Основная общеобразовательная программа МБДОУ- детский сад компенсирующего вида 101.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных.
Advertisements

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГТ и ФГОС НОО Комплексная подготовка детей к школе в условиях реализации.
ФГТ. ФГТ. Требования к выпускнику дошкольного учреждения интегративные качества ребенка - выпускника детского сада.
Портрет будущего первоклассника Педагог- психолог Марихан В.А МБДОУ детский сад 8.
Портрет выпускника детского сада в соответствии с ФГОС.
Интегративные качества ребенка как результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования Щурская Елена Евгеньевна, ст. преподаватель.
Мониторинг в ДОУ в соответствии с ФГТ. Р езультаты освоения дошкольниками примерной основной общеобразовательной программы должны быть сформированы в.
Портрет выпускника ДУ Автор: Вавилина Ольга Савватиевна, воспитатель МБОУ «ЕСШ» СП «Звездочка» п.Ерцево Коношского района Архангельской области.
ПОРТРЕТ дошкольника, поступающего в школу. -владение основными культурно-гигиеническими навыками -сформированность основных физических качеств и потребности.
ПОРТРЕТ дошкольника, поступающего в школу Старший воспитатель детского сада 565 Фёдорова Елена Алексеевна.
ПОРТРЕТ дошкольника, поступающего в школу методист структурного подразделения «Социально-психологическая деятельность» Прохорова Галина Александровна.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования второго поколения Подготовка к школе.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки.
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Семинар «Формирование интегративных качеств у дошкольников» Материал подготовили: Безрукова Е. А. Абдрашитова Х.А. Панченко Л.А. Пашкова Е.В. МДОУ 26 г.
ФГТ в ДОУ В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы.
Что такое ФГТ? В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы.
ДЕТСКИЙ САД И ШКОЛА – ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ Учитель-дефектолог ГБОУ СК НШДС 1822 Васильева Елена Борисовна (высшая квалификационная категория)
Модель выпускника дошкольного образовательного учреждения Учитель-логопед: Волгина С.В.
Сваталова Тамара Александровна, доцент кафедры дошкольного образования, к.п.н.
Транксрипт:

Основная общеобразовательная программа МБДОУ- детский сад компенсирующего вида 101

НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩАЯ ООП ДО Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, далее ООП ДО, МБДОУ –детский сад компенсирующего вида 101 разработана в соответствии с законодательными нормативными документами: -Закон РФ « Об образовании» в редакции ФЗ от г. 3ФЗ (п.4.ст.7). -Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ); -Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ( приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от года 655; -Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. 2151; -Сан ПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях ( Постанов ление Главного государственного санитарного врача РФ от г.91); -Изменения 1 к Сан ПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от г. 164«Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»Сап ПиН ;,в соответствии с локальными актами образовательного учреждения: - Устав МБДОУ, с учетом рекомендаций и концептуальных положений авторов основной общеобразовательной программы дошкольного образования « От рождения до школы» под. ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, М.,Мозаика-синтез, 2012 г.; - Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений IV вида под ред. Л.И.Плаксиной М.: Экзамен,2003 г., с учетом особенностей образовательного учреждения, возрастных особенностей, образовательных потребностей и запросов воспитанников, семьи.

Содержание 1. Пояснительная записка; 1.1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении; 1.2 Приоритетные направления в деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 1.3 Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 1.4 Особенности осуществления образовательного процесса ( национально- культурные, демографические, климатические и другие); 1.5 Принципы и подходы к формированию основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении; 2.1 Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности; 2.2 Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями; 3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», « Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». 4. Содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностям здоровья); 5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

1.1. Возрастные индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении; Основная образовательная программа обеспечивает развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с осуществлением квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья по основным направлениям развития: социально-личностному, физическому, познавательно- речевому, художественно-эстетическому и коррекционному.

1.2. Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; МБДОУ реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. -осуществляет образовательную деятельность по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования

1.3. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Цель: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. Основными задачами МБДОУ- детский сад компенсирующего вида 101 являются: - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; -обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно- эстетического и физического развития детей; - воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; - осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; - взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; -создание системы психолого- медико-педагогического взаимодействия как основы укрепления здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья; -оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Задачи коррекционной направленности: - коррекция отклонений в психофизическом развитии; - сохранение, возможная стабилизация, укрепление и развитие зрения.

1.4 Особенности осуществления образовательного процесса ( национально- -культурные, демографические, климатические и другие). Осуществление образовательного процесса с учетом специфики климатических, национально- культурных, демографических, и других условий направлено на развитие личности ребенка, сохранение и развитие индивидуальности, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития, обеспечивающего успешность познания мира ближайшего окружения через разнообразные виды детских деятельностей. Обязательная часть основной общеобразовательной программы направлена на обеспечение достижения воспитанниками готовности к школе, а именно достижение необходимого и достаточного уровня развития ребенка для освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Педагогический коллектив осуществляет образовательную деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, что относится к обязательной части основной общеобразовательной программы образовательного учреждения и является приоритетным направлением деятельности ДОУ компенсирующей направленности.

1.5. Принципы и подходы к формированию Программы. Разработка ООП ДОУ основывается на научных принципах построения, общедидактических: - принципе развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; - принципе научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики; -принципе обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; - принципе интеграции образовательных областей возрастных возможностей и особенностей воспитанников, спецификой образовательных областей; - -принципе комплексно-тематического построения образовательного процесса,что предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; - принципе построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. - принципе гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности воспитания и образования, что означает признание неповторимости личности ребенка; уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательных отношений. ;Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его возможностями, интересами и потребностями. -принципе непрерывности, преемственности и системности (выражается в том, что к концу дошкольного детства дети овладевают определенным объемом информации, у них формируются необходимые для учебной деятельности личностные качества, такие как любознательность, инициативность, отзывчивость, умение самостоятельно решать определенные вопросы и др. Помимо общедидактических учитывались и тифлопедагогические принципы, что позволило разработать целостную ООП ДО ДОУ с включением коррекционных целей и задач. -учет общих, специфических, индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения; -комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к коррекционной помощи детям с нарушением зрения; -модификация планов и программ (увеличение сроков обучения, перераспределение, изменение темпа прохождения программного материала, введение дополнительных каникул); -дифференцированный подход к детям с учетом состояния зрения, ( применение спец. методов работы с детьми (уменьшение наполняемости групп, методики индивидуального обучения, применение специфических наглядных пособий; -создание офтальмологических условий в группах, спец.распорядка лечения, воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка с нарушением зрения; Разработка ООП ДОУ в сочетании общедидактических и тифлопедагогических принципов позволяет решать проблемы профилактики, улучшения, стабилизации зрения детей с нарушением зрения путем создания щадящих условий комплекса общих и спец. коррекционных мероприятий.

Раздел 2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении Раздел 2.1. Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и соц. заказа родителей, предусматривающая личностно- ориентированные подходы к организации всех видов деятельности

3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования: Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

Раздел 4. Содержание коррекционной работы Содержание коррекционной деятельности определено Программой спец-х (коррекционных) образовательных учреждений IV вида( для детей с нарушением зрения) под ред. Л.И.Плаксиной.М.: Экзамен,2003 год. Целью коррекционной деятельности является квалифицированная коррекция отклонений в формировании зрительного анализатора путем создания профилактических щадящих условий и общеукрепляющих и специальных коррекционных индивидуально-оринетированных мероприятий (Приложение 5,примерный план индивидуально- ориентированных мероприятий) и обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, что является стабилизирующим фактором психофизического развития ребенка с нарушением зрения для успешной его интеграции в общеобразовательную школу и общество сверстников, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей Во время пребывания ребенка в ДОУ коррекционную помощь ему оказывают воспитатели, педагог- психолог, учителя–дефектологи, муз.руководитель, инструктор по физической культуре, работающие во взаимосвязи. Учителя- дефектологи работают с детьми по 4-м направлениям: - зрительное восприятие; - ориентировка в пространстве; - социально- бытовая ориентировка; - развитие мелкой моторики и осязания. У детей с нарушением зрения вторичным нарушением является речевая патология (из 98 детей 52 ребенка имеют речевые проблемы), с ними работают учителя- логопеды на основе логопункта по Программе коррекционного воспитания и обучения детей с ОНР. под ред. Т.Б.Филичевой,Т.В.Чиркиной. М.: 2005 год и Программе коррекционного воспитания и обучения детей с ФФНР. под ред. Т.Б. Филичевой, Т.В. Чиркиной. М.: 2005 год. В ДОУ работает плеопто-ортоптический кабинет, где врач-офтальмолог и сестра-ортоптистка в игровой форме на спец. аппаратуре проводят профилактические мероприятия по зрению. Каждый ребенок 1 раз в год проходит цикл проф. услуг в течение 20-ти дней.

Раздел 5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Планируемые промежуточные результаты освоения ООП ДО в подготовительной к школе группе совпадают с итоговыми результатами освоения примерной ООП ДО. Планируемые результаты освоения ООП ДО описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы. К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка: Интегративные качества как итоговый результат освоения ОПП ДО: Интегративное качество « Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками » Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Интегративное качество « Любознательный, активный » Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Интегративное качество « Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Интегративное качество « Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками » Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. Интегративное качество « Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения » Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, « что такое хорошо и что такое плохо ». Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.). Интегративное качество « Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту » Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, гак и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач, (проблем). Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. Интегративное качество « имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе" Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему. Интегративное качество « Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности » Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Интегративное качество « Овладевший необходимыми умениями и навыками » У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности

Раздел 6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы Мониторинг определяется как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием достижений детей с помощью относительно стабильного ограниченного числа стандартизированых показателей, отображающих приоритетную причинную зависимость с целью контроля, прогноза, предупреждения и нежелательных тенденций развития.( М.М.Поташник, А.А.Шаталов) Цель мониторинга заключается в определении степени освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе выявления динамики формирования у воспитанников интегративных качеств. Мониторинг проводится 2 раза в год: в январе – 3,4 неделя в мае - 3, 4 неделя.( воспитатели) сентябрь - 1,2 неделя, май -3,4 неделя (специалисты) При организации мониторинга учитывается положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя 2 компонента: - мониторинг образовательного процесса; - мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств детей. Мониторинг образовательного процесса проводится педагогами, ведущими основные виды деятельности с детьми. С помощью мониторинга образовательного процесса оценивается степень продвижения ребенка в в образовательной программе. Форма проведения мониторинга представляет собой наблюдение за активностью ребенка в разные периоды его пребывания в детском саду, анализ продуктов детской деятельности, беседы ( вопрос – ответ по теме). Мониторинг детского развития (интегративных качеств) осуществляется с целью выявления индивидуальных особенностей развития каждого ребенка. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, метода квалиметрии ( балльная оценка).