Материал подготовили: Заведующий МБДОУ детский сад 66 «Непоседы» Машинистова Елена Николаевна Заместитель заведующего по воспитательно- методической работе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательный стандарт: - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования.
Advertisements

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Бойко Галина Валерьевна Преподаватель кафедры образовательной инноватики ПК ИРО.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Яковлева Галина Владимировна, к. п. н, доцент, зав. кафедрой РДО.
МБДОУ д/с 2 «Колокольчик» (ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ, ПРОЕКТ ФГОС ДО) Воспитатель: Т.В. Грудинская 2014 год.
Презентация к уроку по теме: ФГОС дошкольного образования
Структура ФГОС ДО I Общие положения II Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования III Требования к условиям реализации.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Е.Д. Макарова, к.п.н., зав.отделом дошкольного и начального образования ГАОУ.
ФГОС дошкольного образования разработан и утверждён советом впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013.
Подготовила: Мамонтова О.П. - методист 2014 г. СП ГБОУ СОШ 1 «ОЦ» с. Большая Глушица – «Детский сад 3 «Красная Шапочка»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Основные положения ФГОС ДО (часть 2). Требования к условиям реализации О О программы ДО При реализации Программы может проводится оценка индивидуального.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
к структуре ООП ДО к условиям реализации ООП ДО к результатам освоения ООП ДО ФГОС.
Транксрипт:

Материал подготовили: Заведующий МБДОУ детский сад 66 «Непоседы» Машинистова Елена Николаевна Заместитель заведующего по воспитательно- методической работе Топоркова Елена Ивановна

Предмет регулирования ФГОС – отношения в сфере образования между участниками образовательного процесса, возникающие при реализации образовательной организацией основной образовательной программы. ФГОС разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, конституции РФ, законодательства РФ и обеспечивает учёт региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов РФ при разработке и реализации основной образовательной программы. При разработке ФГОС учтены Особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья Возможности освоения ребёнком основной общеобразовательной программы на разных этапах её реализации.

Поддержка разнообразия детства Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важно этапа в общем человеческом развитии Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, амплификация детского развития Создание благоприятной социальной ситуации Развития каждого ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой, и окружающим миром Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства Формирование познавательных интересов и познавательных действий через включение ребёнка в различные виды деятельности Учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей

Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей ( в том числе эмоционального благополучия) Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала Формирование общей культуры дошкольников, развитие нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и форм дошкольного образования. Возможность формировать образовательные программы различных уровней сложности и направленности с учётом потребности и способностей воспитанников Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства вне зависимости от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования Определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также педагогических и общественных объединений (в том числе сетевых)

Разработки и реализации основной общеобразовательной программы Разработки примерных образовательных программ дошкольного образования Разработки нормативов финансового обеспечения реализации образовательной программы Формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении образовательной организации Объективной оценки соответствия образовательной деятельности в организации требованиям ФГОС к условиям реализации и структуре образовательной программы Подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных организаций

- Это программа психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития дошкольников. -Определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования) и организационно-педагогические условия образовательного процесса. -Направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творчества на основе соответствующих дошкольному детству видов деятельности (игра, изобразительная деятельность, конструирование, чтение сказок и т.д.), на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне ближайшего развития. -Направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка. Образовательная среда включает пространственно-временные условия гибкость, трансформируемость пространства социальные условия (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения участников образовательного процесса) деятельностные условия (доступность и разнообразие деятельности, соответствующей возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации)

Образовательная программа утверждается образовательной организацией самостоятельно в соответствии с настоящим стандартом и с учётом примерных программ дошкольного образования (ст ФЗ «Об образовании») В образовательной программе учреждения: определяется продолжительность пребывания детей в ДОУ; режим работы ДОУ; объём решаемых образовательных, педагогических и организационно-управленческих задач. ДОУ может самостоятельно разрабатывать и реализовывать различные программы для дошкольных образовательных групп. Программа реализовывается в течение всего времени пребывания воспитанников в организации.

Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации образовательной программы к: структуре Программы условиям реализации Программы (психолого- педагогические, кадровые, финансовые условиям, предметно- пространственная среда) результатам освоения Программы (представляются в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Группы в одном ДОУ могут действовать на основе различных программ Содержание программы охватывает 4 образовательные области: Содержание программы отражает: Коммуникативно- личностное развитие Познавательно- речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие Предметно- пространственную развивающую среду Взаимодействие с родителями Взаимодействие детей с друг другом Систему отношений ребёнка к миру, к другим людям к самому себе.

Программа состоит из 2-х взаимодополняющих частей: обязательной формируемой участниками (не менее 60% от общего объёма) образовательных отношений (не более 40% от общего объёма) Представляются парциальные программы, методики выбранные или самостоятельно разработанные участниками образовательных отношений, а также формы организации образовательной работы Целевой раздел: Пояснительная записка; Целевые ориентиры Содержательный раздел Определяет содержание основной образовательной программы: развитие специфических видов деятельности; первичная ориентация и социализация развитие первичных представлений коррекция нарушений развития детей Организационный раздел Определяет общие рамки организации образовательного процесса

Должен включать: Цели и задачи образовательной работы с учётом психолого- возрастных и индивидуальных особенностей, специфики их образовательных потребностей; Содержание работы по видам деятельности с учётом используемых образовательных программ и методических пособий Описание основных технологий реализации программы (формы, методы, приёмы, средства образования) с учётом психолого-педагогических и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Направлена на решение следующих задач становления первичной ценностной ориентации и социализации: Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине; Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира(быт, социум, природа) Овладение общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо» Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни Развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словестного, музыкального, изобразительного), мира природы Решение задачи 4-х образовательных областей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности: Двигательная (в т.ч. основные движения – ходьба, бег, прыжки, лазание), а также катание на самокате, велосипеде, санках, ходьба на лыжах, спортивные игры Игровая Коммуникативная (общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, использование устной речи как средства общения) Познавательно-исследовательская Восприятие художественной литературы и фольклора Элементарная трудовая деятельность Конструирование из различных материалов Изобразительная Музыкальная

Содержание обязательной части программы должно обеспечивать развитие первичных представлений о: Себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира Свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет размер, материал, звучание, ритм, темп, количество, число, часть и целое, пространство и время, движение и покой, причина и следствие и т.д.) Планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии культур стран и народов мира.

Часть программы формируемая участниками образовательных отношений составляется из образовательных программ различной направленности (выбранных участниками образовательных отношений из уже готовых программ и методических разработок или созданных самостоятельно). Должна быть ориентирована на: Специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс; Поддержку интересов педагогических работников ДОУ, реализация которых соответствует целям и задачам образовательной программы; Сложившиеся традиции ДОУ (либо группы)

в образовательную программу если планируется освоение её детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), включая детей-инвалидов. Раздел предусматривает: описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей- инвалидов, в том числе использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов; предоставление услуг помощника, оказывающего детям необходимую помощь; проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий. Работа должна быть направлена на: Обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ и детей- инвалидов, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы; Освоение детьми программы, их всестороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей, социальной адаптации В случае, если инклюзивное образование организуется по основаниям не связанным с ограниченными возможностями здоровья воспитанников выделение данного раздела не является обязательным.

Должен включать в себя: Характеристику жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; Особенности работы в 4-х основных образовательных областях в разных видах деятельности; Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды; Характеристику основных принципов, методов и/или технологий реализации образовательной программы, в т.ч. связанных с обеспечением адаптации детей в ДОУ (группе); Способы и направления поддержки детской инициативы; Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Обязательная часть общеобразовательной программы ДОУ должна быть представлена развёрнуто (если она не дублирует содержание основной программы). В противном случае обязательная часть образовательной программы ДОУ оформляется в виде ссылки на соответствующую общеобразовательную (примерную) программу. Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, которые позволяли бы ознакомиться всем участникам образовательного процесса с содержанием парциальных программ, методик, а также формами организации образовательной работы. Дополнительным разделом образовательной программы является её презентация, которая ориентирована на родителей воспитанников. В презентации указываются: Возрастные и иные категории детей, которые получают дошкольное образование в ДОУ, в т.ч. категории детей с ОВЗ; Реализуемые программы, если группы используют их как обязательную часть; Характеристику взаимодействия с семьями воспитанников; Наиболее существенные по мнению составителей характеристики

Требования к условиям реализации программы это: психолого- педагогические условия кадровое обеспечение материально- техническое и финансовое обеспечение развивающая предметно- пространственная среда Реализация требований к условиям должно: Гарантировать охрану и укрепление здоровья детей (физического и психического); Обеспечивать эмоциональное и морально-нравственное благополучие воспитанников; Способствовать профессиональному развитию педагогических работников; Создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования; Обеспечивать открытость и мотивирующий характер образования

Развитие воспитанников во всех образовательных областях Развитие воспитанников на фоне эмоционального и морально-нравственного благополучия Развитие положительного отношения к миру, к себе, другим людям Условия реализации программы должны обеспечивать

Психолого-педагогические условия, необходимые для реализации программы: Уважение педагогов к достоинству воспитанников, поддержание их положительной самооценки; Использование в образовательном процессе форм и методов, соответствующих психолого-возрастным и индивидуальным особенностям; Построение образовательного процесса на основе взаимодействия детей и взрослых, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка; Поддержание педагогами положительного отношения детей друг к другу и обеспечение взаимодействия детей в разных видах деятельности; Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для детей видах деятельности; Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; Защита детей от всех форм психического и физического насилия (ФЗ «Об образовании» ст. 34. п 1.9) Построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей непосредственно в образовательный процесс.

Для получения качественного без дискриминации образования детей с ОВЗ создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи. Деятельность педагогов должна исключать перегрузки, влияющие на ненадлежащее исполнение ими их профессиональных обязанностей В ДОУ может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Данная оценка проводиться совместно с психологом в рамках психолого-педагогической диагностики. Участие детей в диагностике (мониторинге) допускается только с согласия родителей (законных представителей) Результаты психолого-педагогической диагностики могут быть использованы только для решения образовательных задач: Индивидуализации образования Оптимизация работы с группой (построение индивидуальной траектории развития ребёнка или профессиональная коррекция особенностей его развития) Предельная наполняемость групп устанавливается Сан ПиН

Основные компетенции, необходимые педагогу, реализующему образовательную программу 1) Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка: Умение создавать позитивный психологический и морально-нравственный климат в группе Умение проявлять чуткость к интересам и возможностям детей Уметь непосредственно общаться с детьми 2) Организация конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности. Умение создавать условия для свободного выбора детьми своей деятельности, участников совместной деятельности, материалов 3) Построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребёнка: Вовлечение детей в разные виды деятельности Уважение индивидуальности каждого ребёнка, его право быть непохожими на других Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности Создание возможностей для организации свободной игры детей, используя ресурсы полифункциональной и трансформируемой предметной образовательной среды Организация видов деятельности, стимулирующих развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчество. 4) Обеспечение открытости образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников: Вовлечение семей непосредственно в образовательный процесс посредством участие их в проектной деятельности Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам образования детей, охраны и укрепления его здоровья, оказание необходимой консультативной помощи.

в ДОУ должны быть созданы условия для: Повышения квалификации педагогических и руководящих работников Консультативной поддержки педагогов и родителей по вопросам инклюзивного образования (в случае его организации) Организационно- методическое сопровождение процесса реализации образовательной программы в т.ч. в плане взаимодействия с социумом Предоставления информации о программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательный процесс Педагогов по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы, в т.ч. в информационной среде Обсуждения с родителями (законными представителями) вопросов, связанных с реализацией образовательной программы ДОУ должно создавать возможности для:

Требования к развивающей предметно-пространственной среде 1)Среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ (группы) для развития детей, охраны и укрепления их здоровья с учётом особенностей и коррекции недостатков их развития 2) Среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), а также обеспечивать возможность уединения детей 3) Среда должна обеспечивать: Реализацию различных образовательных программ, реализуемых в ДОУ Создавать необходимые условия для организации инклюзивного образования (в случае его создания) Учитывать национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательный процесс 4) Среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной. 5)Среда должна быть насыщена средствами обучения (в т.ч. техническим), соответствующими материалами ( в соответствии со спецификой программы) Организация образовательного пространства должно обеспечивать Игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами ( в т.ч. песком и водой) Двигательную активность Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением Возможность самовыражения детей

Кадровые условия реализации основной общеобразовательной программы ДОУ должны быть укомплектованы квалифицированными кадрами ( в соответствии с Единым квалификационным списком) Программу в ДОУ реализуют: Воспитатели (в течение всего времени пребывания воспитанников в ДОУ Педагогическим работниками, должности которых установляются образовательной организацией самостоятельно для реализации Содержания образовательной программы Помощники воспитателя и другие работники которые помогают создавать условия, необходимые для реализации образовательной программы

Материально-технические условия реализации образовательной программы Требования к материально-техническим условиям включают: 1)Соответствие условий санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам к: зданию; к водоснабжению и канализации, отоплению и вентиляции; к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию; к искусственному и естественному освещению; к санитарному состоянию и содержанию помещений; к оснащению помещений для качественного питания воспитанников. 2) Соответствие требованиям пожарной безопасности 3) Оснащённость помещений для работы медицинского персонала

Финансовые условия реализации образовательной программы Финансовые условия реализации образовательной программы должны: Обеспечивать возможность выполнения требований ФГОС Обеспечивать реализацию обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития воспитанников Отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации программы, а так же механизм их формирования. Объём финансового обеспечения должен быть достаточным и необходимым для осуществления ДОУ расходов: На оплату труда работников ДОУ На средства обучения, соответствующие материалы, оплату услуг связи, использование сети Интернет Связанных с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их деятельности Иных расходов, связанных с реализацией образовательной программы. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы осуществляется из стоимости услуг на основе государственного (муниципального) задания учредителя на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС

Требования ФГОС к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования Специфика дошкольного детства делает неправомерным требовать от ребёнка дошкольного возраста образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров, которые не подлежать непосредственной оценке, в том числе педагогической диагностики (мониторинга) и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями ребёнка. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Целевые ориентиры не могут служить основанием для решения управленческих задач, включая: Аттестацию педагогических кадров; Оценку качества образования; Оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе мониторинга (в форме тестирования, с использованием методов наблюдения или методов измерения результативности детей); Оценку выполнения государственного (муниципального) задания посредством включения в показатели качества выполнения задания; Распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОУ.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие характеристики на этапе завершения ребёнком дошкольного образования: Инициативность и самостоятельность (умеет ли ребёнок выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, способен ли воплощать задуманное) Уверенность ребёнка в своих силах Открытость внешнему миру Положительное отношение к себе и другим Обладание чувством собственного достоинства Взаимодействие со сверстниками и взрослыми (умение и желание участвовать в совместных играх) Развитие воображения, фантазии творчества (которые проявляются в игровой деятельности) Ребёнок владеет разными формами и видами игр (умеет подчиняться правилам и социальным нормам, различает условную и реальную ситуацию, в том числе игровую и учебную) У ребёнка развиты творческие способности (которые проявляются в придумывании сказок, танцах, пении. Ребёнок может фантазировать вслух, играть со звуками и словами, может выражать свои мысли и желания) Развита крупная и мелкая моторика (умеет контролировать движения и управлять ими. Есть потребность бегать, прыгать, мастерить поделки из разных материалов) Обладает волевыми усилиями (умеет преодолевать сиюминутные побуждения, доводит начатое до конца, следует социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности) Проявление любознательности (задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно обосновать интересующее. Умеет наблюдать, экспериментировать) Способен к принятию собственных решений (опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности)

Целевые ориентиры образовательной программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации образовательной программы целевые ориентиры предполагают формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.