ФГОС - базовый инструмент реализации конституционных прав на качественное образование детей с ОВЗ 2014 г. Педагогический совет
Повестка : 1. Об особенностях перехода на ФГОС в условиях специальной коррекционной школы. Доклад. Зам. директора по УВР Топчий Н. Д. 2. Презентация рецензированных рабочих тетрадей по предметам в подготовительном классе Учитель начальной школы Савченко Н. Г. 3. Об утверждении локальных актов Директор Малых И. И.
Особенности перехода на ФГОС в условиях специальной коррекционной школы Заместитель директора по УВР Топчий Нина Даниловна
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью включает в себя требования к структуре основных образовательных программ ( в том числе соотношению обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений ) и их объему ; условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально - техническим и иным условиям ; результатам освоения основных образовательных программ
Стандарт направлен на обеспечение : равных возможностей получения качественного общего образования обучающимися с умственной отсталостью ; государственных гарантий качества образования обучающихся на основе единства обязательных требований к условиям реализации АООП и результатам их освоения ; вариативности содержания образовательных программ, возможности формирования образовательных программ различных по уровню сложности, а также с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся ; единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия видов образовательных организаций для обучающихся с умственной отсталостью ; разработки критериальной оценки результатов освоения АООП общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных организаций, функционирования системы образования в целом ; условий для эффективной реализации и освоения АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью, в том числе, обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся.
признание в качестве основного средства достижения цели образования обучающихся организацию познавательной и предметно - практической деятельности, обеспечивающей овладение ими содержанием образования ; признание того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью зависит от характера организации в образовательном процессе доступной им деятельности ; развитие личности обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социальной адаптации ; разработку содержания и технологий образования обучающихся, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого результата личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей ;
Стандарт является основой для : разработки и реализации образовательной организацией адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью ; определения требований к условиям овладения обучающимися адаптированной основной образовательной программой ; определения требований к результатам освоения обучающимися АООП общего образования ; определения нормативов финансового обеспечения реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью, в том числе, образовательной Программы на основе индивидуального учебного плана ; формирования учредителем государственного ( муниципального ) задания в отношении образовательной организации ; объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности организации и качества образования обучающихся, осваивающих адаптированные основные образовательные программы, при осуществлении государственной аккредитации и государственного контроля в сфере образования ; подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, осуществляющих образование обучающихся с умственной отсталостью.
Общая характеристика адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП. Адаптированная основная программа представляет собой комплекс следующих характеристик образования : объем, содержание, планируемые результаты, организационно - педагогические условия, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью это программа, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Вариант С может быть реализован в разных формах : совместно с другими обучающимися в отдельных классах группах в отдельных организациях
Пояснительную записку которая должна раскрывать : цели реализации АООП общего образования, конкретизированные в соответствии требованиями Стандарта ; психолого - педагогическую характеристику обучающихся ; описание особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП общего образования должны : обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения АООП ; являться основой для разработки АООП образовательными организациями ; являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ.
Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально - личностные качества, социальные компетенции обучающегося и ценностные установки. Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами : Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает : учебные занятия для факультативного изучения отдельных учебных предметов ( например : элементарная компьютерная грамотность, деловое и творческое письмо ); учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью общего образования должна обеспечивать : связь базовых учебных действий с содержанием учебных предметов ; решение задач формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных базовых учебных действий.
Программа учебного предмета должна содержать : пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели общего образования с учетом специфики учебного предмета ( курса ); общую характеристику учебного предмета ( курса ); описание места учебного предмета ( курса ) в учебном плане ; личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета ( курса ); содержание учебного предмета ( курса ); описание материально - технического обеспечения образовательного процесса.
Требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы ( вариант С ) 1. Результаты освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью оцениваются как итоговые достижения на момент завершения образования. 2. Стандарт устанавливает требования к предметным и личностным результатам обучающихся с умственной отсталостью, освоивших АООП общего образования. 3. Описание результатов овладения обучающимися с умственной отсталостью АООП имеет интегративный характер и включает в себя : требования к оценке овладения социальными компетенциями ( личностные результаты ); требования к знаниям и умениям, активности и самостоятельности их использования на практике ( предметные результаты ). 4. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальных компетенциями, необходимыми для решения практико - ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах. 5. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.
В целях обеспечения реализации АООП должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: достижения планируемых результатов освоения АООП всеми обучающимися; выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности; расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся с умственной отсталостью, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья; учета образовательных потребностей, общих для всех обучающихся с умственной отсталостью, и особых, характерных для отдельных групп; использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; обновления содержания АООП, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов детей и их родителей (законных представителей); эффективного управления образовательной организацией с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования.
Учителя, реализующие АООП, должны иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки :. Воспитатели, принимающие участие в реализации АООП, должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки : « Специальное ( дефектологическое ) образование » по образовательным программам подготовки олигофренопедагога ; по специальности « Олигофренопедагогика », « Логопедия » при прохождении переподготовки в области олигофренопедагогики. по направлению « Педагогика » по образовательным программам подготовки олигофренопедагога ; по педагогическим специальностям или по направлениям (« Педагогическое образование », « Психолого - педагогическое образование ») по педагогическим специальностям или по направлениям (« Педагогическое образование », « Психолого - педагогическое образование ») по специальности « Специальная педагогика в специальных ( коррекционных ) образовательных учреждениях » или « Специальное дошкольное образование »; по направлению « Специальное ( дефектологическое ) образование » по образовательным программам подготовки олигофренопедагога ; по направлению « Педагогика » по образовательным программам подготовки олигофренопедагога ; по специальности : « Олигофренопедагогика »; по другим педагогическим специальностям с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области специальной педагогики или специальной психологии
Обучение в подготовительном (0) классе является обязательным и имеет пропедевтико - диагностическую направленность, которая позволяет обеспечить : формирование у обучающихся физической, социально - личностной, коммуникативной и интеллектуальной готовности к освоению АООП ; формирование у обучающихся готовности к участию в систематических учебных занятиях, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время ; обогащение знаний детей о социальном и природном мире, опыта в доступных видах детской деятельности ( рисование, лепка, аппликация, ручной труд, игра и др.); уточнение варианта АООП на основании текущей и итоговой оценки достижения обучающимися планируемых результатов.
Реализация адаптированных основных образовательных программ в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей ( законных представителей ) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность учебных занятий в подготовительном классе составляет 35 минут. Продолжительность учебных занятий в подготовительном классе составляет 35 минут. Продолжительность учебной недели - 5 дней. Продолжительность учебной недели - 5 дней. Обучение проходит в одну смену. в первом полугодии ( в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый ; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый ); в 1 - м классе используется « ступенчатый » режим обучения :
Образование обучающихся с умственной отсталостью предполагает ту или иную форму и долю их обязательной социальной интеграции, что требует обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов общего образования. Для них должна быть предусмотрена возможность обращения к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получать индивидуальную консультацию квалифицированных профильных специалистов. Также предусматривается организация регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей, включая сетевые ресурсы и технологии.