ФГОС : образовательные области Социально - коммуникативное развитие ; Познавательное развитие ; Речевое развитие ; Художественно - эстетическое развитие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные направления развития детей и образовательные области.
Advertisements

Основные направления образовательной деятельности Физическое развитие Художественно- эстетическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Социально-
Образовательные области, как структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей дошкольного возраста.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.
Приложение 2. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТНЫХ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ.
учебный год Приоритетные направления работы Годовые задачи Образовательные области Виды деятельности Сквозные механизмы.
Презентация к уроку на тему: Презентация на тему "Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС"
Основная образовательная программа МБДОУ «ЦРР – детский сад 168» разработана на основе вариативной примерной образовательной программы дошкольного образования.
Цель: обеспечить развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических.
Образовательная программа дошкольного образования «Рябинушка» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 34 «Рябинка»
Основная общеобразовательная программа МДОУ «Детский сад 132» 2013 – 2018 учебный год.
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИЗУЧЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ГБДОУ д/с уч.год.
МАЛИНИНА Э.А., СТ.ВОСПИТАТЕЛЬ, ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ КРИВОВА А.С., ВОСПИТАТЕЛЬ, ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ «Организация воспитательно-образовательного.
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание.
Образовательная программа ДОУ 105 в соответствии с ФГОС.
Экспресс-опрос «Знатоки ФГОС ДО». Какие требования включает в себя ФГОС ДО? Требования к результатам освоения ООП ДО Требования к содержанию ООП ДО Требования.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад 441 комбинированного вида» , г. Новосибирск, ул. Киевская.
Содержание образовательной Программы дошкольного образования ( ФГОС )
Экспресс-опрос «Знатоки ФГОС ДО» Подготовила Заместитель заведующей: Кишларь О.Г.
Транксрипт:

ФГОС : образовательные области Социально - коммуникативное развитие ; Познавательное развитие ; Речевое развитие ; Художественно - эстетическое развитие ; Физическое развитие ;

Социально – коммуникативное развитие Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания Формирование готовности к совместной деятельности Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе

Познавательное развитие Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации Формирование познавательных действий, становление сознания Развитие воображения и творческой активности Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях ( форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира

Речевое развитие Владение речью как средством общения Обогащение активного словаря Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Развитие речевого творчества Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Художественно - эстетическое развитие Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства ( словесного, музыкального, изобразительного ), мира природы Становление эстетического отношения к окружающему миру Формирование элементарных представлений о видах искусства Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений Реализация самостоятельной творческой деятельности детей ( изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.)

Роль природы в духовной жизни общества Восприятие красоты и гармонии форм, красок звуков, наблюдение происходящих в природе явлений вызывает чувство радости и дает огромное наслаждение ; Природа играет огромную роль в создании ценностей искусства ; Природа – могучий источник познания. Общение с природой, познание ее тайн облагораживает человека, делает его более чутким ; Природа – источник материальных и культурных благ человека ; Познание природы, проникновение в ее причинно - следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление ; Изучение совершенной работы сложных механизмов природы является ключом к развитию техники, к изобретениям и открытиям ;

Значение ознакомления дошкольников с природой Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

Влияние родной природы является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь ; Отсутствие у детей знаний о природе приводит, нередко, к образованию у них различных предрассудков и суеверий ; Без приближения детей к природе и широкого использования ее в образовательном процессе ДОУ нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного, физического ; Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывают логику мысли, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс ; Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логики, самостоятельности мышления ; ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т. е учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать ; Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний. Процесс познания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических и лексических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предметы и явления со всех сторон.

Задачи экологического образования дошкольников Ввести ребенка в мир природы ; Сформировать реалистические представления об ее объектах и явлениях ; Развитие кругозора и познавательно - исследовательской деятельности в природе ; Развить способность видеть красоту и уникальность природы ; Воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к природе.

РЕБЕНОК И МИР ПРИРОДЫ 10 Общий дом природы Содержание образования Неживая природа Живая природа Почва Вода Воздух Животные Человек Законы общего дома природы : Все живые организмы имеют равное право на жизнь В природе всё взаимосвязано В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое Законы общего дома природы : Все живые организмы имеют равное право на жизнь В природе всё взаимосвязано В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое Грибы Растения

Младший дошкольный возраст задачи экологического образования и развития детей Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе ; Обогащать представления детей о растениях, животных, человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении : обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, что увидел, предавать особенности голосом, в движениях, узнавать объекты и явления в природе, на картинках, различать их, называть ; Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с природой : доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие ; Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы ; Привлекать малышей к посильной деятельности по уходу за растениями в уголке природы ;

Основное содержание знаний для малышей Первый блок : Содержит конкретные знания о разнообразных объектах и явлениях природы Второй блок : Содержит знания о состоянии живых и неживых объектов в разные сезоны Третий блок : Содержит знания о росте и развитии конкретных живых существ Четвертый блок : Содержит знания о месте обитания конкретных представителей живой природы неживая природа : вода, снег, лед, песок, глина и пр.; живая природа : отдельные представители растений, животных, человек ; Основные методы, используемые в работе : наблюдения за объектами живой и неживой природы ; моделирование, основанное на принципе замещения реальных объектов схематическими изображениями ( как объекта или явления в целом, так и отдельных его частей ); использование иллюстративно - наглядного материала – предметные и сюжетные картинки и картины, репродукции с художественных картин, фотографии, видеофильмы ; дидактические игры с игрушками, изображающими животных ; образные игры - имитации ; игры - экспериментирования с водой, песком, глиной, камешками и пр. чтение детской художественной и природоведческой литературы ; посильный труд в природе ;

Планирование педагогического процесса Педагогические условия для организации экологического образования детей младшего возраста : Освоение содержания программы осуществляется как активная познавательная деятельность детей ; Планирование образовательного процесса строится на основании интеграции задач и содержания разных разделов программы ; Процесс познания необходимо сочетать с развитием эмоциональной сферы личности ребенка, развивая и обогащая всю гамму его эмоций : нравственно - этических, познавательных, эстетических ; Планируя общение детей с природой, следует предусматривать многократное повторение содержания.

Задачи экологического образования малышей решаются : В процессе НОД : В течение месяца можно проводить 2-3 образовательные ситуации длительностью до 15 минут. Необходимо помнить, что объем знаний, подлежащих освоению, нарастает постепенно. В повседневной жизни : Основное содержание знаний и умений, самостоятельный опыт позитивно - эмоционального взаимодействия с природой дети получают непосредственно наблюдая за ее объектами и явлениями, а также : в разнообразных играх ; посильном труде ; рассматривании иллюстративного материала ; разучивании стихотворений ; Планируются различные виды деятельности ежедневно !

Средний возраст задачи экологического образования и развития детей Развивать гуманно - ценностное отношение к природе ; вызывать у ребенка эмоциональные переживания при каждой встрече с природой ; Постоянно поддерживать активный интерес детей к окружающей природе, укреплять и стимулировать его, удовлетворять детскую любознательность ; Способствовать дальнейшему познанию ребенком мира природы ; В процессе познавательно - исследовательской деятельности развивать интерес и активность дошкольников, обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость ; Поддерживать свободный разговор ребенка со взрослым, сверстниками по поводу результатов собственных наблюдений, впечатлений, обращения с вопросами и предложениями по проверке суждений и предположений в ходе экспериментирования ; Способствовать активному освоению несложных способов ухода за комнатными растениями ; Стимулировать и поощрять добрые, трогательные поступки детей, радостные переживания от положительного поступка, разделять размышления ребенка над проявлениями разного отношения людей к природе ;

Основное содержание знаний для детей среднего возраста Первый блок : Содержит представления о признаках объектов как живых существ : движение, питание, рост и развитие, дыхание, способность чувствовать холод, тепло, жажду, боль и пр., а также реагировать на эти ощущения ; о потребностях живых существ в свете, тепле, пище, воде ( влаге ), движении, дыхании, защите от врагов и пр. Второй блок : Включает представления о том где, в каких условиях приспособились к жизни живые существа ( в водной среде, воздушной, наземно - воздушной ); как приспособились ; как живые существа приспосабливаются к изменяющимся сезонным условиям среды ; о труде взрослых по уходу за домашними животными и растениями. Третий блок : Включает представления о размножении, росте и развитии отдельных растений и животных ; о цикличности роста и развития ; о необходимости беречь как молодое, так и взрослое живое существо, Четвертый блок : Включает представления в каких местах ( на каких территориях ) привыкли жить живые существа ; об основных условиях сред обитания ; о связях потребностей обитателей с условиями их жизни ; о животных и растениях – обитателях леса, водоема, луга.

Требования к организации педагогического процесса по экологическому образованию в средней группе Выбирая объекты для наблюдений, труда, игр и бесед с детьми, необходимо помнить о том, что эти объекты и явления природы, которые непосредственно окружают ребенка, с которыми он часто встречается ; Осознанное положительное отношение детей к природе можно ожидать только при наличии хорошо организованной предметно - развивающей среды. Работа с детьми осуществляется в уголке природы, на участке детского сада, в центре экспериментирования, в книжном уголке, центре художественно - творческой деятельности, игротеке и пр. Целесообразно организовать работу в 2-3 этапа : на первом у детей накапливаются конкретные представления об объектах и явлениях природы, на последующих – осуществляется их систематизация и обобщение, а также создаются условия для применения детьми полученных знаний ; Продумывая формы и методы педагогической работы, необходимо иметь в виду, что они должны соответствовать интересам детей, их познавательным возможностям, особенностям отношения к окружающему ; Реализуя программу, необходимо помнить, что освоение детьми представлений, развитие эмоционально - чувственной сферы и приобщение детей к труду в природе необходимо решать в единстве ; Одно из важнейших требований – это интеграция задач, образовательного содержания, форм и методов работы с детьми ; В процессе работы с детьми должна постоянно обеспечиваться их познавательная активность посредством использования методов наблюдения, игрового моделирования и экспериментирования, проблемно - игровых ситуаций и пр.

Педагогический процесс по экологическому образованию в средней группе Непосредственно - образовательная деятельность Совместная деятельность педагога и детей Самостоятельная ( свободная ) деятельность детей проводится еженедельно ; образовательные ситуации дают возможность осваивать представления о природе последовательно, с учетом возрастных возможностей детей, особенностей природного окружения и сезона ; образовательные ситуации помогают ребенку уточнить представления, закрепить их, обобщить и систематизировать ; для организации образовательных ситуаций используются различные методы и приемы : наблюдения за природными объектами и явлениями природы ; рассматривание иллюстраций, дидактических и художественных картин ; просмотр видео ; чтение литературы о природе ; экскурсии в различные экосистемы ; элементарная поисковая деятельность ; игровая деятельность ; трудовая деятельность ; Основные представления дети получают в повседневной жизни совместно с педагогом, который создает специальные условия для возникновения игр, наблюдений за природой, рассматривания детских книг и иллюстраций, различных ситуаций экологической направленности. В совместной с ребенком игре педагог может решить множество педагогических задач, связанных с экологическим воспитанием. В средней группе воспитатель чаще всего берет инициативу на себя, привлекая и стимулируя познание, различные действия ребенка. Важное место в совместной деятельности занимают разнообразные ситуации, возникающие постоянно в жизни детей, которые педагог превращает в развивающие. Особенно значимыми становятся ситуации, направленные на формирование положительного отношения к природе. Самостоятельная деятельность детей в средней группе еще ограничена в силу небольшого объема представлений о природе, недостаточного умения действовать самостоятельно. Она возникает при наличии насыщенной предметно - развивающей среды и может проявляться в интересе к изобразительной деятельности ; к освоенным ранее играм экологического содержания ; в повторении опытов, игр - экспериментирований ; в рассматривании детских книг и картинок ; в трудовой деятельности по уходу за растениями в уголке природы ;

Старший дошкольный возраст задачи экологического развития и воспитания Старшая группа Подготовительная группа развивать интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтений детей ; обогащать представления детей о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных климатических условиях ( жаркого климата Юга и холодного Севера ); объединять в группы растения и животных по признакам сходства ; развивать самостоятельность в процессе познавательно - исследовательской деятельности ( в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, его интерпретации и применении в деятельности ); развивать самостоятельность детей в уходе за растениями, участии в выращивании растений ; продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении ; развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир : искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения. Поддерживать проявление избирательности детей в интересах и предпочтениях в выборе природных объектов ; обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы ; поддерживать проявление инициативы в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждений по содержанию прочитанной познавательной литературы ; развивать самостоятельность в познавательно - исследовательской деятельности ; обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за растениями на участке детского сада ; поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность ; воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира ; воспитывать основы гуманно - ценностного отношения к природе через понимание ценности природы, ориентации на оказание помощи живым существам, сохранение и сбережение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Основное содержание знаний для детей старшего возраста Первый блок : Содержит представления о многообразии внешнего строения и основных жизненных функций растений и животных как представителей живого в мире природы ; различиях в проявлении жизненных функций у конкретных животных и растений ; представления о своеобразии и неповторимости каждого живого существа ; знания об их целостности, общих и индивидуальных потребностях, которые удовлетворяются в процессе создания определенных условий среды ; Второй блок : Предполагает обобщение представлений о различных средах обитания ; развитие у старших дошкольников представлений об основных группах растений и животных ; развитие представлений о зависимости их способов существования от условий окружающей среды и степени удовлетворения потребностей в разные сезоны ; Третий блок : Включает представления о росте и развитии, цикличности стадий как хорошо знакомых растений и животных, так и представителей различных сред и мест обитания. Четвертый блок : Включает не только представления о местах произрастания и обитания растений и животных, о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в сообществах, но и роли человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы, правила поведения в ней.

Педагогический процесс по экологическому образованию в группах старшего дошкольного возраста Непосредственно – образовательная деятельность Совместная деятельность воспитателя и детей Самостоятельная деятельность В ходе организованного обучения используются разные образовательные ситуации, направленные на формирование обобщенных представлений, выявление причинных связей в природе, в которых познание природы сочетается с другими видами детской деятельности. Предполагает : наблюдения в уголке природы, на прогулке ; целевые прогулки ; игры ( дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные ); рассказы воспитателя, чтение художественной, познавательной литературы, детских журналов о природе ); беседы и разговоры с детьми на экологические темы по их интересам ; рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов о природе ; работа с моделями, экологическими дневниками, а также создание книг - самоделок, детских журналов, составление маршрутов на природу ; опыты, поисковая деятельность ; сборы коллекций семян, камней, опавших листьев и пр. различные виды изобразительной деятельности на экологические темы ; экологические досуги, праздники. Предполагает стимулирование педагогом самостоятельной деятельности детей в природе, задания для наблюдений в природе, создание проблемных ситуаций – познавательных и практических. Осуществлять такую работу возможно только при создании богатой, дидактически оснащенной развивающей среды экологического характера, действуя в которой ребенок может самостоятельно познавать окружающий природный мир, выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдать за объектами и явлениями неживой и живой природы.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно - следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы ; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном мире, в котором он живет ; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.