Понятие «институт» Социальный институт (от лат. Institutum – устройство, установление) – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социальные институты 1. Определениепонятия «социальный институт»
Advertisements

Социальный институт.. Содержание. Определение социального института. Типология социальных институтов. Функции социальных институтов. Институционализация.
Социальные институты общества Лекция 3. Социальный институт устойчивый комплекс формальных и неформальных связей, норм, установок, регулирующих какую-либо.
ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - Понятие о социальных институтах.
Социальные институты. Понятие "социальный институт" "Институт" в переводе с лат. instinutio- "установление" Формирование социальных институтов Необходимость.
План. 1.Общее понятие системы. 2.Характерные черты общества как системы. 3.Основные сферы общественной жизни. 4.Социальные институты.
Социальные институты выполнили: Карпов Айсен Никифоров Иван.
Социальный институт форма организации совместной деятельности людей, исторически сложившаяся направленная на реализацию определенных функций в обществе,
Чупров Л.А. МОУ СОШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края
Социальные институты.Социальный институт- это… 1) Ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных.
Формализующий фактор социальной жизни Формальные и неформальные институты Структура социального института Социальные нормы и санкции.
Социальный институт форма организации совместной деятельности людей, исторически сложившаяся направленная на реализацию определенных функций в обществе,
ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧНАЯ СИСТЕМА 1.Особенности социальной системы 2. Социальные институты.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАССЕ. ПРОФИЛЬНЫЙ КУРС.
Социальные институты Лекция 8 900igr.net. Термин «социальный институт» … был предложен науке английским ученым Г.Спенсером. Он подробно описал шесть типов.
Социальная структура 1. Понятие социальной структуры и основные принципы структурирования 2. Социальная стратификация как способ структурирования социума.
По Т.Веблену: "Социальный институт это совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек, поведения, области мысли, передаваемых из.
Обществознание 7 класс. Регулирование поведения людей в обществе
Домашнее задание: §2, повт. §1 © Ковалькова Н.Н 1. Общество как система 2. Социальные институты.
Институциональные аспекты политики Возникновение и необходимость существования социально-политических институтов. Специфика содержания и функции. Ванюшина.
Транксрипт:

Понятие «институт» Социальный институт (от лат. Institutum – устройство, установление) – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов.

Возникновение институтов Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяют производству не менее 2 млн. лет, Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. Государство 5-6 тыс. лет. Религия тыс.

Определение понятия социального института. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни Торстейн Веблен (1857 – 1929).

Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.

Социальный институт представляет собой: ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы; совокупность обычаев, традиций и правил поведения; формальную и неформальную организацию; совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений; обособленный комплекс социальных действий.

Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество. Приспосабливаясь к среде, общество вырабатывает инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты называются социальными институтами. Типичные для данного общества институты отражают культурный облик этого общества.

Инструментальные признаки институтов 1. установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве); 2. символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);

3. унитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии); 4. устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила); 5. идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).

Типология социальных институтов Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям.

К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Пять основных потребностей и институтов: 1. потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака); 2. потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

3. потребность в средствах существования (экономические институты, производство); 4. потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру); 5. потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Неглавные институты (социальные практики или обычаи). У каждого главного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. В отличие от основного института неосновной институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.

Функции и дисфункции социальных институтов Функцию социального института можно определить как совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

Удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства проживания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной.

специфические функции, т.е. такие функции, которые присущи одним и не присущи другим институтам, например, воспроизводство новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение и поддержание порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление ритуалов (религия).

дисфункция. если институт вместо пользы приносит обществу вред. К примеру, функция института образования - готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то необходимых специалистов общество не получит. Школы и вузы выпускают в жизнь дилетантов. Функция превращается, таким образом, в дисфункцию.

Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интересам общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.

Функции и дисфункции бывают явными, то есть официально заявленными, всеми осознанными и очевидными для всех, и латентными, то есть скрытыми, не заявленными. Явные функции институтов являются необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей.

Латентные функции выражаются в непредусмотренных результатах деятельности институтов или лиц, представляющих их. Так, демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов, через парламент, правительство и президента стремились улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные цели и задачи. На самом же деле в стране вырос уровень преступности, а уровень жизни населения упал. Таковы результаты латентных функций институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные – о том, что из этого получилось.

Динамика социальных институтов Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных процесса: а. жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения; б. функционирование зрелого института, т.е. выполнение явных и латентных функций, появление и продолжение дисфункций; в. эволюция института – изменение вида, формы и содержания в историческом времени, возникновение новых и отмирание старых функций.

В жизненном цикле института как социальной организации выделяют несколько стадий, которые качественно отличаются друг от друга. 1. зарождение организации. 2. период эффективности, когда институт достигает полной зрелости. 3. период формализации (правила перестают быть средством, регулирующим деятельность, и становятся самоцелью). 4. период дезорганизации, когда институт прежнюю гибкость и жизнеспособность. После этого институт ликвидируется или реорганизуется в новый.

Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм. Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих в обществе, постоянно находятся в изменении и самообновлении.

Вопросы для самопроверки Понятие социального института. Признаки социального института. Охарактеризуйте главнейшие социальные институты общества. Назовите основные функции социальных институтов.