Выполнила: заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе МБДОУ 173 г. Тула СКОПИНЦЕВА ЛАРИСА ВАСИЛЬЕВНА 2013 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Этот народный промысел – яркая веселая игрушка, которую на забаву делали женщины и дети в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. Появился.
Advertisements

Учитель: Грашина Ю.В.. Филимоновская деревушка! Синий лес, холмы, косогор. Лепят там из глины игрушки И расписывают до сих пор. Да, из красной обычной.
Работу выполнили ученицы 9-го класса Средней школы 3 Им.Г.С.Боровикова Бахчаева Екатерина Рябинина Екатерина Рябинина Елизавета Замалеева Илиза Пилишкина.
Презентацию выполнила Маслова Т.В., учитель начальных классов МБОУ- гимназии 11 г.Тулы.
Выполнила : Михайлова Светлана Николаевна Учитель технологии.
Древние образы в современных народных игрушках. Домашнее задание Альбом, карандаш, синяя и белая гуашь, кисти, стакан для воды, ножницы В тетрадь: что.
МОУ Самарская средняя общеобразовательная школа Презентация к занятию кружка «Учимся рисовать» в 3 классе Филимоновская игрушка: прошлое, настоящее и будущее.
Воспитатель: Чувьюрова Надежда Алексеевна МАДОУ «Детский сад 1» г.Сыктывкара.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА. ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛА Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение.
Связь времён в народном искусстве. Цели: Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, её видах, традициях формы и росписи. Воспитывать любовь и интерес.
Глиняная игрушка Белогорья Выполнила: Рощупкина Анастасия, 8-Б кл. Выполнила: Рощупкина Анастасия, 8-Б кл. Руководитель : Руководитель : Афанасенко Валентина.
ИГРУШКА ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь, - это игрушечных дел мастера,
Автор: Ситькова Лариса Алексеевна учитель изо, черчения МОУ «Школа 62» г. Прокопьевск.
ИГРУШКА © Т.В.Доброва, учитель начальных классов г. Шарья.
Автор: Ермолаева Нина Васильевна воспитатель. Герб Одоевского района, Тульской области.
Абаевой Жанной и Смольниковой Ксенией Авторская программа.
Презентацию подготовила учитель черчения и ИЗО МОУ «Средняя общеобразовательная школа 3» Романова Татьяна Николаевна г. Воскресенск Московская область.
Дымковская игрушка из села Дымково Кировской области известна всему миру. Ныне село Дымково - это г.Вятка, где и по сей день можно отыскать этот чудесный.
Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь, - это игрушечных дел.
Муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Тулуна «Детская художественная школа», город Тулун Иркутской области Преподаватель.
Транксрипт:

Выполнила: заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе МБДОУ 173 г. Тула СКОПИНЦЕВА ЛАРИСА ВАСИЛЬЕВНА 2013 год

Есть под Тулой деревенька, ФИЛИМОНОВО зовут. И живут там мастерицы, Что добро в дома несут. И добро там не простое, И не злато, серебро. Филимоновской игрушкой Называется оно. Дорога в Одоев

ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛА Филимоновская игрушка старейший русский народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника.

Промысел игрушки возник в середине XIX века в среде местных гончаров и был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с XVI века производили гончарную посуду, продавая её на местных базарах. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а игрушки- свистульки лепили и расписывали – женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистуличницами». ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИГРУШКИ

МАСТЕРА СТАРОЙ ЭПОХИ Дербенева Анна Иосифовна Евдокимова Елена Кузьминична Лукьянова Евдокия Ильинична Зайцева Анна Гавриловна Князева Анна Ивановна Карпова Антонина Ильинична Карпова Александра Гавриловна Денисов Николай Васильевич

В начале ХХ века производство филимоновской игрушки сократилось настолько, что оставалось лишь несколько мастериц (Карпова Антонина Ильинична, Дербенёва Анна Иосифовна, Масленникова Александра Федоровна), которые не бросали своего ремесла. Производство заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло. Но истинное возрождение традиции старинного промысла приходится на середину 80-х гг. ХХ века. В этот период, благодаря упорству и подвижничеству Николая Васильевича Денисова, в Одоевском районе была создана творческая группа, объединившая выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомков филимоновских мастериц: Елену Башкирову и Константина Кехаиди, Александра Стукова и Ирину Левитину, Аллу Гончарову, Владимира Першина и Елену Орлову. В 1986 году в коллективе работали старейшие мастера Елена Ильинична Лукьянова и Елена Кузьминична Евдокимова, у которых молодые художники перенимали секреты мастерства.

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

ОСОБЕННОСТИ ФИЛИМОНОВСКОЙ ИГРУШКИ Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Каждая игрушка – это свистулька.

Изображения людей монолитные, скупые на детали близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку- свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» сценка свидания влюбленных.

Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога круглые завитки-баранки, у коровы полумесяцем торчат вверх, у оленя как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдалённо напоминает медвежью.

ЗНАКИ И СИМВОЛЫ СИМВОЛ СОЛНЦА ДРЕВО ЖИЗНИ КОНЬ - ОБРАЗ СОЛНЦА, СЛУГА ОЛНЦА БАРЫНЯ – БЕРЕГИНЯ, ХРАНИТЕЛЬНИЦА ДОМАШНЕГО ОЧАГА, ВЕЛИКАЯ БОГИНЯ ПРИРОДЫ символ заключенного в игрушку добра, символ солнца ПЛОДОРОДИЕ, МОГУЩЕСТВО И БОДРАЯ СИЛА символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия ВСАДНИК - ОБРАЗ СВЕТА, ЖИЗНИ СИМВОЛ СВЕТА, МЕЧТА О СЧАСТЬЕ, ВЕСТНИК БОГИНИ МАТЕРИ-ЗЕМЛИ СИМВОЛ МОГУЩЕСТВА, ПРОБУЖДЕНИЯ ПРИРОДЫ

По воспоминаниям старых мастериц, заготавливали глину по первому морозу. Рылся колодец до трех метров глубиной, у самого дна колодца ведется подкоп по окружности, по бокам колодца, и выбиралась глина. Подкопы делались иногда до двух и более метров. Сверху гончару подавали ведро на веревке, тот его наполнял глиной, и ведро с глиной вытаскивали из колодца наружу. Морозец землю прихватывает и колодец не обваливается. Так испокон веков. Накопав, глину складывали в прохладное и, по возможности, в сырое место. Затем глину засыпали в деревянное или железное корыто, заливали водой денька на два-три, чтобы намокла. Потом обыкновенной штыковой лопатой раза три в день нужно было перевернуть ее, голубушку, лопаточкой похлопать – она это очень любит. И так денечка два. Потом вынимали глину на деревянный пол или специально выложенное из кирпича место, в стожок, и начинали ее топтать. Растопчут в большой блин, посыпят мелким песочком, да чуть-чуть золой через сито по всему блину, затем снова сворачивают в стожок. И так несколько раз. Последний блин режут лопатой вдоль и поперек на квадратики по тридцать- сорок сантиметров. Квадратики кладут один на другой, покрывают мокрой тряпкой, периодически смачивают, чтобы не высохла глина. Дальше по мере надобности берут квадратики и начинают месить глину, как тесто на лапшу, несколько раз подряд. Когда месишь, камушки из глины выбрасываешь. Глина считается готовой, когда начинает отходить от рук, делается маслянистой, тянущей, пластичной. Такие кусочки готовой глины кладут в сырую тряпочку, чтобы не засохли. Бери потом и лепи. Вот такой нелегкий труд! ТЕХНОЛОГИЯ ЛЕПКИ

В привычных руках, в заученных движениях мастерицы комок глины становится сначала колоколом юбки и из него уже поднимается изящный стан барыни, ловко вытягивается в маленькую головку и в момент завершается примятой островерхой шляпкой. В руках мастерицы не остается ни одного лишнего комочка – все точно рассчитано. ЛЕПКА БАРЫШНИ

РОСПИСЬ ИГРУШЕК Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры малиновый, зелёный, жёлтый и голубой цвета игрушки получаются яркими и весёлыми.

Первый этап Игрушку «желтят». По белому фону обожжённой игрушки наносят первый цвет - жёлтый. Это основа для дальнейшей росписи. Расписывают широкой кисточкой (белка и собака) 3. Основные элементы - линии, кружки, полосы. ТЕХНОЛОГИЯ РОСПИСИ

Используют красный цвет (иногда говорят «фиксированный» или «малиновый»). Традиционно называют малинка. Все краски прозрачны в своей основе, что дает возможность получать разные цвета из-за наложения слоев. Расписывают тонкой кистью (белка, колонок) 1. Линии должны быть тонкими. Роспись ведётся по контуру жёлтого. Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры. Второй этап

Накладывается зелёный цвет (бирюзовый). Традиционно - называется зелёнка. Линии тонкие. Расписывают тонкой кистью (белка, колонок) 1. Роспись ведётся между красными линиями. Его меньше всего. Раньше цвета выбирали исходя из того, что было под рукой. Зелёным выделяют глаза, рот. Третий этап

В росписи фигур человека лицо оставляют белым, его либо не прорисовывают вообще, либо наносят небольшие штришки. Это связано с тем, что в древности боялись сглазить человека, нарисовав лицо. Готовая игрушка

СЕГОДНЯ В ОДОЕВЕ ТРАДИЦИИ ФИЛИМОНОВСКИХ МАСТЕРИЦ ПРОДОЛЖАЮТ Орлова Елена Алексеевна Лукьянова Анна Александровна Масленникова Валентина Николаевна Левитина Ирина Константиновна Денисова Римма Васильевна Кехаиди Елена Ивановна Першин Владимир Борисович Кехаиди Константин Николаевич Патов Иван Александрович Марченкова Мария Николаевна Гончарова Алла Ивановна Макаричева Анастасия Александровна

«ЖЕМЧУЖИНА НАРОДНОГО ИСКУССТВА» Простота и изящество форм, красота и выразительность орнамента, неповторимость звучания.

ИГРУШКА В ТВОРЧЕСТВЕ Филимоновская игрушка вдохновляла на творчество поэтов, художников, мастеров декоративно- прикладного искусства. Журов Е.П. «Филимоновские мастерицы», 1996 год Слева направо: Елена Кузьминична Евдокимова, Евдокия Ильинична Лукьянова Тюрина Валентина Ивановна, 2011 год Скворцова Ольга Александровна Панно по мотивам Филимоновской игрушки

Как сказку недосказанную где-то, Держу в ладонях отзвук старины, И слышу я у сердца рядом где-то, Открылась дверь к игрушке и любви. Лепите их! Нужны эти свистульки, Их сердце чувством, творчеством звенит, Наш вечный друг, народные игрушки, Дорогой нужных дел идут в зенит. Пусть символичен будет образ мишки, И ум и сила, мудрость простоты Игрушки также святы, что и книжки Несут в себе познанье красоты. Римма Васильевна Денисова

Филимоновская игрушка Ты откуда пришла к нам такая? Вся простая, без хитрых затей. С длинной шеей и расписная, Для игры и забавы детей. Я тебя полюбил в раннем детстве – Мастерицею бабка была. Ты ко мне перешла по наследству От красивых людей из села. Для тебя не страшны расстоянья. Ты – от предков далеких времен. Эти глиняные изваянья – Колокольной Руси перезвон. Николай Васильевич Денисов

Прикоснуться к удивительному миру народной игрушки, больше узнать об истории промысла, можно на родине промысла, в единственном специализированном музее «Филимоновская игрушка» в городе Одоеве Тульской области, который открылся в 2009 году, в экспозиции можно увидеть работы и фотографии талантливых мастериц прошлого и нынешнего века, узнать много интересного об истории промысла.

Шаблон презентации «Филимоновская игрушка» Автор: Скопинцева Лариса Васильевна, заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе МБДОУ 173 города Тулы. Литература: Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка М.: Искусство, Рогов А. П. Чёрная роза. Книга о русском народном искусстве М.: Современник, Под ред. В. А. Барадулина Основы художественного ремесла М.: Просвещение, Ссылки: aja_igrushka/ http://kids.moy.su/publ/lepka/glinjanaja_igrushka/filimonovsk aja_igrushka/ htmhttp:// htm htmhttp:// htm Фотографии с сайта: igrushka.ru/foto_filimonovskoy_igrushki?p=0 igrushka.ru/foto_filimonovskoy_igrushki?p=0 htm