Что в имени тебе моём? Урок русского языка в 5 классе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цели урока: -повторение изученного материала по теме «Существительное»; -углубить знания по теме «Правописание собственных имен»; - развивать познавательную.
Advertisements

Я живу в чудесной стране. У нас живет пушистый кот. пушистый кот. Галчата пищат в гнезде.
Заглавная буква. Буква заглавная очень важна В письменной речи для дела нужна. Ставится буква у строчки вначале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия.
Урок русского языка 1 класс Сидорцова Надежда Ивановна учитель начальных классов МОУ СОШ 6 г. Ужура.
Успенский Лев Васильевич- русский советский писатель.Родился в Петербурге в 1900г. Участник Гражданской войны 1918 – 20 и Великой Отечественной войны.
Презентация по теме: Топонимы Кубани
1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 1.Выборочная проверка выполнения упражнения 186 (с. 91 учебника). 3.Словарный диктант.
Большая буква в кличках животных Урок по русскому языку для 2 класса учителя средней школы 11 Слегиной Л.М уч. год.
1 Подготовила учитель начальных классов Васильева Ольга Георгиевна МАОУ Армизонская СОШ.
Урок «Большая буква в именах собственных » Автор: Дарьина В.В., учитель начальных классов, первая категория, оборудование: мобильный класс, технология:
Учитель русского языка и литературы: Нечитаева О.А.
Проект «Я и моя семья» подготовительная группа «Львёнок» Воспитатель: Гоголева Е.В.
Игра «Меня звали. Меня зовут. Меня будут звать» Света- Светлана- Светлана Николаевна.
Русский язык. 5 класс Большая буква в именах собственных Учитель: Карслиева Н.Н. МОУ ООШ 9 х.Жуковского.
3 февраля Классная работа. Мороз, морозец, морозный. за мороз к и.
Морфологический разбор существительного. Девиз урока: Вспоминаем то, что знаем.
Вспомнить основные случаи употребления прописных букв; Формировать умение употреблять прописные буквы, развивать орфографическую зоркость; Мотивировать.
Большая буква в именах собственных Русский язык 2 класс.
Правила употребления прописных букв. Подготовила учитель русского языка и литературы ГКС(К)ОУ «Школа-интернат для глухих детей» г.Владикавказа Макоева.
Морфологический разбор имени существительного. Урок русского языка в 4 классе Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ 2 Цыплакова Н.В.
Транксрипт:

Что в имени тебе моём? Урок русского языка в 5 классе.

Цель и задачи: Цель урока: Повторить тему «Имена существительные собственные». Задачи урока: Закрепить навык правописания собственных имён существительных. Дать представление о топонимии, этимологии топонимов района (Туапсинского). Формировать орфографическую зоркость при написании простых и составных топонимов. Воспитывать чувство любви к родному краю, формировать гражданско-патриотические качества личности школьников.

Номинации ЛУЧШИХ: «Исследователь» «Зоркий глаз» «Высокий слог» «Знаток» «Скороговорщик»

Проверка багажа 1. Вы назвали свои имена, какую часть речи вы употребили? 2. Какие ещё значения имеет эта часть речи? 3. Что оно означает, кроме имени человека?

Проверка багажа Каковы особенности правописания собственных имён существительных, означающих имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия? А как правильно написать заголовок книги, названия разных печатных изданий, предметов?

Словарик Топос (место) + онима (имя)= топоним. Этимология – происхождение (слова).

ПРОВЕРКА БАГАЖА Впиши, где нужно кавычки, выбери и подчеркни прописную или строчную букву. 1 вариант. Книга (А,а)стрит (Л,л)линдгрен Мио мой, Мио ; кинофильм Снежная королева,рассказ (А,а)антона (П,п)павловича (Ч,ч)чехова Каштанка, пьеса (Е,е)евгения (Ш,ш)шварца Дракон, кинотеатр (Р,р)россия, газета Кот и пёс, журнал Трамвай. 2 вариант. (К,к)краснодарский край, (Т,т)туапсинский район, газета Туапсинские вести, альманах Краевед Черноморья, дольмен (К,к)лихо, кафе (А,а)нюта, гора (Ж,ж)ижиюк, река (А,а)гой.

Станция 1 «Значение имени» Руслан – древнерусское имя, в переводе из арабского через тюркский язык «арслан» означает «лев»; Максим – от латинского «максимум» - означает «величайший»; Роман – из латинского «Романус» - означает «римский»; Артур – из кельтского «артос» - означает «медведь»; Зарина – производное от Зара (из персидского «зар» - «золото»); Альберт – из немецкого Альберт или Адальберт (древнегерманское «адель» - благородный + «берт» - блестящий); Людмила – сокращённо Люда, образовалось от основ слов «люд» - люди + милая; Виктория – из латинского языка имя древнеримской богини Победы, которая, согласно преданию, сопутствовала Марсу; Анзор - в переводе означает «сподвижник»; Ким – образовалось из сокращения фразы: Коммунистический интернационал молодёжи.

Станция 2 «Улица, на которой я живу» Школьная Мира Садовая Шапсугская Советская Дружбы

Станция 3 «Имена вокруг нас» Аул Агуй-Шапсуг расположен вдоль речки Сусане, которая, вместе с тремя другими – Колехопс, Гынкопс и Гонежук – образует р. Агой. Название реки Сусане по-адыгейски звучит «Сусанэ нэп с». Сусанэ – имя собственное, нэп сы «слёзы». Дословно: «Слёзы Сусанны». Колехо - по-адыгейски «Къолэктопсы». Къуалэ «ворона», кто «долина», псы «река». Дословно: «Воронья долина, река». Гынкопс - по-адыгейски «Гыныктопсы». Слово «гены» осмысливается, как квашеная капуста. Элемент кто означает «долина», псы «река», «вода». Буквально: «Долина, где произрастает капуста». Гонежук - по-адыгейски звучит «Гъонэжъыкъу». Дословно: «Устье старой дыры».

Агуй - Шапсуг В Адыгейском топонимическом словаре Касима Хамосовича Меретукова приводятся два варианта, один - относящий Агуй к слову «гуе» в переводе «смелый», «отчаянный», второй – утверждающий, что географическое расположение посреди гор. По названиям Абреджитам, Шекестам, Якошетам, Хорохотам, Хунетам, Чушхахабль, Хэшикъхабль, Колехо можно предположить, что первыми обитателями этих мест были шапсуги из рода Абреговых, Шегяшевых, Хороховых, Яквашевых, Чушха, Хэщык, Хуновых. Учитывая, что восемь по-адыгейски «и», ладонь «lагу», «Агуй» можно перевести как «восемь дружных ладоней». Обычно шапсуги о неразлучной и большой дружбе говорили – «агу изэрэгъэшхыкlы», дословно – «принимающий пищу из одной ладони «место восьми дружных ладоней (селений)».

Ребята, как называется наш район, почему? Из какого языка? Что означает?

На берегу какого моря расположен наш район? Какие ещё названия этого водоёма вы знаете? Скифское Верхнее Море Заката Понт Эвксинский

Заметка путешественника: 1 вариант. Составьте предложения с именами собственными: Ккраснодарский край, Чёрное море, аул Агуй-Шапсуг. ___________________________________________________ 2 вариант. Допишите предложения, добавив однородные члены предложения. Многие писатели пишут о красоте Кавказа: _________________________________________________ Туристы побывали в разных населенных пунктах Туапсинского района: ___________________________________________

Станция 4 «Не переговорить, не выговорить», или «Скороговорочная» Мама Милу мыла мылом. Шёл Прокоп, шла Прокопиха, шли маленькие прокопята. У Саши нос в саже, скажи об этом Саше. Ткачи ткали ткани на платье Тане. На горе горько ревёт Егорка. Макара укусил комар. Прихлопнул комара Макар. Собирала Маргарита маргаритки на горе. Растеряла Маргарита маргаритки на дворе. Архип осип. Осип охрип. На дворе – травушка, в сундуке – Савушка. Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

Станция 5 «Конечная» Домашнее задание: Выполнить оставшиеся упражнения заданий 1 и 4.