Юсупова Э. Ф., учитель русского языка и литературы МОАУ « Гимназия 8» г. Оренбурга.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Водоёмы нашего края Всё хорошо в природе, но вода – краса всей природы. С.Т. Аксаков Выполнила работу: Ученица 2 «а» класса Щетинина Эвелина.
Advertisements

ЦЕЛЬ УРОКА: Сформировать представление об озёрах и искусственных водоёмах, о происхождении озёрных котловин. Дать понятие о природных особенностях озёр:
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. ПЛАН: 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Правила игры Начать игру 1. Выбери ячейку с номером и щёлкни по ней мышкой. 2. Прочитай вопрос. 3. Время на обдумывание – 5 секунд. 4. После звукового.
Обобщающий материал по теме «Синтаксис» 9 класс в форме рифмованных алгоритмов Автор Аненко Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ.
ОЗЕРО ТУРГОЯК ОЗЕРО ТУРГОЯК Автор: Шафикова Алина, ученица 5Г класса МОУ 102 Классный руководитель: Любецкая Т.И. Автор: Шафикова Алина, ученица 5Г класса.
«А что, собственно, видел Александр Сергеевич Пушкин в Оренбурге?» Работу выполнила: Ученица 8 класса Подольской средней школы Красногвардейского района.
Это высшая отметка возвышенности Общий Сырт. Её высота 405 метров. Находится у с. Япрынцево. На южном склоне Медвежьего Лба растёт очень эффектный нагорный.
Презентация к уроку на тему: «Возрождение памятников истории и культуры острова – града Свияжск»
Средняя школа 5 Байкал – жемчужина России «Байкал – уникальное явление нашей природы, чудо природы во всех отношениях». Л.С. Берг Учитель высшей квалификационной.
Путешествие Пушкина по местам восстания Пугачева.
Озеро Байкал расположено на территории России, на юге Восточной Сибири, на высоте 457 м над уровнем моря. Байкал имеет 636 км в длину и около 80 км в.
Урок по русскому языку в 9 классе. Виды сложноподчинённых предложений.
Тема: «Сложное предложение» Контрольный опрос по русскому языку в 9-ом классе.
Озера это результат скапливания воды в низких местах, она поступает главным образом от дождей и таяния снегов. Вода прибывает из рек, ручейков, подземных.
Урок в 9 классе Группы СПП по их значению Учитель русского языка и литературы Брызгалова Е.В. МОКУ СОШ п. Безбожник Мурашинского района Кировской области.
Уникальный геологический памятник одна из крупнейших карстовых пещер в Европейской части России, седьмая в мире гипсовая пещера по протяжённости. Протяжённость.
Устное сообщение на лингвистическую тему Цель: создать условия для формирования коммуникативной,лингвистической, культуроведческой компетенции через использование.
Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.
Транксрипт:

Юсупова Э. Ф., учитель русского языка и литературы МОАУ « Гимназия 8» г. Оренбурга

Мила нам весть о нашей стороне : Отечества и дым нам сладок и приятен. Г. Р. Державин Конференция – это собрание, совещание представителей каких - либо организаций, групп, государств, а также отдельных лиц, ученых для обсуждения определённых вопросов.

Мост через реку Урал

Бузулукский бор

Красная гора под Саракташом

Ириклинское водохранилище

Тюльпан Шренка в Оренбургской степи

Кувандыкский горнолыжный курорт

Оренбургские курганы скрывают тайны сарматов

Пшеница твердых сортов

Оренбургская степь

Озеро Развал

Член - корреспондент РАН, доктор географических наук, профессор, специалист в области ландшафтной экологии и заповедного дела. Занимается научно - организационной деятельностью на Урале с 1973 года, директор Института степи Уральского отделения Российской академии наук ( в Оренбурге ), которым руководит по настоящее время.

(1) К началу XX столетия на месте горы Тюзтубе появилась котловина глубиной до 35 метров, длиной 300 и шириной 240 метров, а в апреле 1906 года в результате затопления котловины паводковыми водами реки Песчанки образовалось озеро Развал площадью 6,8 га и максимальной глубиной 22 метра. (2) Над ним возвышались крутые берега, наполовину сложенные каменной солью, и вода в озере представляла собой перенасыщенный раствор, содержащий до 250 грамм на литр воды. (3) Озеро Развал имело уникальный температурный режим. (4) Начиная с глубины 2-3 метров и до дна, оно имело круглый год отрицательные температуры, но озеро не замерзало даже в самые сильные морозы. (5) Летом поверхностные слои раствора нагревались до +38˚, а в придонных слоях сохранялся постоянный холод с температурой -12˚. (6) В начале 1979 года грунтовые воды размыли восточный борт котловины и рассолы озера Развал стали просачиваться в подземную камеру горизонта Соль - Илецкой шахты. (7) В феврале того же года донная толща осадков рухнула и озеро Развал исчезло. (8) На его месте осталась огромная котловина, дно которой было усеяно кристаллами гидрогаллита. (9) Когда природа распорядилась по - своему, местные жители не захотели терять уникальное озеро и они предприняли усилия для возрождения чудесного памятника природы. (10) К концу 80- х годов XX века озеро было воссоздано почти в прежнем виде и с прежними характеристиками солевого и температурного режима. (11) На его берегах функционируют курорт и грязелечебница всероссийского значения. (12) Купание в озерах рекомендуется больным с заболеваниями кожи, внутренних органов, опорно - двигательного аппарата и другими заболеваниями, однако длительность купания в озере должна составлять минут один раз в день. (13) Курорт стал популярным местом отдыха и лечения не только оренбуржцев, но и жителей других регионов России. (14) Каждый год сюда приезжает около 1 миллиона человек. По А. А. Чибилеву.

1. [ К началу XX столетия на место горы Тюзтубе появилась котловина глубиной до 35 метров, длиной 300 и шириной 240 метров ], а [ в апреле 1906 года в результате затопления котловины паводковыми водами реки Песчанки образовалось озеро Развал площадью 6,8 га и максимальной глубиной 22 метра ]. 2. [ Над ним возвышались крутые берега, наполовину сложенные каменной солью ], и [ вода в озере представляла собой перенасыщенный раствор, содержащий до 250 грамм на литр воды ]. 4. [ Начиная с глубины 2-3 метров и до дна, оно имело круглый год отрицательные температуры ], но [ озеро не замерзало даже в самые сильные морозы ].

5. [ Летом поверхностные слои раствора нагревались до +38˚], а [ в придонных слоях сохранялся постоянный холод с температурой -12˚]. общий вт. чл. 6. [ В начале 1979 года грунтовые воды размыли восточный борт котловины ] и [ рассолы озера Развал стали просачиваться в подземную камеру горизонта Соль - Илецкой шахты ]. общий вт. чл. 7. [ В феврале того же года донная толща осадков рухнула ] и [ озеро Развал исчезло ].

общее придаточное предложение 9. ( Когда природа распорядилась по - своему ), [ местные жители не захотели терять уникальное озеро ] и [ они предприняли усилия для возрождения чудесного памятника природы ]. 12. [ Купание в озерах рекомендуется больным с заболеваниями кожи, внутренних органов, опорно - двигательного аппарата и другими заболеваниями ], однако [ длительность купания в озере должна составлять минут один раз в день ].

1. [ ], а [ ]. 2. [ ], и [ ]. 4. [ ], но [ ]. 5. [ ], а [ ]. 6. общий вт. чл. [ ] и [ ]. 7. общий вт. чл. [ ] и [ ]. 9. ( Когда ), [ ] и [ ]. 11. [ ], однако [ ].

Виды СПССПСППБСП Схемы СП на основе текста 1. [ ], а [ ]. 2. [ ], и [ ]. 4. [ ], но [ ]. 5. [ ], а [ ]. 6. общий вт. чл. [ ] и [ ]. 7. общий вт. чл. [ ] и [ ]. 9. ( Когда ), [ ] и [ ]. 11. [ ], однако [ ]. 1. [ ], ( которая ). 4. [ ], ( потому что ). 5. [ ], ( что ). 10. [ ], ( что ). 11. [ и, ( когда ), ]. 13. ( Чтобы ), [ ]. 16. [ ], ( где ), ( что ) 3. [ ], [ ]. 9. [ ]: [ изъяснение ]. 12. [ ]: [ причина ]. 13. [ ]: [ изъясн. ], [ ]. 14. [ ] – [ следствие ]. 15. [ ], [ ]. 19. [ ]: [ следствие ]. 21. [ условие ] – [ ]. Дополнительные схемы вводное слово, [ ] и [ ].[, ( где ), ]. ( Когда ), [ ], ( что ). [ ], ( что ), ( чего ). Виды придаточных предложений : подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные ( изъяснительные ), обстоятельственные ( места, времени, причины, следствия, образа действия и степени, сравнения, цели, условия, уступки ) [ ]; [ ], [ ]. [ ]: [ пояснение ]. [ время ] – [ ]. [ ] – [ результат ]. [ ] – [ противопоставил. ]. [ ] – [ сравнение ]. [ ] – [ быстрая смена событий ].

(1) Необходимо сказать несколько слов о происхождении названия города. (2) Толкование урыбонима Оренбург вызвало споры с самого начала. (3) Принято выводить его от реки Орь. (4) На этом настаивал и историк Оренбургского края П. И. Рычков. (5) Однако выведение названия Оренбург только от первичного топонима Орь не совсем убедительно. (6) Слово составлено по продуктивной тогда модели. (7) Вторым компонентом является немецкое « бург ». (8) В первой же части оказывается два лишних звука : « ен » или, по крайней мере, один « н ». (9) Т. е. должно быть Орьбург, или правильнее даже сказать Орыбург ( название этой реки сначала писалось с твердым знаком ). (10) Сочетание « рыб » не выходит за нормы языка, например, верыба. (11) Можно допустить и Оребург, даже Орибург. (12) Но наличие « н » совершенно необъяснимо. (13) Исследователи топонима выяснили следующее. (14) Орь ассоциируется с немецким Ор – ухо. (15) А в годы царствования Анны иностранцы имели значительное политическое влияние. (16) Город должен был стать форпостом. Тогда состав слова становится ясен. (17) К множественному числу от слова « Ор » ( Орен ) следует прибавить « бург ». (18) Это находится в полном соответствии с правилами немецкого словообразования. (19) Следовательно, первичный топоним составил основу. (20) Сходство с немецким определило форму « Оренбург ». (21) Таким образом, этимология урыбонима Оренбург представляется имеющей двойственную основу. По В. В. Дорофееву

(1) Горы Белы находятся в верховьях Чесноковки в Переволоцком районе а название гор объясняется цветом. (2) Это крутые меловые отложения видимые на протяжении нескольких километров. (3) Белых гор довольно много в нашей области особенно к югу от Урала и Илека в Подуральском плато. (4) А. А. Чибилев в своей книге « Река Урал » писал что это « настоящая страна белых гор ». (5) Здесь преобладают отдельные холмы белогорья меловые обрывы по берегам рек бугры совершенно одинаковой формы и размера так называемые солонцово - меловые полигоны ». (6) Неслучайно А. С. Пушкин крепость в повести « Капитанская дочка » назвал Белогорской заметил поэт особенность здешних мест. (7) Именно в Белогорской крепости происходили важнейшие события в жизни героев. (8) Александр Сергеевич в 1833 году проезжал здесь мимо Белых гор. (9) В действительности тогда не было ни одного населенного пункта с таким названием. (10) Пушкин описал крепости Татищево Нижнеозерскую и Чесноковскую. (11) Интересно название с белыми горами есть и в других районах области например Старая Белогорка ( Новосергиевский район ) Белогорский пос. ( Беляевский район ). (12) Удивительно что Пушкин настолько правдиво описал крепость что хочется взять карту Оренбуржья и отыскать местонахождение Белогорской крепости. По Т. Ф. Слободинской

(1) Первыми русскими колонистами на Яике были вольные донские и волжские казаки, которые проникали на Яик через низовья Волги и северный Каспий. (2) Волжские казаки знали путь к Яику через реку Самару и далее по волоку в Камыш - Самару – первый приток Урала. (3) Здесь они находили ценные промыслы и богатую военную добычу – эти места позволили казакам почувствовать независимость и силу. (4) Теснимые царскими войсками, отдельные отряды вольных волжских казаков в конце 70- х годов XVI века пришли на Яик и напали на ногайские улусы. (5) Яицкие казаки участвовали в крестьянском восстании под предводительством Ивана Болотникова в годах. (6) Казаки с Яика храбро сражались с царскими войсками Василия Шуйского, но затем они переметнулись на сторону Лжедмитрия II, влившись в отряды атамана Заруцкого. (7) Однако вскоре казаки выдали Марину Мнишек – политическую авантюристку, жену Лжедмитрия II, а затем самого Лжедмитрия II. (8) Московские цари предпринимали попытки привлечь казаков на свою сторону, используя их против степных кочевников, однако казаки оставались вольным народом. (9) За яицкими казаками было признано право на « владение рекою Яиком ». (10) Окончательно казачьей рекой нижний Яик стал лишь в 1752 году, и вся последующая судьба реки теперь уже была тесно связана с казачеством. По А. А. Чибилеву.

группы Критерии оценивания Тема текста Основная мысль ( идея ) Проблема текста Информационная обработка текста Выполнение задания со ССП, пояснение Выполнение задания со СПП, пояснение Выполнение задания со БСП, пояснение Речь Ответы на дополнительные вопросы

1. Подготовиться к контрольной работе по теме « Постановка знаков препинания в сложных предложениях разных видов » ( использовать схему - опору, заполненную на уроке ). 2. Написать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему на основе текста « Оренбургский губернатор В. А. Перовский », раскрывая смысл высказывания С. И. Львовой « Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый « характер ».