Управление образования администрации города Чебоксары. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Advertisements

Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Подготовила Павлова С.В.- методист. Учебное занятие состоит из следующих этапов: организационного; проверочного: подготовительного; основного; контрольного;
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Информационная Воспитательно- развивающая Формирующая Охранно- оздоровительная Контролирующая Бытовая.
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района УЧЁТ ВНЕУЧЕБНЫХ.
Поурочное планирование. Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке: учителя – по организации учебно- воспитательного процесса;
Основные понятия Слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ, путь достижения цели. Метод означает способ достижения цели, определенным.
контроль наблюдениепроверка выявление измерение Учет: накопление информации Оценка: процесс анализа, сравнения, выявления смысла, информации, словесный.
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
Поурочное планирование. Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке: учителя – по организации учебно-воспитательного процесса; учащихся.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Семинар – практикум Первомайский район Составитель: Мансурова В.А.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ. Понятие о преемственности Преемственность - это как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка,
ПРОЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА. ТЕМА: «Овладение эффективными технологиями взаимодействия с родителями как условие профессионального саморазвития.
1. Сущность понятия «самостоятельная работа» и её значение в процессе обучения студентов. 2. Виды самостоятельной работы студентов. Содержание:
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Два основополагающих этапа конкурса: защита образовательной программы открытое учебное занятие Кинешемский муниципальный район.
Транксрипт:

Управление образования администрации города Чебоксары. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества «Росток» город Чебоксары Чувашской Республики Презентация Герасимовой Елены Анатольевны Содержание и методики деятельности педагога дополнительного образования

Современные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность детского творческого объединения как системное развитие потенциальных возможностей самого ребенка: его интеллекта, способностей (общих и специальных), личностных качеств и т.д. Это предъявляет определенные требования к содержанию и методике учебной и воспитательной работы с детьми. В то же время анализ массовой практики деятельности детских объединений дополнительного образования показывает, что взаимодействие педагога с детьми сводится зачастую к примитивному «натаскиванию»: учащимся дается необходимый объем практических умений и минимум теоретических знаний, что позволяет руководителю воплощать в детских работах собственные творческие замыслы Преодолеть «профильную однобокость» в работе с учащимися и организовать полноценный образовательный процесс позволят тщательно продуманное содержание, разнообразие методов и форм учебной работы, системно организованный «внеучебный» процесс.

Комплектование состава детского объединения Этот процесс представляет собой целый комплекс взаимосвязанных мероприятий запись, организацию рекламы, организационное собрание и оформление необходимой документации. Организация предварительной записи Предварительную запись в детское объединение нужно начинать уже в июне, т.е. примерно за 3 месяца до начала учебного года. Во-первых, для предварительной записи необходимо выделить специальное место, расположенное недалеко от входа. Во-вторых, место предварительной записи должно быть обеспечено: информацией о детском объединении (полное название детского объединения, краткая справка о детском объединении когда создано, какие имеет достижения) и педагоге (фамилия, имя, отчество; уровень профессиональной подготовки и квалификации; уровень и профиль образования; стаж педагогической работы; опыт работы в профессиональной сфере; награды и звания); специально оформленной тетрадью или альбомом для внесения в нее необходимых данных о ребенке, к которым относятся: его фамилия и имя, образовательное учреждение (детский сад или школа), класс или возраст, домашний телефон и адрес; карандашами или ручками.

При предварительной записи сообщаются: а) информация о любых ограничениях для записи детей в детские объединения (возрастных, медицинских, организационных); б) дата и время для предварительных консультаций с педагогом; в) дата и время проведения Дня открытых дверей детского объединения (учреждения) дополнительного образования. Организация рекламы детского объединения Реклама детского объединения (учреждения) дополнительного образования может быть наглядной и устной и иметь следующие формы. 1. Наглядная реклама: информация в печатных средствах массовой информации, видеоролик по каналам местного телевидения и др.; рекламная афиша (развешивается в образовательных, медицинских и культурно-досуговых учреждениях района, на подъездах жилых зданий и т.д.); рекламная листовка (распространяется в образовательных учреждениях района, а также через почтовые ящики жилых зданий); рекламная выставка работ воспитанников детского объединения (в основном помещении учреждения дополнительного образования детей или передвижной вариант); рекламный концерт воспитанников детского объединения (в образовательных и культурно- досуговых учреждениях района). 2. Устная реклама организуется в виде устных объявлений в образовательных и культурно- досуговых учреждениях района и округа. Вне зависимости от вида и формы рекламы она должна содержать следующую информацию: полное название учреждения дополнительного образования детей; название детского объединения; краткое содержание его деятельности; правила приема в детское объединение (возраст детей, уровень подготовки); точный адрес и проезд; телефон для справок; дни и часы записи и консультаций; на какой основе платной или бесплатной проводятся занятия.

Организационное собрание и необходимые документы Следующим шагом в организации деятельности детского объединения является проведение организационного собрания детского объединения первой встречи педагога со своими будущими воспитанниками. На этом собрании в доступной для детей и родителей форме не обходимо познакомить: с общим содержанием образовательной программы; с перспективами на текущий учебный год; с расписанием занятий, согласовав при этом удобное время для всех время; с правилами поведения в учреждении и детском объединении* с требованиями к форме одежды; сказать о том, что нужно приносить с собой на занятия. Хорошим дополнением к такому организационному собранию будет выставка работ или небольшой концерт воспитанников и педагога. На организационном собрании нужно попросить детей или родителей заполнить заявления-анкеты, которые являются в настоящее время необходимыми документами при приеме в детское объединение.

формирование учебных групп и составление расписания занятий. Учебные группы могут формироваться по различным параметрам: по возрасту; по уровню подготовки в данном виде деятельности; по уровню развития базовых способностей к данному виду деятельности (по итогам предварительной проверки); по выбору детьми времени удобного для занятий (если в детском объединении используется методика работы со смешанным детским коллективом). Количество учащихся в каждой учебной группе и продолжительность учебных занятий определяется в соответствии: с уставом учреждения дополнительного образования; санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности ; региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования детей; образовательной программой детского объединения. По итогам этого этапа работы педагог дополнительного образования составляет два документа, которые вместе с образовательной программой детского объединения являются основанием для открытия детского объединения и определения педагоги ческой нагрузки педагога списки учебных групп и расписание занятий..

Первые занятия Каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, ибо они во многом определяют успех всей дальнейшей работы, так как складываю­щийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный настрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятельностью и определят их отношение к учебным занятиям. В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно-воспитательных задач: 1) создать у детей положительный настрой на занятия в кружке, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями; 2) познакомить ребят с образовательной программой, правила ми работы в детском объединении и перспективами личностного развития; 3) познакомить детей с учреждением, структурным подразделением и детским объединением; 4) выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности; 5) получить необходимую информацию друг о друге; 6) вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.

Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно использовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о себе», «Мое самое любимое» и др.). Результат этого этапа занятия: дети знакомы друг с другом, педагог осознает причины, побудившие каждого из детей записаться в данное детское объединение. Второй этап занятия рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить: разъяснение детям целей и задач детского объединения, содержания его образовательной программы, описание содержания и результатов первого года занятий, объяснение основных этапов овладения мастерством, рассказ о достижениях детского объединения в целом и его от дельных воспитанников, знакомство детей со знаками отличия членов детского объединения и условиями их получения, рассказ о традициях детского объединения. В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения). Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни в школе, в лагере, во дворе и т.д. Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы: выставка детских творческих работ; стенгазета или рукописный журнал; альбом-летопись детского объединения; фотографии, слайды и видеофильмы; знаки отличия кружковцев; награды детского объединения и его воспитанников; выставка книг и периодической печати; информационный стенд.

Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать: тесты или тестовые задания; конкурсы и соревнования; познавательные игры; выполнение практической работы или творческого задания. В детских объединениях прикладного характера можно попросить ребят принести из дома свои поделки. Результаты этого этапа занятия станут в последующем основанием для: внесения корректив в образовательную программу; разработки индивидуальных заданий; объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы. На первом занятии необходимо начать уже и основной учебный процесс: познакомить ребят с первым этапом организации работы или какими-либо инструментами, материалами. Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по учреждению дополнительного образования и его территории. Обязательными объектами такой экскурсии должны стать: выставочный зал и музей учреждения, кабинеты администрации учреждения, детские объединения сходного профиля (профильное структурное подразделение); столовая или буфет; актовый зал; игротека (если есть); туалеты для мальчиков и девочек; раздевалка.

Результатом этого этапа занятия является: создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в детском объединении; понимание детьми взаимной ответственности; включение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность; начало работы по формированию системы детского самоуправления.

Содержание учебной деятельности детского объединения Содержание учебной деятельности обязательно должно включать два взаимодополняющих направления: теоретическую и практическую подготовку детей в определенном виде творческой деятельности. Теоретическая подготовка является одной из важнейших составляющих подготовки детей в определенном виде творческой деятельности: именно в процессе изучения теории данного учебного предмета учащиеся имеют возможность получить максимум информации, не только расширяющей их общий и специальный кругозор, но и позволяющей на определенном этапе обучения перейти с репродуктивного уровня работы к самостоятельной деятельности, а затем на продуктивный (творческий) уровень.

теоретическая подготовка детей для педагога дополнительного образования значительно сложнее в организации, которая предполагает следующие действия (шаги): в содержании учебного предмета нужно выделить наиболее значимый в образовательном процессе материал (так как переизбыток информации также вреден для восприятия ребенком, как и недостаток); отобранное содержание затем продуманно «дозируется* для каждого учебного занятия в строгой последовательности его изучения; необходимо «перевести» профессиональное содержание изучаемого предмета в доступную для детей данного возраста информацию, при этом не допуская примитивизма (т.е. полной замены специальной терминологии другими «понятными для детей» словами); следует подобрать (или изготовить самостоятельно) необходимые дидактические пособия, позволяющие сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной, эффективной и результативной без увеличения ее продолжительности; регулярное возвращение к изученному теоретическому материалу с целью активизации в памяти учащихся необходимых знаний. Некоторые наиболее важные аспекты содержания теоретической подготовки учащихся детского объединения дополнительного образования: основные этапы истории становления и развития данного вида деятельности, его современное состояние; направления и стили, жанровое разнообразие; выдающиеся деятели прошлого и настоящего; специальная терминология; инструменты и материалы; основные технические приемы, технология; требовании и правила, принятые в данном виде деятельности; возможности получения профессиональной подготовки; области применения полученных знаний и умений. Зачастую педагоги-практики затрудняются в «разделении» теоретической и практической подготовки учащихся, ведь все, что детям объясняют, они, естественно, сразу же применяют в своей самостоятельной работе. Попробуем дать один практический совет: условно к теоретической составляющей учебной деятельности (учебного занятия) можно отнести все, что рассказывает и показывает сам педагог, а к практике все, что самостоятельно делают дети.

Для того чтобы дети полно ценно освоили практическую составляющую учебной деятельности, необходимо: 1) подобрать общеразвивающие упражнения (физические, интеллектуальные и т.д.) с учетом особенностей конкретных детей, что позволит скорректировать их недостатки, препятствующие освоению данного вида деятельности; 2) составить комплекс специальных тренировочных заданий и упражнений, сориентированных на развитие общих, специальных и творческих способностей каждого учащегося; 3) освоение техники данного вида деятельности начинать с самых легких приемов с дальнейшим постепенным усложнением (желание педагога научить детей «всему и сразу», достичь быстрого результата может привести к обратному эффекту: недостаточно хорошо освоенные практические умения будут препятствовать дальнейшему обучению); 4) все полученные в ходе подготовительной работы умения обязательно использовать в продуктивной практической деятельности или хотя бы при выполнении тренинговых упражнений и практических заданий; 5) каждую начатую ребенком (детьми) практическую работу обязательно довести до логического результата концертного или спортивного выступления, выставочного показа и т.д.; 6) выбирать тему и форму практической работы, максимально актуальную в реальной жизни конкретных учащихся; 7) не торопиться с «внешним* показом результатов практической работы до тех пор, пока педагог не убедится, что достигнутый уровень выполнения достаточен для этого («сырые» выступления или выставочные работы наносят вред педагогическому процессу).

Методы обучения. Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач. На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже - лекции. На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра. На этапе повторения изученного наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование. На этапе проверки полученных знаний зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт. Сочетание методов образует методику

наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей. Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно- воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого). Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе. Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ста вит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки. Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме зашиты проекта.

Профессионально-личностную характеристику педагога составляют: знание им учебного предмета, свободное владение учебным материалом; его речь; педагогическая культура и такт; внешний вид педагога на занятии; позиция педагога по отношению к учащимся; стиль педагогического руководства; степень воздействия личности педагога на учащихся. Характеристику группы (разные грани проявления детей в деятельности) составляют: степень их активности и работоспособности на занятии; заинтересованность темой и содержанием занятия; сформированность у детей навыков самостоятельной работы; выполнение учащимися поставленных учебных задач занятия; коммуникативная активность детей; интеллектуальное развитие учащихся; сформированность навыков работы с оборудованием и инструментами, учебно- методическими пособиями; организованность и дисциплинированность учащихся на занятии; стиль отношения детей к педагогу и друг к другу; внешний вид детей.

Педагогу дополнительного образования необходимо постоянно продумывать и активно использовать различные формы массовой работы с детьми. Это позволит: создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка; показать ему результаты его работы; создать условия для сплочения коллектива; формировать у детей стремление радовать окружающих; расширить границы образовательного процесса.