Образовательная программа как нормативный документ ДОУ, регламентирующий его жизнедеятельность: разработка, методическое обеспечение и реализация Белькович.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
Advertisements

Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации От 17 октября 2013 г 1155 Старший воспитатель МБДОУ 18 Пустовойтенко Алла Леонидовна.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА «СОЛНЫШКО» С.МУСОРКА ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
Описание основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ ДС 52.
« ФГОС дошкольного образования. Особенности построения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации» Муниципальное бюджетное дошкольное.
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1155 ОТ Г. «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Мещерякова Мария Николаевна Мещерякова Мария Николаевна Воспитатель группы 2 «Гномики» Воспитатель группы 2 «Гномики» МБДОУ ДС 345 МБДОУ ДС 345.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО: ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ» «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Основы положений ФГОС Дошкольного образования «Брейн-ринг» Поборская Е.А. Старший воспитатель.
Структура ФГОС ДО I Общие положения II Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования III Требования к условиям реализации.
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Костромы «Детский сад 71» 2014 год.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КОСТРОМЫ КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА 24» СОВЕТСКОГО.
Целевой раздел ООП ДО. Целевой раздел включает : Пояснительная записка Планируемые результаты.
Транксрипт:

Образовательная программа как нормативный документ ДОУ, регламентирующий его жизнедеятельность: разработка, методическое обеспечение и реализация Белькович Виктория Юрьевна, доцент кафедры дошкольного и начального образования, к.п.н.

1. Технология разработки основной образовательной программы ДОО

Понятийный аппарат ПРОГРАММА (в словаре) предписание содержание и план деятельности перечень, последовательность деятельности комплекс мероприятий ПРОГРАММА (в политике) изложение основных положений и целей деятельности

Программа – это стратегический плановый документ Программа в образовательной системе образовательного учреждения определяет специфику -целей, -содержания образования, -организации образовательного процесса

Какие бывают программы 1. Федеральные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (федеральный уровень) 3. Основная образовательная программа (разрабатывается каждым ДОУ) 4. Программа развития ДОУ (для образовательного учреждения, работающего в инновационном режиме) 5. Авторские рабочие программы; рабочие программы воспитателей, педагогов; авторские программы воспитателей, педагогов

Основные программы – программы, определяющие весь спектр общеразвивающих задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации основных образовательных услуг. О.А. Соломенникова Дополнительные программы – программы по одному или нескольким направлениям для оказания дополнительных услуг (как платных, так и на бюджетной основе) за рамками основных образовательных программ в студиях, кружках, секциях и т. д. О.А. Соломенникова

Основные программы образования дошкольников комплексные парциальные

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Стратегические направления на 3-5 лет Программа развития Образовательная программа Концепция развития Примерная образовательная программа

Образовательная программа ДОУ является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования, аттестации,изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей) Сергей Кузьмин

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОУ О Организационная система Образовательная система Программа развития ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Образовательная программа Нормативное закрепление ожидаемых (планируемых) результатов дошкольного учреждения Оптимальное состояние образовательной системы в виде планируемых результатов освоения программы детьми.

Закон Российской Федерации «Об образовании» Основная образовательная программа разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении определяет содержание и организацию образовательного процесса детей дошкольного возраста

Основная образовательная программа должна показать: как, с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников, в дошкольном образовательном учреждении любого вида создается собственная модель организации воспитания, обучения и развития дошкольников какие педагогические технологии применяются в работе с детьми как учитываются индивидуальные особенности, интересы и возможности воспитанников

Образовательная программа - локальный акт Основная образовательная программа дошкольного образования Соответствие структуры образовательной программы ФГОС ДО Полнота выполнения образовательной программы

Сочетание основной образовательной программы и нормативных документов образовательной организации

ООП и Устав Устав – это правовой документ, определяющий особенности функционирования всего ОУ в целом. ООП – определяет содержание воспитательно- образовательного процесса, подробно стандартизируя его компоненты. Устав – это законодательный формат ООП – образовательный формат, они не могут противоречить друг другу ООП разрабатывается на основе законодательных положений Устава.

ООП и программа развития Программа развития является разновидностью целевых программ и носит прогностический характер для решения актуальных проблем детского сада ООП является фактическим описанием системы решения образовательных задач, т.е. педагогической составляющей ДОУ. ООП может меняться в зависимости от реализации задач программы развития. Разработка ООП может быть одним из пунктов программы развития.

ООП и Концепция развития учреждения Концепция ДОУ представляет собой систему ценностей и норм, которыми оно пользуется в профессиональной деятельности. ООП разрабатывается на основе концептуальных норм и является результатом реализации Концепции.

ООП и лицензия на образовательную деятельность В ООП должны быть внесены только те приоритетные направления развития и те образовательные программы, которые внесены в дополнение к лицензии на образовательную деятельность.

ООП и годовой план Годовой план – это документ, направленный на пошаговое решение перспективных и текущих задач ДОУ, в т.ч. и педагогических. В ООП фиксируются только уже решенные педагогические задачи на уровне содержания, методик, технологий, режимов и др. в оптимальном для ДОУ варианте.

ООП и программа экспериментальной деятельности Если ДОУ является экспериментальной площадкой какого-либо уровня, то коллектив вместе с научным руководителем разрабатывает программу эксперимента. Экспериментальная деятельность направлена на определение эффективности тех или иных нововведений. В ООП они включаются тогда, когда эта эффективность подтверждена и нормативно закреплена.

Требования к структуре ООП (ФГОС ДО) п Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6. Стандарта.

Требования к структуре ООП (ФГОС ДО) п ФГОС ДО Структурные подразделения в одной Организации (Группы) могут реализовывать разные Программы п. 13 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ООП ДО ВИДЫ ГРУПП общеразвивающая направленность компенсирующая направленность оздоровительная направленность комбинированная направленность

Требования к структуре ООП (ФГОС ДО) п.2.4. Программа формируется как программа психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Требования к структуре ООП П.2.5. Программа направлена на: - создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; - на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Подходы к разработке, методическому обеспечению и реализации образовательной программы ДОО

Образовательная программа разрабатывается по определенному алгоритму действий 1 – в учреждении создается Рабочая группа, которая разрабатывает образовательную программу ДОУ. В Рабочую группу входят представители от администрации и педагогического коллектива ­(5–7 человек). 2 – состав Рабочей группы утверждается приказом заведующего. 3 – Рабочая группа организует свою деятельность в соответствии с Положением о Рабочей группе по разработке образовательной программы ДОУ, которое разрабатывается администрацией учреждения, обсуждается, принимается на педагогическом совете и утверждается приказом заведующего.

4 – Рабочая группа работает по плану, утвержденному заведующим, в котором указаны конкретные мероприятия, определены сроки их выполнения и назначены ответственные лица 5 – Оперативные совещания Рабочей группы проводятся по мере необходимости, примерно 1–2 раза в месяц; решения оформляются в виде Протокола, составленного секретарем и подписанного председателем Рабочей группы 6 – проект образовательной программы ДОУ обсуждается, дополняется и принимается на педагогическом совете. 7 – окончательный вариант образовательной программы ДОУ утверждается приказом заведующего и вводится в действие.

Анализ деятельности ДОУ за последние 3 года По результатам этой работы должны быть представлены: -оценка нормативно-правовых условий ; -сведения о кадровом составе педагогического коллектива; -анализ программно-методического обеспечения; - уровень методической работы в учреждении; -сведения о воспитанниках, их родителях (социальный паспорт);

-диагностика образовательного процесса ; -информация о дополнительных образовательных услугах; -состояние организационно-педагогических условий; -характеристика социума. При анализе следует особое внимание уделить состоянию приоритетного направления деятельности учреждения; определить позитивные стороны образовательной деятельности; выявить недостатки и проблемы; установить причинно-следственные связи между ними.

Исходя из анализа определяются цели и задачи образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО

РАЗРАБОТКА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Стандарт Примерная ООП Парциальные, авторские программы Модульное построение ООП ДОО ООП ДОО ФГОС ДО На основе ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА С учетом

Основная образовательная программа ДОУ …. Части программы инвариантная (обязательная) вариативная

Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.10 п.10) На уровне общего образования вводится федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который определяет следующие требования: единства образовательного пространства Российской Федерации, которое обеспечивается в ходе реализации обязательной части Программ; преемственности основных образовательных программ (дошкольного и начального общего образования); вариативности содержания образовательных программ, которая на уровне дошкольного образования реализуется при помощи части, формируемой участниками образовательных отношений; качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации Программ.

Обязательная часть выполняет следующие функции: обеспечивает сохранение единого образовательного пространства на всей территории РФ является инструментом для получения каждым воспитанником так называемого базиса дошкольного образования во всех вариативных формах с целью обеспечения равных возможностей при переходе на другой уровень образования предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях

Часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная) представляет: выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные образовательные программы, методики, формы организации образовательной работы специфику условий осуществления образовательного процесса (это требование справедливо для всех ДОУ)

Характеристика частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательных отношений Объем и содержание представлены примерной основной образовательной программой дошкольного образования Объем и содержание выходят за рамки Примерной программы. Для определения объема и содержания используются другие программы, технологии, методики Для реализации требуется не менее 60% общего времени, необходимого на реализацию всей программы Для реализации требуется не более 40% общего времени, необходимого на реализацию программы Едина для всех ДОУ, реализующих одну и ту же Примерную программу Отражает конкретную для каждого ДОУ специфику условий осуществления образовательного процесса Направлена на развитие дошкольников по основным областям: развития: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно- эстетическому, физическому Направлена на развитие дошкольников по приоритетным направлениям (одному или нескольким) Все области развития реализуются в разных видах детской деятельности в объеме, определенном основными задачами психолого-педагогической работы каждой образовательной области Приоритетные направления развития могут быть реализованы в рамках: - дополнительных образовательных областей; - дополнительных задач психолого-педагогической работы образовательных областей

П.2.5. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с требованиями Стандарта и с учетом Примерных программ. При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе Групп кратковременного пребывания детей, Групп полного и продленного дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных Групп. Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации. При круглосуточном пребывании детей в Группе реализация программы осуществляется не более 14 часов с учетом режима дня и возрастных категорий детей. Платные образовательные услуги могут оказываться за рамками ООП ДО

Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему п Объем обязательной части Программы не должен быть менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений не должен быть более 40 %

Рекомендации по определению соотношения в разных группах дошкольных организаций пропорция 60/40 целесообразна для общеразвивающих групп, осуществляющих комплексное дошкольное образование в условиях полного, продленного дня или круглосуточного пребывания детей, а также групп оздоровительной направленности в силу ограниченности времени нахождения ребенка в группах кратковременного пребывания часть, формируемая участниками образовательного процесса, может быть минимальной (или полностью отсутствовать) в группах компенсирующей и комбинированной направленности соотношение может быть 80/20 по причине решения сложных, специфичных задач воспитания и развития детей с ОВЗ, механизмы решения которых прописаны авторами примерных программ.

Соотношение обязательной и вариативной частей образовательной программы Вид ДОУ/ группы Соотношение частей: инвариант/вариант Обязательная часть Вариативная часть ДОУ компенсирующего вида 95% / 5% 95% Примерная общеобразовательная программа Квалифицированная коррекция 5% Специфика образ процесса с учетом климатических, национальных, социально- экономических и других условий Центр развития ребенка 60% / 40% 60% Реализация Примерной основной общеобразовательной программы 40% 1. Реализация 5-х приоритетных направлений деятельности 2. Специфика образ. процесса с учет климатических, национальных, социально- экономических и других условий

Структура основной образовательной программы

Документы для проектирования основной образовательной программы Обязательная (инвариантная) часть Вариативная часть Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) Примерная основная образовательная программа Конвенция о правах ребенка Федеральный государственный образовательный стандарт(ФГОС) начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. 373) – для решения задач преемственности дошкольного и начального общего образования Программа развития образовательной организации Парциальные программы Региональные особенности образовательной среды, оказывающие влияние на организацию образовательного процесса ( в региональных(муниципальных) программах развития системы образования, концепциях, проектах

Титульный лист 1. Название ДОО 2.«Утверждаю: заведующий ДОО…». 3. «Принято на заседании (научно- методического совета, педсовета, малого педагогического совета), дата, протокола. 4. Год 5. На обороте титульного листа дается содержание (оглавление) образовательной программы, состав рабочей группы

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ООП И ЕЕ ОБЪЕМУ Программа должна включать три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений

Разделы Программы Целевой раздел Пояснительная записка Планируемые результаты освоения Программы Пояснительная записка цели и задачи реализации Программы; возрастные и индивидуальные особенности детей в Организации, их специальные образовательные потребности; приоритетные направления деятельности, специфику условий (региональных, национальных, этнокультурных и др.); принципы и подходы к формированию Программы. Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, их особых образовательных потребностей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья

ФЗ «Об образовании в РФ», (ст. 64) Предназначение дошкольного образования, которое направлено: на формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста; на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуально подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

К СВЕДЕНИЮ Цель – прогнозируемый результат, его норма-образец ЦЕЛЬ ПРОБЛЕМА ПРОТИВОРЕЧИЕ Задачи –способы, направления достижения результата Формулировка целей ( с существительного ) формирование создание развитие Формулировка задач (с глаголов неопределенной формы): обеспечивать выявлять формировать обосновывать проводить определять создавать

Цель Разностороннее развитие ребенка с учетом потребностей и интересов общества, семьи и личности в разных видах деятельности

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; формирования социокультурной образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Задачи Обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия Способствовать успешной социализации ребенка на основе общепринятых норм и правил с учетом региональных и этнокультурных особенностей

Задачи Развивать познавательные интересы и познавательную активность личности. Создавать условия для речевого развития личности. Формировать художественно-эстетическое восприятие мира и позитивное отношение к нему. Обеспечить взаимодействие с родителями по реализации ОП. Обеспечить преемственность с НОО.

Целевые ориентиры и средства их оценивания Результат освоения ОП Познавательное развитие (1-3 года) Результат ПоказателиМетодика оценки Индикаторы Интерес к предметам -просит -берет в руки - эмоционально реагируют Наблюдени е в деятельнос ти -при участии взрослого (факт, частотность) -самостоятельно (факт, частотность) Познавательные действия -называет предмет -приносит, -находит, -разбирает, - использует по функциональному назначению

Целевые ориентиры и средства их оценивания Результат освоения ОП Познавательное развитие (1-3 года) Результат ПоказателиМетодика Показатели Первичное представление о себе, других людях, объектах окружающего мира -узнает других -обозначает себя в 1 лице; -проявляет интерес к незнакомым людям; - дифференцирует свой-чужой -реагирует Наблюдение в деятельности -при участии взрослого (факт, частотность) -самостоятельно (факт, частотность)

Содержательный раздел Программы должен включать: а) содержание образовательной работы по пяти образовательным областям с учётом используемых примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; б) описание вариативных форм, способов, средств реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; в) содержание работы по коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

Содержательный раздел Должны быть представлены: а)особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практиках; б)способы и направления поддержки детской инициативы; в)особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; г)иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно, учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов (специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции Организации или Группы.

Культурные практики Обычные для ребенка ( привычные) способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия. Апробация ( постоянные и единичные пробы) новых форм и способов деятельности и поведения в целях утверждения своих сил и удовлетворения разнообразных потребностей. Исследовательские Коммуникативные Художественные Организационные Образовательные Проектные способы и формы действий ребенка

Организационный раздел включает: описание организации образовательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей описание материально- технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Компоненты материально- технической среды Средства для осуществления образовательной деятельности педагога: технические, дидактические, интерактивные Средства для организации совместной деятельности детей и педагога в т.ч.: логопедический кабинет, кабинет татарского языка, кабинет психолога, физиокабинет Средства для организации деятельности детей, сенсорная комната, оборудование для развития мелкой и крупной моторики

Режим дня Соответствие физиологическим особенностям детей дошкольного возраста, комфортность Соблюдение двигательного режима

ГИБКИЙ РЕЖИМ Режим дня на случай неблагоприятных погодных условий В дни карантинов и периоды повышенной заболеваемости Индивидуальный режим посещения ребенком ДОУ Организация жизни детей в определенные периоды времени Время проведения каникул

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил: Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, в питании). Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности. Формирование культурно-гигиенических навыков. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий.

ГИБКИЙ РЕЖИМ Динамичный режим для детей Гибкий график работы воспитателей Разная длительность пребывания детей в группе

Варианты гибкого режима «Подвижное в неподвижном», распределение деятельности детей в зависимости от решаемых задач, погодных условий, объема и сложности предлагаемого детям обучающего материала. Свободное посещение детьми детского сада по желанию родителей. «Нам хорошо», создание комфортного режима. «Внимание! Опасность!», организация жизни детей в дни карантина, во время других неблагополучных периодов. «Мы одни», организация жизни детей в группе в отсутствие, например, няни. «Каникулы», организация жизни детей в определенные временные периоды, способствующая снятию накопившейся усталости и предупреждению «энергетических кризисов» «Гибкий график работы сотрудников и администрации»

Пространство развития ДОУ

руководящие педагогические Учебно- вспомог. научные Адм.хоз. иные Кадровые условия в ДОО (недостатки речевого развития ) воспитатель по обучению татарскому языку,, тренер по национальной борьбе, педагог (дополнительного образования) медики, завхоз. бухгалтер, логопед, психолог, дефектолог научный руководитель программы сопровождения детей с речевыми нарушениями (к.п.н., декан факультета специальной педагогики и психологии)

МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модель управления ДОУ Директор Нормативно-правовая документация, регулирующая деятельность образ процесса Правила ВТР, должностные инструкции Исполнительская и финансовая дисциплина Координация управленческой деятельности с советом педагогов ДОУ, медицинским и попечительским советами Организация условий охраны труда и обеспечения безопасности жизнедеятельности воспитанников и сотрудников Формирование функциональной структуры управления детским садом Разработка стратегии и тактики его функционирования и развития Формирование методических объединений по внедрению здоровьесберегающих технологий

Проектировочное задание Выделение и соотнесение обязательной и вариативной частей в основных компонентах программы Варианты сочетания программ 60/ 40 примерная + авторская парциальная + собственная парциальная + для всей ДОО + для структурных подразд (групп) Целевой Сформулируйте цель и задачи Содержательный Определите содержание (источники проектирования и образовательные области) и технологии его реализации ( средства отбора технологий) Организационный Определите структуру условий реализации содержания (стандарт, превышение стандарта, дополнение к стандарту), сделав акцент на учете этно – и социокультурной специфики