Региональные стратегии развития природного туризма - эко перезагрузка по коми 1 Рыбакова Юлия Львовна генеральный директор Корпорации по развитию туризма Республики Коми ЭКО РЕСПУБЛИКА КОМИ
Анализ приоритетных рынков: природный и экологический туризм Африка (лидер – Кения: 700 тыс. въездных экотуристов в год,) Южная Америка (лидер – Эквадор: более 1 млн. въездных туристов в год), Индия ( тыс. экотуристов) Страны северной Европы (Норвежские фьорды: 1- 1,2 млн. внутренних и въездных туристов, Шотландия: 215 тыс., Исландия: тыс.). Природный и экологический туризм – рост от 13 до 17% в год и подорожание туристического продукта (с $ до $ ). Основной тренд - экотуризм – развивающееся направление внутри российского туристического рынка составляет $ млн., европейский рынок в 20 раз больше и составляет $5-6,3 млрд., а мировой рынок – $15-17 млрд. Потенциал роста рынка значительный – низкая стоимость инфраструктуры, по отношению ко всем остальным видам туризма, более 50% жителей Европы и Штатов хотели бы отправится на отдых ближе к природе, запрос на сервис – минимальный, при этом со стороны мирового туризма явно тенденция к покупке услуг надежного туроператора. Лидеры рынка в России: Алтай и Байкал – 1,2 млн. чел. и 800 тыс. человек в год (из них – 20-25% эко туристы), при этом годовой рост туристических поездок в этих регионах составляет 12-14% в год. На Северо-Западе РФ лидер рынка Карелия тысяч и рост от 12% до 13% в год.
Целевые аудитории природно-экологического туризма Целевые аудитории природно-экологического и этнокультурного туризма по данным мировых исследований совпадают по социально- демографическим и мотивационным параметрам. – В мире общий объем ЦА этнокультурного и природно-экологического оценивается в млн. чел. – Годовой оборот: $35-40 млрд. – Темпы роста: 10-20% в год. Основной поток (более 80%) из стран Европы и США. Основные направления туризма: Африка (до млн. чел. в год), Южная Америка (15-20 млн. чел.,) и Юго-Восточная Азия (10-15 млн.). – Основные северные страны: Канада (до 1 млн. чел. в год), Скандинавия (особенно Норвегия, Швеция) и Исландия (1,5-2 млн. эко- и этнотуристов в год). Cоциально-демографические характеристики целевой аудитории: старше 35 лет, подавляющее большинство из них (82%) имеет высшее образование и с равным распределением по полу. Большинство природно-экологических туристов предпочитает путешествовать парами - 60%, 15% выбирает путешествие семьями и 13% предпочитает путешествовать в одиночку. Более половины туристов предпочитает относительно длительные сроки путешествия: 8-14 дней. Ключевые тренды: рост значимости этно- составляющей в природных турах возрастает благотворительная составляющая: туристы хотят помочь сохранению местной природы и местного сообщества
Текущая ситуация: исчерпание резерва существующих туристических объектов Неразвитая инфраструктура (объекты и события советского типа), достопримечательности локального уровня, низкокачественная сувенирная продукция (эконом-сегмент). Основной драйвер – «случайные» посетители из регионов, слабый внутренний туризм. Появление форматных объектов (сетевые отели, общепит и пр.), появление специализированных сувенирных магазинов, достопримечательности страхового масштаба. Основной драйвер – внутренний (региональный) туризм, ближе к концу этапа – въездной туризм (страховой). Мощный брэнд, новые форматы – «уникальный продукт», возникновение специализированных life-style и fashion центров, достопримечательности международного масштаба. Основной драйвер – въездной туризм и иностранный туризм, ближе к концу этапа – трансфер компетенций в иные сферы (сувенирная продукция в потребит.рынки и пр.) I этапII этапIII этап Москва СПб Карелия Вологда Красноярск Алтай Республика Коми Основные этапы развития региональных рынков туризма в РФ 1. Высокая конкуренция за туриста, приверженного рекреационным видам туризма (Алтай, Карелия, Финляндия, Норвегия и пр.) 2.«Закрытость» Республики Коми, ее замкнутость на себе, отсутствие потребительской туристической репутации и истории. 3. Неразвитая туристическая инфраструктура; 4. Ограниченная транспортная доступность основных уникальных природных объектов туристической ренты; 5. Отсутствие актуальных туристических продуктов; 6. Слабое развитие регионального рынка туроператорских услуг; 7. Высокая стоимость «доступа» на территорию; 8. Ограниченность финансовых ресурсов продвижения.
Республика Коми – где мы находимся Расстояние от Москвы до Сыктывкара 1370 км Рейсы в Сыктывкар и Ухту (1,4 часа на самолете) Расстояние от Санкт-Петербурга до Сыктывкара 1130 км (2 часа на самолете)
Стратегические приоритеты развития туризма в Республике Коми Основная задача – конвертировать платежеспособный спрос со стороны приезжих и местного населения в современную инфраструктуру туризма. Необходимо развернуть пул проектов по развитию городской среды и современных форматов развлечений и потребительской культуры. Основой для развития индустрии туризма в Республике на начальном этапе должны быть города В настоящее время, пул проектов в сфере природного туризма рассчитан на реализацию в горизонте 2-3 года. Первый такт развития – г.г. будет основан на существующих проектах. В это время также следует развернуть дискуссию о будущих форматах природного туризма – «экотуризме 2.0.». Второй этап, с 2015 года, должен основываться на новом пуле проектных идей, которые необходимо будет разработать в г.г.. Необходим новый пул проектов в сфере туризма Необходима системная работа по работе с федеральными министерствами и ведомствами по развитию доступности основных объектов туристского интереса на территории ООПТ Существует реальная угроза сокращения запасов рыбы на территории региона. Необходимо пополнять и восстанавливать рыбные запасы через специализированную программу. Заняться упорядочивание мправил спортивного рыболовства и формирования правил, соответствующих международным стандартам. Необходима программа по обучению местного населения основам предпринимательства и предоставление микро-займов, которые помогут начать свой бизнес, направленный на сохранение природы и развитие природного туризма Разработать и предложить систему стимулирования инвестиций в средства размещения туристов Необходимо работать с внутренними резервами развития туризма и ограничениями на их использование В рамках продвижения бренда РК, следует развернуть коммуникационную программу, ориентированную на туристов и на местное население Активное продвижение региона
Путешествие в Эко республику Коми Видение результата развития Республика Коми – гостеприимная территория, успешно интегрировавшая свои уникальные природные ресурсы в активную среду российского и международного рынка экологического туризма. Ядро туристического предложения Этно-культурные и природно-рекреационные ресурсы Республики Генеральный ресурс Столбы выветривания на плато Мань-пупу-нер Тренд Расширение территории экологического сознания в структуре общественного сознания. «Позеленение» философии. Положительная устойчивая динамика роста российского и международного рынка эко туризма. Генеральный информационный повод 100-летие республики Коми Слоган «Эко республика Коми»
Наиболее перспективные центры туризма Воркута Сыктывкар Инта Троицко-Печорск Ухта Усть-Цильма +Ижма
Позиционирование и продвижение Маркетинговые проекты 1. Корпорация по развитию туризма Республики Коми (проектная и маркетинговая функция) 2. Ежегодный международный эко туристический форум Еж - открытая межрегиональная ежегодная публичная площадка по обсуждению туристской инфраструктуры природного туризма, специфики продвижения территорий, экологических технологий, экотуризма и всех видов природного туризма 3. Фестиваль «Парма-фест» - открытая публичная площадка продвижения Коми культуры, этнографического и природного туризма, гастрономического туризма, культуры Республики Коми. 4.Коми-трофи – информационный проект, продвигающий активные и спортивные маршруты по бездорожью 5. Развитие в Интернете единой площадки по услугам туризма в РК – включает современный туристический портал и систему сайтов для целевых аудиторий 6. Региональный календарь туристских событий – отбор, поддержка и формирование событийного туристского продукта 7. Система туристско-информационных центров – проект формирования информационно-сервисной инфраструктуры в основных точках въезда туристов в регион 8. Специализированный туристский бренд-бук территории – интеграция бренда в городское и региональное пространство, промосувенирка, линейка товаров и услуг
Экоперезагрузка по Коми Туристические продукты в сегменте природного туризма Экотуристический лагерь ЁЖ Цель проекта – создание туристического продукта в сегменте событийного и природного туризма, отвечающего основному позиционированию «Эко Республика Коми» Группа Вконтакте Интерактивная туристическая программа для туристов с ценностями «зеленой» философии и активного отдыха на природе Программы, приуроченные к интересным этно-событиям в регионе -Праздник Луд в селе Ижма (конец июня) -Усть – Цилемская горка (середина июля) -Праздник рыбного пирога в Печоре (июль) -Мультифестиваль «Ыбица» в Этнопарке (август) -Праздник охотника в деревне Бызовая (сентябрь) Туры выходного дня в живописных окрестностях Сыктывкара - Экотуристический лагерь в селе Ыб, рядом с Финноугорским Этнопарком, в 55 км от Сыктывкара - Промысловый лагерь в Белом Бору, на территории природного заказника в 50 км от Сыктывкара 10
Туристические маршруты Комфортабельные путешествия на поезде «Сияние севера» Туристический поезд «Сияние Севера» Вагоны повышенной комфортности обеспечивают принципиально новый уровень комфорта при поездках по железным дорогам, сравнимый с условиями хорошей гостиницы на колесах. В железнодорожном круизе по Республике Коми вы увидите: Города, которые выросли в эпоху расцвета социализма, и сохранили в себе историю великих социалистических строек: Воркута, Ухта, Инта, Печора. Легендарные объекты всемирного природного наследия ЮНЕСКО – в том числе столбы на плато Маньпупунер. Познакомитесь с индустриальным наследием Коми. Вы получите возможность спуститься в настоящую угольную шахту и узнать технологию добычи нефти. Получите шанс намыть своими руками золото в богатых реках гор Урала в Инте. Северное сияние в Воркуте - городе промышленных завоеваний и заполярных спортивных состязаний.
Туристические маршруты Межрегиональный железнодорожный круиз Русский Север Межрегиональный маршрут «Русский Север» Все ключевые точки предлагаемого маршрута являются уникальными архитектурными и природными объектами, включенными в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО в Российской Федерации: - Исторический центр Санкт-Петербурга и дворцовые пригороды в Пушкине и Петергофе; -Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей; -Ансамбль Ферапонтова монастыря (Вологодская область); -Девственные леса Коми (Республика Коми). -Ярославский Кремль (Ярославская область) - Московский кремль и Красная площадь. Схема маршрута: Москва - Санкт-Петербург - В.Новгород - Вологда – Микунь - Троицко-Печорск- Москва. Продолжительность: 9 дней
Туристические маршруты Речные круизы и рыбалка на северных реках и озерах Коми Речной круиз по Печоре Крупнейшая северная река с горными и равнинными ландшафтами. Места для знакомства с этнографией в Ижме и Усть-Цильме. Рыбалка и охота в верховьях реки. Нарьян-мар – столица Ненецкого автономного округа. Город расположен за Полярным кругом. Схема маршрутов: Печера-Ижма-Усть-Цильма-Нарьян-Мар (7 дней) Печера- Троицко-Печорск (3 - 5 дней) Речной круиз по Вычегде Равнинные северные ландшафты и богатые лесные просторы. Богатая история и северный образ жизни в Сыктывкаре, Соль-Вычегодске и Великом Устюге. Великий Устюг так же является родиной русского Деда Мороза Схема маршрута: Сыктывкар-Соль-Вычегодск-Великий Устюг (5 дней) На территории Коми находится 8 крупных рек и 75 тысяч озер
Инвестиционные проекты Проекты в сегменте природного туризма Гостевая этнодеревня в селе Ыб Экотуристический лагерь Сеть гостевых эко-домов Эко-курорт Белый Бор Круизный теплоход на Печоре Гостиницы туристского класса Реконструкция рекреационных зон в городах республики
Добро пожаловать в ЭКО РЕСПУБЛИКУ КОМИ! ООО «КОРПОРАЦИЯ ПО РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ» ТЕЛЕФОНЫ: (8212) ; 8 (912) ; 8 (904) ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР: РЫБАКОВА ЮЛИЯ ЛЬВОВНА В ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ФОТОГРАФИИ Е. ШУБНИЦИНОЙ И Е. ВОЛЫХИНОЙ И ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ В ИНТЕРНЕТЕ COPYRIGHT ООО «КОРПОРАЦИЯ ПО РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ КОМИ» © Спасибо за внимание!