Стельмахович А.Ю., учитель ОРКСЭ МОУ «СОШ 5 УИМ» г. Магнитогорска Челябинской области Преодоление клипового восприятия мира младшими подростками на занятиях.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
Advertisements

Теория и практика проблемно- диалогического обучения в ОС «Школа 2100»
КУРС ОРКСЭ (Основы Религиозных Культур и Светской Этики) МБОУ Новоселовская СОШ 5.
Исрапилова М.Г., учитель истории и МХК Преподавание курса «Основы светской этики» в 5 классе. Выступление на семинаре в КРИПКиПРО года.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
« Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам» Сократ Презентация учителя начальных классов Горбатенко И.Е.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) цели, задачи, основные этапы и принципы апробации, структура курса.
Семинар Основы религиозных культур и светской этики. Теория и практика ведения курса 1. Основы православной культуры в образовательных учреждениях. 17-е.
Опыт работы по преподаванию предмета «Основы религиозных культур и светской этики»: недостатки и перспективы.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Смирнова Юлия Алексеевна учитель начальных классов МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа» образование – среднее специальное учитель начальных.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, основные подходы Шалабод Марина Леонидовна старший преподаватель.
Основы мировых религиозных культур учебный курс. В законе Российской Федерации «Об образовании», в президентской образовательной инициативе «Наша школа»,
КУРС ОРКСЭ (Основы Религиозных Культур и Светской Этики) МБОУ Новоселовская СОШ год.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Государственное общеобразовательное учреждение лицей 373 Московского района Санкт-Петербурга «Экономический лицей» ПРЕДСТАВЛЯЕТ на конкурс инновационных.
« ОРКСЭ » Родительское собрание 3 –го класс а. формирование у школьников поликультурной компетентности, которая рассматривается как интегративное качество.
Министерство образования. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года Пр-2009 в общеобразовательных учреждениях.
Транксрипт:

Стельмахович А.Ю., учитель ОРКСЭ МОУ «СОШ 5 УИМ» г. Магнитогорска Челябинской области Преодоление клипового восприятия мира младшими подростками на занятиях ОРКСЭ

Вопросы духовного развития личности ребёнка перешли от этапа их отвлечённого осмысления к попыткам практической реализации идей

Мир современного младшего подростка (Грановская Р.Н., Фельдшейн Д.И.) Процесс осмысления социальных норм, своего места в обществе; открытость внутреннего мира внешнему Интересы младших подростков изменчивы, динамичны

Противоречие в практике изучения ОРКСЭ Необходимость погружения в мир духовно-нравственных понятий. Формирование понятийного мышления «Клиповое восприятие» информации без осмысления

Цель и задачи Цель – поиск путей преодоления клипового восприятия мира младшими подростками Задачи: осмысление понятия «клиповое восприятие»; анализ педагогического опыта преподавания ОРКСЭ; организация деятельностного подхода на уроках ОРКСЭ; отбор эффективных приёмов в достижении личностных результатов в курсе ОРКСЭ

Клиповое мышление – от Сlip (англ.) «стрижка; быстрота, нарезка» Тип мышления, при котором человек мыслит не понятиями, а ситуациями, картинками и эмоциями (Фрумкин К.Г., Фельдман А.) Образ Мысль Большая скорость и объем восприятия Потребность в обновлении Информация Поверхностное осознание нравственных ценностей Ценностные ориентиры

Концепция урока ОРКСЭ Нравственное понятие (Бог, вера, милосердие, долг, закон, традиция…) Постановка учебной задачи или проблемной задачи Учебная или проблемная ситуация Результат – осознание нормы и сути понятия Элементы технологии РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Постановка учебной задачи или проблемной задачи Учебная или проблемная ситуация Результат – осознание нормы и сути понятия Элементы технологии РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Создание учебной ситуации или проблемной ситуации: Диалог подводящий Диалог побуждающий « Технология проблемного урока » Е. Мельниковой Создание учебной ситуации или проблемной ситуации: Диалог подводящий Диалог побуждающий « Технология проблемного урока » Е. Мельниковой

Постановка проблемной задачи Каждый ли человек хочет, чтобы к нему относились милосердно, много ли вокруг вас милосердных людей? Если бы мы сейчас задали людям на улице вопрос о том, считают ли они себя милосердными, что бы они нам ответили? Дети: «Все люди хотят, чтобы милосердия вокруг стало больше. Большинство считают себя милосердными» Почему же столько несчастных людей вокруг нас, столько зла и страдания? Может быть, людям только кажется, что они понимают, что такое милосердие? Какого человека можно назвать истинно милосердным? Как вы полагаете, что нам предстоит понять на уроке?

«Технология проблемного урока» Е.Л. Мельниковой Диалог подводящий Диалог побуждающий Структура Система вопросов и заданий, подводящих ученика к открытию мысли Проблемные ситуации, побуждающие мысль ученика к их самостоятельному решению Признаки Пошаговое, жесткое ведение учителем мысли ученика. Почти невозможны неожиданные ответы учеников. Диалог не может быть прекращен без последнего обобщающего вопроса учителя В центре урока – проблемная ситуация. Мысль ученика делает скачок к неизвестному. Возможны неожиданные ответы учеников. Диалог прекращается с появлением новой мысли ученика Результат Развитие логического мышления ученика Осознание понятия. Рефлексия. Развитие творческих способностей

Диалог подводящий Какие чувства испытывает первобытный человек, наблюдая за природой? Одним из главных переживаний человека является страх перед враждебным окружающим миром. Почему человек боится природы? Какова природа этого страха? Человек испытывает страх неизвестности. Современный человек тоже может его переживать, например, страх темноты. Как первобытный человек пытается избавиться от страха ? Человек пытается осмыслить необъяснимые природные явления на основе имеющегося опыта. Первобытному человеку на ранних этапах развития более всего понятен сам человек. Как это отразилось, на ваш взгляд, в осмыслении явлений природы? Человек наделяет явления природы человеческими чертами. Начинает складываться система древнейших верований (тотемы) и ранняя мифологическая система (язычество).

Вопрос: Как связана библейская история рождения Иисуса Христа с новогодними образами Деда Мороза и Санта-Клауса? В современной концепции праздника два культурных пласта: 1) языческий, основанный на культе поклонения стихии мороза; 2) христианский: библейская история о рождении Христа; христианские легенды о Святом Клаусе или Святом Николае, отражённые в образах Деда Мороза и Санта-Клауса.

Концепция урока ОРКСЭ Концепция урока ОРКСЭ Нравственное понятие (Бог, вера, милосердие, долг, закон, традиция…) Постановка учебной задачи или проблемной задачи Учебная или проблемная ситуация Результат – осознание нормы и сути понятия Элементы технологии РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Постановка учебной задачи или проблемной задачи Учебная или проблемная ситуация Результат – осознание нормы и сути понятия Элементы технологии РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Создание учебной ситуации или проблемной ситуации: Диалог подводящий Диалог побуждающий « Технология проблемного урока » Е. Мельниковой Создание учебной ситуации или проблемной ситуации: Диалог подводящий Диалог побуждающий « Технология проблемного урока » Е. Мельниковой Рефлексия Восприятие Осознание Ценностное самоопределение Результат – внутренний диалог Отсроченный результат – осмысленное действие Рефлексия Восприятие Осознание Ценностное самоопределение Результат – внутренний диалог Отсроченный результат – осмысленное действие

«Я есть то, что я вижу?» «Поход в кинотеатр или в театр превращается в поход за разными изображениями. Пока мы идём или едем, через нас проходят тысячи рекламных картинок. Мы идём в церковь, чтобы помолиться или покаяться, но при выходе из храма обо всём забываем. Глядя на привлекательную картинку, мы на миг забываем о молитвах, о раскаянии и о самом Господе! Но можно же пойти в галерею, увидеть настоящие картины. В наше время очень трудно следить за тем, что ты видишь. Я думаю, что я есть то, что я выбираю видеть.» Автор: Курылёв Александр, ученик 4-го класса

Работа с родителями Потребности родителей Диалог Просветительская деятельность по ОРКСЭ Родительские собрания Полилог Результат – внутренний и внутрисемейный диалоги Совместные уроки с родителями

Внутришкольный мониторинг личностных результатов Нравственное содержание действий и поступков обучающихся (диагностика Э.Туриэля) Участвовали – 191 учащийся 4-5 классов ИТОГИ: 94% учащихся различают в поведении нормы конвенциальные и моральные; уровень недопустимости нарушения конвенциональных норм соответствует уровню недопустимости нарушения моральных норм

Рождение опыта Развивающее обучение (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова – деятельностный подход) «Литература как предмет эстетического цикла» (Г.Н.Кудина - З.Н.Новлянская) Частная школа РО Использование приемов образовательных технологий (РКМЧП, проблемный урок, творческие мастерские, модульные технологии ) Курс литературы 6 кл. Раздел «Знакомство с Библией» Встречи-дискуссии с родителями МОУ «СОШ 5 УИМ» Повышение квалификации учителей ОРКСЭ Проблемно- творческая группа Методический центр

Обсуждение опыта изучения ОРКСЭ Родительские собрания; Городские семинары по ОРКСЭ ( гг.): выступления «Культурологический аспект преподавания ОРКСЭ»; «Контрольно-измерительные материалы в курсе ОРКСЭ»; «Технологическая карта урока ОРКСЭ»; Областной конкурс педагогических разработок по ОРКСЭ : «Урок – дискуссия в модуле «Светская этика» (2013 г.); Региональная конференция «Петровские чтения» (2013 г.): доклад «Пути воздействия на клиповое восприятие школьников средствами ОРКСЭ»; Региональная конференция «Преподавание модуля «Основы православной культуры»: опыт, проблемы, перспективы» (2014 г.); Сайт учителя:

Курс ОРКСЭ – возможность формирования единой нравственной системы