« Творчество во всём!». «В окно смотрели двое Один увидел дождь и грязь. Другой – листвы зеленой вязь. И небо голубое. В окно смотрели двое».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила учитель-логопед КДУУ 191 Клочко Р.В Донецк-2012.
Advertisements

Использование ТРИЗ- технологии в образовательной деятельности ДОУ Подготовила: воспитатель Азанова Н. Н.
Использование приёмов ТРИЗ-педагогики в образовательном процессе Выполнил: Козлова М.В., руководитель РМО, воспитатель высшей квалификационной категории.
« Развивающее обучение детей дошкольного возраста ТРИЗ –путь к творчеству»
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.
Внедрение ЛЕГО- конструирования в образовательный процесс ДОУ Внедрение ЛЕГО- конструирования в образовательный процесс ДОУ воспитатель 2 младшей группы.
- познавательное развитие - речевое развитие Образовательные задачи : 1. содействовать проявлению и развитию у дошкольников потребностей в активном воздействии.
« Развитие творческих способностей дошкольников » в условиях реализации ФГОС. Подготовила : Воспитатель Васюкова Т.В. Школа 492 с/п 3 «Медвежонок»
Проект «Познавательный центр как «поисковое поле» по теме: «Вода» Разработчики: Воспитатели СПДС «Колосок» ГБОУ СОШ с. Ташелка Руководитель проекта: ст.
Лего- конструирование Конструкторы являются универсальной игрой, в них любят играть дети всех возрастов и они никогда не наскучат. Родители не должны забывать,
Моделирование сказок. ЦЕЛИ Учить детей построению и использованию моделей для пересказа сказок и сочинения собственных историй, рассказов. Развивать у.
Деятельность учителя на уроках математики и физики. Преподавание – это искусство и наука. Это не навык, однажды научившись которому, вы можете перестать.
Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направления работы по формированию связной речи Воспитатель: Юдина Елена Викторовна.
Составители: Погаленко И.А зам.зав. по УВР, Гаврилова Э.И. воспитатель.
Исследовательские проекты Исследовательская деятельность младших школьников.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Окружающий мир, 1 класс Тема урока: «Снег и лёд. Какие свойства имеет снег и лёд?» (урок – исследование) Учитель начальных классов первой квалификационной.
Психолого- педагогические условия формирования и развития речевого творчества у дошкольников Составила учитель-логопед д/с 162 Савченко Ирина Александровна.
ПРЕДМЕТНЫЙ МИР И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ Выполнила: Спиридонова Светлана Студентка группы: 4 ППДОб
ТРИЗ-технологии Автор-разработчик – Генрих Альтов (Альтшуллер ) Автор ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач - теории развития технических.
Транксрипт:

« Творчество во всём!»

«В окно смотрели двое Один увидел дождь и грязь. Другой – листвы зеленой вязь. И небо голубое. В окно смотрели двое».

Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.

Что же такое ТРИЗ? Ответ прост – это уникальный инструмент для: - поиска нетривиальных идей, - выявления и решения многих творческих проблем, -формирования творческой личности, - развития творческого мышления.

Для овладения ТРИЗ необходимо вложить много труда, как при изучении любой другой науки. Довести применение ТРИЗ до автоматизма требует еще больших усилий. Стадии овладения определенными навыками превосходно сформулировал великий русский режиссер и основатель театральной школы Константин Станиславский: "Сложное сделать простым, простое сделать привычным, привычное сделать приятным". И далее он говорит о путях достижения этого: "Далеко не все имеют волю и настойчивость, чтобы добраться до настоящего искусства, только знать систему мало. Надо уметь и мочь. Для этого необходима ежедневная, постоянная тренировка, муштра в течение всей артистической карьеры".

Целью использования ТРИЗ в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой- поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Основная задача ДОУ- это привить ребёнку радость творческих открытий.

- Минимум сообщения информации, максимум рассуждений. - Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций мозговой штурм. - Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии). - Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности). - Обязательная активизация творческого воображения. - Дает возможность проявить себя. - Стремление получать новую информацию об окружающем. - Развивает потребность в познавательной деятельности. - Дает возможность созидать, творить. - Способствует развитию аналитических способностей. - Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения. Принципы построения ТРИЗ

Метод проб и ошибок: Открытия, экспериментирование, а что если…. Этот метод мы успешно используем при работе со сказкой. Детей учим творчески преобразовывать ход повествования, вводить непредвиденные ситуации и т.д. Какой результат? Дети учатся изобретательности, развивается логика мышления, развивается и обогащается диалогическая и монологическая речь, словесное творчество. Ребёнок изменяет ход сказки, кого-то спасает, сам действует. Значит развивается воображение. Этому помогут приемы и методы ТРИЗ.

Игра «Наоборот» Можно придумать сказки с невероятными сюжетами (например, Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают) "Сказка-наизнанку". Вспоминаем с детьми хорошо знакомую сказку и предлагаем поменять характер у её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: Красная Шапочка злая, а волк добрый, Непослушная Золушка довела до белого каления добрую мачеху, Колобок съедает всех героев, и они становятся его начинкой, Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сказки. Изменение привычных отношений между героями сказок

"Бином фантазии". Он помогает ребенку увидеть взаимосвязь между предметами, явлениями, процессами. На столе лежат картинки (рисунком вниз)одежды, животных, мебели и т.д. Ребёнок берёт 2 картинки. Ему предлагается соединить слова, обозначающие нарисованное на картинках. Самый простой способ их соединить – это прибегнуть к предлогам. Например: шкаф- собака: «шкаф собаки», «собака в шкафу»,» шкаф над собакой», « собака под шкафом» и т.д. Нахождение общего между однородными системами.( бином школа- д/с) Метод, направленный на формирование системного подхода.

Обозначения целесообразно придумать и нарисовать вместе с детьми, тогда символы лучше запомнятся и будут им понятны. Но есть определенные правила, которым нужно следовать: так как деревянные, каменные, стеклянные, тканевые, пластмассовые человечки обладают общим свойством - держать форму, то они держатся за руки, причем человечки камня держатся крепче, чем человечки стекла (на карточках- символах руки этих человечков опущены вниз); человечки молока, чая, воды, киселя и т.д. - человечки- капельки - они принимают форму того сосуда, в который их наливают, эти человечки не держаться за руки, руки у них на поясе, но стоят они рядом и двигаются вместе в одном направлении; воздушные человечки постоянно в движении: они все время куда-то бегут, летят (газ, дым, пар, запах и т.д.) - обозначения у них могут быть любые, главное, чтобы они были в движении. МЕТОД МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ.

«Маленькие человечки» твёрдых тел, они крепко держатся за руки «Маленькие человечки» жидких тел, руки у них опущены «Маленькие человечки» газообразные, они бегут в разные стороны Обозначения для построения моделей

Суть метода в следствии. Перед нами объект который нужно усовершенствовать- кастрюля. Нужно произвольно выбрать несколько других объектов ( 3 слова).Затем применяем эти слова к нашему объекту. Неожиданные сочетания дают интересные результаты Какими бывают дерево, лампа, кошка? Дерево - высокое, зеленое, голое, срубленное, спрявшее, чахлое, железное, хлебное, пробковое, с толстой корой, с корнями, раскидистое, колючее. Лампа - электрическая, светящаяся, настольная, электронная, разбитая, паяльная, керосиновая, газовая, волшебная, матовая, цветная. Кошка - живая, игривая, пушистая, сибирская, царапающаяся, голодная, злая, полосатая, нюхающая, мяукающая, дикая, домашняя. МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

«Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что-то полезно, а что-то вредно. Здесь используются такие игры, как: «черное и белое», «вперед-назад», « хорошо-плохо», «сумей в плохом найти хорошее». Сегодня пасмурная погода. Это хорошо, потому что в аудитории уютнее заниматься. Уютнее заниматься плохо, потому что можно заснуть прямо на лекции. Заснуть во время лекции хорошо, так как будешь бодрым после уроков во время спортивных соревнований. Быть бодрым во время спортивных соревнований плохо, потому что от избытка энергии можно переволноваться и показать плохие результаты. Показать плохие результаты хорошо, так как это заставит тебя соблюдать спортивный режим и лучше тренироваться. И т. д. «Тайна двойного» направлена на выявление противоречия

Метод «эмпатии», который основан в полном отождествлении себя в качестве кого-то или чего-то. Например: дети собрались мыть руки, спрашиваем их, о чём сейчас думает мыло, боится, что мы его испачкаем своими руками, радуется тому, что оно поможет сделать руки чистыми и т.д./, потом предлагаем взять образ цветочка на клумбе, образ муравья ползущего по асфальту и т.д.

При проведении занятий можно применять следующие формы работы с детьми: беседу, сюжетно-ролевые и дидактические игры, прослушивание музыки, инсценирование и моделирование ситуаций, выполнение практических работ. Важную роль выполняют схемы, таблицы, условные обозначения и иные способы подачи информации. В качестве иллюстрирующего материала используются сказки, загадки, пословицы, произведения детских писателей. Большое место занимают стихотворения, подобранные таким образом, чтобы мораль, а также заключенный в них вывод не «выпячивались» на передний план, а «прятались» внутри ситуации, нередко смешанной. Мастерство педагога заключается в том, чтобы дать детям самим увидеть эту мораль и сделать соответствующий вывод.

Наши дети начали рассуждать, выдвигать идеи, расширился круг обсуждаемых тем, они стали увереннее. Больше фантазируют, придумывают, сочиняют. Добывают знания через « фокусы», опыты. ТРИЗ способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. ТРИЗ для детей как гимнастика для интеллекта и воображения. ЧТО ДАЕТ ТРИЗ ДЕТЯМ?

.

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок» – писал Сухомлинский.

Если вы хотите, чтобы каждое занятие было на 100% интересным, чтобы блестели глаза детей, чтобы вам хотелось идти на работу, если вы хотите удивляться, общаться с умными, думающими детьми- займитесь ТРИЗом!!