АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА © Николаева Вера Александровна, 2011 - 2014 Проблемный вопрос: каковы самые значительные завоевания в искусстве.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Архитектура Древнего Рима. Техника строительства из бетона была изобретена тысячелетием раньше на Ближнем Востоке, но римляне расширили область его применения.
Advertisements

Художественная культура Древнего Рима. Периодизация истории и культуры Древнего Рима Эпоха Римской республики (конец VI – первая половина I в. до н.э.)
Культура древнего Рима. Для строительства жилых домов римляне заимствуют греческую перистильную конструкцию, но, в отличие от греков, стараются расположить.
Культура Римcкой Империи 1-5 вв. н.э.. Во 2 в. н.э. Рим был самым большим и богатым городом Европы. Императоры стремились превратить его в символ своего.
Рим даёт о себе знать в 4-3 вв. до н. э.. Изначально строительство велось с удивительной практичностью. Дороги и мосты Стены и водопровод.
Презентация МХК по программе Даниловой Г.И. 10 класс. Из опыта работы учителя изобразительного искусства Москаль Т.А. МОУ «СОШ 83» г. Барнаула.
Эпиграф. Это закон древнеримской архитектуры, сформулированный в 1 веке до н. э. инженером и архитектором Витрувием.
Презентация к уроку (мировая художественная культура, 10 класс) по теме: "Архитектура Древнего Рима"
1. Периоды истории Древнего Рима 754 – 753 гг. до н.э. – VI в до н.э. – царский период. VI – I вв. до н.э. – республиканский период. I в. до н.э. – 476.
Презентация Володиной И.П. Учитель ИЗО и МХК ГОУ ЦО 1470.
Выполнил: Пинясов Андрей. В период поздней Римской империи была усовершенствована техника зодчества и разработаны новые строительные конструкции. Опираясь.
Искусство Древнего Рима Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав.
Презентация к уроку по МХК (10 класс) на тему: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МХК 10 КЛАСС "АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА"
С VIII в.до н.э. по V в. Н.э.. Грандиозные архитектурные ансамбли Новые типы инженерных сооружений Реалистические скульптурные портреты Фрески, мозаики.
«Все дороги ведут в Рим» «Вечный город» «Город на семи холмах»
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Во 2-м в. в Риме перевели земледельцев Траян осудил Троян завоевал Римляне изобрели На Аренду На свободные земли В провинции.
Первый период Первый период развития римской архитектуры охватывает собой время от основания Рима до середины II в. до н. э. Большинство сооружений в.
Контрольная работа по МХК 10 класс. Первобытное искусство, искусство эпохи какого строя?. Первобытное искусство возникло около ? (какого) тысячелетия.
Архитектура Императорского Рима
Подготовила: Дука Марина Григорьевна, учитель истории и МХК Подготовила: Дука Марина Григорьевна, учитель истории и МХК Размещено на Урок МХК в 10 классе.
Транксрипт:

АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА © Николаева Вера Александровна, Проблемный вопрос: каковы самые значительные завоевания в искусстве древних римлян?

Искусство этрусков Этрурия – переходное звено от Греции к Риму. Петр Гнедич Этруски – загадочный древний народ, пришли на Апеннинский полуостров в 8 в. до н.э. одновременно с греками. Этруски жили в Этрурии (сегодня это Тоскана), сейчас там сохранились их курганы (например, в окрестностях Флоренции). В 6 в. до н.э. этруски правили Римом. Этрурия – сильное государство из 12-ти городов-полисов (в частности, Тарквинии и Цере). После падения в 4 в. до н.э. политического могущества этрусков их культурное влияние оставалось значительным. Высокий уровень культуры этрусков проявился в: градостроительстве – каменные стены и здания, четкая планировка улиц и городов, канализация; архитектуре – храмы на высоком пьедестале (подиуме) с целлой из 3-х частей (для 3-х богов), здания с купольным сводом, ростры – украшения колонн; жилых домах – закрытые дворики (атриумы) с отверстием в крыше (комплювиум) и бассейном под ним (имплювиум), в который стекала дождевая вода.

Искусство этрусков Высокий уровень культуры этрусков проявился в: декоративно-прикладном искусстве – ювелирные изделия, домашняя утварь и скульптура из бронзы и терракоты; Зеркало из бронзы Химера. Бронзовая статуя. 5 в. до н.э. Археологический музей. Флоренция

Искусство этрусков Высокий уровень культуры этрусков проявился в: декоративно-прикладном искусстве – ювелирные изделия, домашняя утварь и скульптура из бронзы и терракоты; Сатир и Менада. Бронзовая курильница. 3 в. до н.э.

Искусство этрусков Высокий уровень культуры этрусков проявился в: гробницах с росписями, на крышках погребальных урн и саркофагов – портреты и фигуры умерших. Культ мертвых занимал в жизни этрусков такое же место, как у египтян. Гробница Флабелиев. 6 в. до н.э. Популония. Италия Этрусские гробницы. Реконструкция

Искусство этрусков Интерьер этрусской гробницы с саркофагами в Цере. 6 в. до н.э. Саркофаг супругов из Цере. 6 в. До н.э. Лувр. Париж

Искусство этрусков Так называемая Капитолийская волчица. Работа этрусков. Бронза. Около 500 г. до н.э. (фигуры Ромула и Рема выполнены значительно позднее – в эпоху Возрождения)

Искусство Древнего Рима Архитектура и инженерное искусство – ведущие искусства Рима. В архитектуре гражданские здания преобладали перед культовыми. Главные строительные материалы – камень и кирпич. Римляне изобрели новый строительный материал – бетон. Это позволило им построить новые типы архитектурных сооружений, которые подчеркивали могущество Римской империи. Понт дю Гар - выдающийся памятник древнеримской архитектуры периода правления императора Траяна ( гг. н. э.). Двухэтажный акведук с аркадами, по которому проложен третий ярус малых аркад с желобом для воды общей высотой 48,75 м. Представляет собой часть водопровода - Нимского акведука, протянувшегося на 50 км в окрестностях Нима на юге Франции - в то время провинции Галлии.

Основные конструктивные элементы римских зодчих и строителей: арка свод купол позволили перекрывать огромные пространства без внутренних опор Древнеримский акведук в современном Риме, творение зодчего Витрувия Искусство Древнего Рима В Древнем Риме не было питьевой чистой воды. Акведуки решили эту проблему. Они снабжали водой фонтаны, бассейны, бани и др. По числу литров воды на душу населения Древний Рим превосходил другие города древнего мира.

Витрувий Поллион – римский архитектор, автор трактата «Десять книг об архитектуре» (18 – 16 гг. до н.э.). Главное внимание в трактате уделил трем составляющим в архитектуре, взаимозависимым друг от друга, оказывающим влияние на применения архитектурного сооружения. В Древнем Риме применялись следующие типы сводов: цилиндрический сомкнутый крестовый Искусство Древнего Рима

В Древнем Риме строили инженерные сооружения: дороги и мосты (виадуки), водопроводы (акведуки), канализация. Сооружения строили под девизом «Долговечность, практичность, прочность». Самая древняя, первая в мире Аппиева дорога, она никогда не ремонтировалась. В основании имеет 2 слоя бетона толщиной в 1 м, на них – каменные плиты вулканического туфа (вспомните, чем «прославилась» Аппиева дорога после подавления римскими легионами под предводительством Марка Лициния Красса восстания Спартака?). Искусство Древнего Рима

В градостроительстве: четкая прямоугольная планировочная структура военного лагеря с двумя главными перпендикулярными друг другу улицами – кардо (север – юг) и декумануса (восток – запад). На пересечении этих дорог – форум – административный и религиозный центр города. Вдоль главных улиц – колоннада, которая завершалась у форума триумфальными воротами или проездными воротами у городской стены. Другие улицы были узкими и параллельными главным. Таким образом, в Древнем Риме был разработан типовой план города, который позднее лег в основу многих городов Европы. В отличие от римских городов-лагерей сам Рим застраивался стихийно и имел неровный рельеф (строился на 7-ми холмах). «Все дороги ведут в Рим» - гласит лат. пословица. Действительно, радиальная планировочная структура Рима образовалась естественным образом в результате городских магистралей, которые сходились в центре города у Капитолийского и Палатинского холмов в районе главного общественного сооружения Рима – ФОРУМА. Искусство Древнего Рима

В градостроительстве: четкая прямоугольная планировочная структура военного лагеря с двумя главными перпендикулярными друг другу улицами – кардо (север – юг) и декумануса (восток – запад). На пересечении этих дорог – форум – административный и религиозный центр города. Вдоль главных улиц – колоннада, которая завершалась у форума триумфальными воротами или проездными воротами у городской стены. Другие улицы были узкими и параллельными главным. Таким образом, в Древнем Риме был разработан типовой план города, который позднее лег в основу многих городов Европы. В отличие от римских городов-лагерей сам Рим застраивался стихийно и имел неровный рельеф (строился на 7-ми холмах). «Все дороги ведут в Рим» - гласит лат. пословица. Действительно, радиальная планировочная структура Рима образовалась естественным образом в результате городских магистралей, которые сходились в центре города у Капитолийского и Палатинского холмов в районе главного общественного сооружения Рима – ФОРУМА. Дорога в древнеримском городе. г. Помпеи, современный вид. 1 в. до н.э. г. Помпеи сегодня Искусство Древнего Рима

Форум Романум. Реконструкция 19 в. (один из предложенных в настоящее время вариантов реконструкции Форума, предлагаемых историками и искусствоведами). Искусство Древнего Рима

На форумах существовали следующие сооружения: баз Илика – для суда и биржи; курия – для заседания сената; таверна – для торговли; табуларий – для архивов; храмы, посвященные богам. Типы храмов: про стиль, периптер, круглые. На Форуме Романум хорошо сохранился храм Весты – круглый периптер. Форум Романум. Современный вид Искусство Древнего Рима

Базилики первоначально строились в Риме для совершения торговых сделок (биржи) и для судебных разбирательств. Баз Илика Максенция (Константина) на Форуме Романуме Искусство Древнего Рима

Пантеон – выдающееся храмовое сооружение (арх. Аполлодор Дамасский) в эпоху императора Адриана в 118 – 128 гг. Храм всех богов. Впервые в античности внутреннее пространство играет главенствующую роль. Диаметр купола и высота внутреннего пространства = 43,5 м, это превосходит по размеру все сооружения подобного рода, вплоть до 19 в. Макет Пантеона в Древнем Риме. 2 в. (храм восстановлен после пожара в 1 в.до н.э.) Искусство Древнего Рима

Вес купола Пантеона 5 тыс. тонн. Толщина стен 6 м. Чтобы стены не рухнули от такого веса в них сделаны полости. Высота зала Пантеона = высоте 7-ми этажного дома. Портик Пантеона прямоугольный, содержит 16 коринфских колонн. Они 12-ти метровой высоты, весом 80 тонн каждая. Изготовлены из единых блоков Египетского гранита, их везли из Александрии морем., Макет Пантеона в Древнем Риме. 2 в. (храм восстановлен после пожара в 1 в.до н.э.) Искусство Древнего Рима Пантеон – величайшее сооружение величайших инженеров величайшей империи.

Пантеон в разрезе. Реконструкция Обратите внимание на кессонный потолок. Размеры кессонов уменьшаются при приближении к вершине купола. В вершине купола – отверстие, через которое дневной свет проникает в храм. Окружает отверстие кольцо, для прочности. Как и все другие храмы Древнего Рима, Пантеон похож на греческие храмы, но имеет высокое основание (до 5 м) – подий, глубокий передний портик, и колонны, вплотную примыкающие к целле. Длинная лестница – только со стороны фасада. Искусство Древнего Рима

Интерьер Пантеона Император Адриан, по указанию которого было построено это здание, вершил в Пантеоне суд. Это символично. Римляне верили, что боги через отверстие в крыше боги могли проникать в храм и смотреть как вершится суд. Искусство Древнего Рима Здание Пантеона – предел инженерных возможностей зодчих. Через 100 лет после окончания его строительства империя столкнулась с политическими и финансовыми трудностями. И подобное грандиозное строительство стало ненужным. Была утрачена технология такого строительства, мастерство и навыки строителей. В императорском Риме население составляло 1 млн. человек (больше, чем в любом другом городе мира). С падением империи население Рима сократилось до 100 тыс. человек.

Интерьер Пантеона сегодня. Здесь захоронен один из титанов итальянского Возрождения – великий Рафаэль Санти, автор «Сикстинской мадонны». Итальянцы очень любили Рафаэля за его мастерство, за его добрый характер. И поэтому в последний путь Рафаэля провожал, казалось, весь Рим. В одной из ниш – его могила. Искусство Древнего Рима

Пантеон сегодня. Он встроен в окружающий квартал зданий Рима. Посмотрите, какая маленькая площадь перед ним. Центр Рима сегодня отличают миниатюрные площади и узкие улочки. Пантеон – одно из самых впечатляющих и лучше всех других сохранившееся сооружение Древнего Рима. Искусство Древнего Рима

Термы – огромные комплексы, включающие в себя: помещения для холодных (фригидарий), теплых (тепидарий) и горячих (кальдарий) ванн; залы для игр и развлечений; библиотеки; лекционные и гимназические залы (палестры). Термы императора Каракаллы сегодня. Термы Каракаллы (как и термы Диоклетиана) вмещали одновременно 3 тыс. человек и занимали площадь по 12 га. Посещение терм было бесплатным. Они были открыты для посещения круглосуточно. Искусство Древнего Рима

Термы Каракаллы сегодня. Даже в развалинах они выглядят весьма внушительно. В 1990 году тут состоялся первый совместный концерт трех великих теноров нашего времени: Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррераса. Искусство Древнего Рима

Театры, как и другие зрелищные сооружения играли важную роль в жизни древних римлян, особенно в эпоху Империи. «Хлеба и зрелищ!» - лозунг неимущих горожан, которые были без работы. В основе римского театра – греческий. На слайде вы видите театр Марцелла, который при диаметре в 111 м мог вместить 11 тыс. зрителей. Для музыкальных и поэтических представлений перед избранными строили небольшие крытые или открытые театры – одеоны или аудитории. Искусство Древнего Рима

Амфитеатры – особо любимые зрителями театры, использовались как для боев гладиаторов, так и для сражений людей (чаще всего – первых христиан) с дикими зверями (львами). Самый знаменитый римский амфитеатр – амфитеатр Флавиев, называемый Колизеем (слово произошло от размеров самой постройки: «колоссеум» - колоссальный). Колизей был заложен в 75 г. и вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане – овал, по фасаду – ярусы аркад. В его архитектуре использовано сочетание римской арки и греческого ордера (посмотрите на фасад). Вид на Колизей с ул. Императорских форумов сегодня Искусство Древнего Рима

Колизей – амфитеатр Флавиев Изнутри Колизей был облицован мрамором, а снаружи – известковым туфом. Выдвижная крыша (навес) прикрывала зрителей от солнца. Высота Колизея = 48 м, это самое высокое сооружение Древнего Рима. В нижнем ярусе используется тускский (тосканский) сдержанный ордер, во 2-м ярусе – изящный ионический, в 3-м ярусе – роскошный коринфский, в 4-м ярусе – легкие и нарядные коринфские пилястры. Искусство Древнего Рима

Колизей – амфитеатр Флавиев В Колизее утром были битвы между дикими зверями (львами) и людьми, казни осужденных (захваченных в войнах пленников), а вечером – сражения гладиаторов. Иногда устраивались настоящие морские сражения, для них вода подавалась по подземным каналам (прорытым под зданием Колизея) от ближайшего акведука. Искусство Древнего Рима