Н А У К А 1 7 В Е К А Автор слайдов: кандидат философских наук Грачёв Михаил Вячеславович.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема Философия Нового времени © О.В. Кормилицина, 2016 г. Вопросы: Особенности философии Нового Времени Эмпиризм и рационализм в теории познания Категории.
Advertisements

© Чернюк Л.А. учитель физики МОУ СОШ пос.Агириш 7 класс.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
Философия нового времени. Ф.Бэкон Р.Декарт. Б.Спиноза. Дж. Локк. Г.В.Лейбниц.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Познание и знание Урок 1 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
Ученые и мыслителиСтрана Основные идеи, открытия Влияние на формирование взглядов Николай Коперник ( ) Джордано Бруно ( ) Галилео Галилей.
Истина и ее критерии Часть Верное, правильное отражение действительности в мысли, проверяемое в конечном счете при помощи критерия практики, называется.
А 1. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Тема урока: Познание. Медведева Вероника Юрьевна, учитель истории и обществознания МОУ Краснооктябрьская сош Челябинская область, Аргаяшский район.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР ? 2 ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ ПЕССИМИСТЫ- ОТРИЦАЮТ ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. ОПТИМИСТЫ- МИР ПОЗНАВАЕМ.
Понятие истины. Религиозное и научное познание Урок 17.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
«А все- таки она вертится». Тема урока «Рождение новой «Рождение новой европейской науки» европейской науки»
Познание окружающего мира План урока 1. Как мы познаём окружающий мир? 2. Научное познание и его особенности. 3. Истина и лож. 4. Философское мышление.
МЕХАНИКА НЬЮТОНА. Понятие «физика» уходит своими корнями в глубокое прошлое, в переводе с греческого оно означает «природа». Основной задачей этой науки является установление.
Производная и её применение. Математический анализ – это раздел математики, который изучает функции функции и все понятия, которые связаны с ними. В том.
СЕНСУАЛИЗМ и РАЦИОНАЛИЗМ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1. Философия европейского сенсуализма XVI-XVIII вв. 2. Европейский рационализм XVII-XVIII вв. ГУМЕР.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
Транксрипт:

Н А У К А 1 7 В Е К А Автор слайдов: кандидат философских наук Грачёв Михаил Вячеславович

Ведущей формой культуры в Новое время становится наука. Одним из основных вопросов, занимающих философов 17 в. становится вопрос формирования оптимального научного метода, который обеспечивал бы получение новых истинных знаний. Вопрос об источнике истинных знаний разделил философов на два основных направления в теории познания вв. Эмпиризм. Эмпиристы утверждали, что все знания мы берём из опыта (эмпирии). Опыт понимался предельно широко как всё испытанное человеком в жизни. Единственным каналом получения опыта объявлялись чувства. Поэтому большинство эмпиристов были также и сенсуалистами. Разум играет в познании подсобную роль и не должен отрываться от показаний чувств. Идеалом научности объявлялись опытные естественные науки, дающие непосредственный контакт с реальностью (физика, химия, астрономия и др.). Основной мыслительной операцией объявляется индукция - переход от единичных (частных) высказываний к общим. Распространён преимущественно в британской философии Рационализм. Рационалисты полагали, что источником знаний является разум. Одновременно разум является критерием истинности. Знания получаются в результате логического развёртывания изначального содержания разума (врождённых идей), его всё большей конкретизации. Чувственное познание объявляется смутным, недостоверным. Чувства должны играть подсобную роль в познании и контролироваться разумом. Идеал научности - логика и математика, не предполагающие апелляции к чувствам. В них разум изучает свои собственные порождения. Основной мыслительной операцией объявляется дедукция - переход от общих высказываний к частным и единичным. Распространен в странах континентальной Европы (Франции, Германии и др.

Индукция и дедукция Индукция. Переход от единичных (частных) высказываний к общим. Позволяет получать принципиально новое знание, которого не было ранее. Опирается на факты, приобретённые в ходе опыта: наблюдения и эксперимента. Не даёт полной гарантии истинности полученного знания. В частности, это может быть обусловлено так наз. ошибкой поспешного обобщения. Теория индуктивного познания разрабатывалась философами- эмпиристами (Френсис Бэкон и др.). Дедукция. Переход от общих высказываний к частным (единичным). Не даёт принципиально нового знания. Позволяет лишь логически развернуть, конкретизировать знания, имевшиеся прежде в неявной форме. Не требует обращения к опыту. Гарантирует полную истинность полученного знания при условии истинности исходных посылок и соблюдения правил логического вывода. Дедуктивный метод рекомендовался философами- рационалистами (Р. Декарт, Б. Спиноза и др.).

Деизм Религиозно-философское учение, получившее распространение среди философов и учёных в веках. Деизм - такая религиозно-философская доктрина, которая признает бога в качестве мирового разума, сконструировавшего целесообразную машину природы и давшего ей законы и движение, (первотолчок). Бог уподобляется искусному механику или «философу на троне неба» (Ф. Вольтер). Деисты отвергали дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. промысел божий, чудеса и т. п.) и не допускали иных путей к познанию Бога, кроме разума. Эта позиция была чрезвычайно удобна для философов и учёных, поскольку, отводя от них обвинение в атеизме, позволяла обращаться к естественным причинам природных и общественных явлений, не апеллируя к Богу. Деисты признавали важную нравственную роль разумной, освобождённой от фанатизма и суеверий религии в регулировании поведения людей.

В 17 в. большую роль в координации усилий учёных играли добровольные секретари, осуществлявшие переписку с многими учёными и передававшие сведения об их открытиях другим. Такой фигурой был Марен Мерсенн (1588 – 1648), переписка которого составляет 11 томов корреспонденции. В 17 веке появляются новые формы научных организаций – Академии наук. Академии наук основывались при покровительстве монархов и щедро финансировались государством. Возникают звания действительного члена и члена-корреспондента академии наук (члены-корреспонденты не обязаны присутствовать на заседаниях академии наук). Наибольшую известность приобрело Лондонское королевское общество и Французская Академия.

Академия Деи Линчеи (Академия рысьеглазых) Одна из старейших академий в Европе, основана в 1603 г. в Риме. Среди первых членов академии значился Г. Галилей. Входящие в академию учёные общались по переписке. В 1657 г. была основана флорентийская академия опытов во главе с Э. Торричелли

В 1635 г. по инициативе кардинала Ришелье в Париже была основана Французская Академия, а в 1666 г. по инициативе Ж. Кольбера – Парижская королевская Академия естественных наук. Во Франции Академии щедро финансировались правительством. Кардинал РишельеЖ. Кольбер

Лондонское Королевское общество В 1645 г. в Оксфорде был образован кружок учёных - «невидимый колледж», ставший основой формирования Лондонского Королевского общества (образовано в 1660 г.). Среди членов ЛКО были Р. Бойль, Р. Гук, И. Ньютон. ЛКО из казны не финансировалось, для сбора средств учёные устраивали платный показ экспериментов для публики. ЛКО издавало журнал «Философские записки», но в нём печатались в основном сочинения по естествознанию. ЛКО отвергало спекулятивные, не основанные на опыте, работы

Студент

Френсис Бэкон ( ) Английский философ, основоположник эмпиризма в европейской философии Нового времени; сделал удачную политическую карьеру - стал лордом-канцлером Англии. Основные произведения - «Великое восстановление наук», «Новый органон», «Опыты политические и моральные». Взгляды Бэкона близки к материалистическим. В то же время признавал бытие Бога и утверждал:Поверхностная философия склоняет ум человека к безбожию, глубины же философии обращают умы людей к религии. Выдвинул лозунг: «Знание - сила», задача учёных - познав природу, приобрести власть над ней. «Мы столько можем, сколько мы знаем». Критерием истины признавал практику. Предложил классификацию наук, основывающуюся на свойственных человеку способностях.Например, на основе памяти возникает история, а на основе рассудка - философия. Делил опыты на плодоносные (приносящие пользу) и светоносные (дающие новое знание). Основными методами приобретения знаний считал индукцию и эксперимент. Считал необходимым разработать индуктивную логику

Учение об идолах Идолами Бэкон называет помехи на пути истинного знания, вводящие в заблуждение. Прежде чем приступить к формированию научного метода, следует избавиться от идолов. 1. Идолы рода – происходят от несовершенства наших органов чувств и ограниченности ума. Отрицательное воздействие идолов рода можно ликвидировать посредством применения измерения и предназначенных для этого приборов. 2. Идолы пещеры – это индивидуальные вариации идолов рода, получившиеся в результате условий воспитания, личных склонностей, восприятия чужих мнений и т. д. Идолы рода и пещеры врождены человеку. 3. Идолы рыночной площади – проистекают из особенностей социальной жизни человека. Их характеризует подверженность воздействию распространённых взглядов, предрассудков, заблуждений Часто такие идолы возникают вследствие словесной путаницы, неправильного употребления понятий. Чтобы уничтожить идолы рыночной площади следует произвести ревизию языка, разобраться в значениях слов, ликвидировать их многозначность и т.д..4. Идолы театра – возникают в результате некритического усвоения философских, научных и религиозных учений, преклонения перед ложными авторитетами. Между тем, Бэкон утверждал, что Истина есть дочь времени, а не авторитета. Идолы рынка и театра носят не врождённый, а приобретённый характер и поэтому могут быть исправлены быстрее.

Возможные пути построения научного метода Путь муравья. Бэкон назвал путём муравья не оформленный теоретически, плоский эмпиризм, который в целом следует признать малоэффективным научным методом. При таком подходе очень трудно выделить главное, познать сущность вещей и причины явлений. Путь паука. Подобно пауку многие исследователи берут материал своих рассуждений из собственного сознания и принципиально не обращаются к изучению внешнего мира. Эти мыслители ткут паутину своих гипотез и теорий, мало связанную с положением вещей в окружающей действительности. Под пауками Бэкон имеет в виду средневековых схоластов и своих оппонентов – философов-рационалистов, склонных к спекулятивному умозрению на основе данных человеку структур разума. Такой метод несовершенен, поскольку угрожает отрывом от реальности, что часто приводит к ложным выводам. Путь пчелы. Путь пчелы – это метод теоретически оформленного, осмысленного эмпиризма, берущего всё положительное как от опыта, так и от разума. Только с помощью этого метода, признаваемого Бэконом оптимальным, можно понять и осмыслить причины происходящих в мире явлений и сущность вещей.

Издание сочинений Ф. Бэкона

Эмпиризм Джона Локка 1. Нет никаких врождённых идей. Врождённые идеи должны наличествовать у абсолютно всех людей, однако многие идеи, которые считаются врождёнными есть не у всех, следовательно, они не врождены, а приобретены в ходе опыта. Всё познание начинается с опыта и не может проходить вне опыта. Данные опыта, таким образом, являются единственным каналом получения информации о мире. Все идеи - результат переработки чувственного опыта. 2. Душа при рождении подобна чистой доске - tabula rasa -. У новорождённого до испытываемого им первого ощущения в душе нет никакого содержания, оно появляется лишь в результате контакта с внешним миром посредством опыта. 3. Нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в чувствах. Всё содержание нашего разума мы получаем посредством деятельности чувств. В конечном итоге разум не способен без содействия чувств начать познавательную деятельность.

Рене Декарт ( ) Французский математик и физик, философ- рационалист. Учение Декарта - картезианство. Основные философские произведения - «Рассуждение о методе», «Основы философии». Сравнивал всю систему знаний с деревом, корни которого - метафизика, ствол - физика, а крона - частные науки. Всё познание сводил к дедуктивному развёртыванию изначально имеющихся у людей врождённых идей (теория нативизма). Будучи дуалистом, считал, что наличествуют две не зависящие друг от друга субстанции: телесная и духовная. Основным атрибутом телесной субстанции признавал протяжённость, а духовной - мышление. Всё телесное состоит из корпускул и подчиняется законам механики. Человек составлен из двух субстанций, а животные - только из телесной. Следовательно, животные - не более чем механизмы, созданные природой. В области психологии разработал первую теорию рефлекса. В области физики выдвинул вихревую теорию образования и функционирования солнечной системы, не поддержанную большинством физиков. Будучи деистом, считал, что Бог дал материи изначальный первотолчок, чем привёл её в движение, и дал мирозданию законы, которым природа следует.

Правила рационалистического метода Декарт выдвигает 4 основные правила метода, гарантирующих максимальную достоверность познания: 1. Принимать за истинное только то, что воспринимается ясно и отчётливо и не даёт повода к сомнению (этим в частности и объясняется большая роль интеллектуальной интуиции в гносеологии Декарта). Именно ясность и отчётливость идей Декарт признаёт в качестве основного критерия их истинности. 2. Делить каждую сложную вещь на простые составляющие её части и изучать их. Именно эти части, считает Декарт, можно познать ясно и отчётливо. 3. В познании мыслью следует идти от простейших, элементарнейших, т.е. наиболее доступных нам вещей к всё более сложным, трудным для понимания. Происходит некое восстановление целостности объекта, предварительно расчленённого на простейшие элементарные части. Результатом всех этих операций и будет познание вещи. 4. Создавать как можно более полные перечисления, обзоры, не упуская ничего из внимания. В результате должна получиться некая последовательность идей в их восхождении от простых к всё более сложным, которую можно сравнить с непрерывным рядом натуральных чисел.

Метод радикального сомнения Метод радикального сомнения предназначен для того, чтобы найти нечто достоверное, надёжное, что должно быть положено в основу дальнейшего познания. Согласно 1 правилу рационалистического метода, за абсолютно достоверное следует принимать только то, что не даёт никакого повода к сомнению. Поэтому необходимо сомневаться во всём, чтобы отыскать что- либо не поддающееся сомнению. Следует усомниться в показаниях чувств. Они очень часто вводят нас в заблуждение. Объективное существование окружающего мира тоже не может быть признано несомненным. Это может оказаться лишь сном или обманчивым видением. Несомненным оказывается лишь само сомнение. Но всякое сомнение есть операция нашего мышления. Следовательно, если есть сомнение, существует и сомневающийся, мыслящий субъект. Отсюда знаменитое изречение Декарта: «Мыслю, следовательно, существую» («Cogito ergo sum»). На основе несомненности мышления Декарт выводил бытие Бога и достоверность существования внешнего мира. Достоверность мышления гарантируется имеющимися в нём врождёнными идеями, вкладываемыми в сознание человека Богом.

Рисунок из трактата Р. Декарта

Блез Паскаль ( ) Французский философ и физик; открыл законы гидростатики, давления жидкости и газов; изобрёл один из первых счётных приборов. Одновременно являлся религиозным мыслителем, близким к учению янсенистов. Основные произведения - «Мысли» и «Письма к провинциалу». Центральная идея философствования - трагизм существования человека в мире. Человек ощущает свою затерянность и беспомощность в бесконечной бездне вселенной, космоса. Другая бездна - бесконечное проникновение вглубь вещей. Называл человека «мыслящим тростником», бессильным перед мощью природы. Но даже погибая от неё, он будет торжествовать над слепой силой природы, возвышаясь над ней самим фактом своего сознания и разумности. Выступал против крайнего рационализма, считал необходимым создавать не «религию разума», а «религию сердца», пытался доказать практическую полезность веры в Бога («пари Паскаля»).

Пари Паскаля

Научные достижения Паскаля Работы по арифметике, теории чисел, алгебре, теории вероятностей, проективной геометрии. Разработал теорию воздушного давления, один из основоположников гидростатики. Сформулировал «Закон Паскаля». Давление передаётся жидкостями и газами одинаково во всех направлениях. Изобрёл одну из первых счётных машин. Машина Паскаля умела лишь складывать числа.

Счётная машина Паскаля

Готфрид Лейбниц ( ) Немецкий философ-рационалист, математик, логик, энциклопедически образованный мыслитель. Основные произведения - «Монадология», «Новые опыты о человеческом разуме» и «Теодицея». Считал, что в основе всех вещей лежат простые (неделимые) нематериальные сущности, которые он назвал монадами. Каждое тело имеет в своей основе монаду. Монад бесконечное множество. Следовательно, воззрения Лейбница можно считать разновидностью идеалистического плюрализма. Существование монад заключается в восприятии и мышлении. Выделяет несколько видов монад от бессознательно «спящих без сновидений» до наделённых разумом. Монады автономны, не испытывают воздействия со стороны других монад. Бог понимается как верховная монада, вносящая в мир «предустановленную гармонию». Считал, что наш мир является лучшим из всех возможных (мыслимых) миров - на этом основывал теодицею. Делил все истины на истины факта (эмпирические) и истины разума. Считал истины разума абсолютными. Выступил с идеей создания логического исчисления истинности высказываний. Вступил в полемику с Локком; утверждая, что до начала опыта душа также не может считаться чистой доской, поскольку в ней изначально заключены структуры разума, определяющие процесс накопления и переработки опыта.

Счётная машина Лейбница

Эвангелиста Торричелли (1608 – 1647) Итальянский физик и математик, ученик Галилея. Учился и преподавал в Флорентийском университете, занимал должность придворного математика в Тоскане. Один из основоположников опытного естествознания. В механике занимался вопросом скольжения тяжёлых тел по наклонной плоскости. Разработал и издал на латыни и итальянском языке баллистические таблицы. Внёс значительный вклад в развитие гидродинамики. Наблюдал и выявлял закономерности вытекания жидкостей из отверстий в стенках сосудов. Выявил формулу вытекания жидкостей из сосудов (формула Торричелли). Изобрёл новые, усовершенствованные формы оптических линз.

Опыты Торричелли Торричелли доказал существование атмосферы. Утверждал, что мы находимся на дне океана воздушной атмосферы под очень большим давлением. В ходе экспериментов был изобретён ртутный барометр. Образующаяся над ртутью пустота получила название Торричеллиевой. Было опровергнуто утверждение, что природа боится пустоты. Высказал предположение, что ветер вызывается разницей атмосферного давления.

Роберт Бойль (1627 – 1691) Английский физик и химик, один из соучредителей ЛКО, избирался его председателем. Учился в Швейцарии, путешествовал по Европе. Писал книги на английском языке. В Оксфорде оборудует за свой счёт лабораторию, которой заведует до 1668 г. В 1660 г. изобретает воздушный насос. С помощью этого насоса провёл эксперименты, приведшие к формулированию закона Бойля- Мариотта: давление постоянной массы газа при постоянной температуре обратно пропорционально занимаемому им объёму. Активно занимался химией. Заложил её основы как научной дисциплины, а не просто подсобного искусства для аптекарей.

Впервые применил индикаторы, изобрёл для определения кислотности растворов индикаторную бумагу. Положил начало аналитической химии. Впервые начал применять анализ веществ, разложение их на простые составные элементы, исследовал взаимодействия типов веществ между собой. Предпринял первую попытку систематизировать химические вещества, разделив их на группы в соответствии с их свойствами. В книге «Химик-скептик» изложил основы учения о химических элементах и корпускулярной теории строения вещества. Получил белый фосфор, который затем стал называться фосфором Бойля. Изобрёл рецепт изготовления чернил раствора дубильного ореха с солями железа. Исследовал процесс горения, придерживался учения о теплороде. Роберт Бойль

Христиан Гюйгенс (1629 – 1695) Голландский физик и математик. Изучал в Лейденском университете право и математику. В области механики исследовал теорию удара, изобрёл конструкцию механических часов с маятником. Написал работу О расчётах при игре в кости», посвящённую основам теории вероятностей. Усовершенствовал оптические инструменты, изобретает трёхлинзовый окуляр. Посредством телескопа с таким окуляром открыл один из спутников Сатурна – Титан. Высказал предположение о волновой природе света. Предполагал, что пространство заполнено эфиром, а свет – волны в этом эфире. Открыл явление огибания световой волной незначительных препятствий.

Принцип Гюйгенса Каждая точка пространства, которой достигла в данный момент распространяющаяся волна, становится источником элементарных сферических волн. Происходит интерференция (наложение) этих волн.

Исаак Ньютон ( ) Английский физик и философ. Один из основоположников классического естествознания. Основное сочинение: «Математические начала натуральной философии». Основная сфера научных интересов Ньютона - физика. Открыл законы механики и всемирного тяготения, разложил белый свет на цвета спектра, рассеяние света, интерференцию и дифракцию световых волн. В области математики изобрёл (одновременно с Лейбницем и независимо от него) дифференциальное и интегральное исчисление, исследовал так наз. «бином Ньютона». Был верующим, воззрения Ньютона близки к деистическим. Писал богословские труды. Заведовал монетным двором, проводил финансовые реформы. Призывал учёных опираться на экспериментальный метод. Следует признавать только то, что проверено на опыте. Не следует придерживаться гипотез, не выведенных из опыта. «Гипотез не измышляю». Призывал не допускать вмешательства умозрительной философии - метафизики - в дела науки. «Физика, бойся метафизики». Силы притяжения и отталкивания рассматривал как силы, способствующие гармонии мироздания. Мы можем знать лишь проявления этих сил, но что они собой представляют всегда будет оставаться неизвестным. Поддерживал субстанциальную теорию пространства и времени

Правила научного метода И. Ньютона 1. Не следует принимать в природе иных причин сверх тех, которые истинны и достаточны для объяснения явлений. Нужно стремиться к объяснению, используя минимальное количество причин. «Природа проста и не роскошествует излишними причинами вещей». 2. Должно приписывать те же причины того же рода проявлениям природы. Законы природы одинаковы в любой точке пространства. Утверждается воззрение о внутреннем единстве всего мироздания. «Природа всегда согласна сама с собой». 3. Такие свойства тел, которые не могут быть ни усилены, ни ослаблены и которые оказываются присущими всем телам, над которыми возможно производить испытания, должны быть почитаемы за свойства всех тел вообще. За общие свойства необходимо принимать те обнаруживаемые в опыте качества, которые не могут увеличиваться или уменьшаться. 4. В опытной физике предложения, выведенные из совершающихся явлений с помощью индукции, несмотря на возможность противных им предложений, должны быть почитаемы за верные или в точности или приближённо, пока не обнаружатся такие явления, которыми они ещё более уточнятся или же окажутся подтверждёнными исключением. Это необходимо, чтобы доводы индукции не уничтожались предположениями.

Законы Ньютона 1. Всякое тело продолжает пребывать в своём состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения, поскольку оно не принуждается приложенными силами изменить это состояние. 2. Изменение движения пропорционально приложенной силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует. 3. Действию всегда есть равное противодействие. Действия двух тел друг на друга равны и направлены в противоположные стороны.

Ньютон ставит оптический опыт

Скамья, сделанная из яблони Ньютона

Пьер Ферма ( ) Французский математик. Один из создателей аналитической геометрии и теории чисел. Писал труды по теории вероятностей, исчислению бесконечно малых, по оптике. В принципе Ферма были выделены закономерности распространения света.

Уильям Гарвей (1578 – 1657) Английский врач и анатом. Окончил Кембриджский университет, также учился в Падуе. Был личным медиком короля Карла 1, в годы революции дом Гарвея был разорён и многие рукописи пропали. Исследовал процессы кровообращения. Отверг теорию происхождения крови из печени. Пришёл к выводу о постоянстве количества крови в организме. Центром кровообращения является сердце. Обратил внимание на роль клапанов на сердце. Установил, что кровь в организме движется всегда в одном направлении, клапаны не допускают её обратного тока. Вывел два круга кровообращения. Предположил наличие капилляров. Итоги изложил в работе «Анатомическое исследование о движениях сердца и крови животных» (на примере 60 видов животных)

В работе 1651 г. «Исследование о зарождении животных Гарвей заложил основы эмбриологии. Отверг идею самозарождения жизни и выдвинул принцип: «Всё живое – из яйца» (в том числе и млекопитающие).

ВРАЧ

Роберт Гук (1635 – 1703) Английский естествоиспытатель, физик. В детстве обучался рисованию, что впоследствии пригодилось при зарисовках результатов микроскопических наблюдений. Учился в Оксфорде, входит в «невидимый колледж». Вместе с Р. Бойлем изобретает воздушный насос, исследует капиллярное движение жидкостей, разрабатывает пружинный привод механизма карманных часов. Был назначен куратором экспериментов ЛКО, составил устав ЛКО и был назначен также секретарем ЛКО. Одним из первых применил микроскоп для исследовательской работы. В работе «Микрография» изложил 57 микроскопических и 3 телескопических эксперимента, иллюстрируя рассказ собственными гравюрами. Исследовал под микроскопом ткани растений и животных. Заметил клеточное строение тканей. Исследуя окаменелости, стал одним из первых палеонтологов.

В области физики Гук исследует явление упругости и выводит закон (закон Гука), устанавливающий линейную зависимость между упругой деформацией твёрдого тела и приложенным механическим напряжением. Сторонник волновой теории света. Споря с Ньютоном, обвинял его в плагиате. Утверждал свой приоритет в открытии закона всемирного тяготения. Усовершенствовал морской барометр. Заинтересовался устройством мускулов и стал придумывать механические модели мышц.

Микроскоп Роберта Гука Муха под увеличением (рисунок Р. Гука)

Антони ван Левенгук (1632 – 1723) Голландский биолог, один из основоположников микробиологии. Учился в Амстердаме на бухгалтера, был стражем судебной палаты в ратуше. С детства был увлечён рассматриванием объектов сквозь увеличительное стекло, самостоятельно изготовляя и совершенствуя линзы. Довёл увеличительную способность линз до 300 раз. За свою жизнь изготовил 26 различных микроскопов. В течение 50 лет проводил различные исследования. Исследовал строение кожи, мяса, жала пчелы, дрожжей, сосуды растений. В воде и в зубном налёте заметил «анимакулей» (зверушек) нескольких видов. Обратил внимание, что при нагреве «анимакули» погибают.

Сперматозоиды (рисунок Левенгука) Микроскоп Левенгука