Памяти Святого блаженного Андрея, Христа ради юродивого.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Разработка классного часа по теме «Святые заступники Руси, земли Симбирской». Разработал: Черёмухина Л. Ф., учитель высшей категории МОУ СОШ 1 р.п.Мулловка,
Advertisements

Храм Василия Блаженного Максимов Иван 8 е школа 1173 ЮАО г. Москва.
НЕДЕЛЯ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ 5 А класс МОУ СОШ 9 им. М.В. Водопьянова Классный руководитель Дружнова О.В.
Храм Василия Блаженного Максимов Иван 8е школа 1173 ЮАО г. Москва.
Чертовская Ольга Алексеевна Учитель географии и православной культуры МОУ «Прохоровская гимназия» п. Прохоровка Белгородской области.
Храм Василия Блаженного выполнил Руденко Максим
МОУ СОШ 40 Окружающий мир Выполнил: ученик 3 класса Г Выполнил: ученик 3 класса Г Шадрин Антон Шадрин Антон Проверил: учитель начальных классов Проверил:
ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО покровский собор
Дам тебе я на дорогу Икона святой блаженной Матроны Московской Образок святой: Ты его, моляся Богу, Ставь перед собой…
Презентация составлена Умаргалиевой Дилярой Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Комитета по здравоохранению.
МОУ «Усть-Куломская средняя общеобразовательная школа» Тема: «История храмов села Усть-Кулом» Руководитель краеведческого музея – Корецкая Галина Александровна.
Урок основы православной культуры в 3 классе. Храмы Пыталовского района.
Храмы Воронежа. Ильинская церковь Ильинская церковь. Боковой придел храма в честь святого Илии, праздник которого отмечается 20 июля (2 августа), дал.
Преподобный Серафим Саровский « В пребывание его в пустыни вся братия была его учениками ».
Православный храм « Православный храм ». Гипотеза: Храм необычное строение, есть секреты в его возведении, относится к нему нужно по особому.
Престольные праздники на Смоленщине Выполнили ученики 9А класса МБОУ СОШ 27 Волынец Ангелина и Демарёв Альберт.
Вопросы для повторения: Почему верующие люди называют природу Божиим творением? Есть ли какая связь понятий «Творец мира» и «Божья тварь»? Как вы считаете,
Петр и Феврония покровители семьи и брака. Их брак многие века является образцом христианского супружества. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского.
Церковь Иконы Божией Матери Казанская.
Покровский собор или храм Василия Блаженного Подготовила: Войтюк Яна Владимировна Учитель МБОУ СОШ 198 г. Новосибирска.
Транксрипт:

Памяти Святого блаженного Андрея, Христа ради юродивого

Разрушенные храмы города Ульяновска

Наверное, ни в одном городе власти не уничтожали храмы с таким ожесточенным упорством, как в городе Ульяновске. К 1940 году из 2 монастырей, 3 соборов, пятнадцати приходских и двух десятков домовых церквей сохранилась лишь одна кладбищенская Воскресенская церковь.

Первый храм Симбирска срубили одновременно с крепостными стенами. В 1694 году, во время большого пожара, деревянный собор сгорел дотла.

Николаевский собор

Троицкий собор был построен в гг. Автор проекта - архитектор Михаил Петрович Коринфский (Варенцов) Построенный в стиле классицизма, крестообразный в плане и окруженный четырьмя колоннадами, над которыми возвышался один купол, своим видом он несколько напоминал Исаакиевский собор в Петербурге. Троицкий собор

Покровскровский мужской монастырь История Симбирского Покровского мужского монастыря начинается через пятьдесят лет после основания самого города. В 1697 году подьячий симбирской Приказной избы Петр Иванович Муромцев на приобретенном им участке земли близ реки Свияги на окраине города начал на свои средства строительство деревянной Благовещенской церкви и мужского монастыря при ней. В начале 18-го века уже существовал и сам монастырь как общежитие монашествующих, и Благовещенский храм. По церковным правилам монастырь назывался по наименованию того праздника или святого, в честь которого освящен престол этого храма. Вероятно, ранее главного придела в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был освящен боковой престол в честь Покрова Божией Матери, а поэтому и сам монастырь стал именоваться Покровским.

Территория монастыря была достаточно большой - она занимала практически весь ныне существующий сквер им. И.Н. Ульянова (за исключением небольшой части со стороны ул.12-го Сентября) и простиралась вниз к р. Свияге. На территории Покровского монастыря находилась могила Симбирского святого Андрея Блаженного

Юродство Христа ради – особый подвиг святых Церкви Христовой. Труден и тяжек этот путь и немного святых, пришедших ко спасению таким крестоношением. Среди них симбирский блаженный старец Андрей.

Святой блаженный Андрей Симбирский Святой блаженный Андрей Симбирский был служебником Господа и людей. Он родился в городе Симбирске 4 июля 1763 г. (по старому стилю) в семье бедных мещан Огородниковых. Назвали его в честь святителя Андрея, архиепископа Критского. Отец его – Илья Иванович. Мать – Анна Иосифовна. Оба родителя, в особенности мать, отличались христианским благочестием.

До смерти своих родителей блаженный Андрей жил с ними в подгорной части Симбирска. Затем его стал опекать брат Фаддей. Была у него еще сестра по имени Наталья.

Всю свою жизнь Андрей был прихожанином Спасо- Вознесенского собора, где еженедельно приобщался Тела и Крови Христовых. К этому храму блаженный относился с особым умилением: мог всю ночь (даже зимнюю) молиться, стоя под стенами собора или на его колокольне, а иногда его видели даже ползающим возле ограды храма и целующим низенькие ее столбики.

Блаженный Андрей с детских лет был избран Богом на особое, подвижническое служение. До 3-х лет он не ходил, пил и ел из чужих рук, – т.е., как говорили раньше, был "сиднем". Замечательно, что уже в детски годы он совершал поступки, свойственные святым. Так, еще в младенчестве он целовал землю. С младенчества же он совершенно не разговаривал с людьми, взяв на себя обет молчальничества. Он произносил всего лишь два слова: "мама", "Анна". Его молчание следует рассматривать как сознательный подвиг юродства Христа ради. И прежде всего потому, что несколько раз в своей жизни Андрей Ильич неожиданно для окружающих нарушал свое молчание.

Это были редчайшие случаи. Так, 1825 г. в Симбирск привезли одного местного помещика, который в припадке сумасшествия отчаянно хулил Бога. К нему в дом неожиданно явился Андрей Ильич и стал, как часто он делал, покачиваться из стороны в сторону. Слуга в это время нес больному ломтик арбуза, но блаженный остановил его и, оттесняя от помешанного, ко всеобщему изумлению, ясно произнес: "Он Бога бранит". Матери же этого помещика, попросившей блаженного Андрея помолиться о ней, болящей, он так же ясно ответил с церковной паперти: "Будешь здорова". И она, правда, в скором времени выздоровела. Один из случаев, когда Андрей Ильич неожиданно нарушил свое молчание

Деяния юродивого С 7 лет из одежды отрок Андрей стал носить только длинную рубаху, а на ноги и вовсе ничего не надевал. Андрей Блаженный так возвысился своими подвигами, что Господь дал ему особые благодатные дарования. Неоднократно он исцелял болящих и страждущих, обращавшихся к нему с просьбой о молитве. Возвращал здоровье, давая съесть больному кусок поданного ему ранее хлеба. Блаженному были открыты самые потаенные уголки человеческой души. Когда о монетке, поданной блаженному, милостивец в сердце своем сожалел, Андрей безошибочно находил ее в кармане, среди других монет, и отдавал дарителю.

С самых ранних лет отрок устремил свой духовный взор к Небу, к Богу, – при этом совершенно не обращая внимания на земное: он не признавал забот о пище, одежде, человеческих условностях. В своей жизни он придерживался суровой аскезы. С малолетства блаженный Андрей спал очень мало, да и то на земле или на голых досках. Его видели спящим на лавке так, что голова его держалась на весу, ни на что не опираясь. Один из прижизненных портретов блаженного Андрея

Воздержание в пище его было удивительным. Он не только не употреблял в пищу мяса, не пил вина, но удерживался и во всякой пище и питии, так что тело его было сухим и легким. Приходя домой, он стучал по столу и говорил: "Мама". Так он просил его покормить, даже когда был взрослым и жил у сестры. Иногда в горшочке для него разваривали сухую ягоду, которую он очень любил. Еще нравилось ему пить чай с черным хлебом, помазанным медом. Ко всем этим его особенностям, весьма странным для окружающих людей, прибавлялось и то, что Андрей Ильич не знал, что такое смех. Он никогда не смеялся. Напротив, как юродивому, ему приходилось много терпеть от мира. Часто его дразнили, оскорбляли. Домой он порой приходил выпачканным в муке или, еще хуже, в смоле. Дети часто дергали его за его длинную рубаху, щипали тело. Все это он претерпевал кротко и смиренно, не возмущаясь и не защищая себя от оскорбителей. Тихо и мирно отходил от них.

" Града Симбирска чудная похвала и заступление …" " Града Симбирска чудная похвала и заступление …" Блаженный Андрей Ильич с давних пор, еще при жизни своей, почитался всеми симбирянами, независимо от того, к какому сословию они принадлежали, – как заступник, хранитель г. Симбирска. Тогда это был весьма небольшой дворянско- купеческий городок, так что жизнь Андрея Ильича проходила, можно сказать, на глазах у всех горожан, – тем более, что в свою маленькую хижину, где он жил с сестрой, он приходил лишь ночевать, остальное время проводил на улице. Потому-то многие эпизоды его жизни сохранились в народной памяти

Кончина Блаженного Кончина Блаженного Подвижническая жизнь Андрея Ильича продолжалась 78 лет. 21 ноября (4 декабря по н. ст.) 1841 г. блаженный уже не мог подняться с постели по великой телесной слабости. В тот же день к его убогой хижине стал стекаться весь город: попрощаться с ним и получить последнее благословение. За несколько дней болезни Андрея Ильича у него безо всякого зова побывало почти все симбирское духовенство, – так велико было уже в эту пору почитание будущего прославленного святого и ясное понимание необычности происходящего. 23 ноября он последний раз причастился Святых Христовых Таин. Причащал его после ранней обедни его духовник о. В. Я. Архангельский. Во время причащения на его лице, по свидетельству очевидца, отразилось неземное блаженство. Одна из присутствующих женщин опасалась, чтобы больной не пролил на пол Святые Дары и хотела было поддержать его руки, которыми он, как правило, размахивал. Но священник остановил ее, сказав, что "бояться нечего". Подвижническая жизнь Андрея Ильича продолжалась 78 лет. 21 ноября (4 декабря по н. ст.) 1841 г. блаженный уже не мог подняться с постели по великой телесной слабости. В тот же день к его убогой хижине стал стекаться весь город: попрощаться с ним и получить последнее благословение. За несколько дней болезни Андрея Ильича у него безо всякого зова побывало почти все симбирское духовенство, – так велико было уже в эту пору почитание будущего прославленного святого и ясное понимание необычности происходящего. 23 ноября он последний раз причастился Святых Христовых Таин. Причащал его после ранней обедни его духовник о. В. Я. Архангельский. Во время причащения на его лице, по свидетельству очевидца, отразилось неземное блаженство. Одна из присутствующих женщин опасалась, чтобы больной не пролил на пол Святые Дары и хотела было поддержать его руки, которыми он, как правило, размахивал. Но священник остановил ее, сказав, что "бояться нечего".

С 26-го на 27-е ноября (10 декабря по н. ст.) священник В.Я. Архангельский всю ночь провел у блаженного, вслух читая умирающему акафист Успению Богородицы и затем отходную. В 4 часа полуночи великий Божий подвижник тихо и безболезненно скончался. С 26-го на 27-е ноября (10 декабря по н. ст.) священник В.Я. Архангельский всю ночь провел у блаженного, вслух читая умирающему акафист Успению Богородицы и затем отходную. В 4 часа полуночи великий Божий подвижник тихо и безболезненно скончался. Похороны блаженного предваряли его будущее прославление: настолько все было необычно. К бедной его хижине пришел буквально весь город. Каждый горожанин стремился хоть чем-нибудь поучаствовать в погребении Божиего человека. На средства горожан были приобретены принадлежности к гробу: бархат для обивки, дорогие покровы, множество подсвечников. Гроб был сделан одним столяром, который еще при жизни Андрея Ильича умолял об этой чести. Некие почитательницы блаженного старца сшили для блаженного новую рубаху, в которой он и был похоронен. Они же надели на него старинный восьмиконечный позолоченный нательный крестик.

Вся жизнь и блаженная кончина Андрея Ильича настолько убеждали горожан в святости почившего, что народ домогался разорвать на памятные лоскуты один из дорогих покровов на гробе. Любопытно, что даже закоренелые раскольники разных сект присутствовали в Вознесенском соборе на литургии, а затем с благословением проводили гроб до самой могилы.

Благовещенский собор покровского мужского монастыря, у стен которого был погребён блаженный Андрей Благовещенский собор покровского мужского монастыря, у стен которого был погребён блаженный Андрей В день погребения в Вознесенском соборе литургию совершал архимандрит Гаврил, ректор Симбирской духовной семинарии. А к отпеванию собралось до 30-ти городовых священников и много сельских. Архимандрит Гаврил сказал о жизни и кончине блаженного Андрея торжественное слово.

По окончании отпевания гроб из собора вынесли диаконы, которые потом передали его народу. Выдающиеся горожане Симбирска при громадном стечении народа несли гроб на своих плечах, несмотря на гололедицу и холод. Более чем на версту растянулась похоронная процессия, шествовавшая под колокольный звон со многими хоругвями. Из Вознесенского собора гроб понесли на знаменитое кладбище Покровского монастыря, где обыкновенно погребались лишь знатные горожане из дворян и купцов.

Память об Андрее Блаженном Работа по канонизации блаженного Андрея была начата в 1991 году, когда в результате археологических раскопок на территории кладбиша Покровского монастыря была найдена его могила. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси блаженный Андрей был канонизирован и причислен к лику Святых. Минуло более 150 лет со дня кончины Андрея Огородникова, называемого в народе "блаженным", но, несмотря на отдаленность последнего дня его земной жизни, могила, хранящая останки Андрея Блаженного, все более привлекает к себе людей. Здесь всегда цветы, сюда идут православные верующие и те, кто, оказавшись в тяжелых жизненных обстоятельствах, ищет нравственной опоры. Здесь была могила Святого А.Блаженного

Современный храм Всех Святых, где хранятся мощи симбирского святого Андрея блаженного.

Первый храм Симбирска срубили одновременно с крепостными стенами. В год постройки первого деревянного храма - Свято- Троицкого собора царь Алексей Михайлович прислал в Симбирск позолоченный, украшенный жемчугом и драгоценными камнями серебряный напрестольный крест, содержащий мощи и части риз 43 святых. Позднее сюда поступали и другие царские дары. Во время осады Симбирска Степаном Разиным служители храма возглавили крестный ход вокруг осажденного города, совершавшийся под обстрелом разбойников. Тогда вслед за хоругвями несли крест с мощами святых, и пуля, выпущенная из лагеря Разина, оставила на кресте глубокий след. Вскоре дотоле непобедимый атаман бежал прочь от города. Крест же, как свидетель той памятной обороны, хранился в соборе до времени его закрытия В 1694 году, во время большого пожара, деревянный собор сгорел дотла.

Новый собор симбирянами решено было строить из камня. В 1702 году было заложено два придела будущего храма, а строительство завершено в 1712 году. Над центральной частью Николаевского собора, в плане почти квадратной, на четырех внутренних столбах-опорах покоился большой светлый купол, а по углам располагались четыре небольших купола. Вначале собор не имел колокольни, а лишь небольшую деревянную звонницу, вместо которой только в 1857 году построили высокую четырехъярусную колокольню. Сначала она стояла отдельно от собора и только впоследствии была соединена с ним. До 1844 года этот собор считался главным и именовался Свято- Троицким. После возведения рядом нового летнего Свято- Троицкого собора главный престол старого собора по указу Святейшего Синода был переименован во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца и с тех пор назывался уже Николаевским (Никольским) собором. Вход в собор был с южной стороны, через паперть, устроенную под колокольней.

Алтарь от основной части отделялся резным пятиярусным иконостасом с иконами древнего письма. В 1840-х годах они были украшены драгоценными окладами и ризами. В Николаевском соборе были погребены второй, третий и пятый епископы Симбирской епархии. В 1898 году средствами старосты собора, купца 1 гильдии Н.Я. Шатрова, собор перестроили, объединив с северной стороны со Знаменским приделом, после чего собор стал просторнее. Собор был уничтожен в 1920-х годах.

Наверное, ни в одном городе власти не уничтожали храмы с таким ожесточенным упорством, как в городе Ульяновске. К 1940 году из 2 монастырей, 3 соборов, пятнадцати приходских и двух десятков домовых церквей сохранилась лишь одна кладбищенская Воскресенская церковь. В многонациональном городе были закрыты мечеть, католический костел и протестантская кирха, еврейский молельный дом. Затем последовал о закрытие монастырей, репрессии в отношении священнослужителей. Но память об этих монастырях и храмах остаётся на страницах истории Российского государства.

Троицкий собор был построен в гг. Автор проекта - архитектор Михаил Петрович Коринфский (Варенцов) ( гг).. В 1823 году М.П. Коринфский принял предложение занять место архитектора симбирского дворянского собрания. В действительности же одаренного архитектора пригласили для срочной разработки проекта величественного храма, который был заложен 7 сентября 1824 г К 1832 году каменная кладка собора была окончена. Архитектор мог гордиться своим творением: получилось благородное по общему силуэту сооружение.Через пять лет, 15 сентября 1841 года новый кафедральный Свято- Троицкий собор был освящен. Построенный в стиле классицизма, крестообразный в плане и окруженный четырьмя колоннадами, над которыми возвышался один купол, своим видом он несколько напоминал Исаакиевский собор в Петербурге.

Внутри Свято-Троицкий собор поражал своим обширным пространством и яркой настенной живописью. Со времени старого города в нем сохранялся Образ Спаса Нерукотворного, первоначально находившейся на главных воротах Симбирска. В 1927 году Свято-Троицкий собор был включен в число охраняемых памятников архитектуры. Однако местные власти все же подняли вопрос о сносе храма, на что из Комитета по охране памятников при Президиуме ВЦИК пришел ответ: "..указанное здание требует, как высокохудожественный памятник, безусловного сохранения..." Но в 1937 году в нарушение предписания Комитета ВЦИК кафедральный собор был разрушен. Ныне на этом месте лишь ровная гладь асфальта. В настоящее время развернулась дискуссия о возможности воссоздания собора.

Заступником Симбирска блаженного считают не случайно. Деревянный Симбирск, как известно, неоднократно горел. Однако при жизни Андрея Ильича в городе ни разу не было больших опустошительных пожаров. Интересно, что после смерти святого пожары в Симбирске возобновились. Может быть, отсутствие пожаров связано было с тем, что одним из обычных занятий блаженного были частые и быстрые переходы из одной части города в другую? После таких переходов он мог стоять на одном месте в каком-то внутреннем созерцании часами, переминаясь с ноги на ногу, качаясь из стороны в сторону, подобно колокольному языку, и произнося ему лишь одному внятное: "Бум, бум, бум…" Не пробуждал ли блаженный таким образом симбирский народ к покаянию и праведной жизни в Боге, к отрешению от житейской суеты? Известности Андрея Ильича как праведника и защитника Симбирска много способствовал 1812 г., когда перед лицом грозной опасности, в людях усилилась религиозность. Умножилось и число паломников. Те, кто отправлялся из Симбирска к преподобному Серафиму Саровскому, передают, что подвижник отказывал им в благословении, указывая на Андрея Ильича: "Зачем это ко мне, убогому, вы трудитесь приходить, – у вас лучше меня есть, Андрей ваш Ильич…"

Поведение его было тем более странным и непонятным для многих, что блаженный по одному ему известным причинам мог мешать людям заниматься своим делом. Известно, что так он поступил с одним купцом в его лавке. Тот избил блаженного и изгнал его из лавки. Однако Сам Господь наказывал обидчиков Андрея Ильича. В тот же день купец, закрывая окна своего дома, упал со второго этажа. Он едва не убился, однако сумел понять, в чем причина его несчастья. Тотчас же послал он к Андрею Ильичу просить у него прощения. По своей кротости и незлобию блаженный простил купца, и тот выздоровел.