Сравнение «Все познается в сравнении» Конфуций Как вы поняли мысль китайского философа? Можете вы согласиться с ее справедливостью? Почему? Можно ли применить.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Какое средство художественной выразительности используется в данных фразах? Я оробел и ждал графа с каким-то трепетом, как проситель из провинции ждёт.
Advertisements

Средства художественной выразительности Лебедева Ю.А. учитель начальных классов МОУ СОШ 56 г.Ярославль.
Выражение сравнения Выражение сравнения в простом предложении.
СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность. Глаза, как небо,
Урок русского языка в 6 классе. Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь.
Выразительные средства языка К урокам литературы и русского языка Автор работы: Рассохина Ю.В.
Сравнение метафора метонимия перифраз.. Сравнение – образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему.
Учебные материалы к уроку русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» Составитель: Чернова Л.Н. учитель русского языка и литературы.
Образ Родины в живописи.. И.И.Левитан Пейзаж – описание природы в изобразительном искусстве, художественном произведении.
Образ русской зимы в творчестве русских поэтов. снег мороз иней зима игры сугробы ёлка.
«Все познается в сравнении» Конфуций Учитель русского языка и литература МОУ Калаисской СОШ Татьяна Сергеевна Худякова.
Переносное значение слова: это значение, которое возникает в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании какого-то.
Урок-презентация в 9 классе (подготовка к ГИА) Михайлова В.В., Гимназия, г. Лабытнанги.
Эпитет. Cравнение. Метафора. Олицетворение.. Эпитет - Эпитет - художественное образное определение, выраженное чаще всего прилагательным: художественное.
Понятие о сравнении Урок развития речи. Цель: расширить знания учащихся о тропах; сформировать понятие о сравнении; стимулировать развитие творческих.
Всё познается в сравнении Сравнение как изобразительно- выразительное средство русского языка.
Средства художественной выразительности Давыдова О. С. Учитель русского языка и литературы ГОУ 342.
Итоговый тест Итоговый тест Литература, 7 класс. 1. Определите, о ком из писателей или поэтов рассказывается в приведенном фрагменте : Императрица Екатерина.
Наблюдение за средствами художественной выразительности языка в «Песне про… купца Калашникова» Автор: Каменева Анна 7 класс «Б»
Занятие 21 Выразительные средства современной русской речи. Тропы Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца,
Транксрипт:

сравнение

«Все познается в сравнении» Конфуций Как вы поняли мысль китайского философа? Можете вы согласиться с ее справедливостью? Почему? Можно ли применить данную формулу к литературному тексту? Если да, то поразмышляйте на тему о том, каким выступает тогда процесс познания в литературном произведении?

Сравнение – это сопоставление двух предметов или явлений для более точного, образного описания одного из них. «В тумане солнце, как в неволе...», «Над ризой белою, как уголь волоса», «Здесь вечер как мечта: и робок и летуч», «И маки сохлые, как головы старух» «Стал другом, а голос друга, / Как детская скрипка, фальшив» (И.Ф. Анненский).

Сравнение используется для того, чтобы при помощи одного предмета (явления) объяснить другой. Благодаря сравнению отвлеченная мысль может стать (становится) понятной. С этой целью для сравнения привлекается что-то осязаемое, зримое, понятное, хорошо известное, очевидное.

«Стеклянные реки лучом полудневным, Жидкому злату подобно, текут» (Г. Державин); «Дремлет Москва, словно самка спящего страуса»; «Здравствуй, листик, тихо падающий, Словно легкий мотылек!»; «Сердце, словно птица раненая, Так же бьется…», «Мухомор на кочке, вздутый, словно бес» (В. Брюсов); «Над ризой белою, как уголь волоса» (И. Анненский);

«И качаются серые сучья, Словно руки и лица у них» (А. Блок); «А города, подобно жерновам, Без устали вращались и мололи» (М. Волошин); «Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник», «Горячий шелест лета, Словно праздник за моим окном»; (А. Ахматова); «И города, подобно пешеходам, Оделись в лед и снегом обмотались» (Э. Багрицкий);

1. Расскажите о своем понимании того, что такое сравнение. 2. Можете вы согласиться с тем, что, благодаря сравнению, «отвлеченная мысль становится понятной»? Аргументируйте свое мнение, используя приведенные выше примеры.

Каковы формы выражения сравнения в художественном тексте?

Каким образом, за счет чего «песок золотой» в «Трех пальмах» у М. Лермонтова сравнивается со «столбом» («Столбом уж крутился песок золотой») или у А. Пушкина со «столбом» уже сравниваются «усы», а «виски» сравниваются с «горою» в стихотворении «Недавно я в часы свободы («Столбом усы, виски горою»)? тп

Каким образом, с помощь какой грамматической формы создается сравнение «зелени» с «изумрудом» и с «шелковыми коврами» в стихотворении Н. Некрасова «Тишина»: Там зелень ярче изумруда, Нежнее шелковых ковров А в стихах К. Бальмонта – «смеха» со «звоном» и «ландышем»: Твой смех прозвучал, серебристый, Нежней, чем серебряный звон, - Нежнее, чем ландыш душистый, Когда он в другого влюблен. срстпилин

Являются ли сравнениями приведенные ниже примеры? Если вы нашли, что в процитированных строках есть сравнение, определите то, за счет чего, каким образом выражены эти сравнения.

«Заутра казнь, привычный пир народу» (А. Пушкин); «Радость рождения - этого пения строк» (К. Бальмонт); «Неумолимое - находка для творца» (О. Мандельштам); «На безрачье - червь находка» (С. Черный). ббс

Сравнение может быть прямым и отрицательным. Все приведенные выше примеры являются сравнения прямыми, в отличие от которых, отрицательные сравнения служат сопоставлению предметов и явлений не прямо, а через отрицание их тождества, похожести, близости. Особенно распространены отрицательные сравнения в народной словесности. Например, в исторической песне «Убийство царевича Дмитрия»: Не лютая змея возвевалася, Возвевалось лукавство великое

Отрицательное сравнение часто используется в литературной стилизации под народный стих. Например, у Н. Некрасова в поэме «Коробейники»: Не тростник высок колышется, Не дубравушки шумят, Молодецкий посвист слышится, Под ногой сучки трещат.

У И. Анненского «Рождение и смерть поэта»: Над Москвою старой златоглавою Не звезда в полуночи затеплилась, Над ее садочками зелеными, Ой зелеными садочками кудрявыми Молодая зорька разгорался. Не Вольга-богатырь нарождается, Нарождается надёжа - молодой певец, Удалая головушка кудрявая. Да не златая трубочка вострубила, Молодой запел душа-соловьюшка, Пословечно соловей да выговаривал…

В стихотворении И. Козлова «Плач Ярославны»: То не кукушка в роще темной Кукует рано на заре В Путивле плачет Ярославна Одна, на городской стене

1. Как вы поняли, что такое сравнение? Чем оно отличается от эпитета? 2. Приведите свои примеры выражения сравнения творительным падежом, сравнительной степенью прилагательного или наречия, оборотами со сравнительными союзами и т.д.

1. «Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как рокот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовоние, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря» (В.Г. Белинский). 1. Чем выражено сравнение в приведенном отрывке из статьи В.Г. Белинского? 2. Как вы думаете, какова цель использования именно такого вида, типа сравнения?

2. «Сравнение - изобразительный прием, основанный на сопоставлении явления или понятия (объект сравнения) с другим явлением или понятием (средство сравнения) с целью выделить какой-либо особо важный в художественном отношении признак объекта сравнения. Сравнение чаще всего оформляется с помощью сравнительных союзов как, как бы, как будто, ровно, словно, точно и др.» (А.И. Горшков). 1. Как вы поняли то, на чем строится сравнение? Отличается ли данное определение сравнения от приведенного в предыдущем задании? Если да, то насколько принципиальны, существенны эти отличия? 2. Как вы поняли мысль о «важном в художественном отношении признаке объ­екта сравнения»? Проиллюстрируйте свое понимание конкретными примерами.

3. Прочитайте приведенные ниже отрывки из разных произведений: - «Ее уста, как роза, рдеют» (А. Пушкин); - «То не кукушка в роще темной кукует рано на заре, - В Путивле плачет Ярославна одна на городской стене» («Слово о полку Игореве»); - «Я оробел и ждал графа с каким-то трепетом, как проситель из провинции ждет выхода министра» (А. Пушкин); - «Я сам тоже пахал, сеял, косил и при этом скучал и брезгливо морщился, как деревенская кошка, которая с голоду ест на огороде огурцы» (А. Чехов); - «Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом» (А. Чехов);

- «Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждет чего-то...» (А. Чехов); - «Полны добра перед итогом года, Как яблоки антоновские, дни» (А. Твардовский); - «Наступило прохладное лето, Словно новая жизнь началась» (А. Ахматова); - «Чьи-то руки Напружили, Точно луки, Тополя» (М. Волошин).

1. Как, с помощью чего создаются сравнения в каждом из приведенных отрывков цитатах? Есть ли среди прочитанных вами отрывков те, в которых присутствует отрицательное сравнение? Если да, то как вы это определили? 2. Можете вы согласиться с тем, что все приведенные примеры сравнений выделяют «какой-либо особо важный в художественном отношении признак объекта сравнения»? Аргументируйте свое мнение.