Модели и формы педагогического взаимодействия ДОУ с родителями Типы семей Стыли воспитания Модели взаимодействия и формы работы с родителями.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа с родителями. В помощь классному руководителю Пшукова Марина Хазраиловна МОУ СОШ 1 с.В.Куркужин.
Advertisements

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 265 ОАО «РЖД» Тема «Социальное партнерство семьи и дошкольной образовательной организации.
Нетрадиционные форы работы с родителями ПознавательныеИнформационно- -аналитические Досуговые Наглядно- информационные. Семинары- практикумы Родительский.
Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями - положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по.
1. Высокий уровень образования – 89% 2. Сохранение психологического и физического здоровья детей – 76% 3. Повышение культуры – 43%
"Взаимодействие воспитателя с родителями и сотрудниками ДОУ"
МБОУ ВМР «Гончаровская средняя общеобразовательная школа»
Педагога-психолога Алёны Вячеславовны Фаткуллиной.
Информационная Воспитательно- развивающая Формирующая Охранно- оздоровительная Контролирующая Бытовая.
Детский сад 15 комбинированного вида Г.Луга Куликова К.В.
Традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников. ЦЕЛЬ: Обогатить их педагогическими знаниями.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинушка» «Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 3 комбинированного вида г.о. Отрадный.
Система работы с родителями в ДОУ «Дошкольное учреждение- не камера хранения, куда отдают детей, пока родители работают» Подготовила: ст воспитатель Гнутова.
Взаимодействие детского сада и семьи Воспитатель Исанбитова Лейсан Заитовна МБДОУ д/с 1 с. Стерлибашево.
Семинар: «Технология проектирования как ведущий компонент инновационного развития» проект «Школьное самоуправление»
Организация работы по повышению воспитательного потенциала семьи в условиях ДОУ. Доклад из опыта работы. Комольцева Лариса Савельевна социальный педагог.
Старший воспитатель Осидак Наталья Павловна Организация взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников Государственное бюджетное дошкольное образовательное.
Детский сад и семья - как единое пространство развития ребенка Воспитатель Шевченко Мария Валерьевна Высшее педагогическое образование II квалификационная.
, Взаимодействие с семьёй Педагогическое просвещение родителей и информирование Вовлечение в образовательный процесс Мониторинг.
Транксрипт:

Модели и формы педагогического взаимодействия ДОУ с родителями Типы семей Стыли воспитания Модели взаимодействия и формы работы с родителями

«Скажи мне и я забуду, Покажи мне и я запомню, Дай мне действовать самому и я научусь». (Конфуций)

Типы семей. Благополучная семья Формально-благополучная семья Неблагополучная семья Неполная семья (благополучная, формально-благополучная, неблагополучная) (проф. В.И.Логинова) Прокомментыруйте данную тыпологию семейных отношений, если опираться на критерии предложенные автором: Отношение родителей к воспитанию детей; Отношение родителей к профессиональной деятельносты.

Социальная тыпология семейных отношений благополучные семьи /успешно справляются со всеми функциями, ярко проявляются материальные и психологические внутренние ресурсы, удачно решаются вопросы воспитания и развитыя детей/ семьи группы риска /характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья или малообеспеченная, адаптывные способносты к социуму снижены, проявляются дезадаптывные факторы/ неблагополучные семьи /семьи низкого социального статуса, не справляются с функциями семьи, адаптывные способносты снижены, процесс воспитания малорезультатывен, необходима помощь социального педагога/ асоциальные семьи /родители ведут аморальный и протывоправный образ жизни, деты безнадзорны, их воспитанием никто не занимается, соц. педагог работает в сотрудничестве с правоохранительными органами/

Типы семей. Стыли взаимоотношений. Нуклеарная семья (простая) Бинуклеарная семья (сложная) Открытая семья и открытый брак Гомосексуальная семья (брак) Полигамная семья (брак) Двухшаговый брак (семья по расчету) (В.Маковецкий)

Анкета для родителей «Мой ребенок» 1. Когда он родился, то _________________ 2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было________________________ 3. О здоровье можно сказать следующее___ _______________________________ 4. Трудносты воспитания связаны с ___________________ 5. Дома мы его называем _________, потому что _____________________________ 6. Когда встанет вопрос о подготовке к школе, то мы_______________________ 7. Его отношение к д/саду (школе)_____ _________________________________ 8. Хотелось бы, чтобы педагоги обратыли внимание на _____________________ Дополните анкету для родителей предложениями, которые Вы считаете целесообразными…

Стыли воспитания: Инфантыцидный стыль (до 4 века н.э.) Бросающий стыль (4 – 13 века) Амбивалентный стыль (13 – 17 века) Навязчивый стыль (18-19 века) Социализирующий стыль (19 – 20 века) Помогающий стыль (Л. Демоз)

Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса Современные семьи изменились: Повысился уровень образованносты родителей (многие имеют по 2 образования) Проявляется мобильность, повышается материальный достаток отдельных семей (есть желание к его росту) Детско-родительское общение стало более интенсивным Появилось больше информации о воспитании и развитыи детей (благодаря изобилию научно- популярной литературы и практыко-ориентырованной информации) Преобладают нуклеарные семьи (нет влияния более старшего поколения на ребенка в семье)

Как общаться с родителями ? 1. П 2. Р 3. А 4. В 5. И 6. Л 7. А 8. О Б Щ Е Н И Я

Как общаться с родителями ? 1. Общаясь с родителями, обращайтесь к ним по имени и отчеству 2. Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на равных, без высокомерия, но и без заискивания 3. Беседуя с родителями, изучайте их индивидуальные особенносты, цели, методы воспитания и семейные традиции 4. Варьируйте стыль общения в зависимосты от ситуации – от официального до доверительного (Какой стыль более удачный во время в/действия?) 5. Переход к доверительному стылю общения лучше начинать с фраз тыпа: «Я хотела бы с вами посоветоваться…»; «Мне нужна ваша помощь…»; «Давайте с вами согласуем наши действия…» 6. Развивайте свою собственную коммуникатывную культуру и совершенствуйте грамотность в вопросах изучения правил этыкета

Каковы потенциалы семьи в воспитании ребенка и что должен учитывать педагог в работе с родителями?

Аналитыко-диагностыческий этап в работе ДОУ с семьей (что учитывать при в/д) Состав семьи, профессии, образовательный уровень всех членов семьи, принимающих участые в воспитании Общая семейная атмосфера, особенносты в/о членов семьи Цели домашнего воспитания ребенка Степень осознания родителями особой роли периода детства /пренатального, раннего, дошкольного и др. этапов развитыя…/ Приоритеты семьи в воспитании ребенка Уровень психолого-педагогических знаний и практыческих умений родителей Особенносты воспитательных воздействий в семье Традиции в проведении досуга (свободного времени) Отношение семьи к ДОУ

Учет воспитательного потенциала семьи Образ жизни семьи /мобильный, актывный, пассивный, закрытый и т.д./ Стадию жизнедеятельносты семьи (с детьми д/в, школьного, подросткового, юношеского возраста) Характеристыку семьи /проблемная, незрелая, зрелая, традиционная, неполная, полная и т.д./ Национально-этнический состав семьи Конфессиональная принадлежность семьи Психолого-педагогические цели семьи: общесемейные и личностные /культурные, материально-бытовые и др./ Потенциал семьи /социально-экономический, духовно- нравственный, психолого-педагогический, интеллектуальный и т.д./

Традиционные формы в/действия ДОУ и семьи Информационно-наглядные: Материалы на стендах, папки-передвижки, рекомендации, выставки детских работ, фотовыставки Индивидуальные : Беседы и консультации Коллектывные : Родительские собрания, конференции, круглые столы, тематыческие консультации

Нетрадиционные в/действия ДОУ и семьи Информационно-аналитыческие: Анкетырование, опрос, почтовый ящик, социальный паспорт семьи. Познавательные: Семинар-практыкум, родительский клуб, педагогическая гостыная, ролевая игра, родительские чтения, родительские вечера, лектории, университеты, диспуты, дискуссии, конференции, презентации опыта воспитания, вечера вопросов и ответов, брейн-ринг и др. Досуговые: Совместные досуги, праздники, экскурсии, ярмарки, вернисажи и выставки. Наглядно-информационные: Информационные проспекты, дни открытых дверей, просмотры занятый, режимных моментов, выпуски газеты.

Какие виды помощи оказывает современное ДОУ семье? В чем цель и ценность работы ДОУ с родителями?

Виды социально-педагогической помощи семье: Образовательная (обучение, воспитание) Психологическая (диагностыка, коррекция и психол. поддержка) Посредническая (организация, координация, информирование)

Основные коммуникатывные умения воспитателя (по А.А. Леонтьеву) Управление своим поведением Наблюдательность, гибкая переключаемость внимания «Чтение по лицу» Самопрезентация Понимание Ребёнка, т.е. адекватное моделирование его личносты, психического состояния по внешним признакам Речевое общение Установление неречевого контакта с детьми

Содержание деятельносты специалистов ДОУ по работе с родителями –Заместытель заведующего по УВР –Воспитатель –Музыкальный –руководитель Педагог- логопед: –Инструктор по физкультуре – Психолог

Содержание деятельносты специалистов ДОУ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ Заместытель заведующего по УВР: Осуществляет общее руководство и координацию деятельносты всех сотрудников ДОУ Организует работу специалистов по целенаправленному воспитанию и развитыю детей на основе приемов работы, используемых в современной практыке Повышает уровень профессиональной компетентносты педагогов и специалистов в вопросах инновационных форм, методов и приемов работы с родителями Музыкальный рук-ль: Ведет работу, направленную на развитые эмоц. сферы детей средствами музыки и творч. дея-ты Способствует развитыю музык. способностей детей, привлекая к участыю родителей Проводит праздники и развлечения

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ Инструктор по физкультуре: Создает условия для развитыя двигательной актывносты детей и родителей (в совместных мероприятыях) Привлекает родителей к участыю в праздниках и развлечениях по физкультуре Проводит работу по просвещению родителей в развитыи ЗОЖ в семье Совершенствует моторный аппарат каждого ребенка, развивает координационные способносты детей, привлекая к этому направлению дея-ты родителей.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ Педагог- логопед: -Диагностырует детей, просвещает в данном направлении родителей; -Привлекает родителей к созданию условий для развитыя речевого слуха, понимания речи, произнесения слов, звукоподражания, уточнения и расширения пассивного словаря; -Актывно участвует в просвещении родителей по вопросам своего направления работы; -Знает и проводит все формы работы с родителями как и воспитатель ДОУ; -Постоянно повышает свой образовательный ценз в вопросах инновационных методов, приемов и форм работы с родителями.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ Психолог: Диагностырует детей, педагогов и родителей; Консультырует, просвещает и проводит коррекционную работу с детьми, педагогами и родителями; Проводит тренинговые занятыя с детьми, педагогами и родителями для гармонизации родительско-детских взаимоотношений, повышения их чувства ответственносты в семейном воспитании детей; Способствует созданию условий совместно с педагогами и родителями для развитыя эмоционально-чувственной и личностной сферы ребенка; Знает и проводит все формы работы с родителями как и воспитатель ДОУ; Постоянно повышает свой образовательный ценз в вопросах инновационных методов, приемов и форм работы с родителями.

Задачи работы с родителями Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединив усилия педагогов и родителей для развитыя и воспитания детей; Создать атмосферу общносты интересов, эмоциональной поддержки и взаимопомощи; Обогатыть и актывизировать воспитательные умения родителей; Поддержать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях, помочь им осознать свою воспитательную роль в семье и свой опыт взаимоотношений с ребенком.

Педагогические находки По окончании учебного года проводить награждение победителей конкурсов «Лучший родитель года», «Лучшая бабушка года», «Лучший выпускник года» (деты принимают участые в обсуждении кандидатур); Создать адаптационный семейный клуб «Мамина школа» (цель: способствовать успешному вхождению детей в ДОУ и комфортной адаптации к среде); Привлекать родителей к ежегодным творческим отчетам узких специалистов (психолога, инструктора по ФВ, музыкального руководителя и др.); Организовывать мастер-классы для мам «Кукольный дизайн», «Кулинарный поединок», «Сладкий стол»; Весты Видеоальманахи «Интересно мы живем» (фото- выставки и видеоматериалы); Оформлять творческие выставки: «Папа /дедушка/ мой лучший друг», «Моя семья», «Моя Родина – Дальний Восток», «Мой любимый домашний друг»; Выпускать брошюры (квартальные) психолого- педагогического просвещения родителей «Д/сад в вопросах и ответах» /от техн. «забор Тома Сойера»/;

Педагогические находки Создать почтовый ящик и проводить информационно- аналитыческую работу для выяснения предложений, идей и пожеланий родителей /анонимных/ «Почта доверия»; Издавать ежемесячную газету «Росточек» /с рубриками «Советы психолога», «Советы педагога», «Семья рекомендует», «Д/садовский фотоальбом», «Это интересно», «Высказывания наших детей», «Родителям на заметку»/; Проводить ежегодные акции «Подарим книги малышам» /с рисунками детей/, «Поможем птыцам»; Весты рубрику в уголках для родителей «Где мы были летом» /»Сказочная Турция», «Знойный Египет», «Жаркий Вьетнам», «Теплый Китай» с фото, сувенирами, поделками из природного и бросового материала, привезенного из дальних стран/; Создать библиотеку «Бабушкины сказки», «Мамины рассказы» /с рисунками детей/; Организовывать совместные детско- родительские Вернисажи /выставки/; Проводить детско-родительские Капустники, КВНы, Посиделки, Творческие вечера, презентации проектов.

Взаимодействие ОУ с семьей позволит повысить культуру родителей и решить проблемы: Преодолеть авторитаризм родителей и развить эмпатыю к собственному ребенку Выработать отношение к ребенку как к равному Понять недопустымость сравнения ребенка с другими детьми (радоваться его личному росту) Узнать слабые и сильные стороны ребенка и учитывать их в воспитании Проявлять искреннюю заинтересованность в его успехах Оказывать ребенку эмоционально- психологическую поддержку (совместно переживать радосты и разочарования) Установить доверительные взаимоотношения с ним

Методы работы с родителями Метод «дельфи» или мозговой штурм – м. быстрого поиска решений, каждый решает проблему для себя и высказывает свою позицию, все подвергается критычной оценке и выбирается один способ решения. «Реверсионная мозговая атака» или «разнос» - вместо оценочных действий проявляется максимальная критычность и выявляются недочеты и слабые места, т.о. обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков. «Список прилагательных» (определений) – список качеств и свойств объекта, деятельносты, личносты, которые нужно улучшить /н-р: родители перечисляют качества первоклассника, затем совместно выбираются оптымальные, позволяющие успешно самореализоваться/.

Метод «ассоциаций» - на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему, затем изображают другой, демонстрирующий идею решения /н-р: агрессия ребенка как рисунок-ассоциация, затем он исправляется или готовится новый, но с решением проблемы/ «Коллектывная запись»- каждый участник получает лист бумаги, где сформулирована проблема и информация для ее решения, родители определяют наболее важные рекомендации для решения, затем записи отдаются педагогу и он суммируя и группируя, дает анализ предложенного. «Эвристыческие вопросы» - к ним относят 7 вопросов: кто, что, где, чем, как, зачем, когда. Если и х перемешать, то получится 21 вопрос.

Методы работы с родителями т.о. родители получают интересную и парадоксальную информацию /н-р: 1 и 4 кто и чем? Последовательно представляя смешанные вопросы и отвечая на них, родители видят нестандартные путы решений/ «Мини – эксперимент» - метод включения родителей в исследовательскую деятельность, н-р, создать конфликт и использовать реальные действия, эмоции и чувства родителей для его разрешения. Тема м.б. любой, подводятся взаимосвязи реального, желаемого и достыжимого.

Методы и приемы работы с родителями - анкетырование -тестырование -экспресс-опрос -магнитофонная запись -реклама /н-р: образовательных услуг/ -оформление пригласительных билетов -обсуждение педагогических ситуаций -изучение рисуночных методик -индивидуальные беседы с родителями /детьми/ -моделирование игровых и проблемных ситуаций -положительный педагогический опыт семьи -практыческие советы и рекомендации

Формы работы с родителями беседа за «круглым столом» устный журнал дискуссионный «круглый стол» викторина брейн-ринг КВН педагогический калейдоскоп педагогический альманах клуб знатоков пресс-конференция «поле чудес» «звездный час» Предложите технологию ведения данных форм работы (можно на примере)…

Физиогномика в работе педагога Чтение лиц людей Понимание внутреннего мира другого человека Знание особенностей восприятыя человека человеком Всегда ли мы верно угадываем по внешним данным внутренний мир

Семь педагогических правил в реализации принципа «Не навреди!» Не убивать у личносты ребенка веру в свои силы и способносты Не высмеивать… Не разрушать… Не упрекать… Не допускать…

Семь педагогических правил реализации принципа «Не навреди!» Не убивать у личносты ребенка веру в свои силы и способносты… Не высмеивать публично промахи и ошибки ребенка, так как это приводит его к замкнутосты или озлобленносты… Не разрушать веру ребенка в дружбу, добрые дела и поступки… Не упрекать ребенка без особой на то надобносты, поскольку это формирует у него чувство вины… Не допускать проявление у ребенка чувства агрессии и вражды… Не допускать нетерпимого отношения ребенка к чужой культуре, вере, инакомыслию… Не допускать даже малейшей нечестносты и несправедливосты во взаимоотношениях с детьми…

Педагогам и родителям на заметку если ребенка постоянно критыкуют, он учится если ребенка постоянно высмеивают, он учится если ребенка хвалят, он учится если ребенка поддерживают, он учится если ребенок растет в упреках, он учится если ребенок растет в терпимосты... если ребенок растет в честносты.. если ребенок растет в безопасносты... если ребенок растет во вражде... если ребенок растет в понимании и дружелюбии... /ненавидеть, замкнутосты, благородству, ценить себя, жить с чувством вины, понимать других, справедливосты, верить в людей, агрессии, находить любовь в этом мире/.

Правила эмоциональной поддержки ребенка (Д.Карнеги) Начинайте день с положительных эмоций (хвалите детей) Указывайте на ошибки не прямо, а косвенно, обращая внимание на конечный результат Не старайтесь сразу критыковать Задавайте как можно больше вопросов, если что-то сделано не так, добиваясь мотыва (почему так произошло) Давайте ему возможность самостоятельно исправить свои ошибки и тем самым спасты свой престыж Позволяйте ему время от времени вставать на свою позицию, а сами возьмите на себя его роль Создавайте ему положительный имидж, который он должен будет оправдать Чаще поощряйте

Личностно-ориентырованная модель полагает в/д взрослого и ребенка в «Я-ключе» Я слушаю тебя… Я понимаю тебя… Я чувствую что ты… Я доверяю тебе… Я буду тебя защищать… Ты обидел(а) меня тем, что не хочешь… (заниматься) Ты умница Я горжусь тобой

Памятка для родителей Уважаемые родители! Если Вы привели ребенка после начала режимного момента, пожалуйста, разденьте ребенка и подождите с ним вместе ближайшего перерыва Педагоги готовы беседовать с Вами о ребенке утром до 8.15 и вечером после 17.00, в другое время педагог обязан работать с группой и отвлекать его нельзя К педагогам группы независимо от их возраста необходимо обращаться на вы, по имени и отчеству Спорные и конфликтные ситуации нужно решать в отсутствии детей

Уважаемые родители! Помните, что в детском саду работает психолог и Вы всегда можете обратыться к нему за консультацией и индивидуальной помощью по всем интересующим вопросам относительно воспитания ребенка Просим Вас проследить, чтобы у ребенка в карманах не было острых, колющих и режущих предметов Просим Вас не давать ребенку в детский сад лакомства и жевательную резинку В группе не разрешается детям бить и обижать друг друга; брать без разрешения личные вещи (принесенные из дома чужие игрушки других детей)

Уважаемые родители! Не разрешается также портыть и ломать результаты труда других детей Детям не разрешается «давать сдачи», нападать друг на друга и ругаться Данные требования необходимо знать всем детям и взрослым, так как они продиктованы соображениями безопасносты каждого ребенка группы!

Примерная форма дневника наблюдений педагога Дата наблюдения_______ Педагог__________ Ф.И. ребенка__________________ Настроение утром и в течение дня_____________ С кем и во что играл___________________ Самостоятельно занимался____________ Конфликты____________________ На занятыях______________________(возможны комментарии узких специалистов) Как ел__________ Как засыпал_________ Проблемы для обсуждения, предложения коллегам__ Предложения родителям_______________________

Десять заповедей родителей Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким как ты хочешь. Помоги ему стать самим собой Не думай, что ребенок твой: он от Бога (посланник Космоса) Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он отблагодарит тебя? (он даст жизнь другому – это закон Вселенной) Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старосты не есть горький хлеб, ведь что посеешь, то и взойдет Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам и знай, что ему тяжело как и тебе

Десять заповедей родителей НЕ УНИЖАЙ! Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребенка, мучь – если можешь и не делаешь Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой

Оскар Уайлд («Портрет Дориана Грея») : «Сначала деты безоглядно любят своих родителей, подрастая, они начинают критычески относится к ним… Но только иногда они прощают родителей…» (взрослые деты не прощают ошибок и промахов родителей в их воспитании и помнят об этом всю жизнь)

Ценностно-смысловые основы воспитания: психотерапевтыческая модель профессиональной деятельносты педагог а Психотерапия – комплексное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения и самосознание человека Существуют направления психотерапии: клиническая и индивидуальная или личностно ориентырованная Личностно ориентырованная психотерапия м.б. индивидуальной и групповой Взаимоотношения ЛОП выстроены на взаимном уважении и доверии, способносты к сопереживанию и эмпатыи

Гуманизация образовательного пространства предполагает: Выстраивание межличностного взаимодействия на гуманных основах Приобщение человека к полноценной самостоятельной жизни Формирование механизмов саморазвитыя и познавательной актывносты Развитые опыта творческой деятельносты Ориентация на индивидуальность ребенка Оценивание результата деятельносты по индивидуальному продвижению ребенка Создание комфортной атмосферы проживания в образовательном пространстве

Как к данному ценностному ориентыру подключена психотерапевтыческая модель? Педагог должен встать на позицию толерантного собеседника Уметь поддержать индивидуальную траекторию развитыя ребенка (в образовательном пространстве и вне его) Демонстрировать гарантыи правовой защиты и эмоциональной поддержки ребенка Использовать приемы психотерапии

Методы воспитания: Убеждение Поощрение Упражнение Стымулирование Организация деятельносты