Использование приема медленного чтения для формирования читательской позиции и умения аргументировать собственное мнение Учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дорога наша жизнь, но дороже детей нет ничего. 55 способов сказать ребенку « Я тебя люблю » 55 способов сказать ребенку « Я тебя люблю »
Advertisements

Цель : познакомить с рассказом А. П. Чехова Толстый и тонкий ; научить работать с текстом художественного произведения.
Учись учиться
Манифест Мужчины (Раз и навсегда!) В надежде, что женщины этого мира нас поймут, хотя надежды этой так мало...
Проект по теме: Граница между добром и злом
Права, обязанности знай И по жизни побеждай! Если ты законы знаешь И их честно исполняешь, То спокойно проживешь И в беду не попадешь!
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
1 ПАДЕЖИ. Выполнила ЗИНЧЕНКО ЮЛИЯ ИВАНОВНА, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия 1» г.Норильска Красноярского края.
В особо тяжелые минуты, когда всё валится из рук и любая фраза о том, как прекрасен белый свет, кажется насмешкой - всегда надо помнить, что:
Презентация родительского собрания Тема: « ПЕРВЫЕ УРОКИ ШКОЛЬНОЙ ОТМЕТКИ» Из опыта работы учителя начальных классов Синичук Л.А. Презентация родительского.
Что такое Дружба ?. Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Проект ученицы 4 класса Сапун Марии Руководитель:Лебедева Т.Н.
Мой первый учитель.. Дорогие друзья! Я очень рада,что могу поделиться с вами этой маленькой историей моей первой учительницы. Которую я расскажу вам от.
Наши ошибки в воспитании детей Родительское собрание в 5 классе Разработал классный руководитель: Иост Лариса Ивановна.
Государственное образовательное учреждение города Москвы детский сад общеразвивающего вида 939 Адаптация ребёнка к условиям ДОУ Рекомендации родителям.
Горская Серафима Александровна МОУ СОШ 4 города Приозерска Ленинградской области Библиотечный репетитор.
Было это в одной восточной стране. Люди, живущие в ней, были несчастны, потому что они забыли все наказы и всё, чему их учили в древности мудрые люди.
Геометрические сказки Путешествие второе. Пришла Чистюлька утром к Карандашу: -Доброе утро! -Не совсем оно доброе. -Так- так, что-то случилось? -А ты.
Мои первые библиотечные правила. Зачем нужны правила? Неужели без них в библиотеке не обойтись?
Как вы думаете, что это?. Что говорит об этом Бог в Библии? 25 Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, 26 много потерпела от многих.
Транксрипт:

Использование приема медленного чтения для формирования читательской позиции и умения аргументировать собственное мнение Учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии 184 Цыганкова А. В.

Увидеть новое – большая заслуга. Увидеть новое и не пройти мимо – заслуга не меньшая. Напротив – большая. Д.С. Данин

Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно ориентированное обучение, особое место занимает технология развития критического мышления, главной особенностью которой является «конструирование» собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности.

Методы, используемые в технологии – это методы активного чтения: медленное чтение, чтение с остановками, «погружение» в текст.

Чтение с остановками. Подготовительная работа. 1. Учитель выбирает текст для чтения. 2. Текст заранее делится на смысловые части. 3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Алгоритм работы по стратегии чтения с остановками: Первая фаза – фаза Вызова Вторая фаза – фаза осмысления содержания Третья фаза – фаза рефлексии

1. Вызов На стадии вызова учитель создает пробылемную ситуацию, вызывая у своих учеников воспоминания по данной теме, обращаясь к их собственному опыту.

2. Осмысление содержания Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением каждого и прогнозом развития сюжета. Тонкие вопросы Вопросы, требующие односложного ответа, вопросы репродуктивного плана. (Кто? Что? Когда?) Толстые вопросы Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. (Почему…? Согласны ли вы…? Верно ли…?)

3. Рефлексия Рефлексия в данном случае понимается как «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. Говоря проще, третья фаза направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося своим в полном смысле этого слова.

Франк Павлофф «Коричневое утро» Медленное чтение с остановками

Вытянув ноги на солнце, мы с Чарли не то чтобы разговаривали, скорее, просто высказывали вслух мысли, приходившие нам в голову, даже не обращая внимания на то, что каждый из нас в свою очередь говорил. Это был один из тех приятных моментов, когда можно было не смотреть на время, потягивая кофе. Когда он сообщил мне, что отвёл на укол свою собаку, меня это удивило, но не более того. Всегда грустно, когда твоя собачонка тяжело стареет, но по прошествии пятнадцати лет надо отдавать себе отчёт в том, что рано или поздно она отдаст концы. Понимаешь, она не была коричневой. Ну да, у тебя ж был лабрадор, это не совсем его цвет. А чем он болел? Да дело не в этом, просто это была не коричневая собака, вот и всё. Чёрт возьми, как с котами теперь, что ли? Ну да, что-то вроде. Что касается котов, я был в курсе. В прошлом месяце я вынужден был избавиться от моего домашнего кота, которого угораздило родиться белым с чёрными пятнышками. Перенаселение котов, и правда, стало уже невыносимым, и, исходя из того, что говорили государственные учёные, лучше всего было оставлять коричневых. Только коричневых. Все селекционные тесты доказывали, что они лучше адаптируются к нашей городской жизни, что у них небольшой приплод, и они гораздо меньше едят. По мне, кот есть кот, и необходимо было каким-то образом решать пробылему, пусть даже при помощи государственного декрета, который устанавливал уничтожение всех котов, которые не были коричневыми. Представители городской милиции бесплатно раздавали шарики мышьяка. Смешанные с едой, они отправляли котов на тот свет в один миг. Моё сердце сжалось на мгновение, но вскоре всё забылось.

Остановка 1 1. Как вы думаете, где происходят события данного произведения? 2. Что вы можете сказать о государстве, в котором разворачивается действие? 3. Что вы можете сказать о главных героях произведения? 4. Что тревожит в данном фрагменте? 5. Как, по-вашему, будут развиваться события дальше?

А вот насчёт собак я немного больше удивился, даже не знаю почему. Может, потому что они покрупней, или потому что собака друг человека, как говорят. В любом случае, Чарли рассказал мне об этом так же естественно, как я о своём коте. Слишком много преувеличенной сентиментальности ни к чему не приводит, а насчёт собак, в самом деле, коричневые, вроде, более выносливые. Нам, собственно, больше нечего было друг другу сказать, и мы разошлись, но с каким-то странным чувством. Так, словно мы не всё друг другу сказали. Было немного не по себе. Спустя некоторое время, именно от меня Чарли узнал, что «Ежедневная городская газета» больше не будет выходить. Он просто обомлел: газета, которую он читал каждое утро, попивая свой кофе со сливками! Они закрылись? Забастовки? Обанкротились? Нет, нет, это из-за дела с собаками. Коричневыми? Да, как всегда. Ни одного дня без открытого осуждения этих новых национальных мер. Они доходили до того, что ставили под сомнение результаты учёных. Читатели не знали, что и думать, некоторые даже начинали прятать своих собак! Доигрались с огнём… Как и ты говоришь, в конце концов, газету запретили. Чёрт возьми, а как же результаты скачек? Ну, старик, надо будет посмотреть твои результаты в «Коричневых Новостях», осталась только эта газета. Кажется, что касается скачек и спорта, она держится на плаву. Так как другие давно перешли границы, нужно было, чтобы хоть одна газета в городе осталась. Не могут же люди обойтись без информации.

Остановка 2 1. Какие декреты вышли в государстве, о котором идет речь? 2. Как к этим нововведениям относятся горожане? 3. Что беспокоит героев? 4. Меняется ли настроение в этом фрагменте по сравнению с началом рассказа? 5. Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?

В тот же день я ещё раз встретился за чашкой кофе с Чарли, но мне было как-то не по себе становиться читателем «Коричневых Новостей». Однако, вокруг меня клиенты бистро продолжали свою жизнь как и раньше: определённо, я зря начал беспокоиться. Потом настала очередь книг в бибылиотеках, тоже не очень ясная история. Против издательств, которые являлись частью той же финансовой группы, что и «Ежедневная городская газета», возбудили судебные процессы, а их книги стали запрещёнными на бибылиотечных полках. В самом деле, если бы люди читали то, что эти издательства продолжали пубыликовать, то находили бы слово собака или кошка, по крайней мере, один раз на том, и, разумеется, далеко не всегда рядом со словом коричневый. Они должны были об этом знать.

Остановка 3 1. Что беспокоит главного героя после запрета городской газеты? 2. Что успокаивает главного героя? 3. Считает ли главный герой запрет и уничтожение книг в государстве правильной мерой? 4. Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?

Не надо провоцировать, – говорил Чарли, – ты понимаешь, нация ничего не выиграет тем, что будет отвергать закон и играть в кошки-мышки. Коричневые, добавил он и огляделся, коричневые мышки, на случай, если бы кто-то услышал наш разговор. Из предосторожности мы приобрели привычку добавлять «коричневый» в конце фраз или после слов. Поначалу, просить коричневый анисовый ликёр было для нас странным, но, в конце концов, язык ведь развивается и меняется, и не более странно добавлять «коричневый», чем «был…», через слово, как у нас это часто делается. По крайней мере, мы были на хорошем счету и были спокойны. В конце концов, мы даже выиграли на скачках. Немного, конечно, но, тем не менее, это был наш первый коричневый выигрыш на коричневых скачках. Это нам помогло смириться с беспокойствами, которые нам причиняло новое законодательство. Однажды мы с Чарли так здорово посмеялись! Помню, я ему тогда сказал прийти ко мне смотреть финал Кубка кубков. А он заявился со своей новой собакой! Она была просто великолепна, коричневая от кончика хвоста до кончика носа, с карими глазами. Видишь, в конечном счёте, он даже ласковее, чем предыдущий, и он мне повинуется беспрекословно. И не надо было делать драму из истории с чёрным лабрадором. Но едва он произнёс эту фразу, как его собака рванула под диван, тявкая как чокнутая. Словно хотела показать, что ори не ори, а даже будучи коричневым, он не повинуется ни своему хозяину, ни кому бы то ни было! И Чарли вдруг понял. Нет, ты тоже? Ну да, вот увидишь. И тут моя новая кошка выскочила стрелой, вскарабкалась по шторам и укрылась в шкафу. Кошка с карими глазами и коричневой шерстью. Как же мы смеялись. А ты говоришь о совпадении! Понимаешь, сказал я ему, у меня всегда были кошки, тогда… Ну, разве она не красива, эта? Она великолепна! ответил он мне. Потом мы включили телевизор, в то время как наши коричневые животные следили друг за другом краем глаза. Я уж не помню, кто выиграл, но помню, что мы чудесно провели время и чувствовали себя в безопасности. Достаточно просто делать то, что считалось правильным в городке, и нас это успокаивало и упрощало нам жизнь. Коричневая безопасность могла быть чем-то хорошим. Конечно, я вспоминал о маленьком мальчике, которого встретил на тротуаре напротив, и который оплакивал своего белого пуделя, умершего у его ног. Но, в конце концов, если он слушал хорошо то, что ему говорили, собаки не были запрещены, нужно было просто подыскать коричневую. Даже щенков можно было найти. И тогда, как и мы, он чувствовал бы себя законопослушным и быстро забыл бы прошлое.

Остановка 4 1. Герой произведения говорит о том, что он с другом был «на хорошем счету». У кого на хорошем счету были друзья? 2. Что помогает героям смириться с беспокойствами, причиняемыми новым законодательством? 3. Главный герой жалеет мальчика, потерявшего собаку, и осуждает его. За что он осуждает ребенка? 4. Как, по-вашему, будут развиваться события дальше?

Но вот вчера просто невероятно я чуть было не попался городской милиции, одетой в коричневое и не делающей скидок никому. А я-то считал себя в безопасности! Они меня не узнали, потому что они новички в квартале и ещё не выучили всех в лицо. Я шёл к Чарли. По воскресеньям именно у него мы играем в белот. У меня была упаковка пива в руке, вот и всё. Мы должны были поиграть в картишки пару часов, потягивая пивко. Но вот так сюрприз: дверь его квартиры была разбита вдребезги, и двое полицейских, торчащие на лестничной площадке, разгоняли любопытных. Я сделал вид, что иду на верхние этажи, и спустился назад в лифте. Внизу люди разговаривали вполголоса. Но ведь у него была настоящая коричневая собака, мы всё это прекрасно видели! Да, но, судя по тому, что они говорят, дело в том, что до этого у него была чёрная, а не коричневая собака. Чёрная! Раньше? Да, раньше. Даже то, что у вас когда-либо была не коричневая собака, теперь считалось преступлением. А это совсем нетрудно было узнать, достаточно было спросить у соседа. Я ускорил шаг. С меня лился пот, замачивая рубашку. Если иметь не коричневое животное раньше считалось преступлением, я был хорошей добычей для полиции. Все в моём доме знали, что раньше у меня была чёрно-белая кошка.

Остановка 5 1. Герой считает желание коричневых полицейских арестовать его невероятным. Неожиданно ли для вас такое поведение коричневых полицейских? 2. Как вы считает, что ждет героя в дальнейшем? Свою точку зрения обоснуйте. 3. Как вы считаете, чем закончится произведение?

Раньше! Вот уж о чём я никогда бы не подумал! В это утро Коричневое Радио подтвердило новость. Чарли, несомненно, стал одним из тех пятисот человек, которые были арестованы. Даже если вы купили недавно коричневое животное, это не значит, что вы поменяли мышление, добавили они. Иметь несоответствующую собаку или несоответствующую кошку, когда бы то ни было преступление! Диктор даже добавил: «Оскорбыление национального достоинства». И я хорошо запомнил продолжение. Даже если лично у вас не было несоответствующей собаки или несоответствующей кошки, но кто-то из вашей семьи отец, брат или двоюродная сестра, например, имел такое животное, пусть даже раз в жизни, вы рискуете нарваться на серьёзные неприятности. Я не знаю, куда они увезли Чарли. Но тут они явно преувеличивают. Это сумасшествие. А я-то считал себя в безопасности на долгое время с моей коричневой кошкой. Конечно, если они начнут копать, что было раньше, они никогда не закончат арестовывать владельцев кошек и собак. Всю ночь я не сомкнул глаз. Я должен был сразу отнестись с недоверием к коричневым, как только они нам навязали свой первый закон о животных. В конце концов, то была моя кошка, как и собака Чарли его собака, мы должны были сказать «нет». Сопротивляться дальше, но как? Всё происходит так быстро, есть работа, ежедневные хлопоты. Другие тоже опускают руки, чтобы побыть хоть немного спокойными, ведь так? Ко мне стучатся в дверь. Так рано утром? Такого раньше не было. Мне страшно. Ещё совсем раннее утро, за окном коричневые сумерки. Да перестаньте же так громко стучать, я иду!

1.Стр.1 jpg 2. Кофе jpg 3.Стр.2 jpg 4.Стр jpg 5.Стр. 4 jpg 6.Стр. 5 jpg 7.Стр. 6 jpg 8.Стр. 7 jpg 9.Стр. 8 jpg 10.Стр. 9 jpg 11.Стр jpg 12.Стр jpg 13.Стр jpg 14.Стр jpg 15.Стр jpg 16.Стр jpg 17.Стр jpg 18.Стр jpg 19.Стр jpg 20.Стр jpg 21.Стр jpg 22.Стр jpg 23.Стр jpg 24. Текст Технологический прием «Диафильм» – Аствацатуров Г.О. priyom-diafilm/ priyom-diafilm/