Психология детско - родительских отношений Автор : педагог - психолог МБОУ гимназия 7 Е. П. Таничева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
5 а класс 13 человек ответы Кто глава в вашей семье ? Мама 5, бабушка 4, папа 4 Чем ты огорчаешь своих родителей оценками –5; поведением 3.
Advertisements

Семейный клуб « Счастливы вместе ». Наш девиз Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты,
Наказание или поощрение, «Наказание – это причинение вреда причиняющему вред. Похвала – это педагогический домкрат» В.Г. Кротов «Наказание – это причинение.
СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Родительское собрание « О методах и стилях семейного воспитания » « О методах и стилях семейного воспитания »
Наши ошибки в воспитании детей Родительское собрание в 5 классе Разработал классный руководитель: Иост Лариса Ивановна.
Поисково - апробационная игра: Я и он: как жить в гармонии с ребенком Группа Строгие родители.
«Выполняем домашние задания». Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА « ИЗЯЩНЫЕ» ВЫРАЖЕНИЯ В ДЕТСКОМ ЛЕКСИКОНЕ. КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА. « ИЗЯЩНЫЕ» ВЫРАЖЕНИЯ В ДЕТСКОМ ЛЕКСИКОНЕ.
Родительское собрание «Роль семьи в формирование личности»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. « Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает.
Родительская встреча Тема: «Как выстраивать общение с собственными детьми»
Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей. Цель: Привлечение родителей и детей к совместному решению практических семейных вопросов воспитания и.
Стили семейного воспитания детей. Из всех вообще безнравственных отношений – отношение к детям как к рабам есть самое безнравственное. Гегель Знаете ли,
Семейные традиции и способность ребёнка трудиться Родительское собрание Октябрь 2009.
«Здоровье и воспитание начинается в семье.» Выполнила: учитель начальной школы Чикилева Ирина Алексеевна.
Родительское собрание. Ребенок, что тесто, как замесил, так и выросло. Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются. Верная указка не кулак, а ласка.
Родительское собрание «Ребёнок учиться тому, что видит у себя в дому.»
L/O/G/O Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей.
Возрастные особенности учащихся второго класса. Активное освоение учебной деятельности. Развитие познавательной рефлексии начало оценивания причин своих.
МЕТОДЫ И СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Родительское собрание.
Транксрипт:

Психология детско - родительских отношений Автор : педагог - психолог МБОУ гимназия 7 Е. П. Таничева

Народная мудрость Дитятки что тесто : как замесил, так и выросло. Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.

Мотивация воспитания Мотивы рождения ребенка Ценностные ориентации родителей Уровень притязаний родителей

Культура воспитания Традиции семьи Эталон воспитания Стиль общения

Лев Толстой Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастна по - своему

Два дома

Семейные отношения диктат опека конфронтация мирное сосуществование на основе невмешательства сотрудничество. Академик А. П. Петровский Проанализировать картинку

Народная мудрость Дружная семья гору сдвинет. Когда ребенку три года, вся семья учится говорить.

анкета

1. Вы сосредоточенно обдумываете важную проблему, а ребенок пристает к вам с каверзным вопросом. Вы : а ) отошлете его заниматься другим делом, чтобы не мешал ; б ) ответите кратко и просто, пусть и неправильно ; в ) постараетесь удовлетворить его любопытство, хотя для этого придется отвлечься от своих размышлений. 2. Ребенок стащил какую - то вашу вещь и отказывается в этом признаться. Вы наказываете « злоумышленника », а потом вдруг обнаруживаете, что он не виноват : вы сами положили вещь в непривычное место. Вы : а ) промолчите, чтобы не уронить своего авторитета ; б ) главное, что вещь нашлась, больше и обсуждать нечего ; в ) извинитесь перед ребенком, объяснив, что и взрослые не всегда бывают правы. 3. Ребенок заявляет, что новогоднюю ночь хотел бы провести вместе с вами за праздничным столом. Ваша реакция : а ) это абсолютно исключено : маленькие дети должны ночью спать ; б ) конечно, он для этого еще слишком мал, но ради праздника можно отступить от правил ; в ) вы постараетесь переубедить малыша, сославшись, например, на то, что в новогоднюю ночь Дед Мороз приносит подарки только тем детям, которые спят.

4. Ребенок взялся помочь вам в уборке квартиры, однако он не столько помогает, сколько мешает. В конце концов, он неловким движением разбил дорогую вазу, слегка порезался осколками и расплакался. Вы : а ) в сердцах дадите ему подзатыльника. И нечего плакать сам виноват ; б ) в следующий раз обойдетесь без его помощи ; пускай каждый занимается своим делом ; в ) обрабатываете ранку, успокаиваете ребенка и вместе убираете осколки, хотя вазу, конечно, жалко и вы даете понять помощнику, что следует быть аккуратнее. 5. Ребенок произнес ругательное слово. Выяснилось, что он услышал его во дворе. Ваша реакция : а ) сквернословие надо пресекать в зародыше. Наказание тут необходимо, а от общения с грубиянами ребенка впредь надо оградить ; б ) подумаешь : все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, ведь ничего страшного не случилось ; в ) не станете наказывать ребенка, но без лишних эмоций объясните, что услышанное вам неприятно. Никто в вашей семье так не говорит, ведь правда ? 6. В детских играх ваш ребенок часто проигрывает сверстникам. Вы решаете : а ) необходимы интенсивные развивающие за ­ нятия. Иначе ребенок рискует отстать от товарищей и ни в чем не преуспеть ; б ) все равно он самый хороший ! А других еще обгонит, всему свое время ; в ) у вашего ребенка есть свои преимущества. Надо постараться их развить.

7. Соседи пожаловались, что шумные игры вашего ребенка доставляют им беспокойство. Вы : а ) чувствуете себя крайне неловко и спешите извиниться. Виновник будет наказан ; б ) разве можно ожидать от малыша полной тишины ? Эти соседи слишком требовательны ; в ) обещаете соседям соблюдать тишину. А в разгар очередной бурной игры останавливаете ребенка, напомнив, что не всем нравится его активюность. 8. Малыш готов часами сидеть перед телеэкра ­ ном. Ваша реакция : а ) ознакомившись с телепрограммой, вы сами выбираете передачи, которые позволено будет смотреть ; б ) когда малыш сидит перед экраном, то, по крайней мере, его поведение не вызывает беспокойства. Конечно, если вы заметите, что показывают что - то неподходящее выключите телевизор ; в ) бывают хорошие познавательные и развлекательные передачи. Надо только соблюдать меру. Если малыш склонен ее превышать, надо увлечь его другим, не менее интересным занятием. 9. Сын ваших знакомых по неосторожности попал под машину. Ваша реакция : а ) очень поучительный пример ! За детьми надо следить, сами вы ни на секунду не ослабите внимания и не допустите несчастия ; б ) мальчишку, конечно, жалко. Но, слава богу, это не ваш ребенок ; в ) вы не упустите случая лишний раз объяснить ребенку, как надо вести себя на улице.

10. Малыш заявляет, что хотел бы, когда вырастет, стать воспитателем в детском саду. Вы : а ) стараетесь объяснить ему, что работа воспитателя оплачивается очень скромно и лучше выбрать другую профессию ; б ) никак не реагируете : ведь эти детские желания так переменчивы ; в ) затеваете игру в детский сад, причем малыш может взять на себя роль воспитателя, вы же согласны и на роль ребенка. 11. Ваш знакомый с гордостью рассказывает об успехах своего ребенка. Вы : а ) тут же начинаете раздумывать, что нужно предпринять, чтобы его превзойти ; б ) зато вы своему купили модную обновку ; в ) интересуетесь, как удалось добиться таких успехов : на положительных примерах полезно поучиться. 12. Телесные наказания недопустимы. Вы считаете : а ) шлепок или подзатыльник это не телесные наказания ; иногда такая мера даже полезна ; б ) если сильно рассердитесь, то можете дать волю рукам ; но чаще ограничиваетесь иными методами ; в ) ударить слабого это унижение для сильного. Вы никогда не станете так унижаться.

Если среди ваших ответов преобладают те, что отмечены буквой « а » то ваш стиль воспитания можно назвать скорее АВТОРИТАРНЫМ. Вы всему знаете цену, любите порядок и ждете этого от ребенка. Вам хотелось бы, чтобы в своей жизни он преумножил ваши достижения и избежал ваших ошибок. Но если постепенно не смягчать воспитательных воздействий, то ваш авторитет со временем будет утрачен, хотя ребенок и не обретет полной самостоятельности и инициативы. А ведь ему предстоит прожить собственную жизнь, а не улучшенный вариант вашей.

Если преобладают ответы « б » то такой стиль воспитания можно назвать ЛИБЕРАЛЬНО - ПОПУСТИТЕЛЬСКИМ. Вы любите своего ребенка, но у вас слишком много своих проблем, чтобы всерьез принимать еще и его проблемы. Задумайтесь : достаточно ли внимания вы уделяете воспитанию ? Ведь далеко не со всеми своими заботами ребенок может справиться сам.

Преобладание ответов « в » в вашей семье принят ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ воспитания. Вы не просто любите своего ребенка, но и уважаете его формирующуюся личюность. Правда, о личности в подлинном смысле говорить пока преждевременно. Ребенку предстоит еще многое узнать и освоить под вашим руководством. Так что не переоценивайте его возможностей, иначе есть риск скатиться к попустительскому стилю.

Если среди ваших ответов не преобладает какая - то одна категория - речь, вероятно, идет о ПРОТИВОРЕЧИВОМ СТИЛЕ воспитания, - когда отсутствуют четкие принципы и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. - Постарайтесь понять, каким вы все - таки хотите видеть своего ребенка, и добивайтесь этого последовательно. - Иначе никакая самая благая цель не будет достигнута.

Народная мудрость Верная указка не кулак, а ласка. Ласковое слово и буйную голову смирит. Детей наказывай стыдом, а не розгою и бичом !

Из чего складывается стиль воспитания ? Стиль воспитания Отношение к ребенку Метод воспитания

Какие ? Основные методы семейного воспитания

Убеждение Требование Поощрение Похвала Наказание Что вы применяете чаще?

Народная мудрость Добрый пример лучше ста слов. Ворчаньем наскучишь, примером научишь. Один добрый пример лучше ста слов. Что делает отец, то старается делать и сын. Не мы на детей походим, а они на нас. Какое дерево, таков и клин ; каков отец, таков и сын.

Отношение к ребенку приятие неприятие Наличие контроля Отсутствие контроля Стимулирование активности Нестимулиро вание активности

Народная мудрость Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле. Водила за ручку – получила белоручку. Волю дать – добра не видать.

Ребенок в семье Объект эмоций « Козёл отпущения » « Любимчик » « Беби » « Примиритель »

Ребенок в семье Объект действий « Кумир семьи » « Мамино сокровище » « Паинька » « Болезненный ребёнок » « Ужасный ребёнок » « Золушка » Соотнести роли и установки детей

Родительские позиции Адекватюность умение видеть и понимать индивидуальюность ребёнка Гибкость разные способы воздействия на ребёнка в зависимости от ситуации Прогностич - юность стиль общения опережает появление новых качеств малыша

Родители бывают разные Авторитарные, контролирующие родители. Дозволяющие и потакающие родители. Дозволяющие, невнимательные родители. Авторитетный родитель

Отрицание в ребенке значимости его личности : Тревожные родители Самоуверенные родители « ни ты, ни я ничего хорошего не заслуживаем и ничего у нас с тобой хорошего быть не может » « чтобы сравниться со мной, тебе многое надо совершить, а ещё неизвестно, получится ли из тебя что - нибудь » Дети насторожены, нерешительны, неуверенны в себе, часто замкнуты, редко открыто проявляют свои эмоции.

Анализ ситуаций 1. Проблема 2. Причина проблемы 3. Как исправить ? 1. Нехочуха Нехочуха 2. Жаба Жаба 3. Золушка Золушка 4.Тревожная Тревожная

Разрешение конфликтной ситуации 1. Сделайте глубокий вдох – выдох. 2. Посчитайте до 10 в спокойном темпе. Таким образом угаснет первая волна гнева, раздражения. 3. Подумайте, действительно ли всё так страшно, непоправимо и угрожало жизни и здоровью ребенка. 4. Принимайте меры к решению ситуации.

Литература 1. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. - М., Кондрашенко, В. Т., Донской, Д. И., Игумнов, С. А. Основы семейной психотерапии и семейного психологического консультирования / В. Т. Кондрашенко, Д. И. Донской, С. А. Игумнов // Общая психотерапия. - М.: Изд - во Института Психотерапии, Леви, Д. А. Семейная психотерапия. История, теория, практика / Д. А. Левин. - СПб.: Питер, Мягер, В. К., Мишина, Т. М. Семейная психотерапия : Руководство по психотерапии / В. К. Мягер, Т. М. Мишина. - Л.: Медицина, Навайтис, Г. Семья в психологической консультации / Г. Навайтис. - М.: НПО МОДЭК, Сатир. В. Психотерапия семьи / В. Сатир. - СПб.: Ювента, 1999.

Удачи Вам ! Помогите детям стать активными, энергичными, жизнестойкими !