Тема 10. Культура и искусство России ХVIII века. Кафедра: Сервиса и моды Преподаватель: Кочеткова Ирина Степановна Российское Просвещение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Культура, искусство XVIIIв. Особенности развития: научные знания превращаются в науку провиденциализм рационализм стремление к светскости, гуманистическому.
Advertisements

Культура, искусство XVIIIв. Особенности развития: научные знания превращаются в науку провиденциализм рационализм стремление к светскости, гуманистическому.
Русское искусство второй половины XVIII века annasuvorova.wordpress.com.
Русская Культура XVIII века. Презентацию подготовила Джанаева Камила 10 ( профильный ) класс.
Цели урока: познакомить с культурой России 18 века и ее представителями; дать общую характеристику периода; определить основные особенности искусства.

Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Художественная культура России 2 половины 18 века.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 4500 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
ИСКУССТВО РОССИИ XVIII в Куляшова И.П. учитель истории МОУ-СОШ 3 г. Красноуфимск.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
Культура России в 18 веке. Особенность Соединение европейской культуры и национального своеобразия России Соединение европейской культуры и национального.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Автор: Кечемайкин А.И. – учитель истории МБОУ «Большеигнатовская СОШ» Художественная культура России XVIII века Урок в 7 классе.
Отделение ПФР по Тамбовской области Проведение кампании по повышению пенсионной грамотности молодежи в Тамбовской области в 2011 году 8 февраля 2012 г.
ЦИФРЫ ОДИН 11 ДВА 2 ТРИ 3 ЧЕТЫРЕ 4 ПЯТЬ 5 ШЕСТЬ 6.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Культура России и Украины 18 века.. план Архитектура Скульптура Живопись Литература.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Транксрипт:

Тема 10. Культура и искусство России ХVIII века. Кафедра: Сервиса и моды Преподаватель: Кочеткова Ирина Степановна Российское Просвещение.

Реформы Петра I и их последствия Реформы Петра I завершились оформлением абсолютной монархии, развитием светской культуры, установлением широких контактов с Европой, европеизацией всех областей жизни, появлением новых отраслей культуры: поэзии, журналистики, портретной живописи, новых ремесел (кораблестроения, производства фарфора и др.). Последствия реформ: усиление светского начала в культуре, ее "европеизация". В XVIII веке в России активно шел процесс обмирщения культуры Учебный материал 2

Проблема выбора пути Опора на идею "Москва - третий Рим". Новая столица России - Санкт - Петербург семантически интерпретировался как исторический преемник городов Новгорода и Рима Русское Просвещение как тип русской культуры. Учебный материал 3

Образование и наука Впервые при Петре I образование стало государственной политикой. Навигационная школа (1701 г., Москва) - первое светское государственное учебное заведение. Цифирные школы - государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян. Церковно - приходские училища, духовные семинарии. Закономерный итог преобразований в сфере науки и просвещения - открытие Академии наук (1725 г.,Петербург), где были объединены научно-исследовательские и педагогические функции, готовились собственные научные кадры. Наука в России ХVIII в. развивалась как часть мировой науки. Учебный материал 4

Московский университет. Роль М.В.Ломоносова в развитии российской культуры. М.В.Ломоносов - автор «Российской грамматики», вышедшей в 1755 г. и выдержавшей 14 изданий. В 1755 г. по инициативе Ломоносова создан Московский университет. Включал в себя философский, юридический, медицинский факультеты. При университете создана типография, где до 1917 года издавалась газета "Московские ведомости". В конце ХVIII в. в России было 550 учебных заведений и 62 тысячи учащихся. Учебный материал 5

Архитектура. Российское барокко. Первые архитекторы, руководившие застройкой Петербурга, были иностранцами. Д.Трезини (швейцарец)- Летний дворец Петра 1, собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий в Петербурге. – Д.М.Фонтана (итальянец), И.Г.Шедель(немец) - Дворец А.Д.Меншикова – Ж.Б.А.Леблон (француз). Расцвет стиля барокко в российской архитектуре связан с Ф.Б.Растрелли Зимний дворец, Смольный монастырь, Собор Воскресения в Смольном монастыре в Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе, дворцы М.И.Воронцова, С.Г.Строганова в Санкт- Петербурге. В 30-е годы XVIII в. появились отечественные архитекторы: – М.Г.Земцов церковь Святых Симеона и Анны. Санкт Петербург – И.К.Коробов перестроил здание Адмиралтейства. Санкт Петербург – Д.В.Ухтомский Колокольня Троице-Сергиева монастыря, Красные ворота в Москве. – С.Чевакинский Колокольня Троице-Сергиевской лавры, Андреевская церковь в Киеве (проект Растрелли). Учебный материал 6

7 Д.Трезини Летний дворец Петра г.

Учебный материал 8 Петровское барокко Д.Трезини Собор Петропавловской крепости 1733 г.

Учебный материал 9 Петропавловская крепость.

Учебный материал 10 Г.И.Маттарнови, М.Г.Земцов. Кунсткамера г.

Учебный материал 11 М.Г.Земцов Церковь Святых Симеона и Анны г.

Учебный материал 12 Ф.Б.Растрелли Зимний дворец. Елизаветинское барокко.

Учебный материал 13 Зимний дворец.

Учебный материал 14 Зимний дворец.

Учебный материал 15 Екатерининский дворец в Пушкине

Учебный материал 16

Учебный материал 17 Екатерининский дворец. Янтарная комната. Пушкино

Учебный материал 18 Петергоф Фонтан Большой каскад

Учебный материал 19 Ф.Б.Растрелли Смольный монастырь

Учебный материал 20 Ф.Б.Растрелли Собор Смольного Монастыря

Учебный материал 21 С.И.Чевакинский Никольский собор. (Николы морского)

Классицизм в русской архитектуре. А.Ф.Кокоринов, Ж.Б.М. Вален - Деламот Академия художеств. Санкт-Петербург Ж. Б.М. Вален – Деламот Малый Эрмитаж,Гостиный двор, Санкт-Петербург М.Ф.Казаков Колонный зал в доме Благородного собрания, Московский университет. Ч.Камерон Камеронова галерея, дворцовый ансамбль Павловска И.Е.Старов Таврический дворец, Троицкий собор Александро - Невской лавры. Санкт-Петербург. В.И.Баженов дом П.Е.Пашкова. Москва. Учебный материал 22

Учебный материал 23 Валлен-Деламот Ж.-Б., Кокоринов А.Ф. Академия Художеств

Учебный материал 24 Екатерининский ранний Классицизм Вален-Деламот Малый Эрмитаж.

Учебный материал 25 М.Ф. Казаков Колонный Зал в доме Благородного собрания

Учебный материал 26 М.Ф.Казаков Московский Университет

Учебный материал 27 И.Е.Старов Таврический дворец. Строгий классицизм.

Учебный материал 28 Ч.Камерон Камеронова галерея в Царском селе

Учебный материал 29 Ч.Камерон Камеронова галерея в Царском селе

Учебный материал 30 В.И.Баженов дом П.Е.Пашкова Москва.

Разновидности классицизма Палладианцы: – Д.Кваренги Академия наук, Ассигнационный банк, Смольный институт благородных девиц, Санкт-Петербург; Александровский дворец в Царском Селе. – Н.А.Львов Собор Борисоглебского монастыря в Торжке, Почтампт в Петербурге, усадебные ансамбли Сочетание стилей: – А.Ринальди Мраморный дворец. Петербург - сочетание элементов классицизма и рококо. – М.Ф.Казаков Большой дворец в Царицыно; Петровский подъездной дворец в Москве - классицизм и готика. Учебный материал 31

Учебный материал 32 Коридор Смольного Монастыря

Учебный материал 33 А.Ринальди Мраморный дворец

Учебный материал 34 Казаков М.Ф. Петровский путевой дворец

Русская готика (псевдоготика) Ю.М.Фельтен Чесменский дворец, Чесменская церковь. Санкт-Петербург В.И.Баженов Дворцово - парковый ансамбль Царицыно, Михайловский замок. Санкт-Петербург Тенденция возврата к традициям средневековой русской архитектуры - кубовидный тип соборного храма. Учебный материал 35

Учебный материал 36 Ю.М.Фельтен Чесменская церковь Первая неоготическая постройка в Петербурге

Учебный материал 37 В.И.Баженов Галерея с аркой. Царицыно

Учебный материал 38 В.И.Баженов Малый дворец. Царицыно

Учебный материал 39 В.И.Баженов Первый кавалерский корпус. Царицыно

Учебный материал 40 В.И.Баженов Фигурные ворота парка. Царицыно

Учебный материал 41 В.И.Баженов Фигурный мост. Царицыно

Учебный материал 42 В.И.Баженов Михайловский замок

Учебный материал 43 И.В.Еготов Башня-руина. Царицыно

Скульптура. Утверждается идея самоценности скульптурного изображения. Скульптура перестает быть только частью архитектурного сооружения. Рост значения человеческой фигуры. В круглой скульптуре фигура главного персонажа постепенно освобождается от массивных деталей. Барокко – Б.К.Растрелли Анна Иоанновна с арапчонком, Конный памятник Петру I Классицизм – Э-М.Фальконе памятник Петру I – Ф.Шубин портреты Ломоносова, Екатерины II, Павла I. – М.Козловский памятник А.В.Суворову в Петербурге, петергофский фонтан "Самсон, разрывающий пасть льва". – Ф.Ф.Щедрин "Венера", "Диана","Нева", "Сирены", "Марсий". Учебный материал 44

Учебный материал 45 Б.Растрелли Анна Иоанновна с арапчонком

Учебный материал 46 Фальконе Э.М. Памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге

Учебный материал 47 Ф. Шубин портрет Павла I

Учебный материал 48 М.Козловский памятник А.В.Суворову

Учебный материал 49 М.Козловский фонтан "Самсон, разрывающий пасть льву". Петергоф.

Живопись. Иерархия жанров: –Исторический жанр (А. Лосенко, А.Лосев, Г.Угрюмов,); Особую известность приобрели работы художника - классициста А. Лосенко - «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой» –Бытовой жанр (И.Фирсов, М.Шибанов, И.Ерменев); –Пейзаж ( М.Иванов, Ф.Алексеев, С.Щедрин) Учебный материал 50

Учебный материал 51 А.Лосенко «Владимир и Рогнеда» Гос.русский музей. С.Пб.

Учебный материал 52 И.Фирсов Юный живописец

Учебный материал 53 М.Шибанов Крестьянский обед

Учебный материал 54 Ф.Алексеев Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости

Искусство портрета И.Никитин Портрет Петра I на смертном одре; портрет напольного гетмана. А.М.Матвеев Автопортрет с женой И. Вишняков Портрет Сарры Фермор А.П.Антропов Портреты А.М.Измайловой, Петра III И.Аргунов Портреты Хрипуновой, Лобановой - Ростовской, неизвестной крестьянки. Ф.С. Рокотов Портреты Струйской, Новосельцевой Д.Г.Левицкий портреты воспитанниц Смольного института, Екатерины II, М.А.Дьяковой, Новикова, А.Ф.Кокоринова, П.А.Демидова. Сентиментализм в живописи В.Л.Боровиковский "Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке", портреты госпожи де Сталь, А.Б.Куракина, М.И.Лопухиной. Учебный материал 55

Учебный материал 56 И.Никитин Портрет напольного гетмана

Учебный материал 57 А.М.Матвеев Автопортрет с женой

Учебный материал 58 И. Вишняков Портрет Сарры Фермор

Учебный материал 59 А.П.Антропов Портрет Петра III

Учебный материал 60 И.Аргунов Портрет неизвестной крестьянки

Учебный материал 61 Ф.С. Рокотов Портрет А.П.Струйской

Учебный материал 62 Д.Г.Левицкий портреты воспитанниц Смольного института Хованской и Хрущевой г.

Учебный материал 63

Учебный материал 64 Д.Г.Левицкий Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Екатерины Ивановны Молчановой. 1776

Учебный материал 65 Д.Г.Левицкий Портрет А.Ф.Кокоринова

Учебный материал 66 Д.Г.Левицкий Портрет М.А.Дьяковой

Учебный материал 67 Д.Г.Левицкий Екатерина II – Законодательница в храме богини Правосудия

Учебный материал 68 В.Л.Боровиковский "Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке"

Учебный материал 69 В.Л.Боровиковский Портрет М.И.Лопухиной 1797 ГТГ

Становление профессионального театра Основателем первого профессионального театра был Ф.Волков. Его называют "отцом русского театра". Театр был открыт в Ярославле в середине ХVIII в. Эта труппа составила костяк труппы публичного театра в Петербурге (1756 г.). Популярностью пользовался Оперный дом. В 1780 г. в Москве был открыт Петровский театр. Крепостной театр. Н. Шереметев - Богатейший русский дворянин, владелец самого крупного в России ХУIII века крепостного театра Ковалева - Жемчугова - выдающаяся крепостная актриса. Учебный материал 70

Учебный материал 71 Лосенко А.П. Портрет актера Федора Григорьевича Волкова

Учебный материал 72 Н.И.Аргунов Портрет актрисы П.И.Ковалёвой- Жемчуговой 1803 г.

Балет Появился в России как отдельные номера в антрактах драматических и оперных спектаклей. В 1741 г. Елизавета издала указ об учреждении в Петербурге русской балетной труппы. Первым русским балетным либреттистом был А.П.Сумароков. Тимофей Бубликов стал первым танцовщиком в Петербурге; получил придворный чин и звание танцмейстера двора. Учебный материал 73

Учебный материал 74 Н.И.Аргунов Портрет крепостной балерины Т.В. Шлыковой- Гранатовой 1789 г.

Учебный материал 75

Музыка: формирование национальной композиторской школы. В ХVIII в.наряду с духовным распространяется светское музыкальное искусство. В последней трети ХVIII в. формируется композиторская школа, появляются первые композиторы - авторы оперной, хоровой инструментальной, камерной музыки: М.Соколов, М.Березовский, В.Пашкевич, И.Хандошкин, Е. Фомин. На рубеже ХVIII - ХIХ в.в. появился жанр камерной лирической песни - русский романс на стихи русских поэтов. Одним из создателей русского романса был О.А.Козловский. Д.С.Бортнянский - самый известный композитор ХVIII в. Главные творческие достижения связаны с хоровой церковной музыкой. Отказался от барочной музыкальной традиции и развивал принципы классицизма. Хоровое наследие Бортнянского - 35 концертов для четырехголосого хора и 10 концертов для двух хоров. Учебный материал 76

Прикладное искусство. Реформа одежды. Развитие искусства фарфора (порцилин). Д.И.Виноградов в 1752 получил первые образцы фарфора. Возрождение искусства мозаики, изготовленного из отечественного сырья. М.Ломоносов - автор мозаики «Петр I в Полтавской битве» Одежда демонстрировала расслоение культуры на дворянскую и народную Учебный материал 77

Учебный материал 78 Полтавская битва. Мозаика М. Ломоносова. Академия наук. С.-Петербург. 1762–1764

Учебный материал 79 Костюм девичий праздничный: сарафан, "рукава", повязка, ожерелье Верхнее Поволжье Россия. Вторая половина 18 в.

Учебный материал 80 Костюм Петра I повседневный: кафтан, камзол Платье парадное

Учебный материал 81 Бокалы синего стекла с крышкой

Учебный материал 82 Ваза молочного стекла в греческом духе

Учебный материал 83 Русский фарфор

Учебный материал 84 Д.И.Виноградов Чашечка Невская порцелиновая

Учебный материал 85 Тарелка, чайник. Невская порцелиновая мануфактура

Учебный материал 86 Предметы из Георгиевского сервиза Козлов Гавриил Игнатьевич 1778 г. Фарфор, роспись подглазурная, полихромная, позолота

Учебный материал 87 Для студентов всех специальностей: 1. Художественные стили в искусстве России ХVIII века. 2. Возникновение и развитие светской культуры: музыки, литературы, театра, живописи (на выбор). 3. Выдающиеся представители искусства Нового времени в России (М.В.Ломоносов и др. на выбор). Для студентов специальности «спортивно-оздоровительный сервис» (СО): Изменения в укладе быта, внешнем виде россиян после петровских реформ. туризм (ТУ): 1. Живопись России ХVIII века в коллекциях Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской картинной галереи, Приморской картинной галереи (на выбор); 2. Экскурсионные маршруты: «Архитектура XVIII в. Петербурга, Петергофа, Павловска и др.» (на выбор). социально-культурный сервис и туризм (СУ,ТУ): Искусство организации городских торжеств, придворных праздников в России ХVIII в. Деятельность Ф.Волкова. социально-культурный сервис и туризм (БГД): Изменения в культуре питания россиян в ХVIII в. Семинар. Тема 10. Культура и искусство России ХVIII века

88 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.