Социальная экология Автор презентации Якименко Людмила Владимировна, д-р биол. наук, зав. кафедрой экологии и природопользования ВГУЭС Автор презентации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коэволюция природы и общества Стратегические Условия Сохранения Жизни: Согласование «стратегии» развития человека со «стратегией» развития биосферы Согласование.
Advertisements

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И НАТУРОЦЕНТРИЗМ Фундаментальные направления в понимании сути взаимодействия человека и природы АНТРОПОЦЕНТРИЗМ НАТУРОЦЕНТРИЗМ.
РЕФЕРАТ по Обществознанию ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО. ВВЕДЕНИЕ Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Однако общество неотделимо от природы.
Экологическая культура – один из критериев нравственности человека.
НАУКА ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ И ОБЛАСТИ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ Экология (от греч. оikos дом, жилище) - наука, изучающая условия существова­ния живых организмов во.
Источник Определение Комиссия по окружающей среде и развитию Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени,
Keskkonna ja vee tehnoloogia Sergey Chekryzhov 2008.
Урок 1 Введение. Предмет изучения дисциплины " Экологические основы природопользования " Дисциплина " Экологические основы природопользования " является.
Ноосфера – новое состояние биосферы при котором разумная деятельность становится решающим фактором её развития.
Филосовский взгляд на природу Презинтацию подготовил Ученик 11 А класса Земляков Егор.
Экологическая этика Лекция для специальностей «Физика», «Радиотехника» «Радиотехника»
ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ильинское «Томаринский городской.
Автор Данилина Анастасия ученица 10 в класса. часть земной природы, в той или иной степени измененная человеческим обществом, с которой общество в данный.
ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК ЭКОЛОГИИ. Человек среду Сорняки Вредители.
НООСФЕРНЫЙ ПОДХОД В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ СЕМЁНОВ ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ.
Давлятшина Люция Группа ИЗ Экология ( от др. греч ο κος обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος понятие, учение, наука ) наука о взаимодействиях.
Презентация по экологии Тема: НООСФЕРА МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Геолого-географический.
Человек среду Вредители Сорняки Ядохимикаты Микробами.
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Транксрипт:

Социальная экология Автор презентации Якименко Людмила Владимировна, д-р биол. наук, зав. кафедрой экологии и природопользования ВГУЭС Автор презентации Якименко Людмила Владимировна, д-р биол. наук, зав. кафедрой экологии и природопользования ВГУЭС Для студентов специальностей Экология, Экология и природопользование, Социальная работа. Для студентов специальностей Экология, Экология и природопользование, Социальная работа.

Тема 11. Экологическое сознание. Экологическая культура

Экологическая этика это междисциплинарная комплексная область исследования, сформировавшаяся на стыке экологии и классической этики. Экологическую этику еще иногда называют природоохранной, зеленой, энвайроментальной. Предметом экологической этики является обоснование и разработка этических принципов и правил, регулирующих моральные отношения человека к природе и отдельным ее представителям.

Экологическая этика мотивирует природоохранные действия в двух направлениях: 1) люди действуют или избегают действий из соображений и ради блага самой природы, охраняют природу ради нее самой; 2) эти действия совершаются из морального принципа, без каких-либо корыстных интересов человека, а то и ему во вред.

Хотя как область исследования экологическая этика выделилась лишь в 1980-х годах, этические взгляды по отношению к природе высказывались в самое разное время в самых разных странах. Будда провозгласил принцип непричинения вреда другим живым существам. Мухаммед защищал животных от жестоких людей. Пифагор и Плутарх говорили о добром отношении к животным. Святой Франциск Ассизский воспринимал животных и растения как своих братьев и сестер. В XVIII и XIX веках в США и Англии появились первые законы о запрете жестокого отношения к животным.

Основателями экологической этики считаются американский эколог Олдо Леопольд ( ) и немецкий врач Альберт Швейцер ( ). В своих классических трудах О. Леопольд («Календарь песчаного графства») и А. Швейцер («Культура и этика») впервые сформулировали идею, что к живым существам и экосистемам нужно относиться не как к вещам, а как к себе подобным.

С начала 70-х годов XX века экологическая этика стала претендовать на статус самодостаточной дисциплины, способной разработать уникальную систему нравственных принципов и императивов, задающих правила поведения человека в природном мире. За активное распространение идей экологической этики взялись специализированные журналы: в 1979 г. в США начинает издаваться философом Юждином Харгроувом «Экологическая этика» («Environmental ethics»); в англии с 1992 г. выходит журнал «Экологичекие ценности» («Environmental values»); в Германии «Экология и этика» («Okologie und ethik»).

В Российской империи впервые о гуманном, этическом отношении к животным было сказано в Уставе благочиния Екатерины II, изданном в 1782 г. «ст. 7. Буде скотина и злодея твоего спотыкнется, подними ее. ст. 8. Блажен кто и скот милует».

В 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную хартию природы первый международный документ, утвердивший этический принцип, что всем формам жизни должна быть обеспечена возможность существования.

А.А. Скворцов описывает четыре типа взаимоотношений между человеком и природой: 1. Безнравственное, злое отношение. Встречается достаточно редко (поджог леса ради забавы, убийство животных ради демонстрации силы).

Второй тип – отношение утилитарное, самое распространенное во все времена.и в настоящее время. Природа рассматривается как ресурс для поддержания благополучия.

Третий тип – отношение к природе теоретическое, научное. Задача ученого – искать объективные законы природы, вне зависимости от того, какую выгоду это принесет.

Четвертый тип – отношение эстетическое. Природа как объект восхищения и любования. При этом Скворцов считает первый и второй тип отношений недопустимыми, а третий и четвертый – недостаточными.

Экологизация морального сознания Природа получила статус самостоятельной ценности в силу ее единственности и неповторимости. Человек и общество выступают как единая система «общество- человек».

Экологическая этика Это система моральных норма и нравственность поведения в области отношений человек-общество-природа. Ее значимость выше, чем значимость медицинской этики и биоэтики.

Антропоцентризм и натуроцентризм В философии под антропоцентризмом понимается воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Человек рассматривается как господин природы. Господствует идея покорения природы. Этот взгляд ярко выражен в христианской религии. Только человек создан по образу и подобию Божьему.

Антропоцентризм Бог предоставил человеку управление природным миром. Природные объекты лишены богоподобия и морально несовершенны. За ними признается только инструментальная ценность.

Антропоцентризм сегодня Проявляется в технократическом взгляде на природу, экологию, природопользование. Признается, что многие природные ресурсы являются исчерпаемыми, и поэтому необходимо думать не только о сиюминутных выгодах, но и о благе последующих поколений.

Натуроцентризм Этот подход можно найти в джайнизме, даосизме, буддизме, индуизме, в идеях Франциска Ассизского. Святой Франциск устанавливает демократию, равенство между всеми формами жизни, низводит человека с его трона. Духовную ценность имеет все в природе. Сегодня это проявляется в поклонении природе.

Экологическая этика и религии Первоначально идея ненасилия была представлена в религиях Востока, в которых доминирует идея о перевоплощении душ. Жизнь человека - это система переходов из одной телесной оболочки в другую. Лишить жизни любое живое существо означает прервать насильственно цепь бесконечных превращений. Принцип ненасилия призывает принимать мир таким, какой он есть, не менять его.

Третий путь Это новая экологическая этика, основанная на глубоком понимании глобальной взаимосвязи всего живого, включая человека. Провозглашается необходимость гармонии человека и природы, необходимость устойчивого развития человечества, бережливость и разумность во всем, минимизация вреда, наносимого природе.

Методологические основания Единства человека и биосферы В настоящее время об экологической проблеме заговорили во всем мире. Создаются международные симпозиумы, конгрессы, совещания. Но особо хочется отметить деятельность Никиты Николаевича Моисеева, в творчестве которого экологическая проблематика зазвучала особенно остро.

Один из основных тезисов, который отстаивает Никита Моисеев, – это тезис о «Единстве человека и биосферы» (следует отметить, что традиция рассматривать человека как неотъемлемую часть природы (космоса), красной нитью проходит через многообразие идей русских космистов). Только исходя из этого принципа, мы можем достоверно изучать процессы, происходящие на планете, анализировать их и предлагать варианты выхода из экологического кризиса.

Тезис о «Единстве человека и биосферы» основан на современных эмпирических данных, научных открытиях. 1. Прежде всего, это единый генетический алфавит для всего биотического многообразия планеты. 2. Идентичная структура клеток мозга человека и других высших животных. 3. Зачатки интеллекта у человекообразных обезьян, дельфинов. 4. Человек не может существовать вне биологической ниши, которую он занимает.

Человек «обречен» жить в биосфере и подчиняться законам её развития. Осознание этого факта крайне важно для человечества, особенно, как подчеркивает Н. Н. Моисеев, для стран североатлантического региона. Мировоззрение западного человека сформировалось под влиянием протестантского индивидуализма. Принципы эгоизма, антропоцентризма и индивидуализма воспитали идею могущества на природой.

Техногенная цивилизация Запада, нещадно эксплуатируя природу, заботится лишь о сиюминутной выгоде. Выход из экологического кризиса мыслится через эксплуатацию отстающих стран и использование технологических новшеств. Н. Н. Моисеев настойчиво критикует эгоистические и потребительские наклонности западного человека, доказывая «невозможность преодоления наступающего кризиса чисто техническими средствами» (Моисеев Н. Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии С. 26). Никита Моисеев предлагает выход из экологического кризиса через ко эволюцию человека и биосферы, вступление человечества в новую эпоху, эпоху Ноосферы.

Вот несколько принципов экологической этики, предложенных Н. Н. Моисеевым: 1. Необходимо знать законы развития биосферы, и взаимодействие человека с биосферой должно строиться на знании этих законов. 2. Установление общих правил отношения человека и Природы. 3. Человек должен жить в условиях коэволюции биосферы и общества. 4. Человек должен думать о будущем поколении. 5. Право наций на расходование ресурсов по количеству населения. 6. Избегать воздействия на природные циклы круговорота веществ.

Но экологическая этика не должна ограничиваться нормами, регламентирующими отношение человека к природе. Экологическая этика должна стать этикой взаимоотношений между людьми. Анализируя состояние современных мегаполисов, Н. Н. Моисеев находит их неестественными для проживания человека. Мегаполисы обостряют человеческое одиночество, создают практически невозможным нормальное личностное общение. Будучи постоянно окруженным незнакомыми людьми на улице, в общественном транспорте, магазине, индивид чувствует себя потерянным, его психика постоянно находится в напряженном состоянии, оценивая возможность угрозы.

Литература Основная Назаров В.Н. Прикладная этика: Учебник. - М.: Гардарики, С Дополнительная Бганба-Церера В.Р. Становление экологической этики: проблемы и перспективы. - М., Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику - Серия: Охрана дикой природы. - Выпуск К., Кэлликот Б. Природоохранные ценности и этика // Гуманитарный экологический журнал, 1999, Т. 1. Вып. 2. С Леопольд О. Календарь песчаного графства. М.: Мир, Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. - М., 2000.