медведева Анна.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города москвы «медицинский колледж 4 департамента здравоохранения.
Вклад Маркса в развитие социологии Камиль Раджабов Дмитрий Хмыров } 3 МО 9 гр.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А.Сазонова Лекция 9. Диалектика и метафизика.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии Занятие 3.
Обществознание. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Знание – сила. Ф. Бэкон Формы познания Чувственное.
Презентация по культурологии на тему: «Марксистская концепция культуры и ее истории» Подготовили студенты группы Мб-13/11 Корявихина Ксения Корявихин Егор.
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
Ноосфера – новое состояние биосферы при котором разумная деятельность становится решающим фактором её развития.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Познание истины – одна из важнейших потребностей человека Logos (греч.) – слово, понятие, рассуждение, разум Область знания Мыслить логично – значит мыслить.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1.Понятие «бытие». 2. Материальное и идеальное бытие. Основные подходы к пониманию категории «материя». 3. Основные черты материи: движение, пространство.
Учёный родился 22 июня 1767 года в Потсдаме.
Транксрипт:

Диалектика-(от греч. dialektike (techne) - искусство вести беседу, спор), философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.

Сократ (470/469 до н. э., Афины, 399, там же ), древнегреческий философ. Сын ваятеля ; проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью борьбу с софистами и воспитание молодёжи. Был казнён ( принял яд цикуты ), как гласило официальное обвинение, за введение новых божеств и за развращение молодёжи в новом духе. Сократ не оставил после себя каких - либо сочинений ; важнейшими источниками сведений о его жизни и учении являются сочинения его учеников Ксенофонта и Платона, в большинстве диалогов которого Сократ выступает как главное действующее лицо. Сократ был одним из родоначальников философской диалектики, понимаемой как нахождение истины при помощи бесед, т. е. постановки определённых вопросов и методического нахождения ответов на них.

ГЕРАКЛИТ из Эфеса ( ок. 540– 480 до н. э.) – древнегреческий философ. Происходил из царского жреческого рода, но отказался от наследственного титула басилевса в пользу брата. По преданию, завещал свое сочинение храму Артемиды Эфесской. Гераклит излагал свои мысли афористически, в загадках и образах, и за трудность интерпретации своего метафорического языка был назван « Темным », а также « Плачущим » – из - за того, что не раз выражал в своих текстах жалость к людям, бессмысленно проводящим свою жизнь. Диалектика - это учения о вечном становлении и изменчивости бытия

ПЛАТОН (427–347 до н.э.) – великий древнегреческий философ, основатель Академии и родоначальник традиции платонизма. Платон родился в Афинах в аристократической семье, третий сын Аристона и Периктионы – получил от родителей имя Аристокл, а «Платоном» («широким») его прозвал учитель гимнастики за ширину плеч. В юности он готовил себя к занятиям политикой, занимался литературой, слушал философа Кратила, последователя Гераклита. Но приблизительно с 407 до н.э. Платон оказывается в числе слушателей Сократа, и это событие изменило его судьбу: он сжег все, что написал до того, отказался от мечты о политической карьере и принял решение заниматься только философией. Диалектика-это метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей.

Николай Кузанский ( ), философ, теолог, учёный, церковно - политический деятель. Родился в семье рыбака и виноградаря. Бежал из родного дома к графу Теодориху фон Мандершайду, который дал ему первоначальное образование и сделал возможным дальнейшее его обучение в университетах Гейдельберга и Падуи ( ). Изучал юриспруденцию, математику и естествознание, а затем теологию, после чего получил духовное звание. В 1448 достиг звания кардинала, с 1450 стал епископом в Бриксене, с 1458 генеральным викарием в Риме. Оказывал значительное влияние на европейскую политику своего времени. Диалектическая тенденция выразилась у Николая Кузанского в его стремлении охватить все вещи и события мировой жизни в единстве и цельности бесконечном " максимуме ", который не сводим ни к чему конкретному и отдельному и превосходит его, но в то же время отражается отдельными вещами. Диалектика - это учения о совпадении ( единстве ) противоположностей

ДЖОРДАНО БРУНО (1548–1600) итальянский философ. Родился в поселке у города Нола недалеко от Неаполя. Учился в монастырской школе в Неаполе, где в 1565 вступил в доминиканский орден, принял монашество ; в 1572 стал священником. Занимался самообразованием, проникся атеистическими взглядами. В 1756 был обвинен в ереси, порвал с монашеством и бежал сначала в Рим, а затем за пределы Италии ; переезжал из города в город, занимался чтением лекций и сочинением многочисленных трудов. С 1579 жил во Франции, читал лекции по астрономии в Тулузском и Парижском университетах. В 1583 переехал в Англию, в 1585 переселился в Германию, где странствовал по разным городам, пропагандируя свое мировоззрение. Бруно считал что Диалектика - это учения о совпадении ( единстве ) противоположностей. В 1592 по доносу венецианского патриция Джованни Мочениго, был предан суду инквизиции. Бруно был арестован, против него было начато следствие – сначала в Венеции, а в 1593, после в Риме. Ему были предъявлены многочисленные обвинения в богохульстве, аморальном поведении и еретических взглядах в области догматической теологии ; осуждению подверглись также некоторые из его философских и космологических идей. Бруно отказался признать ложными главные из своих теорий и по повелению Климента VIII был приговорен к смертной казни, а затем сожжен на костре на площади Кампо ди Фьоре в Риме 17 февраля 1600.

ИММАНУИЛ КАНТ (1724–1804), представитель немецкой классической философии эпохи Просвещения. Родился 22 апреля 1724 в Кенигсберге ( Восточная Пруссия ) в семье шорника Иоганна Георга Канта. Родители Канта были протестантами, что не могло не сказаться на становлении взглядов философа. В 1730 Кант поступил в начальную школу, а осенью 1732 – в Коллегиум Фридерицианум пиетистскую государственную церковную гимназию на латинское отделение.24 сентября 1740 зачислен студентом Кенигсбергского университета. Предположительно, это был факультет теологии, хотя некоторые исследователи называют медицинский. В 1743 Кант покинул Кенигсберг и стал домашним учителем. Он стремился собрать средства для независимой жизни и академической карьеры. Кант считал что : Диалектика – это способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях

( )Родился в семье отставного офицера. Учился в университете Тюбингена, где получил классическое образование, а также изучал философию и теологию. Работал домашним учителем, одновременно писал философские этюды и религиозные трактаты. В 1801 году Гегель отправился в Иену, где стал читать в Иенском университете лекции по логике и метафизике, а в 1804 году впервые изложил на лекции свою философскую систему. В 1818 году Гегель получил должность профессора философии в Берлинском университете, освободившуюся со смертью И. Фихте. Гегель считал что Диалектика - это всеобщий метод постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории. Гегель почти полностью посвятил себя преподаванию, читал лекции по философии, логике, эстетике, истории и религии. В 1831 году на Германию обрушилась эпидемия холеры; 13 ноября 1831 года Гегель заболел и на следующий день умер. Фридрих Георг Вильгельм Гегель

Карл Маркс ( ) полное имя Карл Генрих нем. философ, социолог и экономист, один из наиболее глубоких критиков капитализма и основателей современного социализма. Род. в Пруссии в семье адвоката, учился в Боннском и Берлинском ун-тах, где изучал гл. обр. философию и историю. В возрасте двадцати лет вступил в кружок молодых критически настроенных социалрадикалов и философов, известных как младогегельянцы. С мая по окт М. жил в небольшом рейнском городке Кройцнахе, здесь он женился на подруге детства Женни фон Вестфален. Диалектика Маркса понимается, в первую очередь, как материалистическая теория познания. Диалектика-это метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей. Крайне напряжённый труд, постоянные материальные лишения подорвали могучий организм М. В течение мн. лет он тяжело болел. 14 марта 1883 его не стало. « Самый могучий ум нашей партии перестал мыслить, писал в те дни Энгельс, самое сильное сердце, которое я когда - либо знал, перестало биться... Человечество стало ниже на одну голову и притом на самую значительную их всех, которыми оно в наше время обладало »

Фридрих Энгельс ( ) Один из основоположников марксизма, вождь и учитель международного пролетариата. Родился в семье текстильного фабриканта. Отец - Фридрих Энгельс сторонник пиетизма, стремился дать детям религиозное воспитание. До 14 лет Энгельс учился в городской школе, в 1834 поступил в гимназию. Благотворное влияние на формирование его взглядов оказала его мать Елизавета ван Хаар, привившая ему любовь к литературе и искусству. В гимназии с увлечением изучал историю, иностранные языки, немецкую литературу, делал первые поэтические опыты. Энгельс не окончив последнего класса, был вынужден уйти из гимназии, чтобы посвятить себя коммерческой деятельности. Чуждый коммерции, он большую часть времени посвящал изучению философии, истории, литературы, писал стихи, занимался музыкой, увлекался спортом. Энгельс считал что : Диалектика - учения и методы, выдвигаемые в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования

Владимир Ильич Ленин (Ульянов) Владимир Ильич ( ) - величайший пролетарский революционер и мыслитель, продолжатель дела К. Маркса и Ф. Энгельса, организатор Коммунистическая партии Сов. Союза, основатель Сов. социалистического государства, учитель и вождь трудящихся всего мира. Родился в г. Симбирске (ныне Ульяновск) в семье И. Н. Ульянова - педагога-демократа. В Л. учился в Симбирской гимназии. Еще в ранней юности он начал зорко вглядываться в окружавшую его жизнь, видел царский гнет, социальное неравенство, нужду трудящихся. Окончив гимназию, Л. поступил в Казанский ун-т, но в дек за активное участие в революции сходке студентов был арестован, исключен из университета и выслан в деревню Кокушкино Казанской губ. Согласно основным положениям марксистской- ленинской философии, диалектический материализм утверждает онтологическую первичность материи относительно сознания и постоянное развитие материи во времени.

Диалектика как философский метод и как теория представляет собой сложную систему. Основными ее структурными образованиями являются: -принципы, -категории,категории, - законы.

Принцип (от греч. principium основа, первоначало) представляет собой основную идею, фундаментальные положения лежащие в основе всей системы знаний, придающие им определенную системность и целостность. Основными принципами диалектики являются: принцип всеобщей связи; принцип системности; принцип причинности; принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов предметов, явлений, процессов. Связи могут быть: внешние и внутренние; непосредственные и опосредованные; генетические и функциональные; пространственные и временные; случайные и закономерные. Наиболее распространенный вид связи внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеетвнутреннюю целесообразность. Причинность наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем - то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно - следственными. Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира : вечность, неуничтожимость истории, мира ; его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

Категория диалектики - это наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. Диалектика пользуется парными категориями.

сущность и явление; форма и содержание; причина и следствие; общее и особенное; возможность и действительность; необходимость и случайность.

внутреннее содержание исследуемого объекта в единстве многообразия форм его бытия. обнаружение (выражение) исследуемого объекта через внешние формы его осуществления. Яблоко- предмет обладающий внешними признаками и вкусовыми особенностями. Яблоко-плод несущий в себе родовые признаки и возможность воспроизведения своего вида пример

-представляет подвижную, динамичную сторону целого -охватывает систему устойчивых связей предмета В литературном произведение под формой понимают особенности языка и стиля, система художественных образов в которые писатель вкладывает определенное идейное содержание.

-порождающее явление Нагревание воды Охлаждение воды пример - Результат действия причины

пример - существенно сходные, одинаковые, повторяющиеся черты и свойства, принадлежащие всем отдельным явлениям определенной группы. -это что-то, что лишь выражает взаимную связь между единичным и общим. Человек Прокопцова Татьяна Вадимовна

-это то, что уже возникло, существует -это то, что может возникнуть и существовать при определённых условиях, стать действительностью пример Оканчивая школу, выпускник оказался перед вопросом, какую из открывающихся перед ним возможностей избрать. Диапазон возможностей не беспределен.

-демонстрирует закономерный характер связи, определяемой содержанием исследуемого объекта - это такой тип связи, который обусловлен внешними, преходящими причинами. Радиоактивность урана была открыта французским ученым Беккерелем случайно: урановая соль оказалась в одном шкафу с фотопластинкой. пример

Категории являются структурообразующими элементами законов диалектики Закон- это существенные связи между явлениями характеризующиеся устойчивостью и повторяемостью.

-закон единства и борьбы противоположностей, -закон перехода количественных изменений в качественные,закон перехода количественных изменений в качественные, -закон отрицания отрицания.

-явления раздваиваются на противоположности, между ними идет борьба, которая заканчивается гибелью данного явления и возникновением нового явления. Противоположность- это высокая ступень развития противоречий. Социальная форма движения материи Основное противоречие: индивид- индивид Биологическая форма движения (развития) материи Основное противоречие: организм- внешняя реда Химическая форма движения (развития) материи Основное противо- речие: субстатный синтез- диссоциация Физическая форма Движения (развития) материи Основное противо- речие: масса- энергия

Это непрерывный количественный рост одних и убыль других качественно однородных элементов материального мира, что на определенной стадии развития нарушает меру сложившихся связей. Качество- это внутренняя определенность предмета, существенная и относительная устойчивость. Количество- это внешняя определенность предмета, которая характеризует предмет со стороны степени развития его свойства. Мера- это количества и качества взятые в единстве.

-утверждает поступательное развитие мира, по спирали.

Законы различаются и по степени общности, т. е. имеют более узкую или более широкую сферу действия. По мере расширения, углубления знаний о мере раскрываются более глубокие, существенные связи между различными объектами, выявляются универсальные (всеобщие, фундаментальные) законы, которые уточняют, конкретизируют, ограничивают сферу действия частных законов.

Платон. «Не ограничивайся одними людьми, но взгляни шире, посмотри на всех животных, на растения - одним словом, на все, чему присуще возникновение, и давай подумаем, не таким ли образом возникает все вообще - противоположное из противоположного - в любом случае, когда налицо две противоположности.» (Федон). 23 «…если бы все причастное к жизни умирало, а умерев, оставалось бы мертвым и вновь не оживало, - разве не совершенно ясно, что в конце концов все стало бы мертво и жизнь бы исчезла? И если бы даже живое возникало из чего-нибудь иного, а затем все-таки умирало, каким образом можно было бы избегнуть всеобщей смерти и уничтожения?» (Федон). 25 Пригожин. Стенгерс. «…нам очень близка утверждаемая диалектическим материализмом необходимость преодоления противопоставления "человеческой", исторической сферы материальному миру, принимаемому как атемпоральный. Мы глубоко убеждены, что наметившееся сближение этих двух противоположностей будет усиливаться по мере того, как будут создаваться средства описания внутренне эволюционной Вселенной, неотъемлемой частью которой являемся и мы сами. Нет сомнения в том, что описанная в нашей книге трансформация физических представлений по своему значению выходит за пределы физических наук и может внести вклад в понимание той исторической реальности, которая является объектом диалектической мысли.» (Порядок из хаоса). 10 Поппер. (Гегель). «Гегель никогда и не пытался опровергнуть Канта. Он почтительно склонялся перед ним и искажал взгляды Канта до полной противоположности. Так и получилось, что кантовская «диалектика» ядро его критики метафизики, была обращена в гегелевскую «диалектику» главное средство метафизики.»

Бэкон. «Пользование предвосхищениями и диалектикой уместно в науках, основанных на мнениях и воззрениях, ибо их дело достигнуть согласия, а не знания вещей.» (Новый Органон). 16 «Те доказательства, которые мы имеем в диалектике, сводятся почти целиком к тому, что отдают и подчиняют мир человеческим умствованиям, а эти умствования словам.» (Новый Органон). 33 Д. Реале, Д. Антисери. «Диалектика «является тем имманентным выходом за пределы, в котором односторонность и ограниченность определений рассудка выражаются через суть, т. е. в собственном отрицании. Всякое конечное выступает как отрицание себя самого. Вот почему диалектика это движущая сила научного развертывания мысли и тот единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость, так что в нем заложена подлинная, а не кажущаяся способность подняться над конечным (т. е. над каждым отдельным определением конечного)» Д. Реале, Д. Антисери. (Сартр). «…диалектический материализм он отвергает полностью как «метафизическую иллюзию открыть диалектику природы в претенциозных спекуляциях на выводах физики, химии, биологии и других наук». Принять три закона диалектики, названные Энгельсом всеобщими законами природы, истории и мышления, означало бы принять блаженный оптимизм гегелевского типа, отводящий человеку роль пассивного винтика в гигантском механизме.» (Западная философия от истоков до наших дней). 411

Д. Реале, Д. Антисери. (Адлер). «Что же с диалектикой? Если под диалектикой понимать способ бытия, контрастность всего сущего, то как теория сущностной структуры бытия она есть метафизика. Поскольку диалектика Маркса и Энгельса не предлагала особого взгляда на мир, Weltanschauung, то Адлер склонен называть ее исследовательским принципом, указывающим на противоречивый характер интересов индивида и социальных форм, в которых он вынужден жить. Вопреки некритической и архаичной позиции некоторых марксистов-догматиков, Адлер видит в Марксовой диалектике просто «исследовательскую максиму».» (Западная философия от истоков до наших дней). 535 Пассмор. «Большая часть британских философов отвергала диалектику как тевтонскую заумь.» (Сто лет философии). 57 Д. Реале, Д. Антисери. (Джентиле). «Диалектика соединяет понятия, а потому ее следует называть «наукой об отношениях».» Д. Реале, Д. Антисери. (Поппер). «С точки зрения методологии, с одной стороны, нет ничего общего между логическим противоречием и диалектическим, с другой диалектический метод, по мнению Поппера, скорее абсолютизация научного метода, и как таковой -недоразумение.» Смирнов. «...все эти исследования находятся в рамках основного развития логической мысли. И К. Поппер прав, отрицая возможность диалектики как логики, хотя и видит возможность построения логик, в которых из противоречия не следует все что угодно.» (К. Поппер прав: диалектическая логика невозможна). 151

Всеобщая связь- означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов предметов, явлений, процессов. Закон - это общеобязательное правило, регламентирующее поведение и деятельность членов общества и ( или ) их отношения с государством. Проект закона становится законом после принятия и утверждентя его высшим законодательным органом государственной власти. Справедливость закона определяется его степенью соответствия господствующим нормам морали или нравственности, присущим данному обществу на данной территории и в данное время. Закон - это общественные нормы, созданные для нормального существования государства и граждан, представляющие собой гибкое изменение при неэффективности их работы, либо при возможном нанесении вреда государству или гражданину. Закон - это нормативный акт, регулирующий наиболее важные общественные отношения, который : - принят высшим представительным органом государственной власти или в ходе референдума ; - все остальные нормативные акты ( подзаконные ) исходить из закона и не противоречить ему ; - не нуждается в дополнительной регистраций ; - может быть отменен только тем способом, которым принят. Закон нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам ( указам, постановлениям и др.). Основной источник права в современном обществе.

Историзм- подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность, неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, которое длится всегда. Категория - (от греч. kategoria - высказывание, обвинение, при­знак) предельно общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реаль­ной действительности и познания. Будучи формами и устойчивы­ми организующими принципами процесса мышления, К. воспро- изводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщем и наиболее концентрированном виде. Характеристику некоторых особенностей К. можно дать, опи­раясь на операцию обобщения понятий. Почти для каждого видо­вого понятия можно найти более широкое по объему родовое поня­тие, напр. «береза» «дерево», «человек» - «млекопитающее», «медь» - «металл». Эти родовые понятия могут включатьсяв еще более широкие по объему понятия: «дерево» - «растение», «млеко­питающее» «животное», «металл» - «вещество» и т. п. К К. отно­ сятся предельно широкие по своему объемупонятия, т. е. те, для которых нельзя найти более широкие родовые понятия. Как прави­ло, К. являются философские понятия «бытие», «субъект», «сущ­ность», «качество», «количество», «материя», «сознание» и т. п. В каждой конкретной науке имеется своя система К. В логике к числу наиболее общих и фундаментальных понятий относятся по­нятия логического вывода, суждения, умозаключения, индукции, дедук­ции и др. К. изменяются вместе с развитием нашего познания: обо­гащается их содержание, изменяются взаимосвязи между К., меняется их состав и т. п. Качество- это внутренняя определенность предмета, существенная и относительная устойчивость.

Количество- это внешняя определенность предмета, которая характеризует предмет со стороны степени развития его свойства. Категория диалектики- это наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. Мера - это количества и качества взятые в единстве. Принцип- (от греч. principium основа, первоначало) представляет собой основную идею, фундаментальные положения лежащие в основе всей системы знаний, придающие им определенную системность и целостность. Причинность- наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными. Противоположность- это высокая ступень развития противоречий. Системность- означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

1. Что такое диалектика? А. это нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям и др.). Основной источник права в современном обществе. В. это высокая ступень развития противоречий. С. это искусство вести беседу, спор, философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. 2. Что такое всеобщая связь? А. означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов предметов, явлений, процессов. В. означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность. С. подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность, неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

3. Что такое закон? А. это существенные связи между явлениями характеризующиеся устойчивостью и повторяемостью. В. означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов предметов, явлений, процессов. С. это наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. 4. Что такое принцип? А. представляет собой основную идею, фундаментальные положения лежащие в основе всей системы знаний, придающие им определенную системность и целостность. В. означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов предметов, явлений, процессов. С. это количества и качества взятые в единстве. 5. «Отец» диалектики? А. Сократ В. Ленин С. Платон

- демонстрирует закономерный характер связи, определяемой содержанием исследуемого объекта -это то, что может возникнуть и существовать при определённых условиях, стать действительностью -это что-то, что лишь выражает взаимную связь между единичным и общим. -охватывает систему устойчивых связей предмета -внутреннее содержание исследуемого объекта в единстве многообразия форм его бытия.

htm#efremova - html aspx - htm prirody.html - В.В. Бобров «Введение в философию»:учебное пособие Москва- Новосибирск Т.В.Горбунова, Н.С.Гордиенко и др. «Школьный философский словарь»:Москва «Просвещение»-АО «Учебная литература» 1995