АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИЗУЧЕНИЮ И СОСТАВЛЕНИЮ ЗАГАДОК Из опыта работы учителя начальных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок 5 Тема: Распознавание слов по вопросам, точное употребление слов в предложении.
Advertisements

Учитель технологии и искусства Смолякова С.Г.. Что такое загадка? Загадка – это фольклорный жанр, представляющий иносказательное поэтическое воспроизведение.
Тамбовская область, Сосновский р-н, р. п. Сосновка, МБОУ Сосновская СОШ 1 Весёлые числа (часть 1) Мишукова Ольга Ивановна, учитель начальных классов.
НАД ГОЛОВОЙ И ПОД НОГАМИ НАД ГОЛОВОЙ И ПОД НОГАМИ ЗВЕРИ РЫБЫ НАСЕКОМЫЕ ПТИЦЫ.
Малые жанры фольклора Обобщающий урок по литературе в 5 классе Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 г. Колпашево Малыгина Анастасия Ивановна.
Устное народное творчество Фольклор Жанры фольклора Загадки Определение Что выражается в загадках? При помощи каких художественных средств «сделаны» загадки?
ДОРОГА В ПЯТЫЙ КЛАСС. Игра «Изобрази фразу» СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.
Антология стиха Стихи учеников 3 классов. ПОДРУЖКИ На полянке, на лужке, Да в красивом теремке, Жили-были три лягушки, Три веселые подружки. Днем гуляют,
Кто такие звери?. На реке он очень ловко Треплет цепкие головки, Сыплет семечки на пол, Птичка бойкая….
Дел у меня немало - я белым одеялом Всю землю укрываю, в лёд реки убираю, Белю поля, дома, а зовут меня...
Цель проекта: Доказать, что имя прилагательное – важная часть речи. Задачи: 1.Проанализировать каким образом мы разгадываем загадки. 2.Определить какую.
День Знаний в 3 классе. Отгадайте загадку, Отгадайте загадку, в отгадке найдите орфограмму.
Осень. Выполнили : Колпакова М. С. Коншевец Д. А..
Конспект классного часа во 2 классе Чекуряева Галина Николаевна, учитель начальной школы первой категории МБОУ гимназия 79 г. Ульяновска Тема классного.
Понятие о сравнении Урок развития речи. Цель: расширить знания учащихся о тропах; сформировать понятие о сравнении; стимулировать развитие творческих.
К нам приехали с бахчи полосатые мячи А Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, А он вспорхнул и улетел Б.
Презентация к уроку по теме: Презентация "Зима в природе"
Комбинированный урок чтения и рисования МОУ «Средняя общеобразовательная школа 24» г. Подольска Учитель начальных классов: Негина Надежда Александровна.
По теме «Текст»Наступило теплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают ее в ведерко. Затем девочки кладут смородину на блюдо. Мама будет.
Тема урока: Повторение изученного во 2 классе.. Подготовила учитель начальных классов Рузаевской средней школы: Розе Наталья Владимировна.
Транксрипт:

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИЗУЧЕНИЮ И СОСТАВЛЕНИЮ ЗАГАДОК Из опыта работы учителя начальных классов СШ 1 г.Лиды Мишуровой Ольги Здиславовны

Активизация мыслительных процессов учащихся в условиях организации учебно - исследовательской деятельности по изучению роли загадок в функционировании ресурсного центра информационных технологий

Стимулирование развития интеллектуально - творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения

Загадка - это иносказательное описание, в котором мы изображаем одну сущность при помощи другой, имеющей с первой какое - либо сходство, пусть даже небольшое, в отдельных деталях. Художественные приемы, лежащие в основе загадок : - метафора - олицетворение, овеществление ; - описание признаков предмета или явления ; - прямо поставленный вопрос ; - эпитет ; - сравнение

Алгоритм составления метафор 1. Что ? ( Выбрать объект ) 2. Что делает ? ( Назвать действия объекта ). 3. На что похож ?( выбрать другой объект, совершающий такое же действие ) 4. Где ? ( назвать место, где обычно находится первый объект или происходит действие ) 5. Пункт 4 ( Прилагательное ) + Пункт 3 ( существительное )= метафора

Думающий грецкий орех – мозг человека. Живая мышеловка – лиса. Синий пловец – кит. Дом для фильмов – телевизор. Домашний ёжик – кактус. Горячий корабль – утюг. Несъедобное липкое молоко – клей. Режущий клюв – ножницы

1. Форма : монолог или описание. 2. Приём : сравнение : - по размеру ; - по форме ; - по цвету ; - по действию ; С каким предметом можно сравнить ? 3. Слова - помощники : как, словно, будто. 4. Составление предложения, в котором сравниваете с уже названными предметами. 5. Соединение слов в предложения, а предложения в короткий текст. 6. Использование ритма и рифмы

Этот веер цветы опыляет, Он палитру напоминает. Машет крыльями слегка И похож на мотылька.( бабочка ) На зиму комок меняет мех И боится очень всех.( заяц ) В домике резвятся Разноцветные пловцы. Живой кинотеатр Демонстрируют жильцы. ( рыбки в аквариуме )

по предмету 1. Выбрать объект. 2. Ответить на вопрос : на что похож объект ? ( Всего 3-4 сравнения.) 3. Ответить на вопрос : чем отличается ? 4. Вставить слова - связки « как …», «… но не …». 5. Прочитать готовую загадку. по признакам 1. Выбрать объект. 2. Ответить на вопрос : какой ? 3. Ответить на вопрос : что такое же ? 4. Вставить слова – связки «… но не ». 5. Прочитать готовую загадку. по действиям 1. Выбрать объект. 2. Ответить на вопрос : что делает ? 3. Ответить на вопрос : кто ( что ) делает такое же ? 4. Вставить слова – связки «… но не » или « а не ». 5. Прочитать готовую загадку

Не гусар, а со шпорами, Не павлин, а с хвостом. Не радуга, а разноцветная.(петух) Белые душистые сережки Выросли в чаще на тоненькой ножке. Тихо покачиваясь на ветру, Они дарят нам свою красоту.(ландыши)

Желтая, а не солнце, Сладкая, а не яблоко, Овальная, а не огурец, Волосайтая, а не голова, Зернистая, а не колос.( кукуруза ) Пушистый, но не пух, Холодный, но не лед, Белый, но не молоко, Скрипучий, но не пол, Блестящий, но не алмаз.( снег )

Горит, но не свеча, Падает, но не водопад, Гаснет, но не костер.( звезда ) Кусает, а не мороз, Сторожит, а не замок, Рычит, а не тигр.( собака )

3 = Щ

Не любит она зайцев, не любит она кур.( лиса ) Под полом, под полом Не шевелит она хвостом. Вылезть не боится, Котов поймать стремится.( мышь ) Зимой в одежде, но не спит, а летом голое и отдыхает.( дерево )

Два братца в воду глядятся …. ( Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. – берега ) Два братца ….( Два братца пошли в реку купаться. – ведра ) …, а ворота открывает. ( Без рук, без ног, а ворота открывает. – ветер ) Без рук, без топоренка ….( Без рук, без топоренка построена избенка.- гнездо ) Детские загадки в пословице Кто рано встает, тому он ( Бог ) подает. Она ( вежливость ) нужна каждому. В согласном стаде он ( волк ) не страшен. Их ( волков ) бояться – в лес не ходить

Детские загадки 1. К – насос,,, - мы, - приехал – ивы,, - с – банан,,, - х – Чили,, - полка,, - о - сад, - тые -, имя -,, лучи. К нам приехали с бахчи полосатые мячи. ( арбузы ) 2. Вода, -, мясо,, -,,,, красные – мак, - стекло,,, - рама,, - страна,,, - о -,, маятник,,, дом – безумно,,,, - тополь,, - работа,,,,. Водяные мастера, строят дом без топора. ( бобры )

Ключевые слова « загадки », « авторские », « народные », « простые »,« сложные », « старинные », « современные », « узоры », « золотая », желтый », « гриб », « два », « цветы », « карандаш », « красный », « черный », « овощи », « цветной »

Понятие о загадках Алгоритмы и памятки к работе над загадками Метафора в загадке Загадки по авторству Загадки о предметах Простые и сложные загадки Загадка – диалог и загадка – монолог Загадки по структуре Загадки – вопросы Загадки в жанрах Загадки с «секретом» Загадки и сказки Изобразительное искусство в загадках Цветные загадки Спортивные загадки Музыкальные загадки Игры с загадками Детские кроссворды Азбука в загадках Загадки в литературе Загадки – «языковедки» Загадки – смекалки Математические загадки

Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. Эммануил Кант Загадка « доставляет уму ребенка полезное упражнение ». К. Д. Ушинский

Ее загадаешь - Себя проверяешь, Ее отгадаешь - Радость получаешь ! ( загадка ) Хоть я ещё, конечно, мал – Недолго голову ломал, И вот пришла она – отгадка. Хорошая была … ( загадка )

Оно и он всё перетрут. ( терпенье и труд ) Среди двора стоит копна : Спереди вилы, Сзади метла. ( корова ) Кто мяукает за дверью, ходит, бродит под окошком ? Ой, пустите в дом скорее нашу серенькую … ( кошку )

Не на меру, не на вес, А при всяком есть ? ( речь ) Предлогов с детства не люблю, С собой их рядом не терплю. Мои вопросы – КТО ? и ЧТО ?- Не перепутает никто. ( Именительный падеж ) Кручусь, верчусь, и мне не лень Вертеться даже целый день. ( юла ) Красненька матрёшка, беленько сердечко. ( малина )

В... л... сайта, з... л... на, ( в ) лист... я прячется она. Хоть и много ножек, А б... жать не может.( гусеница ) Он летает стаей белой И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладонях и во рту.( снег ) Морковка бела Всю зиму росла, Солнышко пригрело – Всю морковку съело.( сосулька )

Он ходит, голову задрав, Не потому, что важный граф. Не потому, что гордый нрав, А потому, что он.... ( жираф ). Груз тяжелый подхвачу, Где прикажут - положу, Человеку я служу. ( подъемный кран ) Волшебник – маг, Знамя - …( флаг ). Шум – грохот, Смех - …( хохот )

Из – под снега расцветает, Раньше всех весну встречает.( подснежник ) На березе я жил, Дед украл и квасу налил. ( туесок ) Не зверушка, не летаешь, а по коврику скользишь и курсором управляешь. Ты – компьютерная... ( мышь )

Загадки - обманки С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает … обезьяна. Кто любит по ветвям носиться ? Конечно, рыжая... белка. Дочерей и сыновей учит хрюкать … свинья

Красный сапог в землю врос. ( свёкла ) От цветка к цветку порка … т, Утомится, отдыха … т.( бабочка ) Два брата через грядку смотрят, да никогда не сойдутся.( глаза ) Летит пуля, жужжит, Я вбок, она за мной.( жук ) Идет детина, Несет выше себя дубину.( кот )

Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь, Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь. ( липа – пила ) Начало – голос птицы, Конец – на дне пруда, А целое - в музее Найдете без труда. ( кар – тина ) Известное я блюдо, когда прибавишь « М », Летать, жужжать я буду, надоедая всем. ( уха – муха )

Расшифровать пословицу : Красна девица сидит в темнице, коса на улице. Краб – С над Е в И – царь – сито – ДИТ в Т – ремни – Ц – щека – оса на У – лицо – Е. Загадки - шутки : Есть ли ноги у газеты, книги ? ( наверное, есть : ведь говорят иногда, что он взял книгу ( газету ) верх ногами ) Назовите слово, в котором 40 гласных.( сорока )

« Это невозможно !» - сказала Причина. « Это безрассудство !» - заметил Опыт. « Это бесполезно !» - отрезала Гордость. « Попробуй …» - шепнула Мечта