Морозова Марина Васильевна, методист Управления образования г. Казани.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные подходы к проектированию основной образовательной программы дошкольного образования в условиях ФГОС Е.Б. Мешкова, ст. преподаватель ИРО Кировской.
Advertisements

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Основы положений ФГОС Дошкольного образования «Брейн-ринг» Поборская Е.А. Старший воспитатель.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации От 17 октября 2013 г 1155 Старший воспитатель МБДОУ 18 Пустовойтенко Алла Леонидовна.
Приказ Министерства Образования и Науки РФ 1155 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" от 17.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Проектирование ООП ДО в контексте с ФГОС ДО Проектирование ООП ДО в контексте с ФГОС ДО Л. В. Сотникова, методист МБОУ «ИМЦ»
Новая законодательная база РФ в области образования Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Образовательная программа МБДОУ Широкинскийдетский сад разработана в соответствии: 1. Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» от
Заседание Совета педагогов МБДОУ 169 « Обновление образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО » 30 января 2014.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
«Государственные требования (стандарты) дошкольного образования определяют направление проектирования образовательных программ, являющихся средством развития.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА «СОЛНЫШКО» С.МУСОРКА ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
Федина Нина Владимировна, к.п.н., руководитель Центра дошкольного образования ИСИО РАО, советник генерального директора ОАО «Издательство «Просвещение»,
ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования в РФ Развивающая предметно-пространственная среда Презентацию подготовили: Воспитатель первой.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 4 «Миасский детский сад комбинированного вида «Радуга» ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО.
Транксрипт:

Морозова Марина Васильевна, методист Управления образования г. Казани

- единство образовательного пространства Российской Федерации, которое обеспечивается в ходе реализации обязательной части Программ; - преемственность основных образовательных программ, в нашем случае – дошкольного и начального общего образования; - вариативность содержания образовательных программ, которая на уровне дошкольного образования реализуется при помощи части, формируемой участниками образовательных отношений; - качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации Программ. Согласно Федеральному закону РФ 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации » ( ст.10 п.10)

Приказ Минобрнауки России от г « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования » конкретизирует основные позиции закона « Об образовании в РФ » в части, касающейся дошкольного образования. В документе говорится о том, что предметом регулирования ФГОС ДО являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации Программы ( п.1.1. указанного документа ).

В приказе Минобрнауки России от г « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования », где говорится о том, что все содержание дошкольного образования определяется образовательной программой дошкольного образования.

Программа определяет не только содержание, но и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования в различных видах деятельности, основными из которых являются общение, игра, познавательно - исследовательская деятельность, что необходимо учитывать при разработке технологии ее проектирования.

в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год ) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно - исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно - двигательные игры. В федеральном стандарте дошкольного образования актуализированы виды деятельности по возрастам :

в раннем возрасте (1 год - 3 года ) - предметная деятельность и игры с игрушками ; экспериментирование с материалами и веществами, общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами - орудиями, восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность В федеральном стандарте дошкольного образования актуализированы виды деятельности по возрастам :

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет ) - игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, изобразительная, музыкальная и двигательная формы активности ребенка В федеральном стандарте дошкольного образования актуализированы виды деятельности по возрастам :

Группы как структурные подразделения одной организации могут реализовывать разные Программы ( п.2.2 ФГОС ДО ). В дошкольной образовательной организации может быть : одна Программа, если действующие в ней группы решают единые образовательные задачи ; одна Программа, если группы решают вариативные задачи, и, вместе с тем, эти задачи отражены в едином документе ; несколько программ, разрабатываемых для каждой группы, с учетом специфики решаемых задач каждой из групп. Общие подходы к проектированию образовательной программы дошкольного образования

Количество программ в дошкольной образовательной организации Количество Программ в образовательной организации Одна Программа Если в организации действуют группы одной направленности Если принято решение объединить решаемые в разных группах задачи в одном документе Две Программы и более В случае, если Программа разрабатывается для одной или нескольких (но не всех) групп образовательной организации

В федеральных документах предлагается два подхода к классификации групп. Дифференциация групп образовательной организации – основа проектирования Программы

кратковременного пребывания детей ; полного и продленного дня ; круглосуточного пребывания ; детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп. Первый представлен в приказе об утверждении ФГОС ДО ( п.2.5.) и основан на продолжительности пребывания детей разного возраста в образовательной организации течение суток

общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные или комбинированные. Второй подход находит свое отражение в приказе Минобрнауки России от г ( п.13), где группы определены в соответствии с направленностью решаемых задач

С учетом направленности решаемых задач Общеразвивающие Компенсирующие Оздоровительные Комбинированные На основе продолжительности пребывания детей Кратковременного пребывания детей (до 5 часов в день) Сокращенного дня (8-10 часового пребывания) Полного дня (10,5-12- часового пребывания) Продленного дня ( часового пребывания) Круглосуточного пребывания С учетом возрастных особенностей детей Раннего возраста: 2 месяца – 2 года (первая и вторая группы раннего возраста) Младшего дошкольного возраста: от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы) Среднего дошкольного возраста: от 4 до 5 лет (средняя группа) Старшего дошкольного возраста: от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы) Разновозрастные группы Классификация структурных подразделений ( групп )

в группах общеразвивающей направленности в ходе реализации Программы осуществляется комплексное дошкольное образование. В этих группах механизмом реализации ФГОС ДО выступает « классическая » образовательная программа дошкольного образования ; в группах компенсирующей направленности используется адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В этих группах механизмом реализации ФГОС ДО выступает адаптированная образовательная программа. Проектирование целевого раздела Программы и планируемых результатов, отбор и использование содержания образования и педагогических технологий.

группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно - оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация Программы, а также комплекс санитарно - гигиенических, лечебно - оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур ; в группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с Программой, адаптированной для детей с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ. Проектирование целевого раздела Программы и планируемых результатов, отбор и использование содержания образования и педагогических технологий.

в группах сокращенного дня и кратковременного пребывания в целях сохранения качества дошкольного образования приоритетной является задача организации различных видов детской деятельности ( игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, музыкально - художественной ); группы полного и продленного дня создаются на основе социальных и образовательных потребностей родителей, обеспечивая дополнительные условия для социально - коммуникативного, познавательного, речевого, художественно - эстетического и физического развития детей. Проектирование целевого раздела Программы и планируемых результатов, отбор и использование содержания образования и педагогических технологий.

для детей в возрасте от 2 месяцев до 2 лет, как правило, создаются условия первичной социальной адаптации и ранней социализации ; по отношению к детям 5-8 лет решаются задачи обеспечения равных стартовых возможностей для обучения в общеобразовательных организациях ; в разновозрастных группах образовательный процесс предусматривает совместную деятельность и общение детей раннего возраста и старшего дошкольного, что создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности, в целом – развития личности воспитанников. Проектирование целевого раздела Программы и планируемых результатов, отбор и использование содержания образования и педагогических технологий.

Программа разрабатывается с учетом примерных Программ ( закон « Об образовании в РФ », ст.12). Содержательные и организационные составляющие обязательной части ( не менее 60% от общего объема образовательной программы дошкольного образования по направлениям социально - коммуникативного, познавательного, речевого, художественно - эстетического и физического развития ) оказывают непосредственное влияние на процесс проектирования документа. Соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений

Другая часть – формируемая участниками образовательных отношений составляет не более 40 % общего объема Программы во всех трех разделах : целевом, содержательном и организационном. Соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений

вероятно, пропорция 60/40 целесообразна для общеразвивающих групп, осуществляющих комплексное дошкольное образование в условиях полного, продленного дня или круглосуточного пребывания детей, а также групп оздоровительной направленности ; в силу ограниченности времени нахождения ребенка в группах кратковременного пребывания часть, формируемая участниками образовательного процесса, может быть минимальной ( или полностью отсутствовать ); в группах компенсирующей и комбинированной направленности рекомендуемое соотношение может быть 80/20 по причине решения сложных, специфичных задач воспитания и развития детей с ОВЗ, механизмы решения которых прописаны авторами примерных программ. Рекомендации по определению указанного соотношения в разных группах дошкольных организаций :

приказ от утверждении ФГОС дошкольного образования, включающий важную для решения обсуждаемой задачи информацию, например : предназначение Программы ; направления развития и образования детей ; виды деятельности и т. д. ( это « первичный » документ для содержательной основы обязательной части программы ); Примерная образовательная программа дошкольного образования (« вторичный » документ для проектирования обязательной части Программы ). Какие материалы составляют содержательную основу обязательной части Программы ?

специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность ; выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива ; - сложившиеся традиции образовательной организации или группы. Следовательно, к используемым документам этой части Программы можно отнести : программу развития образовательной организации, в которой показаны стратегические ориентиры, цели и задачи с учетом особенностей конкретной организации ; региональные ( муниципальные ) программы развития системы образования ; парциальные программы и другие документы, материалы. Какие материалы составляют содержательную основу части Программы, формируемой участниками образовательных отношений ?

Взаимосвязь структурных компонентов пояснительной записки Структурные компоненты пояснительной записки Документы для разработки инвариантной части Документы для проектирования вариативной части Итоговый вариант Цели и задачи реализации Программы ФГОС ДО Примерная Программа Региональные программы Парциальные программы Программа развития организации Принципы и подходы к формированию Программы Значимые характеристики Планируемые результаты освоения

Таблица выступает своеобразной матрицей ( или основной для последовательных действий ), которая позволяет структурировать обязательную и вариативную части Программы, работая с двумя группами материалов : инвариантными документами : ФГОС ДО и примерная образовательная программа дошкольного образования ; вариативными документами : региональными и муниципальными программами развития системы образования ; используемыми организацией парциальными программами ( или планируемыми к использованию ); программой развития образовательной организации, которая согласно Закону РФ « Об образовании в РФ » является обязательным для образовательной организации документом и другими. Взаимосвязь структурных компонентов пояснительной записки

1. Целевой раздел Программы 1.1. Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию Программы Значимые для разработки и реализации Программы характеристики 1.2. Планируемые результаты освоения Программы Целевые ориентиры в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений Структура образовательной программы дошкольного образования

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 2.3. Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей (если планируется коррекционная работа и/или инклюзивное образование для детей с ОВЗ) 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, включая способы и направления поддержки детской инициативы 2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях) 2. Содержательный раздел Программы Структура образовательной программы дошкольного образования

3.4. Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды 3.3. Распорядок и/или режим дня 3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 3.1. Материально-техническое обеспечение Программы 3. Организационный раздел Программы Структура образовательной программы дошкольного образования

В ФЗ « Об образовании в РФ », где в ст. 64 сформулировано предназначение дошкольного образования, которое направлено : на формирование общей культуры ; развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств ; формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста ; на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуально подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Формулировка целей и задач реализации Программы

Вариативная часть целевого компонента дополняет обязательную с учетом : типа групп ( ы ); региональных особенностей ( этнокультурных, социокультурных, климатических, экономических, демографических и других ); традиций и опыта работы педагогического коллектива образовательной организации и других значимых для разработчиков документа факторов. Формулировка целей и задач реализации Программы

- задачи, связанные с развитием и воспитанием дошкольников, в том числе : формирование общей культуры личности детей ; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей ; обеспечение равных возможностей и благоприятных условий для полноценного развития каждого ребенка, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками ; Программа должна быть направлена на решение задач, сформулированных в ФГОС ДО

- задачи, связанные с управленческими решениями, в том числе : обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования ; объединение обучения и воспитания в целостных образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества ; создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей ; повышение социального статуса дошкольного образования ; обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи. Программа должна быть направлена на решение задач, сформулированных в ФГОС ДО

личностно - ориентированный подход деятельностный подход аксиологический ( ценностный ) подход компетентностный подход диалогический ( полисубъектный ) подход системный подход средовой подход проблемный подход культурологический подход Определение подходов к формированию Программы

региональные проблемы ( экологические, социальные, межэтнические ), которые необходимо решать в ходе воспитания, обучения и развития подрастающего поколения ; региональные приоритеты развития ( социально - экономические, общекультурные и др.), которые должны найти отражение в Программы организации, расположенного на конкретной территории ; региональные особенности ( национальные, этические, природно - климатические, демографические ), которые необходимо учитывать в ходе проектирования документа. Дополнительные значимые характеристики, необходимые для разработки и реализации Программы