Дом- жилище человека Подготовила ученица 8 «С» школы 494 класса Круглова Дарья.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дом-жилище человека Презентация подготовлена учиницей 8 А класса Поспеловой Ксенией.
Advertisements

ЮРТА КАК АРХИТЕКТУРНОЕ СТРОЕНИЕ. Юрта - национальное жилище у тюркских и монгольских народов, имеющее каркасную основу и покрытое войлоком.
Японский дом
Изба – русское жилище, построенное из дерева. Сейчас встречается в сёлах и деревнях, но до 18 века строились и в городах. Дома были четырехугольные. Деревянные.
Г. Рыбинск 2015 год д / с 73 Воспитатель : Дворникова М. А.
Презентация по МХК 8 класс автор учитель МХК МОУ «СОШ 20 с УИОП» г.Ухта РК Страхова Нина Павлиновна.
Русская изба. «Изба» - отапливаемое помещение. Жилое строение на Руси, имеющее очаг (печь), построенное по строгим традициям. Жилое строение на Руси,
Древне-скандинавский стиль. Подготовила : Студентка 3-го курса Группы ДД Пляка Валентина 2017 г.
Выполнил: ПЕЧЬ наиболее мифологизированный и символически значимый предмет обихода. Наряду с красным углом и столом ПЕЧЬ является одним из сакральных центров.
Быт и нравы Древней Руси.
Казахское национальное жилище -юрта Ю́рта (в некоторых тюркских языках башк. тирм ә [tirmä]; каз. киіз ү й; кирг. боз ү й; монг. гэр) переносное каркасное.
Традиционное жилище народа мари. Марийский народ создал своеобразную, самобытрую культуру. По мере перехода к пашенному земледелию, распада родовой общины.
Тема:«Особенности строительства крестьянской избы» Автор: Сафонов Дмитрий, учащийся 8 «Б» класса, МКОУ Шатровская СОШ.
Хоромы – состояли, как правило, из нескольких соединенных между собой переходами строений. В центре находился терем –это высокое деревянное здание – башня,
Русская изба Выполнила Вишнякова Юлия 8Б класс МОУ гимназия г.Арзамас.
Традиционными поселениями коми в XIX начале XX вв. являлись сёла (погост) и деревни (сикт, грезд). Обычно они располагались на берегах рек и имели рядовой.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ТЕМЕ «ЭКОЛОГИЯ СЕВЕРНОГО ДОМА»
Наши предки жили в избах. Дома возводили из разных пород деревьев, чаще всего из дуба. Позже для постройки избы стали использовать менее ценные, чем дуб,
Русская изба вв.. Цели : Узнать о русской избе вв. Задачи : Рассказать всё о избе вв.
Жилище мордвы было двухраздельное и трёхраздельное. Первый тип дома был распространён чаще. Он состоял из жилой избы и сеней. Если изба стояла перпендикулярно.
Транксрипт:

Дом- жилище человека Подготовила ученица 8 «С» школы 494 класса Круглова Дарья

Русская изба

Первоначально (до XIII века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3-4 ряда толстых бревен сама изба, которая таким образом представляла собой полуземлянку. Двери изначально не было, ее заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок связанных вместе и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Полов как таковых не было, земляной пол просто поливался водой и подметался, становясь гладким и твердым. Глава семьи спал на почётном месте у очага, женщина и дети справа от входа. Непосредственно при входе размещалась домашняя скотина, например опоросившаяся свинья с маленькими поросятами. Такая структура сохранялась длительное время. С веками изба совершенствовалась, получая сначала оконца в виде отверстий в боковой стене для выхода дыма, затем печь, потом отверстия на крыше для выхода дыма.

Русская печь До XIII века избы не имели печей, имелся лишь очаг, дым выходил через входной лаз или появившиеся к этому времени специальные отверстия в стене. В золотоордынский период и вплоть до XV века, печи не были распространены, этим и объясняется появление самого слова «очаг», слово очаг является тюркским словом, судя по всему было привнесено кочевниками и так стали называть специальное место в избе где разжигался огонь. К XV веку в избах стали получать распространение примитивные печи,которые также топились по черному. В период до XVII века печи не имели ни труб, ни иных приспособлений для отводы дыма, затем стали появляться устройства для вывода дыма сверху, а не через двери. Это ещё не было печной трубой в современном понимании. В верхней части, в потолке, делалось отверстие, откуда горизонтально вел деревянный короб, называемый боров, при помощи которого дым выводился наружу. В период с XVII по XIX век, у зажиточных людей и в городах, стали получать распространение печи с трубами. Однако избы многих крестьян вплоть до конца XIX века топились по-чёрному.

Курными избами назывались избы, топившиеся по «черному», то есть, не имевшие печной трубы. Использовалась печь без дымохода, называвшаяся курной печью или черной. Дым выходил наружу через двери и во время топки висел под потолком толстым слоем, отчего верхние части бревен в избе покрывались копотью. Чтобы копоть и сажа не падала на пол и людей, для оседания сажи служили полавочники полки, располагавшиеся по периметру внутренних стен избы, они отделяли закопченный верх от чистого низа. В более поздние времена, к XIII-му веку появилось небольшое отверстие в стене, а затем и в потолке избы дымоволок. Курные избы, несмотря на все свои недостатки, просуществовали в российских деревнях вплоть до XIX века, встречались они даже и в начале XX века, по крайней мере, можно встретить фотографии (именно фотографии, а не рисунки) курных изб. Полы в курных избах были земляные, то есть земля поливалась водой и утрамбовывалась, со временем становясь очень твердой. Это было связано с тем, что технология изготовления досок была очень сложной для того времени, вследствие чего доски были очень дорогими. Для дверей же использовались доски, полученные путем раскола на две части бревна и их обтесывания. Одновременно с существованием курных изб постепенно получали распространение устройства для вывода дыма, сначала это были деревянные дымоходы на потолке, так называемые "боровы". Окон курная изба, как правило, не имела, были оконца небольшие отверстия для освещения и выхода дыма, некоторые оконца затягивались бычьим пузырем (желудок), при необходимости они закрывались (заволакивались) деревяшкой, это были так называемые "волоковые оконца". В ночное время изба освещалась лучиной, впрочем, люди в те времена старались лечь с наступлением темноты. Белые же избы получили распространение лишь в XVIII веке, а массово они стали строиться лишь в XIX-ом веке.

Белые избы С XV века получают распространение печи с трубами. Но, в основном, у князей, бояр, купцов и т. д. и только в городах. Что касается деревень, то курные избы, отапливаемые по-чёрному, стояли и в XIX веке. Некоторые такие избы сохранились и по сию пору. Лишь в XVIII веке и только в Санкт-Петербурге царь Пётр I запретил строить дома с отоплением по-чёрному. В других же населенных пунктах они продолжали строиться до XIX века. Именно "белая" шестиструнная изба является "классической" русской избой, венцом её развития.

Отличительной особенностью северной (территории севернее Москвы) русской избы является то, что в ней под одной крышей сосредотачивалось всё крестьянское хозяйство. Круглогодичное жилое помещение с русской печью занимало от одной трети до половины площади избы и было приподнято над уровнем земли на метр-полтора. Помещение, находящееся под полом жилого помещения, называлось подпольем. Попасть в подполье можно было только из жилого помещения, через люк (отверстие размером приблизительно 1 х 1 метр) в полу. Подполье освещалось несколькими маленькими окошками, имело земляной пол и использовалось для хранения запасов картофеля и других овощей. Другая половина избы состояла из двух этажей. Нижний этаж имел земляной пол и ворота для выгона скота. Дальняя от ворот половина нижнего этажа была разделена на несколько изолированных помещений с маленькими окошками (для коровы с телёнком и овец). В конце узкого коридора были насесты для ночёвки кур. Верхний этаж делился на горницу и сеновал (над помещениями для скота и птицы), где, кроме запасов сена, размещалась поленница с запасом дров на зиму. На сеновале находился туалет (возле одной из стен отверстие в полу, человеческие испражнения падали вниз между стеной и насестами для кур). Для загрузки осенью сена имелась дверь наружу (высота от земли около 2,5-3 метров). Все помещения избы соединял небольшой коридор, который имел один уровень с жилым помещением, поэтому к двери горницы вела небольшая лестница вверх. За дверью, ведущей на сеновал, имелись две лестницы: одна вела вверх на сеновал, другая вниз к животным Севернорусская изба

Полы в крестьянской избе были земляные, то есть земля просто утаптывалась. Лишь к XV веку в городах и у богатых людей стали появляться деревянные полы, изготовленные из колотых пополам брёвен, а в богатых домах из досок. Полы настилались вдоль избы от входа. На юге России в деревнях полы считались роскошью и в XIX веке. В то же время уже в XVII веке они повсеместно имели распространение в богатой лесами Сибири, где их устраивали с целью сохранения тепла. Более того было принято мостить деревянными кирпичами двор. Окон как таковых изба не имела. Обычные окна, похожие на современные, стали появляться у богатых людей лишь к XV веку. Это так называемые Красные окна или косячные окна. Знакомые нам избы с полами, с окнами и печными трубами стали получать распространение лишь в XVIII веке и стали массовыми лишь в XIX веке. Отверстия в доме - окошки закрывали слюдой или бычьим пузырем, в зависимости от времени года. Кровля у белых изб двускатная из тёса или дранки. Двускатные кровли самцовые с фронтонами из брёвен-самцов. На вершину кровли укладывали охлупень. Кровлю связывал продольный брус князь (князёк) или конь (конёк). К этому брусу крепились стволы деревьев с закорючинами курицы. На крючья курицы укладывали свесы, водостоки. Позднее появились стропильные кровли трёх- и четырёхскатные.

Фундамент Изба устанавливалась прямо на грунт или на столбы. Под углы подводились дубовые колоды, большие камни или пни, на которых и стоял сруб. Летом под избой гулял ветер, просушивая снизу доски так называемого «черного» пола. К зиме дом обсыпали землей или устраивали из дёрна завалинку. Весной завалинка или обваловка в некоторых местах раскапывалась для создания вентиляции. Внутренняя отделка Потолок из колотых пополам брёвен или брусьев. Брусья потолка укладывали на массивную балку матицу. Потолок обмазывали глиной. Поверх потолка для утепления насыпали просеянную землю. В матицу вкручивали кольцо для почепа. К очепу подвешивали колыбель. Внутренние стены белили, обшивались тёсом, или липовыми досками. Вдоль стен стояли лавки и сундуки. Спали на лавках, или на полу. Ещё в XIX веке в небогатых домах кровать играла декоративную роль хозяева продолжали спать на полу. На стенах устраивали полки. Над входом между стеной и печью устраивали полати. Кроме красного угла в избе был «бабий угол» (или «кут») напротив печного чела. Мужской угол, или «коник» у входа. Закут за печью.

Красный угол В русской избе, обычно ориентированной по сторонам горизонта, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. В переднем углу устанавливался стол, который назывался большим. К большому столу вдоль стены приставляли ещё один стол, который назывался прямым. Вдоль стен избы стояли лавки. Лавка, расположенная в красном углу, называлась большая лавка. В красном углу, на большой лавке за столом сидел хозяин дома. Место хозяина дома называлось большим местом. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства. Если все не умещались за большой и прямой стол, к прямому столу под углом приставляли кривой стол. Большое место считалось почётным, и предлагалось важным гостям. Гость должен был ритуально отказываться от места. Священнослужители садились на большое место, не отказываясь. Последнее место за кривым столом называлось полатный брус, так как располагалось под потолочным брусом, на который укладывали полати. В былинах богатыри на княжеских пирах садились обычно на полатный брус, а затем уже пересаживались на более почётные места, исходя из своих подвигов.

Типы изб Четырехстенная изба Простейшее четырехстенное жилище. Часто временная постройка. Изба-пятистенка Изба-пятистенка или пятистенок жилая деревянная прямоугольная в плане постройка, разделенная внутренней поперечной стеной на две неравные части: избу (горницу) и сени (как правило, нежилую комнату) Изба-шестистенка Изба-шестистенка (шестистенок) дом с двумя поперечными стенами.

Иглу

И́глу (инуктитут /iglu; на языке индейцев Северной Америки куинзи) зимнее жилище эскимосов. Представляет собой куполообразную постройку диаметром 3 4 метра и высотой около 2 метров из уплотнённых ветром снежных или ледяных блоков. Также может быть «вырезано» из подходящего по размеру и плотности сугроба. При глубоком снеге вход обычно устраивается в полу, ко входу прорывается коридор. При неглубоком снеге вход устраивается в стене, к которой достраивается дополнительный коридор из снежных блоков. Важно, чтобы вход в иглу был ниже уровня пола это обеспечивает отток из постройки тяжёлого углекислого газа и приток взамен более лёгкого кислорода, а также не позволяет уходить более лёгкому тёплому воздуху. Свет в иглу проникает прямо через снежные стены, хотя иногда устраиваются окна из тюленьих кишок или льда. Эскимосы могут строить целые посёлки из хижин иглу, соединённых переходами. Внутреннее помещение обычно застилается шкурами, иногда шкурами покрываются и стены. Для обогрева жилища и дополнительного его освещения используются плошки-жирнеки. В результате нагревания внутренние поверхности стен оплавляются, но стены не тают, так как снег легко выводит избыточное тепло наружу хижины. Поэтому в хижине может поддерживаться комфортная для жизни человека температура. Кроме того, снежная хижина впитывает изнутри излишнюю влагу, в результате чего в хижине достаточно сухо.

Яранга

Яра́нга (чукот. яраны) шатер в виде усеченного конуса высотой в центре от 3,5 до 4,7 метра и диаметром от 5,7 до 7-8 метров. Используется как переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) северо-востока Сибири. Каркас собирают из лёгких деревянных шестов в форме слегка наклонённой внутрь стенки и конуса или купола над ней. Сверху каркас покрывают оленьими или моржовыми шкурами. В среднем на ярангу обычного размера требуется потратить около 50 шкур. Внутри яранга делится на жилое отапливаемое помещение - иоронгу - и кладовую, разделённые вертикальным пологом, образующим в плане квадрат.

Юрты

Ю́рта (тат. йорт - дом, в некоторых тюркских языках башк. тирмә [tirmä]; каз. киіз үй; кирг. боз үй; монг. гэр; узб. o`tov) переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у кочевников. Юрта полностью удовлетворяет потребностям кочевника в силу своего удобства и практичности. Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа. Она легко перевозится на верблюдах, лошадях или автомашине, её войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и холод. Отверстие на вершине купола служит для дневного освещения и позволяет пользоваться очагом. Юрта и поныне используется во многих случаях животноводами Казахстана, Кыргызстана и Монголии ввиду своей практичности. Особенностью юрты является то, что она позволяет легко регулировать освещенность и вентиляцию. Дым выходит через центральное отверстие, не заполняя помещение. Оно же служит днем для освещения, а ночью легко прикрывается (достаточно потянуть аркан), что позволяет сохранить тепло. В жаркую погоду можно поднять вверх боковые кошмы, в таком случае юрта легко проветривается с любой стороны, позволяя людям сидеть в прохладной, обдуваемой тени. Монгольская юрта, как правило, ориентирована по оси север юг. Вход с южной стороны. Почетная сторона юрты, куда сажают важных гостей и где хранится алтарь с изображением богов, находится на севере. В центре юрты расположен очаг. В летнюю жару войлочные стенки могут подниматься на высоту до метра, тогда ветер свободно обдувает помещение, а хозяева могут сидя обозревать окрестности. Изнутри юрта делится на две половины. У монголов восток женская, а запад

мужская. На мужской половине ближе к двери, то есть ближе к земле, находится постель хозяев. Здесь развешивается оружие мужчины, конская упряжь, талисманы. На женской девичьей постель невесты дочери хозяина. Ниже к двери посудный шкаф, ступа для взбивания кумыса символ достатка. Эта половина гостевая. На этой половине также стелют постель для хозяина юрты, как часть ритуала его похорон Юрта появилась в эпоху поздней бронзы XIIIX веках до нашей эры, по мнению некоторых историков наиболее близким являются жилища андроновцев. Но жилища адроновцев представляли собой бревенчатые хижины. Поэтому нельзя полагать эту версию достоверной. Возможно юрта появилась в более поздний период, примерно в 8-5 веке до н. э. Юрты известны со времен хуннов. Устройство юрты у тюрков и монголов несколько различается. Казахские и туркменские юрты имеют двухстворчатые деревянные двери. В казахских и киргизских юртах кроме деревянной двери зачастую используется также и войлочный полог. Некоторые представления о мобильных жилищах древних кочевников дают наскальные изображения. Недалеко от деревни Алыбай Катон-Карагайского района Восточно- Казахстанской области обнаружено изображение жилища шатрового типа с четким делением на правую и левую, мужскую и женскую части. Другое изображение жилища эпохи ранних кочевников обнаружено в ущелье Доланалы севернее села Калжыр Курчумского района Восточно-Казахстанской области. Сейчас юрты используются и для туристического отдыха. В этом случае они могут иметь богатое убранство.

Жилища народов Африки

Архитектура африканских племен весьма различна. К интересным её образцам относятся дома из глины и хвороста, типичные для окрестностей озера Чад.

В Дагомее глиняные дворцы, великолепно сконструированные, окружены колоннами, поддерживающими крышу; они напоминают древнеегипетские дома.

Нигде в мире нет ничего подобного Большому храму Зимбабве, который не вполне удачно нарекли «эллиптическим храмом»: длина наружной стены, окружающей все сооружения, 300 м, высота до 9 м, толщина у оснований 6 м, наверху сужается до 3 м. На сооружение «эллипса» ушло почти 900 тысяч каменных блоков, что соответствует 22,5 млн «европейских кирпичей», весь же «храм» весит не менее 100 тысяч тонн.

Во второй половине 1-го тысячелетия н. э., как можно полагать по данным археологии, этнографии и письменным источникам, на территории Африки уже существовали два основных типа жилища наземная каркасная хижина со стенами из дерева и прутьев, обмазанными глиной или заплетенными травой, и с крышей из листьев, травы или шкур животных и земляная или полуземляная хижина. Ареал распространения каркасных хижин был очень обширен, но для ряда районов Восточной Африки и для всей Южной Африки в VIX вв. н. э. характерно преобладание земляных и полуземляных жилищ. известны три различных типа земляных жилищ.

Наиболее простым и древним из них были ямные жилища, выкопанные в склонах холмов. Передняя стенка жилища с дверью образовывались выбросом из ямы; за счет выброса досыпались и скошенные боковые стенки. Очаг из камней сооружался около двери. Принцип сооружения хижин следующего типа тот же, но боковые стенки очень грубо выкладывались камнем, хотя видны попытки упорядочения кладки. Развитием двух предыдущих был третий тип, сохранявший основной прием врезки в склон холма и облицовку стен камнем. Но жилище это было двухкамерным, причем второе помещение располагалось выше первого. В Западном Судане строились и четырехугольные дома с двускатными крышами, и дома с четырехскатными крышами, и характерные для всей зоны восточно-и североафриканских саванн цилиндрические дома с конической крышей.

В Бенине по сей день успешно строятся дома на сваях Этот слоно-дом тоже из Бенина

Японский дом

В традиционной Японии архитектура и стиль дома зависели от положения их владельца – зажиточные самураи использовали для постройки своих жилищ самые лучшие материалы и привлекали к работам самых искусных плотников. Дом такого самурая обычно был обнесён стеной с воротами, размер и украшение которых соответствовали положению хозяина дома в самурайской иерархии. В основании дом имел прямоугольник и был одноэтажным (сейчас традиционные дома всё-таки делают уже двухэтажными). Всю конструкцию приподнимали на сваях (на см), что предохраняло её от сырости и плесени, а также от небольших толчков землетрясений. Главными героями в конструкции являются опорные столбы, которые врывали в землю или ставили на каменные "подушки". Вторую скрипку в сооружении японского дома играет крыша – она значительно больше крыш, сооружаемых на Западе, и призвана защитить дом от палящих солнечных лучей и сильных дождей или снега. Стены, обращённые к улице, зафиксированы и неподвижны, в то время как стены, выходящие во внутренний дворик, делались раздвижными. Внешние раздвижные стены – амадо – делались из твёрдых деревянных пластинок и в тёплое время года снимались насовсем. Существовали (и существуют) ещё одни перегородки, отделяющие жилые помещения от веранды, - сёдзи. Первоначально веранда (энгава) делалась для того, чтобы охранник (а впоследствии и все жители дома), обходя территорию, не нарушил покой дома и не повредил красоте сада, который является неотъемлемой частью японского дома. Когда снимаются или раздвигаются сёдзи и амадо, то интерьер дома образует единое целое с окружающей его природой. Рама и решётка сёзди

делаются из дерева, а верхняя часть с наружной стороны оклеивается рисовой бумагой, пропускающей свет. Деление на комнаты происходит с помощью внутренних раздвижных стен - фусума, чья верхняя часть с двух сторон оклеивалась непрозрачной рисовой бумагой, чью поверхность нередко украшал рисунок. Из практичных соображений в нижней части рам бумага закрепляется бамбуковыми планками. При входе в дом обязательно снимают обувь, которую можно оставить на специальном камне у входа. По деревянному полу веранды или комнат сейчас разрешается ходить в тапочках, но при входе на территорию, выстланную татами, нужно снять и тапочки. Татами представляют собой маты из прессованной рисовой соломы, обшитые травяными циновками и скреплённые по краям специальной плотной тканью (чаще всего чёрной). Татами всегда делаются прямоугольной формы, что делает их удобной единицей для измерения площади помещения. Размер татами различается в различных районах Японии, в частности, в Токио стандартом татами является следующий: 1,76 х 0,88 м. В традиционном японском доме согласно принципу ваби очень мало мебели, при этом важно не спутать аскетичный сам по себе дом буси и действительно традиционный японский дом. В лучших домах в гостиной находились встроенная доска для письма, полочки для демонстрации книг, а также токонома (ниша) – эстетический центр всего дома, где мог висеть свиток (гакемоно) с изречениями или рисунком, стоять букет цветов или ценный предмет искусства. Свитки могут меняться в зависимости от времени года или же по желанию хозяев.

Предметы повседневного обихода (в том числе и спальные принадлежности) убираются во встроенные шкафы, а сидят, отдыхают и спят японцы на полу. В эпоху Эдо особой популярностью стали пользоваться сундуки на колёсиках, куда складывали различные ценности и прочее имущество. Колёсики служили гарантией быстрой эвакуации всего необходимого из горящего дома, который, кстати говоря, при своём разрушении не мог нанести кому бы то ни было особо тяжкого ущерба в силу своего относительно малого веса. Одна и та же комната могла использоваться и как спальня, и как рабочий кабинет – достаточно лишь расстелить футон или внести столик для письма. Помимо этих столов с ящичками, где можно было хранить всё необходимое, популярностью пользовались так называемые сервировочные столики, которые покрывались лаком. Причем вся мебель в традиционных домах была исключительно лёгкой, дабы не оставлять следов на мягких татами. Отдельно стоит упомянуть материалы, используемые для постройки и оформления такого дома: - дерево для сёдзи и фусума не лакируется, а свой блеск и золотистый или коричневый цвет приобретает от времени и соприкосновения с людскими руками, что замечательно соответствует принципу саби. - камень не шлифуется до блеска, а металлические изделия как правило покрыты патиной, которую никто не собирается счищать, т.к. японцев привлекают следы времени, оставленные на тех или иных вещах, именно в этом они видят особое очарование. Таким образом обустраивались дома самураев всех уровней, разумеется, с поправкой на ранг и положение в обществе – по мере уменьшения дохода и второй этаж.

престижа самурая дома становились меньше, а убранство и декор – проще. Дома простолюдинов значительно отличались от жилищ воинов: у торговцев и ремесленников в передней части дома располагалась лавка, позади которой находились жилые помещения для семьи и работников. Большая часть подобных домов представляла собой простые и лишённые украшений постройки, внутреннее обустройство которых было чрезвычайно скромным. В конце Реставрации Мейдзи большинство семей сидели и спали прямо на деревянном полу, подстелив для мягкости мешки, набитые соломой. Позднее горожане стали подражать богатым самураям и использовать для этих целей татами. Также во многих городах были запрещены многоэтажные постройки, но некоторые тем не менее умудрялись обходить этот запрет. В частности, в Канадзаве властями регулировалась высота крыши фасада у домов ремесленников и торговцев, она не должна была превышать полутора этажей. Действительно, у многих крыша фасада находилась на этой высоте, но затем постепенно поднималась и образовывала полноценный второй этаж

Небогатые ремесленники и поденщики с большинстве своём жили в нагайях ("длинных домах"), которые были рассчитаны на несколько семей. Передняя дверь каждого отсека выходила на узенькую кухню с земляным полом. В ней размещалась глиняная печь, место для дров, а в стены были вколочены деревянные колышки для горшков и кувшинов. Человек или целая семья жили и иногда даже работали в единственной комнате размерами три на три метра. Жители подобных помещений страдали от духоты летом, а зимой мёрзли, пытаясь согреться теплом очага, на котором готовилась пища. Естественно, что в таких жилищах не было водопровода и всем жителям приходилось пользоваться общим колодцем и уборной, расположенной во дворе. Жилища крестьян значительно различались по размеру и оформлению, но были у них и общие черты, в частности, разделялись помещения для проживания и помещения для работы. Рабочие помещения с земляным полом использовались семьёй для выполнения сельскохозяйственных работ и для содержания домашних животных. Здесь же находилась глиняная печь и сточная труба для уборки после приготовления пищи. В беднейших домах земляные полы, выстланные мешками с соломой, были и на жилой половине, которая отделялась от рабочей зоны невысокими перегородками. Зажиточные крестьяне достраивали дополнительные комнаты, полы в которых были деревянными, а вдоль стен располагались очаги для приготовления пищи и отопления помещений в зимнее время. Можно даже предположить, что дома деревенской элиты не сильно отличались по убранству и количеству помещений от домов богатых купцов и самураев. В Японии в принципе не было каменной архитектуры (только стены и цоколи зданий возводились из камня) и дворец отличался от халупы бедняка "всего лишь"

площадью и числом помещений, а также качеством и богатством отделки. И японский традиционный дом продолжает жить и сегодня – в сельской местности подобная застройка значительно преобладает, но в мегаполисах подобное расточительство недопустимо и миллионы японцев вынуждены ютиться в домиках, занимающих такую площадь, какую русский бы человек отвёл разве что под гараж.