LOGO ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ – МЕХАНИЗМЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, ВОЗМОЖНОСТИ Пинегина Ирина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Advertisements

«О формировании транспортно - логистического кластера Пермского края и его образовательной поддержке» Васенин Евгений Ильич директор Пермского государственного.
Егоров Н.Е. «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА» ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», Якутск, Республика.
Национальная инновационная система России Ленчук Е.Б. Александрия 15 мая 2008 г.
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
ТЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПО РЭиУ (задания для заочного обучения)
Тбилиси, апреля 2012 г. МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР ПО ВОПРОСАМ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ Тбилиси, апреля 2012 г. Евгений Сесицкий, Беларусь.
Выполнила студентка 2 курса технологического факультета Потапова Надежда.
Коммерциализация и охрана интеллектуальной собственности: условия, институты, перспектива.
«ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ИННОВАЦИЙ» 26 сентября 2015 г. Гусейнов А.Т. Ниматулаев Н.М. Полякова Н.Ф. Ханова К.В.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
"Формирование элементов инновационный инфраструктуры России - региональный аспект." Круглый стол «Разработка структуры инновационного поля России – общая.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ИСПОЛНЕНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ ТРЕБОВАНИЙ 6, 10 СТАНДАРТА деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Инновационное развитие Сарова: базовые условия Группа 11 «Экономика инновационного развития»
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА «ЗАРЕЧНЫЙ – ИННОВАЦИОННЫЙ И НАУЧНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР»
Company LOGO Источники финансирования инновации Манатауов А.М.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Транксрипт:

LOGO ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ – МЕХАНИЗМЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, ВОЗМОЖНОСТИ Пинегина Ирина Тарасовна

Company Logo План: Механизмы поддержки инновационной деятельности 1 Инструменты поддержки инновационной деятельности 2 Возможности развития инновационной среды 3 Организация поддержки на уровне муниципалитетов 4

Company Logo Концептуальные подходы к развитию национальной инновационной системы 1. Рыночный эволюционный Этот вариант предполагает формирование национальной инновационной системы (НИС) «естественным» образом снизу вверх – от генерируемого платежеспособного спроса к формированию адекватного предложения. В этом случае задачи государства состоят в реализации двух функций: продолжении политики поддержки (безвозмездного субсидирования) системы производства научных кадров, сферы фундаментальных исследований и, возможно, части прикладных исследований и разработок, как системы производящей «общественное благо» и среды, необходимой для становления всех остальных «рыночных» институтов НИС; снижении трансакционных барьеров на пути инноваций и стимулировании частного спроса на инновационную деятельность и инновации, независимо от источника этих инноваций: совершенствование законодательной и нормативной базы, налоговое стимулирование вложений в технологии и инновации и т.д.

Company Logo 2. Рыночный радикальный Этот вариант предполагает ускоренную реализацию первого сценария и состоит в том, что государство сохраняет за собой обязательства по финансированию только тех исследований и разработок, которые необходимы для реализации функций самого государства. При этом радикально меняется система государственного финансирования научных исследований, при котором средства распределяются на проектной конкурсной основе между коллективами (организациями) любой формы собственности и любой страновой принадлежности. Одновременно высвобожденные ресурсы «транслируются» в промышленность и другие отрасли в виде системы субсидий и льгот на проведение ИР, реализацию инноваций и т.д.

Company Logo 3. Институциональная «достройка» Этот подход базируется на утверждении, что сохранившиеся базовые элементы НИС сами по себе достаточно «хороши», но не работают, поскольку отсутствуют механизмы связи между ними. Соответственно, содержание этого варианта - развитие недостающих элементов и распространение новых форм: венчурные фонды, инновационно-внедренческие фирмы и центры, технопарки, центры трансфера технологий и т.д. Этот вариант наиболее близок к декларировавшейся в сфере науки инноваций политики 90-х и начала 2000-х и наиболее вероятен как компромиссный в настоящее время.

Company Logo 4. Инновационно-активный Базируется на предположении, что предложение создает спрос, при этом низкий спрос на инновации в предпринимательском секторе обусловлен отсутствием предложения инновационного продукта. В этой связи требуется существенно увеличить расходы на коммерциализацию передовых технологий для быстрого доведения до практически применимого уровня существующих заделов.

Company Logo 5. «Знание-активный» Подобен предыдущему варианту, акцент смещен в начало инновационного цикла и в развитие инновационного образования. Основа данного подхода – интенсивные вложения в человеческий капитал, при этом задача состоит в создании «инновационного человека», который будет склонен к инновациям и новым знаниям, независимо от того, где он работает – в промышленности, в науке, в госуправлении и т.д. Это обеспечивает «связку» спроса и предложения и формирует потребности в формировании различных инновационных институтов.

Company Logo В рамках активного сценария реализации данной Стратегии в качестве основных задач Стратегии выделены следующие: Задача 1. Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства Задача 2. Создание эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей трансфер результатов сферы исследований и разработок в российскую и глобальную экономику, а также развитие МСП в инновационной сфере Задача 3. Развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок Задача 4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций Анализ инерционного сценария решения стратегической проблемы приводит к выводу о необходимости формирования более сложного, комплексного механизма обеспечения инновационного и технологического развития отечественной экономики.

Company Logo Механизмы поддержки инновационной деятельности компаний Организацион ные структуры Адекватное законодательс тво 1234 Потенциальн ые возможности Финансовые ресурсы - прямое субсидирование - льготное налогообложение - льготное кредитование - государственное инвестирование - товарная и нетоварная поддержка воспроизводственного процесса - технологическая поддержка -дотирование и др.

Company Logo Законодательство

Company Logo Законодательство федерального уровня Методические рекомендации по признанию результатов интеллектуальной деятельности единой технологией Стратегия развития науки и инноваций Российской Федерации на период до 2015 года Государственная поддержка развития кооперации российских ВУЗов и организаций, реализующих комплексные проекты по инновационным разработкам (Постановление) Государственная поддержка развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях ВПО (Постановление) Об органе научно-технической информации федерального органа исполнительной власти в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности (Постановление) О комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России (Указ) ФЗ, ФЗ, 127 – ФЗ, 217 – ФЗ, ГК – 4 часть и др.

Company Logo Законодательство на краевом уровне О составе межведомственного совета по науке и научно-технической политике при Губернаторе Хабаровского края (Распоряжение) О межведомственном совете по науке и научно- технической политике при Губернаторе Хабаровского края (Постановление) Об инновационной деятельности в Хабаровском крае (Закон)

Company Logo Законодательство на муниципальном уровне Порядок оказания муниципальной поддержки субъектам инновационной деятельности из бюджета городского округа «город Хабаровск» (Положение) Развитие инновационной деятельности в г. Хабаровске на годы и на период до 2020 года (Целевая программа)

Company Logo Инфраструктура поддержки и инновационные предприятия г.Хабаровска

Company Logo Инфраструктура поддержки инновационной деятельности Управление экономического развития администрации г Хабаровска АНО ДАСИ Хабаровское краевое отделение общественной организации ВОИР Инновационный центр ДВГУПС ХЦНТИ филиал ФГУ «РЭА «Минэнерго России» Организацииинфраструктуры Организацииинфраструктуры ДальНИИ рынка ДВГМУ Дальневосточная торгово-промышленная палата

Company Logo Инновационные предприятия города ООО «Строительный альянс» ОАО «Амуркабель» ООО «Лесные продукты» МИП ДВГУПС ООО «Континет- Тау» ООО «Востокметаллург » ООО «Альфа- Союз» МИП ТОГУ ООО «Техновация» ООО «НПП «ДИАВЭЛ» ДВГМУХГАЭП ОАО «Дальреммаш» Другие ИП действующие Другие ИП ООО «Стенс- Технологии» Предприятия – будущие ИП ОАО «Инновационная корпорация «Сфера» Естественные монополии «Объединенные координаты Дальний Восток»

Company Logo Формирование бюджета

Company Logo Структура доходов бюджета города Для анализа бюджетной политики города на основании функциональной классификации доходов выделяются укрупненные группировки доходов с необходимой для целей анализа детализацией. Среди всех доходов бюджета можно выделить: «собственные доходы города» – налоговые и неналоговые доходы и доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; «безвозмездные поступления» - дотации, субвенции, средства и субсидии. Анализ структуры собственных доходов бюджета в исследуемых городах (64 крупных российских города) показал, что доходы от экономической активности города (налоговые доходы) составляют 74,8 %; доходы от управления активами города (неналоговые доходы) – 20,8 %; доходы от предпринимательской активности муниципалитета составили – 4,4 % собственных доходов. Слайд со статистикой

Company Logo Структура доходов бюджета города Собственные доходы города: -доходы, связанные с «экономической активностью города» - экономической деятельностью предприятий, организаций и граждан (налоги на прибыль, доходы, налог на совокупный доход, налоги на имущество); -доходы от «управления активами города» - имуществом, землей, штрафами, сборами и др. (доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; штрафы, санкции, возмещение ущерба); -доходы от «предпринимательской активности муниципалитета» - особых экономических действий, позволяющих увеличивать доходы города (доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности).

Company Logo Региональная инновационная система

Company Logo SWOT-анализ факторов социально-экономического развития Хабаровского края Сильные стороны Слабые стороны 1. Экономико-географическое положение: - близость к рынкам сбыта в Азиатско- Тихоокеанском регионе (АТР) и Северо-Восточной Азии (СВА); - большая транспортно-транзитная емкость, обеспеченная сравнительно развитой магистральной транспортной сетью. 2. Наличие богатого по структуре и масштабам природного потенциала. 3. Высокая обеспеченность территориями для хозяйственного развития. 4. Наличие диверсифицированного экономического комплекса. 5. Приток капитала национальных финансово- промышленных групп и международных корпораций в экономику края. 6. Высокий образовательный ценз населения. 7. Наличие развитой системы профессионального образования. 8. Политическая и социальная стабильность. 1. Чрезмерно большое экономическое расстояние по отношению к наиболее заселенным и экономически развитым регионам европейской части Российской Федерации. 2. Нерациональное использование потенциала природных ресурсов. 3. Недостаток территорий для сплошного хозяйственного освоения, в том числе большая доля северных территорий, нехватка сельскохозяйственных угодий и пашни, экстремальные климатические условия на большей части региона. 4. Сравнительно низкая конкурентоспособность обрабатывающего сектора промышленности и сельского хозяйства, в том числе из-за высоких энергетических тарифов и транспортных издержек. 5. Недостаточный уровень развития производственной, транспортной и социальной инфраструктуры. 6. Сокращение численности населения. 7. Сравнительно низкий уровень жизни. Возможности Угрозы

Company Logo 1. Формирование эффективной государственной региональной социально-экономической политики: - создание специальных экономических, социальных и финансовых стимулов развития экономики и бизнеса в ДФО; - создание механизма активной инвестиционной политики в отношении ДФО; - стимулирование привлечения и закрепления экономически активного населения. 2. Формирование территориальных зон транспортно-промышленного развития на Дальнем Востоке, в том числе формирование промышленно-сервисной дуги на юге Дальнего Востока, создание контактной зоны с сопредельными экономиками Северо- Восточной Азии, а также интенсивного развития Северного широтного экономического пояса с созданием интегрированных производственно- транспортных зон. 3. Обслуживание международных транспортно- энергетических коридоров и инфраструктурно- инженерных проектов. 1. Превращение края в сырьевой придаток развивающихся стран Северо-Восточной Азии. 2. Демографическое опустынивание территории в связи с разрушением населенческого потенциала, миграционным оттоком. 3. Потеря трудового потенциала (старение кадров, отток квалифицированных работников из-за увеличивающегося разрыва в уровне и качестве жизни с европейскими регионами Российской Федерации). 4. Резкое увеличение вероятности экологических и природных катастроф, в том числе из-за прогрессирующих трансграничных загрязнений бассейна р. Амура, лесных пожаров и так далее. 5. Высокий уровень криминогенности, в том числе в экономике. SWOT-анализ факторов социально-экономического развития Хабаровского края

Company Logo Основные факторы производства: труд и капитал эффективность. - Уровень техники и технологии - Инвестиции - Уровень техники и технологии - Инвестиции - Уровень образования - Производительнос ть труда - Уровень образования - Производительнос ть труда Капитал (K) Труд (L) Оптимальная структура подчиняется «правилу одной пятой и половины»: Экономика = 20% обрабатывающей промышленности + 25% финансовая сфера + 22% сфера услуг + все остальные; Обрабатывающая промышленность = 20% высокотехнологичный сектор + 30% средне высокотехнологичный сектор + все остальные.

Company Logo Построение модели определения взаимодействия базовых элементов инновационной системы региона Формируют: Формируют (обеспечивают)Формируют: Формируют (обеспечивают) Формируют: Формируют (обеспечивают) Инновационное предложение Патенты, ноу-хау и др. Инновационный спрос Техника, технология Государство как собственник промышленных предприятий Предприятия с частным и смешанным капиталом и др. НИИ, ВУЗы Инновационные компании Промышленные предприятия с базой НИОКР и др.

Company Logo Наименование организации Местонахождение организации Отделение математических наук 1Хабаровское отделение Учреждения Российской академии наук Института прикладной математики Дальневосточного отделения РАН г. Хабаровск Отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления 2Учреждение Российской академии наук Институт материаловедения Хабаровского научного центра Дальневосточного отделения РАН г. Хабаровск 3Учреждение Российской академии наук Институт машиноведения и металлургии Дальневосточного отделения РАН г. Комсомольск-на-Амуре Отделение нанотехнологий и информационных технологий 4Учреждение Российской академии наук Вычислительный центр Дальневосточного отделения РАН г. Хабаровск Отделение биологических наук 5Учреждение Российской академии наук Институт водных и экологических проблем Дальневосточного отделения РАН г. Хабаровск Перечень научных организаций, подведомственных Российской академии наук

Company Logo Отделение наук о Земле 5Учреждение Российской академии наук Институт водных и экологических проблем Дальневосточного отделения РАН г. Хабаровск 6Учреждение Российской академии наук Институт тектоники и геофизики им. Ю.А. Косыгина Дальневосточного отделения РАН г. Хабаровск 7Учреждение Российской академии наук Институт горного дела Дальневосточного отделения РАН г. Хабаровск Отделение общественных наук 8Учреждение Российской академии наук Институт экономических исследований Дальневосточного отделения РАН г. Хабаровск Перечень научных организаций

Company Logo Критерии оценки инновационных условий и реализации программ Процесс Цель (подцель)Показатель Стратегиче ская цель Высокий уровень жизни населения Доходы на душу населения, тыс.руб./чел. Основной подпр оцесс Высокий уровень развития предпринимательств а Прирост количества инновационных предприятий, тыс. ед. Доля занятых в инновационном бизнесе в общей численности занятых в регионе, % Доля оборота инновационных предприятий в общем обороте предприятий региона, % Эффективная экономика Выработка на одного занятого в экономике, тыс.руб./чел. Валовой региональный продукт на душу населения, тыс.руб./чел Доля отгруженной инновационной продукции, % Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в общем числе организаций, % Интернационализация экономики Внешнеторговый оборот на душу населения, тыс.долл.США/чел. Экспортная квота региона, %

Company Logo Обеспечи вающий подпроце сс Эффективные НИОКРЧисло организаций, выполнявших исследования и разработки Доля численности персонала, занятого исследованиями и разработками, в общей численности занятых в регионе, % Поступление патентных заявок и выдача патентов на объекты интеллектуальной собственности Число созданных передовых производственных технологий Затраты на выполнение НИОКР, млн.руб. Сбалансированное образование Численность выпускников вузов, тыс. чел. Доля выпускников вузов, закрепленных в сфере науки, образования и высоких технологий, % Поддержи вающий подпроце сс Развитая инфраструктура Численность занятых в организациях организационно- информационной инфраструктуры, тыс. чел. Объем инвестиций в инновационное производство, млн. руб. Высокая инвестиционная привлекательность Объем инвестиций в основной капитал на душу населения, тыс.руб./чел. Общий объем иностранных инвестиций, тыс.долл.США Качественные трудовые ресурсы Среднемесячная номинальная заработная плата в экономике, руб. Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. Доля занятых в экономике с высшим профессиональным образованием, % Критерии оценки инновационных условий и реализации программ

Company Logo Жизнеобе спечи вающ ий подпр оцесс Благоприятные условия для жизни Индекс развития человеческого потенциала Покупательная способность денежных доходов населения, раз Эффективная власть Расходы бюджета на душу населения, тыс. руб. Доходы бюджета на душу населения, тыс. руб. Сдерживающий подпроцесс Уровень общей безработицы, % Количество зарегистрированных преступлений на 10 тыс. чел. ед. Критерии оценки инновационных условий и реализации программ

Company Logo Региональная инновационная стратегия (РИС) Комплексный подход к инструментам экономического и инновационного развития на основе РИС

Company Logo 31 Специальная программа Европейской Комиссии (поддержка РИС) РИС - подход к экономическому развитию, основанный на инновациях (с 1994 г. более 150 регионов разработали РИС) РИС - согласованное видение различных участников ее реализации – органов власти, крупных компаний, МСП, научных и образовательных организаций, организаций инфраструктуры на среднесрочное и долгосрочное развитие региона В терминах спроса и предложения РИС – инструмент выявления спроса на инновации среди компаний и ориентация научного сектора на удовлетворение этого спроса Сеть инновационных регионов в Европе (IRE) – 235 регионов Миссия сети: Укрепление глобальной конкурентоспособности европейских регионов, продвигая инновационную политику, и обеспечивая уникальную платформу для регионов, чтобы сотрудничать и учиться друг от друга

Company Logo Возможности

Company Logo Проблемы и возможности построения инновационной системы Хабаровского края и г.Хабаровска Хабаровский край является единственной точкой инновационно-технологического развития на территории российского Дальнего Востока. Концентрация предприятий, работающих на мировых рынках, специализирующихся на сложной технологической продукции, пока на российском Дальнем Востоке только в Хабаровском крае. - Это авиа-судостроение. На сегодняшний момент ключевые рынки для Хабаровских предприятий пришли в движение. Рынки находятся в модификации. Они зрелые, конкурентные. И в действительности следующий такой инновационно-технологический шаг на этих рынках уже заложен.

Company Logo Проблемы и возможности построения инновационной системы Хабаровского края и г.Хабаровска Проблемы для хабаровских предприятий: -далеко от центров рынков; -в рамках технологической цепочки производственного цикла, далеко не всегда хабаровские предприятия выполняют функцию интегратора; -- пятнадцати предприятий для того, чтобы сформировать большой и претендующий на глобальное лидерство такой технологический кластер явно не достаточно.

Company Logo Проблемы и возможности построения инновационной системы Хабаровского края и г.Хабаровска необходим новый объект управления – оформленный юридически; построить систему кооперации, формализовав ее; внедрение системы контроля качества, бережливое производство - это переход к управлению жизненным циклом; необходимость в формировании инфраструктуры, способствующей принимать инвестиции; реализация на территории Хабаровского края агрессивного маркетинга; построение логистических цепочек; наличие договора со Сколково.

Company Logo Хабаровским предприятиям необходимо: «Три кита» комплекс Конструктивный собственник Иностранный бизнес Рента