Учебное занятие в системе дополнительного образования 15-16 сентября 2011 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формы занятий в УДОД. Традиционные формы занятия в УДОД Лекция Семинар Игра Дискуссия Соревнование Праздник Самостоятельная работа Урок Репетиция Тренировка.
Advertisements

Методический семинар «Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании»
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
БАЛАБАНОВА ЛИДИЯ ВАСИЛЬЕВНА педагог дополнительного образования ГБОУ Центр детского (юношеского) технического творчества Колпинского района Санкт-Петербурга.
«Учебное занятие в системе УДО. Формы и методы проведения»
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Информационная Воспитательно- развивающая Формирующая Охранно- оздоровительная Контролирующая Бытовая.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Методист ОДОД Л.Ф.Павловская. Формы занятий Формы организации занятий Формы проведения занятий.
Иващенко Галина Николаевна, учитель физики МКОУ «Новокрасненская СОШ»
Методы и формы организации учебного процесса. Метод (от греч. «методос» - путь) - это способ реализации целей обучения и воспитания; способ взаимосвязанной.
Подготовила: Олиференко И.Ю. учитель СБО КГСКОУ СКОШ VIII вида 3.
«Учебное занятие в дополнительном образовании». Учебное занятие – форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая.
Поурочное планирование. Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке: учителя – по организации учебно-воспитательного процесса; учащихся.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Выполнила слушательница курсов Катышева Т.М.. Семейные традиции – большая редкость в наши дни, между тем, ни что так не сплачивает семью, как традиции.
Поурочное планирование. Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке: учителя – по организации учебно- воспитательного процесса;
Транксрипт:

Учебное занятие в системе дополнительного образования сентября 2011 год

Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.

Основные требования к современному занятию Постановка и комплексное решение на занятии обучающих (образовательных),воспитательных и развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности. Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования. Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.

Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии. Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д. Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т. д.

Структура различных типов занятий Тип занятия Основные элементы структуры занятия Комбинированное занятие Организационная часть. Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания. Изложение нового материала. Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике. Занятие сообщения и усвоения новых знаний Организационная часть Изложение нового материала и закрепление его.

Занятие повторения и обобщения полученных знаний Организационная часть Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение учащимися заданий и решения задач. Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок. Подведение итогов. Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков Организационная часть Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы. Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения. Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога. Обобщение и оценка выполненной работы. Занятие применения знаний, умений и навыков Организационная часть Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом. Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа учащихся, оценка ее результатов.

Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе Традиционные занятия Нетрадиционные занятия Лекция Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся. Презентация предмета, явления, события, факта. Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях. Семинар Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога. Социадрама Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально- психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений.

Традиционные занятия Нетрадиционные занятия Дискуссия Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы - расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения. Защита проекта Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем. Конференция Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов. Философский стол Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни - «Свобода и долг», «Человек природа» и т.п. Туристический поход Передвижение группы людей с определенной целью. Конверт вопросов Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке. Учебная игра Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия. Выпускной ринг Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми. Экскурсия Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью. «Крепкий орешек» Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

Методы организации занятия в детском творческом объединении в ОУДОД: репродуктивный; словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация. методы практической работы; метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка, проведение замеров; исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа на участке. методы проблемного обучения: эвристическая беседа; постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;

проектно-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел; метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра- путешествие, ролевая игра, деловая игра; наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы; использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.

Подготовка к учебному занятию – трудоемкая, порой филигранная работа, выверяющая и уточняющая задуманное, требующая инициативы и вдохновения. Письменный план или конспект занятия углубляет его замысел, уточняет разработку, укладывает задуманное во времени, буквально в минутах, отсекая все лишнее, малозначительное. Письменный план нужен, быть может, не столько на самом занятии (порой он так врезается в сознание педагога, что не возникает необходимости заглядывать в конспект), сколько до занятия – для того, чтобы состоялось именно такое занятие, какое было задумано. Письменная подготовка дает возможность руководителю объединения, клуба на самом занятии легко и гибко оперировать временем, не тратить его на подыскание нужных слов и выражений, примеров и аргументов. Следовательно, письменное оформление занятия не убивает творчество, а высвобождает время, память, силы педагога, позволяет быть более внимательным к детям, более зорким, если угодно, более находчивым, дает возможность, углублять объяснение, улавливать сложившуюся ситуацию и действовать соответственно ей, обеспечивает педагогическую импровизацию, экспромт.

Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на занятии: педагога – по организации учебно- воспитательного процесса; учащихся – по овладению знаниями, умениями, навыками по предмету в соответствии с учебной программой.

Наличие поурочного плана на каждом занятии обязательно. Поурочный план составляется педагогом в соответствии с учебной программой и календарно-тематическим планированием по предмету.

План и конспект учебного занятия План занятия является рабочим документом педагога. План занятия педагога- его творческая лаборатория, при подготовке такого плана педагог прежде всего учитывает конкретные условия работы, максимально использует свои творческие возможности, свой опыт и опыт своих коллег. Цель занятия не должна носить объективный характер: изучить то-то, рассказать то-то, а быть конкретной, диагностичной, реалистической. Кроме сообщения знаний и привития навыков, в цель занятия должны входить и органически связанные с ней задачи воспитания и развития. Цель занятия предполагает результат, который должен быть достигнут совместной деятельностью учащихся и педагога.

Руководитель объединения может письменно фиксировать не только то, что изучается, но и то, какими педагогическими средствами и методическими приемами осуществляется это изучение. План – это письменная формулировка основных этапов занятия, формулировка тематики опроса, вопросов беседы, для закрепления изучаемого материала, перечень задач, упражнений, фиксация основных положений рассказа или лекции педагога. Конспект занятия – подробное описание всего хода занятия с формулировками вопросов к учащимся: это описание наглядных пособий и методики их использования; это полный конспект излагаемого руководителем объединения материала. Конспект занятия – это сценарий.

Оформление поурочного плана Формальная часть конспекта: дата и тема занятия, номер группы, форма проведения цель и задачи занятия; оборудование. Содержательная часть конспекта: описание этапов занятия, последовательность и содержание которых зависит от конкретного предмета. 1. Организационная часть: проверка посещаемости, проверка готовности рабочего места, инструктаж по ТБ, мотивация на творческую работу. 2. Вводная часть: вступление, объявление темы, основная часть занятия, практическая. 3. Заключительная часть: подведение итогов занятия.

Этапы занятия этап организации учебного занятия; этап подготовки учащихся к активной учебно- познавательной деятельности; основной этап; этап подведения итогов занятия; рефлексия.

Основные требования предъявляемые к занятию Конкретность учебных и воспитательных целей. Подбор учебного материала с учетом поставленных задач и возрастных особенностей учащихся, разнообразие форм и методов работы. Сочетание индивидуальной и коллективной работы, работы по группам. Эффективное использование времени на занятии.

Первое занятие с учащимися можно посвятить знакомству с программой и организацией работы учебной группы, затем знакомству друг с другом. На первом занятии ребята заполняют анкету. Педагогу надо разъяснить цели и задачи образовательной программы, рассказать о том, чем ребята будут заниматься, чему они могут научиться в течение первого года общения, каких результатов могут добиться при ответственном и творческом отношении к занятиям, каковы этапы овладения мастерством, а также рассказать об участии в соревнованиях, конкурсах, конференциях, олимпиадах, выставках; о присвоении разряда, категории; о праве получить рекомендацию для поступления в среднее специальное и высшее учебное заведение; педагог может показать ребятам различные документы и знаки отличия учащихся: диплом, значок, а также награды коллектива и его членов, отражающие достижения и результаты учебной группы. Организация и проведение первых занятий

Педагог может рассказать о выпускниках, о деятелях науки и техники, искусства и спорта, которые начинали свой путь в коллективах учреждения внешкольного образования и воспитания, о воспитанниках, которые в настоящее время работают в учреждении. Чтобы провести беседу с учащимися, педагог должен заранее продумать план беседы, обратить внимание ребят на то, что занятия в учреждении помогут каждому в самоопределении, в подготовке и выборе будущей профессии; где могут применяться знания и умения, которые они получат в процессе обучения; в каких учебных заведениях они могут продолжить учебу, на каких предприятиях и в каких организациях работать. Затем педагог знакомит учащихся с их правами и обязанностями (см. памятку «Права и обязанности учащихся») и напоминает, что ребята могут использовать знания и умения, полученные в учреждении внешкольного образования и воспитания, работая в летнем оздоровительном лагере, помогая педагогу в работе с младшими школьниками.

Педагог может обратить внимание ребят на возможность использовать базу учреждения для организации своего свободного времени: посещение спектаклей Театра кукол, литературного театра; кинолектория, тематических клубных дней, творческих встреч, праздников; потренировать свою смекалку и проявить находчивость в игротеке и т. п. В целях формирования бережного отношения к оборудованию, материалам и инструментам педагог может сообщить учащимся о стоимости технических средств, приборов и инструментов; о средствах, затраченных на приобретение и ремонт оборудования; рассказать об организации самообслуживания в учебной группе. Педагог должен также познакомить ребят с правилами организации труда: с требованиями к рабочему месту, к тетради для записей; назвать инструменты и материалы, учебники и книги, которые необходимо приобрести для занятий; порекомендовать газеты и журналы по профилю деятельности учебной группы.

Особое внимание учащихся надо обратить на соблюдение правил техники безопасности, правил поведения в учреждении, правил дорожного движения на его территории. В проведении первых занятий учебной группы могут принять участие выпускники; ребята, занимающиеся второй год или несколько лет. На первую встречу с учащимися можно пригласить гостей: специалистов в области образования, родителей. Если учащиеся примут участие в выполнении научно-исследовательского, поискового, производственного задания, то можно провести встречу с представителями института, музея, предприятия. Рассказ педагога об образовательной программе может сопровождаться показом выставки изделий и творческих работ учащихся (рефератов, докладов, проектов); стенгазеты, рукописного журнала; летописи дел коллектива; рисунков и плакатов; фотографий, слайдов, кинофильмов (видеофильмов); знаков отличия учащихся (удостоверений, значков); наград коллектива; выставки книг и периодической печати.

В учебной группе можно провести разговор «Расскажи мне о себе», игру- знакомство «Снежный ком», «Мое самое любимое». На первых занятиях учебной группы можно провести экскурсию по учреждению и организационное собрание, на котором вырабатываются нормы взаимоотношений в коллективе, распределяются поручения между учащимися, выбираются органы самоуправления, определяются общие задачи коллектива. Во время подготовки к экскурсии необходимо разработать ее маршрут. К проведению экскурсии по учреждению можно привлечь учащихся второго года обучения, учащихся-экскурсоводов. Педагогу необходимо учитывать закономерности и условия, которые способствуют развитию личности ребенка. Так, психологами установлено, что в коллективе, где создана атмосфера доброжелательности, взаимопомощи, где радуются успехам друг друга, способности детей раскрываются быстрее и ярче по сравнению с коллективом, где не ставится задача организации активного общения, коллективной творческой деятельности. В коллективе, где дети чувствуют себя незащищенными от унижения своего человеческого достоинства, от насмешек над своими недостатками и ошибками, наблюдается торможение развития способностей и умений ребенка, поэтому с первых занятий педагогу надо начинать работу по формированию нравственного и положительного психологического климата в коллективе.

Известно, что ребенку тогда интересно в коллективе, когда он сам участвует в организации его жизни, когда с ним советуются, когда он является активным участником всех дел коллектива. В первые дни начала учебного года проводится собрание родителей учащихся. Вместе с родителями педагог обсуждает образовательную программу учебной группы, а также участие родителей в ее реализации, планирует совместные дела с учащимися; выявляет возможности родителей по оказанию помощи в профориентации учащихся; в проведении экскурсий, поездок, походов; в работе по благоустройству учебного помещения и укреплению ее материальной базы. Педагог информирует родителей об организации занятий, о правилах работы в группе, о требованиях к каждому учащемуся; сообщает о проведении дней открытых дверей и открытых занятий; о творческих отчетах коллектива перед родителями. На собрании может быть выбран совет родителей, который будет организатором совместной работы родителей, педагогов и учащихся.

АНКЕТА УЧАЩЕГОСЯ Дорогой друг! Просим тебя ответить на следующие вопросы: Фамилия, имя_____________________ Число, месяц, год рождения____________ Класс____ Школа (гимназия, лицей)______ Домашний адрес (с индексом)_ __________________телефон_________ Какую профессию ты хотел бы избрать в будущем__________________ Твое любимое занятие в свободное время_________________________ Участвуешь ли ты в работе какой-либо общественной организации (если участвуешь, укажи ее название)?___________________ Какой год ты будешь заниматься в учебной группе (коллективе)?______ В какой учебной группе (коллективе) ты занимался в прошедшем учебном году? ___________________________________ Фамилия, имя, отчество мамы или папы_______________________________________________________________________ __________________________________________________________ Где и кем она (он) работает?_________________________________________________________________ ____________________________________________________________ Ее (его) рабочий телефон_______________________________________

Принципы педагога, идущего рядом Учи не поучая, замечай не обличая. Успевай не уставая, согревай не обжигая. Сотвори - не соучаствуй, подари ребенку счастье. Другом будь, вперед влекущим, пусть осилит путь идущий. Не тащи, а топай рядом, одолей в пути преграды. Обещаешь - выполняй, критикуешь - предлагай. В каждом личность сохраняй, никогда не унывай. Соответствуй притязаньям и пройдешь все расстоянья. Фантазируй и играй, мир волшебный создавай. Пусть живут в нем чудеса, пусть смеются небеса. Пусть добро в нем будет сильным, не плаксивым, не умильным. МЫ научимся летать, Сотворить и Созидать!