САМАРКАНДСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА УЗБЕКСКОГО И ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Подготовила: стар.препод.: Холбоева Д.Д. Самарканд 2014.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Восемнадцатое ноября. Классная работа. Репортаж как жанр публицистики.
Advertisements

История вокруг нас. Что такое история? (греч.Historia) - рассказ о прошлых событиях происшествие, повесть о событиях, о быте и жизни народов процесс развития.
Публицистический стиль речи. Основная цель публицистического стиля речи – воздействовать на читателя и слушателя, то есть в чем-то их убедить, к чему-то.
Родилась 3 июля 1943 года в Москве. В Сыктывкаре живет с 1949 года. Закончила филологический факультет Коми педагогического института, после окончания.
Сложноподчиненное предложение с придаточными цели.
ЭХ, ДА МАСЛЕНИЦА! «Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну принесла!» МАДОУ 113 «Капитошка»
По древнему летоисчислению этот день обычно совпадал с 22 марта - днем весеннего равноденствия. Поэтому казахи назвали месяц март - Наурыз. Считалось,
Русский язык и литература с использованием повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Урок-репортаж.
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
Рассказ на свободную тему Цели: 1) формировать умение создавать повествовательный текст в жанре рассказа, используя изученные языковые средства; 2) развивать.
ЗАНЯТИЕ КРУЖКА «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ» Учитель МОУ «Узярская основная общеобразовательная школа» Суханова Т.С.
Подготовила презентацию учитель русского языка и литературы Татьяна Васильевна Шефер Солоухин Владимир Алексеевич ( )
Синтаксическая разминка. Определите способ связи в словосочетаниях: Собравших урожай – Красный от натуги – Ощущение родины – Стал спокойнее – Говорил не.
Традиции и обычаи. Речевые образцы Принятоположено Встречать гостей хлебом-солью В честь кого-чего Оценка кому-чему Иметь большое воспитательное значение.
Производные и непроизводные предлоги Урок русского языка 7 класс.
Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
Их строение и языковые особенности. Жанры публицистики, Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 17 г. Новомосковска Тульской области Ларикова Ирина.
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
Урок развития речи. Цели : 1) повторить изученное о стилях речи, углубить знания о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере применения.
Путевые заметки. Цели урока: повторить и углубить знания о публицистическом стиле речи; познакомиться с новым жанром публицистической речи – путевыми.
Транксрипт:

САМАРКАНДСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА УЗБЕКСКОГО И ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Подготовила: стар.препод.: Холбоева Д.Д. Самарканд 2014

Духовность и культура спасут мир

Слова и словосочетания по теме: Духовность, культура, основы нашей духовности, традиция, обычай, обряд, ритуал, символ, торжество, церемония, знание и воспитание, стремление к совершенству, предки, образцовое поведение, национальные и культурные ценности, превратности истории, воплощение добра и света, почитание старших, пробуждение природы, праздник, проявлять милосердие, прогрессивное человечество, возрождение духовных ценностей, восстановление национального самосознания, вековая традиция, духовная культура.

СЛОВАРЬ Человечество – инсоният, insoniyat; свойственно – хос, xos; стремление к совершенству – кам ольга (баркамолликка) интилиж, kamolga (barkamollikka) intilish; драгоценный плод – бебаҳо натижа (ҳосил), bebaho natija (hosil); заветы предков – аждодлар ўгити (насиҳати), ajdodlar ogiti (nasihati); национальные ценности – милий қадриятлар (бойликлар), milliy qadriyatlar (boyliklar); воплощение добра и света – эзгулик ва ёруғлик тимсоли, ezgulik va yoruglik timsoli; внутренний мир – яички дунё, ichki dunyo, традиция – адат, odat,анъана, anana; обычай – урф – адат, urf – odat, расм, rasm; обряд – таомил, taomil; независимость – мустақиллик, mustaqillik; народные праздники – халқ байрам лари, xalq bayramlari; мудрость веков – асрлар донижмандлиги, asrlar donishmandligi; милосердие – раҳм, rahm, шафқат, shafqat, марҳамат, marhamat; благотворительные акты – муҳтожларга ярдам бериж мақсадидаги иж, muhtojlarga yordam berish maqsadidagi ish; перемирие – яраш, yarash, вақтинчали сулҳ, vaqtinchali sulh.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВРЕМЕНИ (Пайт ҳоли). СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТЬЮ ВРЕМЕНИ (Пайт эргаш капли қўшма гап) Обстоятельства времени обозначают время действия и отвечают на вопросы: когда? как долго? с какого времени? с каких пор? до каких пор? Обстоятельства времени выражаются наречиями времени, именами существительными в косвенных падежах с предлогами и без предлогов, словосочетаниями. Например: Сегодня я встал рано. Птицы пели от зари до зари. К вечеру пошёл дождь. Поздней осенью степь опять зеленеет. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени обозначают действия того, о чём говорится в главном предложении. Например: Как только просохла земля, начались полевые работы. Когда прижли домой, узнали новость. Пока мы добирались до вокзала, поезд уже ушёл. Придаточные предложения времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и присоединяются к главному предложению союзами когда, пока, как, едва, как только, прежде чем, перед тем как, с тех пор и др.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВРЕМЕНИ (Пайт ҳоли). СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТЬЮ ВРЕМЕНИ (Пайт эргаш капли қўшма гап)

ТОЧНОЕ И ПРИБЛИЗИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ Точное время Приблизительное время В 2000 году в первой половине года в конце года в марте месяцев начале месяца в этому году примерно в этом году зимой в зимний месяц в 9 часов приблизительно в 9 часов ровно в 16 часов где-то в девятом часу в середине дня точно в назначенное время около полудня

Конструкции с предлогами в течение, на протяжении обозначают отрезок времени, полностью занятый действием и указывают на продолжительность действия.

Временные отношения в сложном предложении

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ Публицистический стиль – один из стилей литературного языка. Он используется в выступлениях и в средствах массовой информации: на радио, телевидении, в прессе. Публицистический стиль реализуется в газетных жанрах (репортаже, интервью, статье, заметке и др.). Главная цель информационных данных оперативно сообщать о фактах, событиях нашей жизни. Она должна воздействовать на сознание людей путём убеждения и формировать определённое общественное мнение. Публицистические материалы включают два элемента: информативный и оценочный, то есть даётся информация и её оценка.

РЕПОРТАЖ Р е п о р т а ж – это рассказ о каком-либо событии, очевидцем которого был автор. В репортаже описывается обстановка, в которой происходило событие, с живыми деталями и разговорами, увиденными или услышанными автором на месте происшествия Никто не усидел дома – ни стар, ни млад. Начало репортажа отличается быстрым переходом к действию: Сотни тысяч ликующих ташкентцев, несмотря на мелкий дождь, вышли на улицы для участия в народных гуляниях в честь праздника Независимости. В концовке репортажа даётся краткий вывод: Сегодня светятся улыбками улицы городов и сёл. Цвети, родной Узбекистан.

ИНТЕРВЬЮ И н т е р в ь ю – это предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста с каким-либо лицом. Обычно интервью строится в форме диалога: корреспондент задаёт вопросы – собеседник отвечает на них. Часто в начале интервью сообщаются необходимые сведения о собеседнике, теме и задаче беседы. Собеседником может быть политический деятель, ученый, художник, известный спортсмен. Интервью характеризуется документальностью (реальные события и люди). Оно строится так, что читатель как бы слышит собеседника, ясно представляет обстановку беседы.

Упражнения: 1. Переведите на русский язык. Обстоятельства времени подчеркните. 1. Шу ҳафтада без рус тилидан синов топширамиз. 2. Бир ҳафтадан кейин мажлис ўтказамиз. 3. Акам келаси йили медицина олийгоҳининг стоматология факултетини битиради. 4. Бемор бу дориан ҳар кухни и чип турижи керак. 5. Эртадан кечгача имтиҳонга тайёрландик. 6. Тиж доктори қайси кунлари қабул қилар экран? 2. Ответьте на вопросы, используя слова, данные в скобках. 1. Когда Узбекистан обрёл Независимость? (1 сентябрь, 1991 год). 2. Когда вы поступили в институт (2001 год). 3. Когда Самарканд отметил свой 2500-летний юбилей? (1971 год). 4. Когда человек становится мудрым? (старость). 5. Когда вы получили телеграмму? (день). 6. Когда улетает самолёт? (ночь). 7. Когда вы приняли лекарство? (еда).

Упражнения: 1. Переведите на русский язык. Обстоятельства времени подчеркните. 1. Шу ҳафтада без рус тилидан синов топширамиз. 2. Бир ҳафтадан кейин мажлис ўтказамиз. 3. Акам келаси йили медицина олийгоҳининг стоматология факултетини битиради. 4. Бемор бу дориан ҳар кухни и чип турижи керак. 5. Эртадан кечгача имтиҳонга тайёрландик. 6. Тиж доктори қайси кунлари қабул қилар экран? 2. Ответьте на вопросы, используя слова, данные в скобках. 1. Когда Узбекистан обрёл Независимость? (1 сентябрь, 1991 год). 2. Когда вы поступили в институт (2001 год). 3. Когда Самарканд отметил свой 2500-летний юбилей? (1971 год). 4. Когда человек становится мудрым? (старость). 5. Когда вы получили телеграмму? (день). 6. Когда улетает самолёт? (ночь). 7. Когда вы приняли лекарство? (еда).

Упражнения: 3. Ответьте на вопросы, используя конструкции типа за час до …, через час после … 1) Когда вы обычно приезжаете в университет? 2) Когда студенты начинают готовиться к контрольной работе? 3) Когда он прижел на собрание? 4) Когда преподаватели входят в аудиторию? 5) Скоро наступит Новый год. Когда обычно поздравляют близких? 4. Прочитайте предложения, раскрывая скобки, употребляя нужные предлоги. Володя прижел в университет …(десять минут) до звонка, а я опоздал и прижел … (пять минут) после звонка. 2) Мы приехали на вокзал … (пятнадцать минут) до отъезда поезда, но опоздали и приехали … (пять минут) после его отъезда. 3) Студенты начали повторять материал … (два месяца) до сессии. 4) … (минута) после звонка в зале наступила тижина. 5) Мы приехали … (пять минут) после отъезда товарищей.

Упражнения: 3. Ответьте на вопросы, используя конструкции типа за час до …, через час после … 1) Когда вы обычно приезжаете в университет? 2) Когда студенты начинают готовиться к контрольной работе? 3) Когда он прижел на собрание? 4) Когда преподаватели входят в аудиторию? 5) Скоро наступит Новый год. Когда обычно поздравляют близких? 4. Прочитайте предложения, раскрывая скобки, употребляя нужные предлоги. Володя прижел в университет …(десять минут) до звонка, а я опоздал и прижел … (пять минут) после звонка. 2) Мы приехали на вокзал … (пятнадцать минут) до отъезда поезда, но опоздали и приехали … (пять минут) после его отъезда. 3) Студенты начали повторять материал … (два месяца) до сессии. 4) … (минута) после звонка в зале наступила тижина. 5) Мы приехали … (пять минут) после отъезда товарищей.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 1. Составьте предложения с данными обстоятельствами времени. 1. Каждый день. С детских лет. На другой день. Через неделю. До зимы. С утра до вечера. В сентябре. Накануне праздника. Во время войны. В среду. По вечерам. На каникулах. По выходным дням. С этих пор. Сначала. 2. Допижите придаточные предложения времени. 1. Пока молодёжь разводила костёр…. 2. Перед тем как выехать в командировку… 3. Прежде чем войти в воду… 4. Пока не прошёл дождь…. 5. Как только в небе показалась луна… 6. Когда мы подходили к дому… 7. До того как началась война… 8. Когда я отдыхала на курорте…

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Ответьте на вопросы, используя в ответах конструкции, обозначающие точное и приблизительное время. Когда вы обычно просыпаетесь? Когда вы встаете? Когда вы выходите из дома? Когда начинаются занятия в университете? Когда заканчиваются занятия? Когда обычно вы уходите из университета? Когда вы обычно обедаете? Когда вы ужинаете? Когда вы ложитесь спать?

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Замените выделенные конструкции придаточной частью сложного предложения с союзами когда, пока, пока не, после того как, до тех пор как, пока не, по мере того как, прежде чем, как только. 1) После лекции я пойду домой. 2) С наступлением семестра я начал писать курсовую работу. 3) Он не может ехать в командировку до завершения этой работы. 4) Перед отъездом ты обязательно зайди ко мне. 5) По окончании университета брат устроился в «Хамкорбанк». 6) Мы приехали домой с восходом солнца. 7) Студент вошел в аудиторию сразу после звонка. 8) По мере подъема в гору становилось труднее дышать. 9) Во время дождя мы сидели дома. 10) Она почти не изменилась со времени нашей последней встречи.

Ходжа Ахмад Яссави Суфий Ходжа Ахмад Яссавий очень популярен в мусульманских городах как (часто используемые прозвища вместо его собственного имени) «Хазрет Султан» или «Султан всех святых». Он стал маяком, свет которого привлек людей со всех концов степи. Сейчас мы о нем узнаем из многочисленных народных легенд и его произведения Книга мудрости (Диван-и-Хикмет), написанный в Чагатае, на тюркском языке. Он возродил в своей стране осознание уникальности и единства тюркского этноса, со своей культурой и богатой историей, так же он принес в степь более мягкую и более терпимую версию Ислама, которая по сей день преобладает в Центральной Азии.

Аль-Бухари Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрагим аль- Джуфи Аль-Бухари ( гг) – знаменитый исламский богослов и историк, автор наиболее достоверного сборника хадисов (жизнеописание Пророка Мухаммада), который составляет основу муульманской Сунны. В течение всей своей жизни ученый собрал почти 600 тыс. хадисов, опросив сотни богословов. Часть из жизнеописаний (200 тыс.) была записана им собственноручно. Тщательно проверив факты, аль- Бухари отобрал 7400 достоверных хадисов изложив их в сборнике, получившем название «Джами ас-Сахих» («достоверное собрание»).

Омар Хайям Гиясаддин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим аль-Хайям Нижапури ( ) – Прославился как великий мастер поэтического четверостижия – рубаи. Каждое его четверостижие - это драгоценный камень, который мастер огранил как алмаз, утвердив внутренние законы выбора рифмы, подобрав замечательную, одному ему присущую ритмику стихосложения. Глубокий философский смысл стихов, облаченный в совершенно доступную форму – венец поэтического гения, который навсегда завоевал место в сердцах людей.

Искусство Искусство – это художественная летопись человечества, художественная энциклопедия жизни. Оно рассказывает нам о мире, который нас окружает, его ценностях и о нас самих, о нашем прошлом и настоящем, о наших мечтах и надеждах … Созданное человеком искусство помогает человеку глубже познать мир и самого себя, увидеть прекрасное в природе, в человеческих отношениях, в творческом труде. Оно обогащает духовный мир человека, делает нас добрее, лучше, умнее.

Камолиддин Бехзод Камолиддин Бехзод ( ) - персидский художник- миниатюрист, работавший в Герате с 1468 по 1506 год и признаваемый одним из крупнейших мастеров гератской школы рисования. На Западе получил признание как «Рафаэль Востока». В составлении композиции он тоже использовал традиционную схему выработанную предшественниками и, основываясь на этих канонизированных схемах построения композиции, создавал, тем не менее, оригинальные произведения, «поражающие законченностью, совершенством композиции, живым изображением персонажей. Широтой идейного смысла».

Навруз является одним из древнейших и исконных праздников народов Востока, в том числе и народов Узбекистана. В наши дни он стал символом весны и пробуждения природы, обновления и молодости. Как свидетельствует история, Навруз празднуется не один день, а в течение всего месяца.

Хашар Хашар – добровольная трудовая взаимная помощь людей. Это многовековая традиция бытует у народов Центральной Азии. В прошлом хашар применялся, как правило, для выполнения трудоемких работ. Самым распространенным был хашар на строительстве жилых домов, хозяйственных и вспомогательных зданий. Особенно ярко проявилась сила хашара в восстановлении столицы после землетрясения 1966 года. Сегодня наши города и сёла также становятся прекраснее благодаря усилиям сотен тысяч людей на хашарах.

В МИРЕ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ 1. Охранять традиции –значит давать им развитие. ( К.Станиславский ) 2. Что такое цивилизация? Это постоянные открытия, которые совершает на каждом шагу шествующий вперёд человеческий разум: отсюда и само слово – прогресс. ( В. Гюго ) 3. Традиции не оставляются в покое, они вырождаются, если их не совершен- ствовать. ( П.А.Павленко ) 4. Лучшие люди познаются высшим нравственным развитием и высшим нравственным влиянием. ( Ф. Достоевский ) 5. Истинный показатель цивилизации – не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной. ( Р Эмерсон ) 6. Если говорить о традициях, то надо не подражать, а продолжать.( Л.Н.Мартынов)