Голикова С. Н. декан ФПП БОУ ДПО ИРООО Подготовка к ЕГЭ по обществознанию 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Advertisements

Подготовка к написанию эссе по обществознанию. Обществознание – не отдельная наука, а интегрированное знание обо всех важнейших сторонах жизни общества,
Об итогах ЕГЭ по обществознанию в 2009 году в Краснодарском крае Голикова Наталья Юрьевна – зам. председателя предметной комиссии по обществознанию ЕГЭ.
Анализ ЕГЭ-2012 общестознание.. В экзаменационной работе по обществознанию образца 2012 года, содержалось 37 заданий. Из них 20 заданий части 1 (часть.
Результаты ЕГЭ 2012 года по обществознанию в Новгородской области.
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1 За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более.
ОГЭ по обществознанию Экзаменационная работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом Часть.
ЕГЭ 2012 Первая часть : формулировка задания – своеобразная инструкция, содержащая очень важные указания на то, как следует его выполнять Вторая часть.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Сравнительный анализ содержания КИМов по обществознанию (спецификации 2009г, 2010г.) Блошко А.А., руководитель РМО учителей истории Свердловского района.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
Часть 2 Задания с развернутым ответом, самая сложная часть ЕГЭ по обществознанию и самая весомая. Часть 2 дает возможность Вам получить на экзамене 27.
ЭССЕ по обществознанию. Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Общие цифры ЕГЭ по обществознанию Минимальный балл 39 Средний балл 56,3857,11 Количество cдававших Не сдали ЕГЭ, % 3,9.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической,
Анализ качества знаний кафедры общественных дисциплин.
РОССИЯРостовская область Таганрог ТГПИ 2012 (2011) Количество выпускников 11- х классов, сдававших экзамен (408000) (12048) 865 (829) 116.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения Подготовка к ЕГЭ Учитель МБОУ«Пролетарская»СОШ пгт.Пролетарский ПЛОТНИКОВА Т.Н.
Транксрипт:

Голикова С. Н. декан ФПП БОУ ДПО ИРООО Подготовка к ЕГЭ по обществознанию 1

Часть А : учащимися недостаточно отработаны темы, связанные с анализом двух суждений по проблемам познания и духовной жизни человека, в области социальных отношений и политики, экономической науки в современном обществе и проблемами экономического развития в целом. Часть В : при подготовке к экзамену обратить внимание на выполнение заданий В 5 ( Умение дифференцировать социальные факторы и оценочные суждения ), В 3 ( умение классифицировать понятия, явления, социальные объекты путем установления соответствия терминов и их определений, понятий и их признаков ) и особенно на задание В 6 ( Понимание текста, определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту ). Часть С : с заданиями повышенной сложности справились от 50%( зад С 1- С 2) до 7% выпускников ( зад С 8- С 9). 2

У словно разделить на несколько типов. Во - первых, это задания с выбором ответа из 4 предложенных содержательных формулировок. А Какой из признаков характеризует постиндустриальное общество ? 1) появление парламентской демократии ; 2) ведущая роль информационных технологий ; 3) замена ручного труда машинным ; 4) преобладание религиозных ценностей. Задание относится к базовому уровню сложности. Формулировка заданий данного типа может варьироваться: признак может быть указан в формулировке задания, а перечень явлений дан в списке вариантов ответа. Может быть предложено указать признак явления в сравнении с другим явлением, например: «Рыночная экономика отличается от административно- командной тем, что в ней…» (далее приводится перечень ответов для выбора). 3

А Глава государства D избирается собранием выборщиков и выполняет представительские функции. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Такие особенности государственного устройства свойственны : 1) парламентской республике ; 2) абсолютной монархии ; 3) президентской республике ; 4) парламентарной монархии. 4

Экзаменуемым предлагается выбрать верное объяснение явлений или процессов, отражённых в условии задания, либо выбрать позицию, верно описывающую в словесной форме процессы и явления, наблюдаемые на диаграмме или графике. 5

На рисунке 1 отражена ситуация на рынке туристических услуг : линия спроса D переместилась в новое положение D1 (P цена товара, Q объём спроса товара ). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с : 1) ожиданиями экономического подъёма ; 2) завершением туристического сезона ; 3) увеличением доходов потребителей ; 4) ростом числа туристических фирм. P Q D D1 Рис. 1 6

Верны ли следующие суждения о характере отклоняющегося поведения ? 1) Одним из проявлений отклоняющегося поведения является следование социальным нормам ; 2) Все формы отклоняющегося поведения обязательно влекут за собой уголовное наказание. Каждое задание части А во всех вариантах ЕГЭ посвящено строго определённому элементу ( элементам ) содержания согласно Кодификатору. 7

Сложные задания части В С 2013 г. модель задания В 5 усложнена включением в мини - текст третьего компонента – суждения – теоретического постулата. По мнению разработчиков это позволит выявлять умение различать в текстах социальной направленности важный и широко представленный в них компонент – положения теории, на которых базируется современное научное обществознание. В чем специфика заданий на определение оценочных, фактических суждений и характера теоретических утверждений ? 8

Слово « факт » происходит от латинского faktum – « сделанное, свершившееся ». Факт – это знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Факты образуют эмпирическую основу познания. Фактическое суждение фиксирует реальный факт, явление уже состоявшейся действительности, имевший место в реальное время. Суждения, носящие фактический характер нельзя оспорить. Наука различает три вида социальных фактов : Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп. Продукты человеческой деятельности ( материальные и духовные ). Словесные ( вербальные ) действия : мнения, суждения, оценки. Примерами таких социальных фактов могут быть : переход Суворова через Альпы, пирамида Хеопса, слова, сказанные Архимедом : " Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар ". Итак, фактический характер носят те события, которые реально произошли и являются только материалом для дальнейшего анализа, дальнейших оценочных суждений. 9

С научным объяснением факта связана и его оценка. Человек, познающий социальные явления, не может быть безразличен к изучаемым фактам, у него формируется собственное к ним отношение, положительное или отрицательное, т. е. он так или иначе оценивает события. Суждения ( высказывание, мнение об определенном факте, предмете, явлении ) оценочные выражают отношение к фактам, оценивают их значение. Эти суждения могут включать в себя как чисто оценочный компонент (« плохо », « хорошо », « безнравственно » и т. п.), так и отношение к явлению в более широком плане, объяснение его причин с собственной позиции или оценку его влияния на другие явления (« может объясняться », « является примером » и т. п.). Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты : « на наш взгляд », « по вашему мнению », « с нашей точки зрения », « по - видимому », « считалось », « представлялось », « как утверждал », « как говорил », « как отмечал » и т. п. Поэтому следует тщательным образом анализировать представленные в задании положения текста, мысленно соотнося их с социальным фактом или оценочным суждением. 10

Теоретическое утверждение – это такое исходное утверждение единой всеобщей теории или такое утверждение, выведенное в процессе непротиворечивых рассуждений из ранее установленных утверждений этой теории, которое не противоречит всем смежным с ним исходным и выводным утверждениям единой всеобщей теории. 11

Примеры заданий В 5 1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. ( А ) В современном обществе возникают ситуации, когда человек сознательно участвует в различных культурных традициях. ( Б ) Очевидно, они связаны с миграциями населения, модернизацией. ( В ) Последствием может стать психологическая расщепленность, формирование « расколотого » типа личности. ( Г ) Социологи называют положение такой личности маргинальным. ( Д ) Опасностью маргинального положения является воздействие на человека противоречащих друг другу норм ценностей. Определите, какие положения текста носят 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений. Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. АБВГД

2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. ( А ) Средний класс в современных западных обществах – это наиболее многочисленная часть общества. ( Б ) Видимо, не ­ возможно выделить единый, универсальный критерий принадлежности к среднему классу. ( В ) В качестве критериев используются и уровень доходов, и стандарты потребления, и уровень образования, и способность к квалифицированному труду. ( Г ) Средний класс включает мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих, специалистов сферы обслуживания, административный персонал, интеллигенцию и другие группы. ( Д ) Средний класс представляется осно ­ вой стабильного развития общества. Определите, какие положения текста носят : 1) фактический характер ; 2) характер оценочных суждений ; 3) характер теоретических утверждений. Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. А БВГД

Задания части С самые сложные в ЕГЭ, поэтому на уроках обществознания им необходимо уделять особое внимание и обязательно находить для этого время в процессе преподавания. Начинать надо, прежде всего, с подробного знакомства с условиями заданий и предъявляемыми к ним требованиями, дабы ответы на экзаменах, которые будут оценивать эксперты, соответствовали общепринятым критериям. Вот почему так важен на уроках разбор типичных ошибок, совершаемых при выполнении заданий части « С ». 14

15

Первую группу составляют задания с оригинальными критериями оценивания. Их в КИМах по обществознанию подавляющее большинство. В структуре экзаменационной работы это задания С 1 С 7. Вторую группу составляют задания, которые имеют универсальные, обобщённые критерии оценивания, не зависящие от конкретного содержания того или иного задания. Их значительно меньше. Это задания С 8, С 9 и одна из моделей задания С 5. 16

17

18

1)приведение положений, не предусмотренных критерием ответа ( например, определения науки, не содержащиеся в тексте ); 2)переписывание больших фрагментов текста, хотя и содержащих требуемый элемент ответа, но без вычленения его из окружающего контекста ; 3)пересказ требуемых фрагментов текста своими словами. Строго говоря, ошибкой это является не всегда, но зачастую при таком пересказе адекватность и точное соответствие смысла формулировок учащегося содержанию текста утрачивается ; 4)отсутствие ответа на поставленный вопрос или необходимого количества обоснований ; 5)ответ на вопрос и обоснования не разграничиваются и смешиваются, тем самым требуемая структура ответа не соблюдается. 19

Задания С 3, С 4 предполагают характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на полученные знания, либо использование информации текста в другой познавательной ситуации, аргументацию и формулировку оценочных суждений, связанных с положениями текста. 20

21

Задания, направленные 1) на осмысление фрагмента во всей его полноте, выявление контекста документа. (Можно ли на основании приведённого фрагмента утверждать, что наиболее важным автор считает эмпирический уровень науки? Свой вывод обоснуйте); 2) на раскрытие смысла отдельной части документа, сложного положения текста. (Как вы понимаете мысль о том, что образование способствует совершенствованию и укреплению правового государства?); 3) на правильную интерпретацию авторского положения. (Можно ли на основании приведённого фрагмента утверждать, что …? Свой вывод обоснуйте); 22

4)требующие установления прямой связи с обществоведческим курсом (На основе знаний курса и авторского текста назовите три фактора, влияющие на производительность труда); 5)требующие подтвердить или проиллюстрировать определённую авторскую мысль примерами, фактами жизни человека и общества(Подтвердите тремя примерами вывод автора о том, что чем выше уровень промышленного развития страны, тем сильнее развито в ней разделение труда); 6)выводящие экзаменуемых на анализ явлений современности (Опираясь на определения различных обществ, данные в тексте, объясните, в каком обществе живёт современная российская молодёжь); 7)требующие выражения своего собственного мнения и его аргументации (Возможно ли, на ваш взгляд, преодоление контрастов между «богатыми» и «бедными» странами? Приведите два аргумента в подтверждение своей позиции). 23

24

В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции : 1) обеспечивает свободу рыночного ценообразования ; 2) создаёт условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя ; 3) стимулирует снижение затрат производства ; 4) стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг 25

Ответ должен содержать следующие элементы : 1. Приведено мнение автора : только в демократическом обществе государство может обеспечить функционирование рыночной экономики. 2. Приведены два аргумента, например, в демократическом обществе : налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом ; судебная система обеспечивает правовую защиту граждан. 3. Приведен один пример : 1. предприниматель может обратиться в суд с иском о незаконности действий городского департамента в отношении его предприятия ; 2. избиратели могут потребовать от своего депутата отчёт о его голосовании по экономическим вопросам. 1. Указана точка зрения автора, названы два аргумента, приведён один пример - 3 балла 2. Указана точка зрения автора, но аргумент и пример не приведены или ответ неправильный – 0 баллов 26

1)уклонение от темы, подмена вопроса ; 2) отсутствие прямого ответа на поставленный вопрос, хотя наличествуют аргументы и суждения, требуемые в задании ; 3)предъявление в качестве ответа дословных фрагментов текста или пересказ их собственными словами вне связи с поставленным вопросом или с требуемыми аргументами ; 4)предъявление в качестве аргументов рассуждений общего характера ; 5) отсутствие конкретных примеров, когда это требуется в задании ; 6)подмена обществоведческих знаний обыденными представлениями, неоправданное уклонение в публицистичность, избыточная демонстрация эмоций. 27

28

Задание С 5 нельзя отнести к числу сложных для подготовленных выпускников. Оно существует в двух вариантах. Первый вариант предполагает формулирование существенных свойств познаваемого объекта : признаки важнейших понятий обществоведческого курса, черты различных социальных явлений и т. п. Второй вариант задания предполагает раскрытие смысла того или иного понятия и составление двух предложений, содержащих конкретную обществоведческую информацию о социальных реалиях, обозначаемых данным понятием. Претерпел серьезные изменения в модели г. г., т. к. 1. Содержит конкретные требования к содержанию предложений. 2. Оценивание приведено в соответствие со сложностью задания - 3 балла вместо 2- х 29

С 5 Назовите любые три мыслительных действия, необходимые для раскрытия сущности явления. В ответе могут быть названы следующие мыслительные действия : 1) сравнение ; 2) уподобление ; 3) обобщение ; 4) абстрагирование Могут быть названы другие мыслительные действия. 30

В ответе могут быть названы следующие признаки : 1) контроль над производством и распределением со стороны государства ; 2) преобладание ( господство ) государственной собственности на средства производства ; 3) централизованное ценообразование ; 4) административные методы управления. Возможны иные правильные позиции правильно названы три признака при отсутствии неверных позиций. 31

Данное задание проверяет умение применять обществоведческие понятия в заданном контексте. оно, казалось бы, может считаться относительно простым. Однако необходимо обратить внимание учащихся, что правильный ответ состоит из трёх элементов : раскрытия смысла понятия и двух предложений с конкретной требуемой информацией о явлении, которое обозначается данным понятием. Нередко экзаменуемые понимают формулировку задания как необходимость раскрыть смысл понятия в двух предложениях. Это ведёт к потере как минимум одного балла. Да и, как показывает практика, составить два предложения с пусть и с простейшей информацией о социальном явлении или объекте зачастую оказывается не так - то легко. 32

Правильно раскрыт смысл понятия ; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия 3 Правильно раскрыт смысл понятия ; в соответствии с требованием задания составлено (- ы ) предложение (- я ), содержащее (- ие ) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт ; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия 2 Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт ; в соответствии с требованием задания составлено (- ы ) предложение (- я ), содержащее (- ие ) информацию об одном аспекте понятия 1 Смысл понятия раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Смысл понятия не раскрыт при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3 33

1. Называние несущественных признаков понятия. 2. Указание не характеристик конкретного социального объекта, а более общих родовых признаков класса, куда входит этот объект. 3. Называние одних и тех же признаков в различных формулировках. 4. Называние признака понятия и его конкретизация, уточнение, которое не может считаться самостоятельным признаком. 5. Описание отдельных проявлений того или иного социального явления, не могущих считаться его признаком ( например : « признак массовой культуры её часто показывают по телевизору », « в административной системе много чиновников и бюрократов »). 34

Можно выделить три модели данного задания : 1. Раскрытие на примере : Раскройте на трёх примерах глобальный характер экологических проблем современного общества ; Раскройте на трёх примерах различные проявления воздействия политики на культуру. 2. Подтверждение примером : Подтвердите тремя примерами наличие в современной России политического плюрализма ; Подтвердите тремя примерами действие принципа разделения властей в государственной системе РФ. 3. Иллюстрирование примером : Раскройте на трёх примерах различные значения понятия « общество »; Назовите любые три признака государства и проиллюстрируйте каждый из них примером. 35

Наиболее труден в выполнении первый вариант, в котором требуется привести конкретный пример в соответствующем контексте, через который станет ясно, как в данном примере проявляется характерная черта, значение, место, роль того или иного социального явления или отражаются социальные процессы и взаимосвязи. В остальных случаях достаточно привести примеры или указать определённые положения, подобрав к каждому требуемое количество примеров. 36

не вычленяются отдельные элементы правильного ответа, требуемые в задании, в частности, положения и примеры смешиваются. Экспертам приходится производить в дальнейшем вычленение отдельных элементов на своё усмотрение ; конкретные примеры подменяются общими положениями, в результате зачастую содержательно верный ответ не отвечает на требования задания и оценивается в «0» баллов ; не выражена связь между примером и теоретическим положением, пример существует обособленно и отражает социальную ситуацию, процесс, явление, которые необходимо проиллюстрировать ; при выполнении задании С 6 первого варианта детально расписанные примеры не раскрывают требуемую черту, роль, и т. п. того или иного социального явления, процесса или взаимосвязь между ними. Скажем, примеры содержат детализированные описания экологических бедствий, но нет обоснования их глобального характера, т. е. не показывается проявление типичных черт, глобальных проблем человечества, как того требует задание. 37

представляет собой задачу, состоящую из : условия в виде изложения ситуации, указания на социальный факт, предъявления статистических данных или приведения проблемного высказывания ; требования в виде вопроса или системы вопросов к условию, или указаний по интерпретации данных условия. 38

Задания на умение применять социально - гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач Модель условия Конструкция требования Проблемная ситуация Ответ на несколько взаимосвязанных вопросов Социальный факт (явление)Подтвердить или опровергнуть несколькими аргументами суждение Статистические данные Интерпретировать данные условия: -сформулировать доказательства и ответить на вопрос -определить социальный объект и привести несколько доказательств - определить социальный объект и привести несколько групп признаков -сделать несколько выводов Проблемное (спорное) высказывание Схема 39

1. Гражданин П. проголосовал на выборах в парламент под влиянием телепередачи об одной из политических партий. Какова роль СМИ в современном обществе ? Можно ли подобный выбор назвать свободным и осознанным ? Как гражданам осуществлять в условиях массированного воздействия СМИ право на свободное волеизъявление ? 2. Согласны ли вы с высказыванием Ж. Ж. Руссо : « Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине только один »? Свой ответ аргументируйте. 3. Владелец крупнейшего телеканала купил контрольный пакет акций всех основных телекомпаний. Как это может повлиять на содержание передаваемой по телевидению текущей информации ? Обоснуйте свой ответ тремя аргументами. 40

4. Одна из развивающихся стран ввозила из индустриальных держав на свою территорию для захоронения радиоактивные отходы, которые сбрасывали в контейнерах в океан. Независимые эксперты установили, что такой способ захоронения вскоре приведёт к радиоактивному загрязнению значительной части Мирового океана. В рамках каких из глобальных проблем современного мира можно рассматривать эти события ? Подтвердите свой ответ тремя аргументами. 5. В стране С произошла промышленная революция, в результате которой многократно увеличилась численность промышленного пролетариата. Рабочие боролись за свои права и добились всеобщего избирательного права и целого ряда других прав и свобод личности. Предположите, к какому типу относится описанное общество. Назовите два признака, по которым вы это определили. 41

Алгоритм решения обществоведческих задач ( авторы – Котова О. А. и Лискова Т. Е. на основе памятки Боголюбова Л. Н.) 1) Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. Вспомните значение терминов, попробуйте определить смысл неизвестного понятия или термина с опорой на известные понятия, связанные с неизвестным. 2) Соотнесите вопросы с условием задачи : определите, какая полезная для решения информация содержится в условии ; подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи ( именно противоречие может подсказать путь решения ) 3) Подумайте, какие дополнительные данные следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться : выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос ; сократите эту область до конкретной проблемы ; соотнесите эту информацию с данными условия задачи. 42

Алгоритм решения обществоведческих задач ( авторы – Котова О. А. и Лискова Т. Е. на основе памятки Боголюбова Л. Н.) 4) Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием. 5) Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения. 6) Убедитесь в правильности полученного вами ответа : соответствует ли ответ существу вопроса ; если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них ; нет ли противоречий между вашими аргументами ; нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему ответу ; можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным ; не следуют ли из условия задачи какие - либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами. 43

экзаменуемые не отвечают на поставленный вопрос, а пускаются в отвлечённые рассуждения ; приводимые аргументы очень низкого качества, основаны не на знании теоретических положений курса, а на обыденных, а зачастую обывательских представлениях, рассуждения подменяются гипертрофированным выражением эмоций ; экзаменуемые не дают чёткого ответа в тех заданиях, где содержится вопрос, а сразу переходят к аргументации ; учащиеся не определяют социальный объект, признаки которого им надо распознать по условию задачи ; выводы из приведённых в условии данных, сделанные учащимися, носят чрезмерно общий характер, не вытекают из конкретных реалий, описанных в условии или представленных в нетекстовом виде ( таблицы, диаграммы ). 44

С 8. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме « Экологический кризис как глобальная проблема современности ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Составление сложного плана как вид деятельности не всегда используется в практике преподавания обществоведческого курса, хотя оно выступает действенным средством систематизации знаний, обобщения изученного. Выполнение данного задания связано не только со знанием содержательной стороны вопроса, но и с умением определить логику раскрытия содержания, сформулировать пункты плана, установить аспекты содержания, обозначенные в тех пунктах, которые требуют детализации и должны быть раскрыты в подпунктах. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно - формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании 45

При анализе ответа учитывается : наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы ; корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме ; соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. 46

Даже для получения 1 балла ! Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы ( отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана ). План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов. ИЛИ В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции. Но в целом план позволяет раскрыть содержание темы по существу ( отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана ), один - два пункта детализированы в подпунктах 47

Задание С 8 Примерная структура плана: 1. Понятие о… 2. Характерные признаки, отличительные черты, основные принципы. 3. Основные функции (детализировать в подпунктах). 4. Основные виды, типы, формы (детализировать в подпунктах). 5.Тенденции, специфика развития в современном обществе. 6.Тенденции, специфика развития в современной России. 48

С 9. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли ( точку зрения, отношение ) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. Это наиболее трудоёмкое, объёмное задание, но оно даёт выпускнику возможность получить наибольшее количество первичных баллов сравнительно с другими ( с 2010 г. 5 баллов, ранее 4 балла ). В тоже время оно и наиболее сложно в проверке. Задание предлагается выполнить на альтернативном, содержательном материале : к выбору учащихся предлагается пять тем сочинений - эссе, соотносящихся с одной из шести базовых наук обществоведческого курса. 49

Задание требует от выпускников : 1) умения формулировать на основе обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по социальным проблемам, 2) понимать смысл высказывания, предъявленного в афористичной форме, видеть за ним конкретную обществоведческую проблему, 3) логично выстраивать собственный текст, 4) различать причины и следствия, тезисы и теоретические и практические аргументы, делать обоснованный вывод. 50

Распространенная ошибка непонимание смысла афоризма или произвольная интерпретация смысла ( ученик соглашается с тем, о чем автор афоризма не говорил ). Работа содержит отдельные обобщения, сделанные на основе конкретного материала ; выводы корректны, но не создают целостного представления по рассматриваемой проблеме ; Материал укладывается в рамки рассматриваемой проблемы, однако не осмыслен с научно - теоретических позиций ( бытовой уровень аргументации и др. 51

52

ОПРЕДЕЛИМ ПРОБЛЕМУ Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения. Примеры некоторых видов проблем, соответствующие разделам курса обществознания : Примеры проблем 1. Философские Смысла жизни, морального выбора, познания мира, добра и зла, истинности научного знания, морально - нравственного измерения личности, потребности человека и проч. Современной культуры, значения культуры прошлого, истинности научного знания, безграничности научного знания, этики науки, взаимоотношение науки и религии, сущность религии и её значение и проч. 2. Экономические Уплаты налогов, конкуренции, собственности, глобализации, роли государства в рыночной экономике, рационального потребления, значения денег, взаимосвязи экономики и политики и проч. 53

4. Социальные \ социально- психологические Проблема человека, социализации, духовного мира человека, богатства и бедности, демографические, межнациональных отношений, социальной стабильности, противоречивости современного мира, общественного прогресса, маргинальности, социального обеспечения и проч. 5. Политические Власти, взаимоотношения власти и народа, разделение ветвей власти, роли политических партий, сущность демократии, политической роли, политического статуса, народовластия, политического участия и проч. 6. Правовые Права и справедливости, справедливости и закона, соотношение морали и права, значения договорных отношений в обществе, равенства граждан перед законом, потребности права и проч. 54

Как вы понимаете данное высказывание ? Что, по вашему мнению, хотел сказать автор ? Для начала полезно попытаться пересказать мысль автора своими слова. Именно с определения смысла высказывания – осуществляется выбор темы для написания эссе ! Задача 1. РАСКРЫТЬ СМЫСЛ ВЫСКАЗЫВАНИЯ Критерии оценивания ответа на задание С 9 Баллы К 1 Раскрытие смысла высказывания Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании 1 балл Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании 0 баллов 55

Практическая работа Высказывание Смысл высказывания 1. « Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека.» ( А. Пьерон ) 2.. « Создает человека природа, но развивает и образует его общество ». ( В. Г. Белинский ) 3. « Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов ». ( Ж.- Ж. Руссо ) 4.. « Прогресс есть замена одних неприятностей другими ». (X. Эллис ) Индивид и личность, индивидуальность Биосоциальная сущность человека Роль игровой деятельности Противоречивость прогресса 56

5. «Даже в процветающем обществе неравное положение людей остается непреходящим явлением» (Р.Дарендорф). 6. «Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они исполнялись» (Дж.Локк) 7. Право человека должно считаться священным, каких бы жертв это ни стоило господствующей власти» И. Кант 8.. «Самое прекрасное в природе -отсутствие человека» (Б. Карман) Неравенство людей Правовой нигилизм, соблюдение законов, Правовая культура Соблюдение прав человека, Правовое государство Деятельность человека, в том числе и разрушительная 57

Основная мысль автора Например по теме : « Не стоит повторять дословно слова автора, главное - раскрыть смысл высказывания. Можно использовать клише: «Смысл данного высказывания состоит в том, что... «Автор обращает наше внимание на то, что... » «Автор убежден в том, что... » В своем высказывании автор имел ввиду, что.. Автор хотел донести до нас мысль о том, что… Смысл данного высказывания состоит в том, что Автор обращает наше внимание на то, что… Мысль автора состоит в том, что Прогресс есть замена одних неприятностей другими». (X. Эллис) Мы гордимся тем, что живем в век научно - технического прогресса. Неужели Эллис отрицательно относился к прогрессу ? Наверное, в своем высказывании автор имел ввиду его противоречивость. Мысль автора заключается в том, что наряду с положительными сторонами прогресс имеет и отрицательные моменты.. 58

Цитата « Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования » Лао - Цзы Проблема ( тема ), поднятая автором Актуальность данной темы Проблема характера взаимоотношения государства и граждан, степени легитимности государственной власти Данная тема актуальна в современное время, так как от взаимоотношений государства и граждан зависит политический режим, установленный в государстве, а значит и уровень доверия народа к власти Смысл высказывания Автор утверждает, что степень уважения и готовность населения подчиняться государственной власти зависит прежде всего от личностных качеств правителей, их профессионализма, средств и методов воздействия на общество Начало работы над ЧЕРНОВИКОМ ПРИМЕР 59

60

61

62

63

ПОПС - метод ( попс - формула ) Ученик высказывает: П-позицию ( объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим: Я считаю, что смертная казнь не нужна…); О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…); П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя обороты типа: Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…; С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, : В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…). Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме. 64

65

66

67

68

69

Задание : найдите соответствие между проблемой и высказыванием. Проблема Высказывание 1. Значение конкуренции в экономике. 1. «Реклама есть искусство целиться в голову, чтобы попасть в карман». (В.Пакард) 2. Методы рекламы в экономике. 2. «Без конкуренции даже самая богатая страна может очень быстро прийти в упадок». (Э. Гроув) 3. Роль государства в экономике. 3. «Кто покупает лишнее, в конце концов продаёт необходимое». (Б. Франклин). 4. Значение сбережений в бизнесе. 4. «Реальным источником власти государства над потребителем является его контроль над производством» (Ф. Хайек). 5. Понятие «свобода» в экономике. 5. «О чём нельзя забывать, так это о простой истине: всё, что правительство даёт, оно сначала забрало». (Д. Колеман) 70

Задание : найдите соответствие между проблемой и высказыванием. Проблема Высказывание 6. Значение спроса и предложения в рыночной экономике 6. «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает всё общество». (А. Смит) 7. Рациональное поведение потребителя. 7. «Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора». (Ф. Хайек). 8. Перераспределительная функция налогов. 8. «Сбережения составляют самый богатый доход».(И. Стобей) 9. Балансирование доходов и расходов 9. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарования». (М. Стинс) 10. Своекорыстный интерес - основа экономической деятельности. 10. «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению». (Д. Рикардо). проблема высказывание 71

Задание : сформулируйте проблемы в темах эссе. Высказывание Возможная проблема 1. «Бедняки платят дороже всего». (У. Зыбура) 2. «Налоги – это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». (О.У. Холмс) 3. Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». (Л. Питер) 4. «Система частной собственности – важнейшая гарантия свободы не только для владельцев собственности, но и для тех, у кого её нет». (Ф.А.Хайек) 5. «Самый бедный тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает». (П. Буаст) 6. «Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов». (Дж. Фейлан) 7. « Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку» 72

Задание : сформулируйте проблемы в темах эссе. Высказывание Возможная проблема 8. « Великие нации никогда не беднеют из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государственной власти». (А. Смит) 9. «Человек с множеством достоинств добавит к ним ещё два, если окажется способным заработать и разумно потратить большие деньги». (Э.Севрус) 10. «Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться». (Наполеон) 11. «Бесчестная прибыль облегчает бесчестную натуру». (Пириандр) 12. «Равный раздел состояний и земель привёл бы общей нищете». (С. Батлер) 13. «Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером». (А. Рогов) 14. «Торговля не разорила ещё ни одного народа». (Б. Франклин) 15. «Бесплатных завтраков не бывает». (Б. Крейн) 73

Одним из излюбленных активных методов является организация дискуссии на уроке. В ходе дискуссии формируются умения : формулировать обществоведческую проблему ; формулировать собственную точку зрения по проблеме ; различать аргумент и факт, теоретическое положение и эмпирический факт ; подбирать теоретические положения и факты, обосновывающие ( опровергающие ) высказанную точку зрения. 74

В варианте урока - дискуссии подбор информации в значительной степени лежит на самих учащихся. Можно организовывать работу с заданным массивом информации. Для этой цели можно успешно использовать задания ЕГЭ : тексты к составным заданиям С 1 С 4, данные ( особенно диаграммы и таблицы ) для заданий С 7. При этом можно не ориентироваться непосредственно на вопросы, поставленные к заданиям ЕГЭ ( если материалы взяты именно оттуда ). 75

вычленить основные содержательные идеи ( в заданном аспекте ); определить точку зрения автора ( если анализируется авторский текст ); определить аргументацию автора, положения и факты, используемые как аргументы ; подбирать собственные аргументы и факты в развитие ( в опровержение ) положений, приводимых автором ; формулировать выводы по представленной цифровой информации ; соотносить информацию, содержащуюся в разных источниках, сравнивать различные авторские оценки ; соотносить текстовую и нетекстовую информацию, находить положения, оценки, получающие обоснование ( опровержение ) через нетекстовые данные. 76

77

1. Сформулируйте общее задание для учащегося : по какому вопросу изученной темы урока надо найти информацию ; в каком виде информация должна быть представлена ( текстовый материал, статистические данные, визуальный ряд, аудиовизуальный фрагмент ). 2. Определите характер обработки найденной информации ( подборка без отбора, отбор фрагментов, раскрывающих существенные черты социального явления ). 3. Укажите, в какой форме должны содержаться указания на источники информации ( полное указание с аннотацией, полное указание без аннотации, краткое указание ). 4. Сформулируйте возможные поисковые запросы для нахождения информации по вашему заданию. 78

Тема « Религия как одна из форм культуры »: 1. Найти информацию по ранним формам религии. 2. Информация должна быть представлена в виде теста и иллюстративного материала ( изображения ). 3. Отобрать тексты, раскрывающие сущность ранних форм религии, подобрать фрагменты, содержащие описание религиозной практики. Дать подписи и пояснения к изображениям. Указания на источники информации должны содержать : а ) если это книги или статьи : фамилию, имя, отчество автора, полное название источника, название книги / журнала / газеты, где публикован материал, год издания, номер журнала или газеты. б ) если это интернет - ресурс : точный URL- адрес интернет - страницы ; название материала, имя его автора ; краткую характеристику материала. в ) если это фотографии : фамилию, имя, отчество автора фотографий ( если они известны ). Примеры поисковых запросов : « первобытная религия », « история религии », « анимизм ». 79

1. Боголюбов Л. Н. Работа с различными источниками социальной информации // общая методика преподавания обществознания в школе / Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф., Лазебникова А. Ю. и др.; под ред. Боголюбова л. н. М.: Дрофа, Отличник ЕГЭ. обществознание. Решение сложных заданий./ Фипи. М.: Интеллект - Центр, Учебно - методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2012 г. М.: ( 80

5. ЕГЭ Обществознание : федеральный банк экзаменационных материалов. Сост. Е. Л. Рутковская, О. В. Кишенкова, Е. С. Королькова., и др. М., Обществознание. Самые новые реальные задания. Котова О. А., Лискова Т. Е. М., Обществознание. Типовые тестовые задания. Лабезникова А. Ю., Рутковская Е. Л. и др. М., Обществознание. Экспресс - репетитор для подготовки к ЕГЭ. « Общество ». « Духовная жизнь общества ». Баранов П. А. М., Обществознание. Экспресс - репетитор для подготовки к ЕГЭ. « Право ». Баранов П. А., Воронцов А. В. М., Обществознание. Экспресс - репетитор для подготовки к ЕГЭ. « Человек ». « Познание ». Баранов П. А. М.,