Понятие «коммуникативное поведение», его значение в процессе социализации ребенка с ОПФР Презентация учителя- дефектолога ГУО «Специальный детский сад.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В процессе деятельности люди вступают в общение друг с другом В результате деятельности люди общаются, производя некий продукт, поэтому общение можно.
Advertisements

Общение. Деловое общение.. общение Для чего нужно нам общение? Каждый из нас заводит новых знакомых, но для этого нам нужно сначала пообщаться с человеком,ведь.
Общение Составные элементы общения Сообщение Разговор Раппорт Точка зрения Комплименты Интересы.
Психология общения. Введение Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает.
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ Преподаватель – канд. социол. наук, доцент кафедры офисного и культурного сервиса Селюк Е. Ю.
Духовный мир человека Духовный мир личности (микрокосм человека) целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементы.
Общение и коммуникация Основные теории общения. Интерактивная, коммуникативная, перцептивная стороны общения. Общение и коммуникация: сходства и различия.
Межличностное общение воспитателя и воспитанника МБДОУ Детский сад «Аленка» Старший воспитатель Белова Т.В. Белова Т.В.
Деятельность человека, ее основные виды Содержательная линия «Человек»
Ученическая презентация на тему: Группа 1. Наша гипотеза: Даже в наше время реальное общение является более предпочтительным чем сетевое.
МУККА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ЗАВЕДУЮЩЕГО МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД 33 «РОСИНКА» «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно.
По теме самообразования: «Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках и во внеурочное время»
ОБЩЕНИЕ Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый социальными потребностями и включающий в себя.
Коммуникативная компетентность – важная профессиональная ценность современного педагога.
Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
Диалог как творческое взаимодействие на уроке литературы.
Студентка 202 группы Позднякова В. Г. Общение. «Чего ты хочешь, человек голодный?»- «Еды!» «Чего хочешь ты, человек бездомный, в день холодный?»-«Крова!»
«Педагогическое мероприятие с родителями» демонстрирует практический опыт взаимодействия с родителями. Форма проведения – родительское собрание.
1 ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ коммуникативная сторона общения.
Транксрипт:

Понятие «коммуникативное поведение», его значение в процессе социализации ребенка с ОПФР Презентация учителя- дефектолога ГУО «Специальный детский сад 7 г.Гродно» Антонович Светланы Евгеньевны 2014

Коммуникативное поведение это поведение (вербальное и сопровождающее его невербальное) личности или группы лиц в процессе общения, регулируемое нормами и традициями общения данного социума. Общение связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Коммуникативное поведение Нормы Навыки Средства общения Виды общения

Нормы коммуникативного поведения Общекультурные Групповые Ситуативные Индивидуальные

Общекультурные нормы коммуникативного поведения Отражают принятые правила этикета, вежливого общения. Связаны с ситуациями самого общего плана, возникающими между людьми вне зависимости от сферы общения, возраста, статуса, сферы деятельности и т.д. Это такие ситуации, как привлечение внимания, обращение, знакомство, приветствие, прощание, извинение, комплимент, разговор по телефону, письменное сообщение, поздравление, благодарность, пожелание, утешение, сочувствие, соболезнование и др. Общекультурные нормы общения национально специфичны

Групповые нормы коммуникативного поведения Отражают особенности общения, закрепленные культурой для определенных профессиональных, социальных и возрастных групп. Есть особенности коммуникативного поведения мужчин, женщин, юристов, врачей, детей, родителей, `гуманитариев', `технарей' и т.д.

Ситуативные нормы коммуникативного поведения Общение определяется конкретно поставленной экстралингвистической задачей, выполнение которой зависит от формы коммуникации, от характера взаимодействия, обусловленного моделью поведения Разновидности коммуникативного поведения могут быть различны по характеру --по статусу: вертикальное (вышестоящий - нижестоящий) и горизонтальное (равный - равный); --по возрасту( старший младший, родитель ребенок) --по полу (мужчина женщина) и др.

Индивидуальные нормы коммуникативного поведения отражают индивидуальную культуру и коммуникативный опыт субъектов общения и представляют собой личностное преломление общекультурных и ситуативных коммуникативных норм в различных видах взаимодействия

Коммуникативные навыки Базовые просьбы\ требования комментирование и сообщение информации запрос информации Социоэмоциональные сообщение о своих эмоциях \чувствах; просоциальные навыки Базовые диалоговые --вербальные-невербальные

Базовые коммуникативные навыки Просьбы\требования ответная реакция на других людей (реакция на имя, умение отказаться и сказать «нет», дать утвердительный ответ, согласиться, ответить на приветствие, отвечать на личные вопросы и комментарии других людей) ; комментирование и сообщение информации ( включая комментарии в ответ на неожиданное событие, умение называть окружающие предметы и людей, обозначать принадлежность собственных вещей, способность описывать действия, окружающую обстановку, свойства и качества объектов); запрос информации ( способность привлекать к себе внимание другого человека, называя его по имени, задавать вопросы: «Что?», «Кто?», «Что делает?». Общие вопросы, требующие ответа да\нет, «Где?», «Почему?»).

Социоэмоциональные коммуникативные навыки сообщение о своих эмоциях \чувствах; просоциальные навыки (проявление вежливости, способность поделиться своей игрушкой, выражение чувства любви, оказании помощи другим людям, способность утешать других людей).

Базовые диалоговые коммуникативные навыки вербальные навыки (способность инициировать разговор, называя человека по имени, задавая стандартные вопросы; умение поддержать диалог, делясь информацией с собеседником; умение разъяснить, повторить сообщение; поддержать разговор при помощи обратной связи («Ага», «Хорошо»); поддержать разговор, протекающий по нестандартному сценарию; поддержать диалог, используя темы, подходящие к данной ситуации);

Базовые диалоговые коммуникативные навыки невербальные навыки ( умение вести диалог, повернувшись лицом к собеседнику; способность поддерживать определенную дистанцию по отношению к говорящему; различать уместное и неуместное соприкосновение в процессе диалога; использовать жесты и мимику в процессе диалога)

Вербальные (словесные) Невербальные Визуальные (воспринимаются зрением) : визуальный контакт, жесты, мимика, поза, положение в пространстве, внешний вид) Акустические ( воспринимаются через органы слуха) : интонация, пауза, ударение, темп речи) Тактильные -- воспринимаются через органы осязания (прикосновения, рукопожатия, объятия, поцелуи) Ольфакторные (воспринимаются через органы обоняния) : естественные и искусственные запахи) Средства общения

Средства вспомогательной и альтернативной коммуникации -Система PECS - коммуникационная система обмена картинками (Frost and Bondy, 1994) -Жестовый язык - Интерактивные коммуникационные доски - Коммуникационные карточки-подсказки - Книги разговоров - Коммуникационные устройства с синтезатором речи

По содержанию Материальное (обмен предметами и продуктами жизнедеятельности) Когнитивное (обмен знаниями) Кондиционное (обмен психическим и психологическим состоянием) Мотивационное ( обмен побуждениями, мотивами, интересами) Деятельностное (обмен действиями, умениями и навыками) По целям Биологическое (для поддержания, сохранения и развития организма) Социальное (межличностные контакты для личностного роста) По средствам Непосредственное ( с помощью данных от природы органов: головы, рук и т.д.) Опосредованное (с использованием различных орудий и средств) Прямое ( через личный контакт) Косвенное (через посредников) Виды общения

Стороны общения коммуникативная интерактивная перцептивная состоит в обмене информацией между людьми, передаче и приеме знаний, мнений, чувств; заключается в организации взаимодействия между людьми, т. е. когда участники общения обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями. проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат.socialis - общественный) – процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Процесс социализации (по Л.М. Шипицыной) осуществляется на протяжении всей жизни человека и проходит в трех сферах: в деятельности – у человека развиваются задатки и способности, и происходит их реализация; в общении, которое возникает во всех сферах жизнедеятельности, развиваются коммуникативные способности, способности взаимодействия с окружающими; в самосознании, сознании и понимании самого себя, в развитии правильной самооценки

Социальное развитие (социализация)ребенка – это процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которому принадлежит малыш. Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, маленький человек учится жить по определенным неписанным правилам, учитывать интересы других людей, нормы поведения. У детей с интеллектуальной недостаточностью, с трудностями в обучении и с нарушениями аутистического спектра этот процесс затруднен в связи с особенностями их развития и требует целенаправленного специального педагогического воздействия.

Использованная литература: