Мастер – класс по теме: «Организация групповой работы на учебном занятии в процессе формирования системы универсальных учебных действий» Форма проведения:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Название проекта Творческое название. Основополагающий вопрос: В чем таинственность царства грибов? Проблемные вопросы: В чем уникальность происхождения.
Advertisements

Урок биологии по ФГОС в 5 классе на тему: «Царства живой природы» «Нет ничего более изобретательного, чем природа». «Нет, ничего более упорядоченного,
Автор проекта: Колотовкина Наталья Львовна, учитель начальных классов гимназии 13 г. Красноярска Тьютор-методист: Жидкова Татьяна Ильинична, доцент кафедры.
Маскалёв А.Д. 1 Разнообразие живого Маскалёв А.Д. 2 Разнообразие живого – это разнообразие всех видов живых организмов в природе,
Организация современного урока с точки зрения системно- деятельностного подхода, на примере урока биологии.
Тема : « Атмосфера и ее роль для живых организмов »
В ФГОС предлагают определить урок как один из типов занятий, не противопоставляя эти два понятия. Официально закрепив понятие «занятие» - как форму обучения.
Водоросли Проверочная работа Вариант 1 5 класс Ф.И 1. Этот гриб относят к… 1. дрожжи 2.шляпочные 3.плесневые 4. паразиты 2. Грибы сходны с растениями,
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Групповая форма работы Из опыта работы учителя начальных классов Горковченко Татьяны Юрьевны Горковченко Татьяны Юрьевны.
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
Технологическая карта урока. Что значит быть готовым к уроку? Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу.
Особенности деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Самоанализ урока русского языка «Перенос слов» Учитель начальных классов МБОУСОШ 57 Железняк О.И.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ О.Н. Хижнякова доцент, зав. кафедрой начального образования СКИПКРО.
Транксрипт:

Мастер – класс по теме: «Организация групповой работы на учебном занятии в процессе формирования системы универсальных учебных действий» Форма проведения: интегрированное (лекционно-практическое) занятие Цель проведения: обобщить имеющийся опыт организации групповой работы на учебном занятии в системе реализации ФГОС ООН и здоровьесберегающей системы Базарного, а также представить свои наработки по данной теме Учитель начальных классов Гречихина Татьяна Владимировна 2013 г

Никто не может быть лучшим во всем, но всякий в чем-нибудь да лучший… Цель нашей встречи поделиться имеющимся опытом организации групповой работы на учебном занятии в системе реализации ФГОС ООН и здоровьесберегающей системы Базарного. В процессе общения взаимопонимание будет осуществляться с помощью использования рефлекторной методики Боно, которая будет выступать своеобразным дирижером мыслей участников мастер - класса. Начнем с работы в парах // «мини группах» Парами расшифруйте название рефлекторной методики Боно Ш И А - зачеркнуть гласные П Р Е - зачеркнуть согласные С З Д - зачеркнуть звонкие согласные Е О Т - зачеркнуть гласные Ь Е Я - зачеркнуть йотированные гласные Ш И А - зачеркнуть гласные Л П Т - зачеркнуть глухие согласные Я П Р - зачеркнуть согласные П З Д - зачеркнуть звонкие согласные Участники делятся на группы и получают шляпы с комментариями о каждой из них. БЕЛАЯ ШЛЯПА: Какая информация у нас есть? Какая информация нам нужна? Какой информации нам не хватает? Как получить недостающую информацию? Какие вопросы мы должны задать? Как мы собираемся получить новую информацию?

На какие вопросы мы должны получить ответы? КРАСНАЯ ШЛЯПА: Что я чувствую по поводу данной проблемы? ЧЕРНАЯ ШЛЯПА: Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Стоит ли это делать? Какие слабые места? ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА: Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи? СИНЯЯ ШЛЯПА: Чего мы хотим достичь в конце наших размышлений? Что можно делать дальше? Чего мы хотим добиться? Чего мы достигли на текущий момент? ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА: Что в этом хорошего? Каковы преимущества? Кому это выгодно? Откуда появятся преимущества? Каковы различные ценности? Зачем это делать? Каковыми будут результаты? Есть ли в этом выгодные стороны? При каких условиях это будет выгодно?

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Реализовывать её без использования групповых форм работы невозможно. Слайд 2 Теоретической основой являются труды А.В.Петровского, Л.И. Фельдштейна, М.Д.Виноградова, И.В. Первина, В.К.Дьяченко, Х.И. Лийметс Слайд 3 Цель использования технологии – массовое включение обучающихся в процесс самостоятельного усвоения учебного материала. Слайд 4 Задачи использования технологии -интеллектуальные умения (добывать, обрабатывать, преобразовывать информацию) -коммуникативные умения (донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми, для того чтобы сделать что-то сообща) -оценочные умения (оценивать жизненные ситуации, объяснять свою позицию, самоопределяться в системе ценностей) -организационные умения (формулировать цель, составлять план действий, действия по реализации плана, оценка результата) Слайд 5 Порядок проведения групповой работы Технологический процесс состоит из следующих этапов: -выбрать способ формирования групп -познакомить учащихся с правилами работы в группе -организовать самостоятельную деятельность в группах Слайд 6 Способы формирования групп – главное условие изменение состава групп в течение учебного занятия: -по парам, -по четверкам, -по вариантам, -по местоположению (когда дети стоят за конторками),

-согласно классификации «мальчики», «девочки», -макси - группы при работе с сенсорными крестами. Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи. Для срабатывания групп необходимо 3 -5 занятий. Наиболее благоприятной для этого была работа кружка по внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей». Слайд 8 Практические правила работы в группе -распределить статусы и роли в группах. (Мы отступили от предложенных ролевых функций членов групп. Участие детей в экспресс – исследованиях на занятиях кружка по внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей», выявило способности каждого обучающегося, и натолкнуло на мысль о вариативности отчета групп о проделанной работе с целью контроля за мыслительной деятельностью каждого участника: - групповое скандирование - используется с целью реализации коммуникативных УД, обеспечивают умение слышать, слушать, действовать сообща. - ответ по выбору членов группы - участие в ответе каждого члена группы – активизирует мыслительную деятельность каждого участника группы. - по выбору учителя – стимулирует детей на необходимость оказывать поддержку друг другу. - непроизвольный (случайный) выбор Слайд 9 Алгоритм самостоятельной работы в группах -целеполагание необходимый компонент каждого этапа урока для решения регулятивных УД. Например, на этапе организации позитивной мотивации учебного занятия окружающего мира на вопрос «Какова цель уроков окружающего мира?» дети дают ответы «Узнавать природу, учиться понимать её, учиться вести себя так, чтобы не навредить ей, чтобы избежать экологических катастроф» На этапе организации позитивной мотивации учебного занятия литературного чтения на вопрос «Какова цель каждого урока чтения?» дети отвечают «Понимать то, о чем хотел сказать писатель». «Учиться правильно, выразительно читать». «Понимать смысл того, что читаем». Подготовительным этапом для целеполагания стали девизы уроков. Девиз уроков литературного чтения:

«Каждую книгу нужно уметь читать» Девиз уроков окружающего мира: «Природа – это книга, которую человек читает по слогам» -создание проблемной ситуации - заключается в формулировании проблемного вопроса или создании проблемной ситуации. Наибольшей популярностью пользуется у детей выдвижение гипотез с последующим анализом ситуации и подтверждением или опровержением её. -обсуждение полученного задания с использованием «Информационных листов» («Информационный лист» - модель Интернета, энциклопедий, справочников, других источников информации) -сигнал о готовности дети образуют круг с сомкнутыми поднятыми руками, это располагает к общению и символизирует содружество, единение. -отчёт групп о проделанной работе - Слайд 8 -оценка и анализ выполнения заданий группами -организация рефлексии с выводом о достижении поставленных учебных целей Практическая часть Работа в группах по четвёркам на этапе проверки домашнего задания. Занятие по окружающему миру 2. Актуализация полученных ранее знаний и умений. -Проверить свои знания поможет выполнение задание в группах. По изображению определить и назвать царства природы, доказать отличие и сходство представителей этих царств Работа в группах по 4: 1 группа Бактерии – первые организмы, появившиеся на Земле( более 3,5 млрд. лет назад). С греческого языка переводится, как «палочка». Их изучает наука «Бактериология». Большинство бактерий – одноклеточные. По форме бывают: круглые, палочковидные, спиральные. Жизнеспособны - выдерживают 10-и минутное кипячение при 100 градусах. Бактерии бывают полезные и вредные. Полезные: -являются началом любой пищевой цепи -в организме человека (до 1000 видов бактерий, их называют дополнительный «орган») участвуют в пищеварении и защите организма от инфекции

-молочнокислые бактерии – для производства полезных продуктов питания Вредные – вызывают болезни у человека, животных, растений 2 группа Грибы – царство живой природы, сочетающее в себе признаки растений и животных. С греческого языка переводится, как «губка», впитывает влагу всем телом. Их изучает наука «Микология». Строение гриба – мицелий (грибница), пенёк, шляпка. Грибы бывают съедобные, несъедобные, ядовитые, грибы, вызывающие заболевания у растений, животных, человека. Грибы используются в кулинарии, медицине, сельском хозяйстве 3 группа Растения – группа многоклеточных организмов, включающих в себя: -низшие растения (тело не расчленено на части – корень, стебель, лист) – водоросли, лишайники; -высшие: мхи (нет цветов и корней), плауны, папоротники, хвощи (есть корень, стебель, лист), которые размножаются спорами Семенные – размножаются при помощи семян. Среди них наиболее известные хвойные (кедр, пихта, кипарис, лиственница, тис), цветковые (наличие цветка, как органа размножения) Мир растений изучает наука «Ботаника». Только растения способны накапливать энергию Солнца, извлекать из атмосферы углекислый газ, выделять кислород. Существование мира животных и человека невозможно без растений, они являются основой любой пищевой цепи. Благодаря растениям создана атмосфера пригодная для дыхания 4 группа Животные – биологическое царство. Мир животных изучает наука «Зоология». Слово «животное» обозначает «жизнь». Выделяются группы: черви, морские звёзды, моллюски, паукообразные, насекомые, птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие.

Работа в группах по вариантам на этапе подготовки к организации восприятия нового материала. Урок по окружающему миру «Природные сообщества» Возьмем по представителю от каждого царства. Что получилось? (Цепь питания// звенья цепи питания) Что такое цепь питания? (Передача солнечной энергии) (Каждой подгруппе выдается карточка с названием 1 звена пищевой цепи) Обсудить и занять место своего представителя в цепи питания (У доски представитель от подгруппы занимает своё место) Что их объединяет? Как, по – другому, можно назвать представителей царств, которые объединены? Подберите синонимы к словосочетанию «цепь питания»? Экспресс исследование: Работа в группах – макси с сенсорными крестами на этапе расширения знаний -Что может произойти, если из родной среды обитания, из пищевой цепи, выпадет хотя бы одно, казалось самое незначительное звено, например, комар? С какой целью выполняли это задание? - Чем наполним «Чаши весов» наших знаний? - Обсуждение проведения мастер класса по рефлекторной методике Боно «Шесть шляп»

Рефлексия «Шесть шляп»

Цель использования технологии Цель технологии групповой деятельности - включение всех учеников класса в процесс самостоятельного усвоения учебного материала

Современные образовательные технологии (Название, автор/авторы) Технология групповой деятельности учащихся на уроке рассматривается в работах А.В.Петровского, Л.И. Фельдштейна, М.Д.Виноградова, И.В. Первина, В.К.Дьяченко, Х.И. Лийметс и др.

Порядок проведения групповой работы Технологический процесс состоит из следующих этапов : выбрать способ формирования групп познакомить учащихся с правилами работы в группе Организовать самостоятельную деятельность в группах

Способы формирования групп по четвёркам по вариантам по местоположению (за конторками) согласно классификации «мальчики» // «девочки» Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи. Для младшей школы – это 4-5 человек, для основной школы – 5-6 человек, для старшей школы – 5-8-человек. Для срабатывания групп нужно минимум 3-5 занятий.

Практические правила работы в группе групповое скандирование ответ по выбору членов группы участие в ответе каждого члена группы ответ по выбору учителя непроизвольный (случайный выбор)

Алгоритм самостоятельной работы в группах целеполагание создание проблемной ситуации обсуждение полученного задания с использованием «Информационных листов» сигнал о готовности отчет групп о проделанной работе оценка и анализ выполнения заданий группами организация рефлексии с выводом о достижении поставленных учебных целей

жесткая регламентация времени на группообразование нормирование будущей работы чёткость и внятность поставленной задачи недопустима группа из одних только слабых учеников групповая работа занимает не более минут от урока нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально Особое внимание!

Результаты использования групповой деятельности на учебном занятии раскрыты способности учащихся развиты коммуникативные навыки и умения с учетом возрастных и психологических особенностей школьников вовлечены все школьники в учебный процесс расширен кругозор школьников сформированы навыки и умения межличностного общения

Наш девиз: «Природа – это книга, которую человек читает по слогам»

С помощью спор или делением грибницы

Комары приносят человеку много неприятностей - Они портят нам приятный отдых на природе - Они мешают нам дома -Они отравляют существование домашних животных

Если эти вредные существа так мешают нам жить, значит, их надо уничтожить ?

Рассмотрим эту ситуацию на примере комаров

Представим, что комары исчезли с нашей планеты

Посмотрим, что же произойдет в жизни различных экосистем ?

«Чаши весов» наших знаний

Рефлексия «Шесть шляп»