ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ. Сигнализация звуками имеет явное преимущество по сравнению с сигнализацией позами, запахами и т.п.: звуки могут быть более дифференцированы,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ты – словечко, я – словечко Что значит общаться? Вы ответите: «Разговаривать, спрашивать, отвечать». И вы будете правы. Но спрашивать можно по-разному,
Advertisements

Подготовил Голобородько Евгений.
Функции языка (прежде всего речи) коммуникативная, или функция общения передача и усвоение общественно- исторического опыта знаковая планирующая. экспрессивная.
Гештальтпсихология. Гештальт (от нем. Gestalt) – форма, структура, целое. Обозначает целостные образования сознания Гештальт-психология - направление.
ДЕЛЬФИНЫ - «люди моря» Prezentacii.com. Дельфины еще с древних времен вызывали в людях благоговение и восторг. Тогда им приписывали человеческие качества.
Оказывается, способности к восприятию окружающего мира у людей весьма несовершенны. Наши чувства, а именно зрение, вкус, слух, осязание и обоняние, не.
Готовность ребенка к обучению в школе : на что следует обратить внимание Педагог - психолог Умнова И. А.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 «Влияние компьютера на развитие ребенка» Интернет – это одно из значительных.
О русском языке Хочешь узнать все тайны слова, в чем суть его и в чем основа? Какова роль языка в жизни общества? Какова роль языка в жизни общества? В.
Популяции Цели урока: Углубить и расширить знания о виде на основе формирования понятий как обязательной и структурной его единице; Охарактеризовать особенности.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ. План: 1.Определения:гештальт и гештальтпсихология 2. Основные теоретические положения гештальтпсихологии 3.Основатели и представители.
Горлова Любовь Ивановна ГДОУ д/с 67 Выборгского района.
«Выполняем домашние задания». Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это.
Советы логопеда Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!!! Восстановление нормальной речи у детей, страдающих общим ее недоразвитием, возможно только.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СФЕРЫ ОБЩЕНИЯ РИСУНОК СЕМЬИ.
Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА..
Класс Насекомые. разнообразие видов, гигантская численность, образ жизни, непостижимое по сложности и целесообразности строение организмов, порой необъяснимое.
Различия психики животных и человека.
Урок 17 Тема: «Социальный портрет молодежи». Три мудреца слово за слово затеяли спор о том, что важнее для человека – прошлое, настоящее или будущее.
Транксрипт:

ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

Сигнализация звуками имеет явное преимущество по сравнению с сигнализацией позами, запахами и т.п.: звуки могут быть более дифференцированы, чем запахи, мгновенно воспринимаются, не ограничиваются дневным временем, могут выражать гораздо более разнообразные эмоциональные состояния животного, и поэтому и с этой точки зрения они информативно несравненно богаче других форм сигнализации.

Что могут животные (птицы, муравьи, пчелы)? Они могут выучить язык другого вида (в отличие от нас), чтобы шпионить и вести переговоры. Способны к быстрой оценке текущей ситуации, смене ролей и стратегий, к оценке риска, к многоходовому планированию. Им свойственна высокая специализация ролей в социуме, оценка места и глубины понятий «свой/чужой» в зависимости от многофакторного пространства.

Возможно использование разных языков одними и теми же особями, разных модальностей, например акустической, химической и тактильной, а ведь принято считать, что многоканальность свойство человеческого языка. Варианты их социального устройства многочисленны не только у разных видов и групп, но и у одного и того же вида, и выбор поведения требует серьезных «вычислительных» усилий. У них можно наблюдать согласие кормить других в обмен на их услуги; «рабовладение», «скотоводство» и «земледелие» (доение тли и выращивание грибов), понимание меры дозволенности действий, прав разных членов сообщества... Удивляет многообразие приемов!

выбору средств ведения войн Они способны к выбору средств ведения войн: у них есть химическое оружие, в том числе и оружие массового психического поражения; камикадзе; разведчики, действующие то в одиночку, то объединяясь в группы; пограничники, стоящие на охране рубежей в один ряд или в несколько. Как они договариваются? Где военачальники? Что за «распределенный мозг»?

Сколько же «слов» говорят различные животные? Насекомые пользуется 13 звуковыми сигналами. Самые разговорчивые среди насекомых пчелы: в их словаре 11 звуков. Кулик кроншнеп-малютка – 3 крика, 2 вида трелей и 1 песня. Малая чайка, снегирь (еще 3 песни) 13 криков.

Канареечный вьюрок 18 криков, песни. Щегол 19 криков, 3 песни. Чиж 29 звуковых сигналов, Коноплянка - 42 сигнала. Синицы - 90 сигналов. Грачи 120 криков. Серые вороны – более 300 криков: «квар» - кричит холостяк. «ак» крик ревности. «Курра» - данная территория занята.

Среди высших зверей самые молчаливые ящеры, броненосцы, жирафы, окапи, утконосы и ехидны, домашние ослы (3 крика).

Стихия бутылконосых дельфинов океан, а они вовсе не молчуны: мяукают, вскрикивают, повизгивают, тявкают, лают, свистят (31 вид). Всего выделено одиннадцать групп сигналов, а в каждой группе от одной до девяти подгрупп. В целом около 200 криков.

Звуки рыб микро погон - стук по дереву морские мичманы - жужжат пес коды - звук выстрела рыба-жаба - гудит (очень громко) краснохвостый сом - рев слона камбала циноглоус - музыкальные инструменты (арфа, орган, колокола)

ОБЕЗЬЯНЫ Потребность в передаче информации и координации деятельности отдельных особей в стадах обезьян удовлетворяется при помощи мимики и вокализации. Оба способа передачи информации достигли у обезьян высокого развития. Капуцины и мартышки особенно знамениты своей непрерывной и шумной болтовней.

Часть словаря зелёной мартышки Звуки Группа, издающая звук смысл Уфф, уф Все Согласие подчиниться Уаа СамцыТо же Рроуф Детёныши, самки Отсутствие агрессивных намерений Стучит зубами СамцыТо же

Шт-шт-шт (тихо)Детёныши, самки Просит помощи при внутри­ групповых конфликтах Визг Детёныши, самки То же Визг-вопль Самки Отвергает копуляцию Аарр-рроуф Детёныши Приближение чужой группы Аарр ВсеТо же Змеиное шипение Детёныши, самки Предупреждение о змее

Ух Все Приближение мелкого хищного млекопитающего Ньоу ВсеТо же Щебетание Детёныши, самки Приближение крупного хищного млекопитающего Рроуп Детёныши, самки Близость или приближение крупной хищной птицы Угрожающий тревожный лай Самцы Близость крупного хищника – млекопитающего или птицы

30 октября 2007 г. в возрасте 42 лет умерла шимпанзе Уошо, первая и самая знаменитая среди «говорящих» обезьян. Разговоры с Уошо далеко еще не осмыслены и могут перевернуть наши представления о месте человека среди других животных.

Людям всегда хотелось научиться понимать язык зверей и птиц, но вышло так, что животные первыми выучили язык людей. Честь «первого контакта» - разговора представителей разных видов, осуществившегося в конце 1960-х годов, принадлежит шимпанзе Уошо и её воспитателям – супругам Аллену и Беатрисе Гарднерам.

К тому времени уже давно было известно, что животные способны мыслить - то есть решать задачи «в уме», придумывая новые варианты поведения, а не только методом «проб и ошибок», путем перебора известных им способов действия. Это доказал немецкий психолог Вольфганг Кёлер, проводивший свои знаменитые исследования интеллекта шимпанзе ещё в начале 20-го века. Широкую известность получил, например, эксперимент, в котором обезьяна после ряда неудачных попыток сбить высоко висящий банан палкой или достать его, взобравшись на ящик, садилась, «задумывалась», а потом неожиданно вставала, ставила ящики один на другой, взбиралась на них с палкой и сбивала банан.

Эти опыты вдохновили учёных на первые попытки «очеловечить» обезьян. В 30-е годы супруги-психологи Кэллог взяли на воспитание детёныша шимпанзе по кличке Гуа, который рос вместе с их годовалым сыном Дональдом. Родители старались не делать различий между «детьми» и общаться с ними одинаково. Но добиться особых успехов в воспитании Гуа им не удалось.

А вот Дональд, всё свободное время проводивший с шимпанзе, стал обезьянничать – развитие его речи замедлилось, зато он научился в совершенстве подражать крикам и повадкам Гуа, и даже стал вслед за ним стал обгрызать кору с деревьев. Испуганным родителям пришлось прекратить эксперимент, Гуа отправили в зоопарк. Другой паре психологов, супругам Хейс, воспитывавшим шимпанзе Вики, с огромным трудом удалось научить её говорить лишь несколько слов – «мама», «папа», «чашка».

Лишь в 1966 году этологи Аллен и Беатриса Гарднеры, просматривая фильмы о Вики обратили внимание на то, что та хотела и могла общаться с помощью знаков: например, Вики очень любила кататься на машине, и чтобы донести своё желание до людей, придумала приносить и вручать им изображения автомобилей, которые она вырывала из журналов. Неспособной к речи её делал не недостаток ума, а устройство гортани, не позволяющее обезьянам произносить большую часть человеческих звуков. И тогда Гарднерам пришла в голову идея обучить шимпанзе языку жестов, которым пользуются глухонемые. Так начался «проект Уошо».

Первая леди в мире шимпанзе была 10- месячным детёнышем, пойманным в Африке. Первоначально её предполагали использовать в космических исследованиях, - судя по всему, она была просто рождена для славы. В 60-е, эпоху всеобщего увлечения «расширением сознания», попытка расширить сознание шимпанзе была очень в духе времени.