Транспортные системы городов: от «города для автомобилей» к «городу для людей» Российская практика и зарубежный опыт В.В. Донченко – научный руководитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Состояние транспортной системы в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень ее развития достаточным: - подвижность населения России почти в.
Advertisements

11 Концепция развития пассажирского транспорта г. Красноярска (Политехнический институт СФУ)
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Комитет по транспорту. Подготовлено студенткой IV курса факультета инноватики Павловой Ангелиной.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
« Предложения по формированию автотранспортной инфраструктуры в Республике Хакасия » Выполнил: Мальцев Андрей Александрович.
Безопасность дорожного движения «Повышение безопасности дорожного движения на территории городского округа Стрежевой на годы» Цели: 1. Сокращение.
«Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в годах». Настоящее и будущее.» ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.
КОМПЛЕКСНАЯ СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ФРЯЗИНО Москва 2015.
Внедрение систем экологического управления – фактор устойчивого развития территории ЯНАО В соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14.
19 сентября 2009 г., Сочи « Кадровое и научное обеспечение развития транспортной системы Краснодарского края в связи с подготовкой и проведением XXII Олимпийских.
Эффекты от внедрения транспортной стратегии для региона Повышение бюджетной эффективности мероприятий в сфере ОДД Удовлетворение потребностей населения.
1 Сборник «Принципы и инструменты для повышения БДД на российских дорогах общего пользования» Елена Сваткова директор ООО «АвтоДорожный Консалтинг»
Круглый стол 2 «Взаимодействие ОАО «РЖД» и операторов в условиях либерализации рынка железнодорожных перевозок»
Система финансирования природоохранных мероприятий Выпускная квалификационная работа Студент Мусаев Р.Х. Научный руководитель Палт М.В. Научный руководитель.
Публичная декларация ключевых целей и приоритетных задач Министерства транспорта Российской Федерации на 2015 год.
В соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» ожидается существенное повышение.
Законодательство о промышленной экологии: основные проблемы и пути решения Заместитель председателя комитета РСПП по экологической, промышленной и технологической.
ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» 1 Проект Концепции экологической безопасности транспортного комплекса РФ Работы по направлению.
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
Транксрипт:

Транспортные системы городов: от «города для автомобилей» к «городу для людей» Российская практика и зарубежный опыт В.В. Донченко – научный руководитель ОАО «НИИАТ», к.т.н., профессор, г. Москва

Россия на уникальном этапе своего развития: с высоким уровнем урбанизации... Темпы роста урбанизации в России менялись незначительно на протяжении последних 30 лет

Резкий скачок в уровне автомобилизации может быть только началом процесса... Россия на уникальном этапе своего развития

Ухудшение качества жизни в городах вследствие роста урбанизации и автомобилизации проявляется через: - разрушение среды непосредственного обитания людей вследствие строительства инфраструктуры; - снижение вследствие этого стоимости недвижимого имущества; - сокращение числа и площади зеленых и рекреационных зон, других общественных зон; - сокращение условий для физической активности людей; - рост социальной разобщенности населения и снижения транспортной доступности.

Вид транспорта Погибло Ранено Железнодорожный Автомобильный Морской 1 2 Внутренний водный Воздушный Аварийность на транспорте

Отходы, сбросы Утилизация только 50% образующихся отходов Загрязнение земли и воды Виды негативного воздействия АТ на окружающую среду и здоровье населения в городах Выбросы вредных веществ: СО,СН,NO X,PM, SO 2 Выбросы парниковых газов: CO 2,CH 4,N 2 O Шум, вибрация, электромагнитное излучение Отчуждение земли под транспортную инфраструктуру и стоянки 60-80% суммарного загрязнения Превышение ПДК сс вдоль магистрали в 1,4-2 раз по сравнению с жилыми территориями До 20% суммарных выбросов ПГ в городе 30-40% территории в зоне сверхнормативного шумового транспортного загрязнения Потеря до 60-70% внутридворовых территорий Разрушение естественных ландшафтов 15-20% территорий города использовано под транспортную инфраструктуру Риски для здоровья: 20 тыс. - преждевременных смертей в РФ, риск развития канцерогенных эффектов у москвичей находится на уровне сигнального ( 2,7· ), свидетельствующего о критическом уровне загрязнения атмосферного воздуха формальдегидом и бензолом. Влияние на здоровье Заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой систем, онкология Гиподинамия, стрессы, ожирение CO 2

Влияние транспорта на здоровье населения Показатель Дополнительные случаи или дни вследствие загрязнения окружающей среды Случаи или дни вследствие общего загрязнения воздуха Случаи или дни вследствие загрязнения воздуха автотранспортом Австрия Франция Швейцария Австрия Франция Швейцария Число преждевременных смертельных случаев в долгосрочной перспективе (взрослые > 30 лет) (42%)17600 (56%)1800 (55%) Число поступлений в больницы с респираторными заболеваниями (44%) 7700 (56%) 700 (54%) Число поступлений в больницы с кардиоваскулярными заболеваниями (43%) (56%) 1600 (53%) Число дней потери работоспособности (взрослые > 20 лет) (42%) (56%) (54%)

Страна Россия*США** Великобритания* *** Ежегодный ущерб, связанный с заторами, млрд.$ (7-9% ВВП) 1216,75 Среднегодовые потери времени в пробках, час ***34 - Численность парка, млн. л.а Ежегодный ущерб, связанный с транспортными задержками из-за заторов * - Данные Минтранса Росси ** - Данные Urban Mobility Report *** - Оценка по г. Москве **** - Данные INRIX and Centre for Economics and Business Research

СТРУКТУРА ВНЕШНИХ ЗАТРАТ, СВЯЗАННЫХ С ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ АВТОТРАНСПОРТА Загрязнение воздуха Экономические потери, связанные с транспортными заторами Аварийность Общая величина внешних затрат, связанных с функционированием автотранспорта в 2003 году оценивается в 1,2 трлн. рублей

Необходимость комплексных подходов к решению транспортных проблем в городах Устойчивость транспортной системы определяется ее способностью обеспечивать качественное удовлетворение потребностей общества в перевозках при одновременной минимизации негативных воздействий на здоровье населения и составление окружающей среды Политика, направленная на обеспечение устойчивости городских транспортных систем, получила название «устойчивой городской транспортной политики» Удовлетворение транспортного спроса Безопасность, экология, здоровье населения, качество жизни 13

Транспортные проблемы городов должны решаться с позиций обеспечения высокого качества жизни для всего населения («города пригодные для жизни»). На первом месте должны стоять меры, направленные на: * рационализацию и сокращение (прекращение нерациональной генерации) транспортного спроса населения и экономики; * управление транспортным спросом, переключение его на более эффективные и безопасные виды транспорта; * предоставление качественных альтернатив личному автотранспорту (общественный пассажирский транспорт, включая BRT и LRT); * повышение безопасности работы транспортной системы.

Города, успешно решившие проблемы, связанные с резким ростом уровня автомобилизации, убедились в том, что проблему заторов на дорогах нельзя решить лишь за счет строительства новых дорог

Механизм возникновения «индуцированной мобильности» Повышение привлекательности использования личных АТС Строительство новых дорог Перегруженность УДС Улучшение условий движения Увеличение пропускной способности УДС Рост числа поездок на личных АТС (индуцированная мобильность)

E x h i b i t i o n R o a d, L o n d o n

E x h i b i t i o n R o a d, L o n d o n – Å D T - a f t e r

E x h i b i t i o n R o a d, L o n d o n - b e f o r e

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА АДМИНИСТРАЦИЙ 20-ТИ КРУПНЫХ ГОРОДОВ РОССИИ Транспортные заторы стали серьезной проблемой в большинстве российских городов с населением более 250 тыс. человек Во всех городах наблюдается рост осознания важности и сложности решения транспортных проблем как со стороны Администраций, так и со стороны населения Города в большинстве случаев сталкиваются со сходным набором проблем: недостаточным развитием улично- дорожных сетей, недостаточным объемом и качеством услуг общественного пассажирского транспорта, все еще не соответствующими современным требованиям экологическими характеристиками транспортных средств, недостаточным контролем качества реализуемых топлив и др.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА АДМИНИСТРАЦИЙ 20-ТИ КРУПНЫХ ГОРОДОВ РОССИИ Развитие улично-дорожных сетей Совершенствование работы общественного пассажирского транспорта (выделенные полосы для ОПТ, современные системы диспетчеризации и контроля движения, развитие систем массового транзита (метро, скоростной трамвай и другие), строительство мульти мобильных ТПУ), внедрение современных систем оплаты проезда, информационно-коммуникационных систем и др.) Обновление транспортного парка (в первую очередь – ОПТ) за счет АТС высоких экологических классов, расширение использования сжатого природного газа Контроль качества и экологических характеристик реализуемых топлив Парковочная политика (включая создание перехватывающих парковок) В отдельных случаях - разработка проектов развития велосипедного движения в городах

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА АДМИНИСТРАЦИЙ 20-ТИ КРУПНЫХ ГОРОДОВ РОССИИ Недостаточная обоснованность принимаемых решений по перечню, объему, месту и времени проведения работ (мы часто знаем «что» надо делать, но далеко не всегда «где?» «когда?» и «как?»!) Отсутствие комплексности и взаимосвязанности реализуемых мер; Ресурсные ограничения, отсутствие устойчивых источников финансирования; Значительные внешние ограничения (правовая база, инфраструктура и др.); Практическое игнорирование вопросов управления транспортным спросом; Отсутствие четкого взаимодействия различных органов власти между собой и их взаимодействия с общественностью; Отсутствие «политической воли» в принятии решений, непопулярных у части населения.

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ ЗАГРУЖЕННОСТИ ГОРОДСКИХ УДС 27 Уровень загруженности УДС Уровень спроса на перевозки Организация дорожного движения Планировка дорожной сети Геометрия отдельных улиц и дорог Уровень автомобилизации Состояние городской экономики Характер расселения горожан Потребность в поездках по УДС Пропускная способность УДС Расположение центров транспортного тяготения ПРЕДЛОЖЕНИЕ пропускной способности дорог ПРЕДЛОЖЕНИЕ пропускной способности дорог СПРОС на поездки по дорожной сети СПРОС на поездки по дорожной сети Парковочная политика

Направления решения проблемы перегруженности городских УДС Территори- альное и транспортное планирование Развитие общественного пассажирского транспорта включая альтернативные. виды транспорта Организация дорожного движения Строительство и реконструкция дорожной инфраструктуры Увеличение максимальной пропускной способности УДС Оптимизация использования пропускной способности УДС Перераспределение пассажиропотоков с личного авто- транспорта на общественный Ограничение движения и парковки АТС Снижение потребности в поездках и перевозках по УДС Парковочная политика Решение проблемы перегрузки УДС Увеличение пропускной способности УДС Регулирование транспортного спроса Оптимизация грузовых перевозок Городские транспортные программы (планы)

B o g o t á, C o l o m b i a

Принципы государственной политики в сфере решения транспортных проблем в городах 1-й принцип – 1-й принцип – приоритетность обеспечения качества жизни городского населения в целом по отношению к задачам защиты интересов определенных профессиональных и социальных групп пользователей УДС; 2-й принцип – ; 2-й принцип – рассмотрение феномена перегруженности дорожных и улично- дорожных сетей как результата дефицита их пропускной способности; 3-й принцип ; 3-й принцип – комплексность рассмотрения проблем в сфере дорожного движения; 4-й принцип ; 4-й принцип – «пакет юность» реализации мероприятий по улучшению транспортной ситуации; 5-й принцип ; 5-й принцип – совместность действий государства (на всех уровнях управления) и граждан в целях решения транспортных проблем и их субсидиарная ответственность за принимаемые решения; 6-й принцип ; 6-й принцип - приоритетность пользования дорожной инфраструктурой для пешеходов, немоторизованных участников движения и общественного пассажирского транспорта; 7-й принцип 7-й принцип - обязательность «транспортной экспертизы» всех решений и крупных проектов в области градостроительства и реализации конкретных строительных проектов. 32

Определение стратегических целей обеспечение транспортной доступности городских территорий; обеспечение БДД; охрана окружающей среды. Определение критериев оценки работы транспортной системы Разработка методологии обследования транспортной системы Планирование и проведение транспортных обследований Выявление локальных транспортных проблем и их ранжирование Выбор методов и средств решения локальных транспортных проблем Подготовка набора сценариев решения проблемы Моделирование сценариев Технико-экономический анализ сценариев Консультации с общест- венностью Подготовка данных для моделирования транспортной системы Мониторинг реализации оптимального сценария Обследования транспортных потоков Аудит пропускной способности УДС Обследование маршрутных сетей ОПТ Обследование транспортных корреспонденций Повышение объёмов и качества работы ОПТ Введение ограничений на парковку АТС Введение ограничений на движение АТС Строительство и реконструкция дорожной инфраструктуры Мероприятия в сфере градостроительного планирования Оптимизация пропускной способности УДС средствами ОДД Корректировка модели Корректировка сценария Корректировка стратегических целей Обследование транспортного спро\са 33 Алгоритм разработки городского транспортного плана

Некоторые меры регулирования транспортного спроса Повышение качества услуг пассажирского транспорта Оптимизация существующей маршрутной сети и организация новых маршрутов Оптимизация существующей маршрутной сети и организация новых маршрутов Предоставление общественному пассажирскому транспорту приоритета в дорожном движении Предоставление общественному пассажирскому транспорту приоритета в дорожном движении Обустройство «перехватывающих парковок» в стыковке с остановками ОПТ Обустройство «перехватывающих парковок» в стыковке с остановками ОПТ Оптимизация тарифов на общественном пассажирском транспорте Оптимизация тарифов на общественном пассажирском транспорте Координация работы различных видов ОПТ, организация мультимодальных пассажирских перевозок Координация работы различных видов ОПТ, организация мультимодальных пассажирских перевозок Градо- строительство и земле- пользование «Транспортная экспертиза» документов градостроительного планирования и инвестиционных проектов «Транспортная экспертиза» документов градостроительного планирования и инвестиционных проектов Обеспечение максимальной «транспортной самодостаточности» городских районов Обеспечение максимальной «транспортной самодостаточности» городских районов Переход к «полицентрической» модели развития городской территории Переход к «полицентрической» модели развития городской территории

Некоторые меры регулирования транспортного спроса Ограничение использования автотранспорта Частичный или полный административный запрет на въезд определенного класса АТС на отдельные городские территории Частичный или полный административный запрет на въезд определенного класса АТС на отдельные городские территории Установление платы за проезд по отдельным городским дорогам Установление платы за проезд по отдельным городским дорогам Установление платы за въезд на отдельные городские территории Установление платы за въезд на отдельные городские территории Налоговое регулирование использования автотранспортных средств Налоговое регулирование использования автотранспортных средств Парковочная политика Административный запрет парковки на проезжей части Административный запрет парковки на проезжей части Взимание платы за парковку, штрафы за нарушения правил парковки Взимание платы за парковку, штрафы за нарушения правил парковки Строительство внеуличных стоянок Строительство внеуличных стоянок Ограничение времени парковки Ограничение времени парковки Ограничение числа доступных парковочных мест Ограничение числа доступных парковочных мест Информационное обеспечение работы транспорта Внедрение электронных систем информирования водителей о дорожной ситуации Внедрение электронных систем информирования водителей о дорожной ситуации Внедрение электронных систем информирования пассажиров общественного городского транспорта Внедрение электронных систем информирования пассажиров общественного городского транспорта Мониторинг транспортных потоков и ситуации на дороге Мониторинг транспортных потоков и ситуации на дороге Внедрение систем оперативного информирования о ДТП Внедрение систем оперативного информирования о ДТП Проведение информационных кампаний по оптимизации «транспортного поведения» горожан Проведение информационных кампаний по оптимизации «транспортного поведения» горожан

Типы ограничений, применяемых к автомобильному транспорту ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ОБЪЕКТ ОГРАНИЧЕНИЯ 3. Парковка ТИП ОГРАНИЧЕНИЯ 3. Фискальные 2. Физические 1. Административные Ограничения на владение и регистрацию АТС Запрет на движение в определенной зоне или в определенное время суток Запрет или ограничение времени парковки Создание препятствий средствами регулирования движения; организация отдельных полос движения ОПТ Ограничение количества парковочных мест Налог на владельцев АТС Платность пользования дорогами или въезда в определенну ю зону; налог на топливо Плата за парковку 2. Движение автомобиля 1. Право владения АТС 36

Потенциал различных групп мер по снижению уровня загруженности УДС * - воздействие наблюдается в течение «часов пик» ** - данная группа мер не воздействует на транзитные транспортные потоки

Анализ зарубежного опыта решения городских транспортных проблем позволяет сделать следующие выводы: невозможно обеспечить эффективное функционирование городской экономики и качественное удовлетворение транспортных потребностей населения без обеспечения эффективной работы городского транспорта; нельзя добиться обеспечения эффективности и устойчивости городских транспортных систем без их увязки с развитием городской среды в целом, без рассмотрения транспорта как ограничителя и регулятора градостроительной политики; залогом обеспечения эффективности и устойчивости системы городского транспорта является реализация следующих принципов: приоритетность развития общественного пассажирского транспорта; обеспечение доступности и безбарьерности транспортной среды; создание взаимоувязанных мультимодальных логистических цепочек доставки пассажиров и грузов, мультимодальных транспортно- пересадочных узлов; создание условий для расширенного использования более чистых и безопасных транспортных средств, топлив.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Сайт ОАО «НИИАТ»: