Тема: Требования пожарной безопасности и задачи руководителей организаций по их выполнению Учебные вопросы: 1. Разработка и реализация мер пожарной безопасности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения.
Advertisements

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ: 1. Федеральный закон от г. 28 -ФЗ «О гражданской обороне» (в редакции ФЗ от
«Обеспечение пожарной безопасности детских оздоровительных лагерей. Проблемы 2013 года и пути их решения в 2014 году» Заместитель начальника управления.
Организация противопожарной защиты в период новогодних праздников Докладчик: Измайлов Сергей Вагызович, Старший инженер отдела надзорной деятельности ГУ.
УМЦ ГОЧС ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ТУЛА Занятие проводит заведующий кафедрой «Подготовка спасателей» ГАМОЧКИН Александр Михайлович.
ТРЕБОВАНИЯ пожарной безопасности в период проведения Новогодних и Рождественских праздников Новогодние и Рождественские праздники - это пора массовых утренников,
Тема 6. Действия работников организаций при пожаре.
Пожарная безопасность в ЛИЦЕЕ. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года Обучение.
Система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения материальных и культурных ценностей, возникающих при ведении военных действий, а также.
Перечень документов для государственного контроля МЧС РОССИИ.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года Обучение мерам пожарной безопасности работников.
Докладчик: Бородин Владимир Николаевич, Начальник отдела мониторинга безопасности среды пребывания Управления комплексного мониторинга 09 декабря 2015.
Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) Важнейшей составляющей системы безопасностиявляется система оповещения и управления.
Требование закона – требование жизни Граждане имеют право на: защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; возмещение ущерба, причиненного пожаром,
Обеспечение пожарной безопасности в детских оздоровительных лагерях.
Пожарная безопасность в школе. Преподаватель–организатор ОБЖ: Желонкина И.К.
Пожарная безопасность в школе Презентация Преподавателя –организатора ОБЖ: Желонкина И.К.
Система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения материальных и культурных ценностей, возникающих при ведении военных действий, а также.
ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ЛОКАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с нормативными.
Транксрипт:

Тема: Требования пожарной безопасности и задачи руководителей организаций по их выполнению Учебные вопросы: 1. Разработка и реализация мер пожарной безопасности организаций. Противопожарный режим организации и его установление. 2. Обеспечение безопасности персонала организации на случай пожара. Порядок учёта пожаров и их последствий. 3. Особенности пожарной безопасности детских дошкольных, образовательных, культурно просветительских и зрелищных учреждений. Обеспечение пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий. 4. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности. Административная ответственность руководителей организаций в области пожарной безопасности.

В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» руководители (собственники) организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности, поэтому одной из основных функций администрации организации является разработка мер пожарной безопасности, включающих первичные меры пожарной безопасности и профилактические действия по предупреждению пожаров.

К первичным мерам ПБ относятся: очистка всей территории от горючего мусора; снос деревянных заборов, сараев, навесов; применение при строительстве негорючих материалов; создание огнестойких преград при помощи металлических дверей, капитальных стен; оборудование щитов с противопожарным инвентарём, ящиков с песком, ёмкостей с водой; обеспечение свободного подъезда к пожарным гидрантам; установка автоматических средств извещения и тушения пожаров;обеспечение открывания дверей и ворот из помещений наружу; содержание в полной исправности и организация периодических проверок печей, плит, дымоходов, электропроводки.

Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ, нормативными документами по обеспечению пожарной безопасности (ППБ, НПБ, ГОСТ, СНиП и т.д.), а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах. Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей. (ст. 21 ФЗ 69 - ФЗ от г.)

В соответствии с Правилами противопожарного режима (утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. 390) в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил. Инструкция разрабатывается отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.

В инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы: порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей; мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ; порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов; порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы; расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ, в том числе временных; порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции; порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды; предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв; обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).

Противопожарный режим организации Противопожарный режим - требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности. Основным юридическим документом в части установления на предприятии (в организации) противопожарного режима является приказ об установлении противопожарного режима. Он вводит в действие основные положения, инструкции и рекомендации по организации противопожарной защиты территории, зданий, сооружений, помещений, устанавливает ответственность должностных лиц за ПБ и регламентирует их деятельность, а также учреждает добровольные противопожарные формирования и пожарно-техническую комиссию (ПТК).

Примерное содержание приказа Приказ Об установлении противопожарного режима на предприятии. В соответствии с требованиями пожарной безопасности, установленными Правилами противопожарного режима ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Установить на территории, в помещениях предприятия следующий противопожарный режим: - отвести для курения строго определенные места, оборудованные урнами с водой для сбора окурков, знаками пожарной безопасности, табличками «место для курения». - запретить курение в помещениях, на рабочих местах, а также хождение по предприятию с зажженной сигаретой от рабочего места до места курения. 2. Ответственным за пожарную безопасность предприятия назначить главного инженера _____________________.

3. На период отсутствия __________________ (отпуск, командировка, болезнь) обязанности лица ответственного за пожарную безопасность предприятия возложить на начальника службы сервиса _____________________. 4. Назначить ответственными за пожарную безопасность (противопожарное состояние) мастерских, складов, руководителей этих подразделений, а в административных помещениях руководителей соответствующих служб предприятия: - диспетчерская, тепловой узел, помещение дежурных электриков и слесарей- сантехников, насосная, станция пожаротушения - главного энергетика ___________________; - администрация - начальника службы сервиса _____________; - раздевалки дворников и уборщиц производственных помещений - начальника службы сервиса ________________; - бухгалтерия - главного бухгалтера ___________________.

5. Ответственным за пожарную безопасность электроустановок, систем вентиляции и отопления предприятия назначить энергетика предприятия ___________. 6. Ответственным за пожарную безопасность в своей работе руководствоваться инструкцией о мерах пожарной безопасности (приложения), обеспечивая строгое и точное соблюдение противопожарного режима всеми ИТР, рабочими и служащими. 7. Всем ИТР, рабочим и служащим предприятия проходить противопожарный инструктаж и ПТМ в установленные сроки. 8. Организацию обучения работников мерам пожарной безопасности, прием зачетов от них возложить на начальника службы сервиса _________________. 9. Сварочные и другие огневые работы на территории и в зданиях (сооружениях) предприятия проводить в соответствии требованиями пожарной безопасности.

Оповещение людей о пожаре Способы оповещения: подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей; трансляцией речевой информации о необходимости эвакуации, путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности, специальных текстов по предотвращению паники; (Системы оповещения - СНиП «Пожарная автоматика зданий и сооружений»; НПБ "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях«)

Система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) – комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или) необходимости и путях эвакуации. Зона пожарного оповещения – часть здания, где проводится одновременное и одинаковое по способу оповещение людей о пожаре. Технические средства оповещения – звуковые, речевые, световые и комбинированные пожарные оповещатели, приборы управления ими, а также эвакуационные знаки пожарной безопасности. Статический указатель – эвакуационный знак пожарной безопасности с постоянным смысловым значением. Динамический указатель – эвакуационный знак пожарной безопасности с изменяемым смысловым значением. Автоматическое управление – приведение в действие СОУЭ командным импульсом автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения. Полуавтоматическое управление – приведение в действие СОУЭ диспетчером при получении командного импульса от автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения.

Характеристика систем оповещения людей о пожаре Нормами (НПБ ) предусмотрено 5 типов СО: 1-й тип - наличие звукового способа оповещения (звонки, тонированный сигнал и др.). 2-й тип - наличие звукового способа оповещения и светоуказателей «Выход». Оповещение производится во всех помещениях одновременно. 3-й тип - наличие речевого способа оповещения (запись и передача спецтекстов) и светоуказателей «Выход». Регламентируется очерёдность оповещения. 4-й тип - наличие речевого способа оповещения и светоуказателей направления движения и «Выход». Регламентируется очерёдность оповещения. Обеспечивается связь зоны оповещения с диспетчерской. 5-й тип - наличие речевого способом оповещения и светоуказателей направления движения с раздельным включением для каждой зоны и «Выход». Регламентируется очерёдность оповещения. Обеспечивается связь зоны оповещения с диспетчерской. Полная автоматизация управления СО и многовариантность организации.

Требования к системе оповещения: число оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей; оповещатели не должны иметь регуляторы громкости и должны подключаться к сети без разъёмных устройств; сигналы оповещения должны отличаться от сигналов другого назначения. Коммуникации систем оповещения допускается проектировать совмещёнными с радиотрансляционной сетью здания.

Системы пожарной сигнализации Служат для своевременного обнаружения пожара, вызова пожарных подразделений (извещения пожарной охраны) и обеспечения своевременной эвакуации людей и материальных ценностей. СПС бывают: ручные и автоматические. Наибольшее распространение имеют автоматические электрические СПС, которые подразделяются на: тепловые, реагирующие на повышение температуры воздуха окружающей среды; дымовые, реагирующие на появление дыма; световые, реагирующие на ультрафиолетовое излучение в открытом пламени; комбинированные, реагирующие на тепловой и дымовой факторы.

Эвакуация людей при пожаре Представляет собой процесс организованного самостоятельного движения людей наружу из помещений, в которых имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара. Осуществляется по путям эвакуации через эвакуационные выходы. Эвакуационный путь (путь эвакуации)- путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре. Эвакуационный выход - выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону. Выходы являются эвакуационными, если они ведут: а) из помещений первого этажа наружу: непосредственно; через коридор; через вестибюль (фойе); через лестничную клетку; через коридор и вестибюль; через коридор и лестничную клетку.

б) из помещений любого этажа, кроме первого: непосредственно в лестничную клетку или на лестницу; в коридор, ведущий в лестничную клетку или на лестницу; в холл (фойе), имеющий выход непосредственно в лестничную клетку или на лестницу. Управление эвакуацией осуществляется: включением эвакуационного освещения; передачей по СО специально разработанных текстов, включением эвакуационных знаков безопасности на путях эвакуации; трансляцией текстов, содержащих информацию о необходимом направлении эвакуации; дистанционным открыванием дверей дополнительных эвакуационных выходов (элекромагнитные замки); связью поста-диспетчерской с зонами пож. оповещения.

План эвакуации на случай пожара и требования к нему На объекте с массовым пребыванием людей (50 и более чел.) (кроме жилых домов) а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре (п. 7 ППР). План эвакуации - заранее разработанный план (схема), в котором указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, установлены правила поведения людей, порядок и последовательность действий в условиях чрезвычайной ситуации (п ГОСТ Р ). План состоит из графической и текстовой частей.

Графическая часть Вычерчиваются планы здания, которые не должны загромождаться второстепенными деталями; сплошными зелёными стрелками показывают основные рекомендуемые пути эвакуации; пунктирными стрелками указывают запасные (вторые) пути эвакуации. На планах эвакуации должно быть условными знаками показано размещение огнетушителей, пожарных кранов, телефонов, мест включения систем пожарной автоматики и др.

Согласовано Начальник ПЧ «__»______ 2006 г.

Согласовано _________________ «__»______ 20__ г. Утверждаю _________________ «__»______ 20__ г.

Текстовая часть Выполняется в виде таблицы ( п/п, перечень действий, порядок действий, исполнитель). Также может оформляться в виде инструкций или памяток о действиях при пожаре. В документе должны быть отражены следующие моменты: – оповещение о пожаре. – организация эвакуации. – проверка – все ли люди покинули помещения. – проверка срабатывания систем пожарной автоматики. – действия в случае не срабатывания систем автоматики. – тушение пожара. – эвакуация имущества.

Учёт пожаров и их последствий В РФ действует единая государственная система статистического учёта пожаров и их последствий. Государственный статистический учёт пожаров и последствий от них предназначен для формирования основных показателей, характеризующих обстановку с пожарами в РФ (Приказ МВД от г.) Он включает: официальный статистический учёт - осуществляет ГПС. Представляется в Росстат; ведомственный статистический учёт - осуществляют федеральные органы исполнительной власти, другие юридические лица на подведомственных объектах. Представляется в ГПС; государственную статистическую отчётность - представляется федеральными органами исполнительной власти, другими юридическими лицами в ГПС в установленном Росстатом порядке.

Учёту подлежат все пожары, независимо от места их возникновения и последствий. Не подлежат учёту: случаи горения, обусловленные спецификой технологического процесса производства (заложенные в технологический регламент или другую техническую документацию) или условиями работы промышленных установок и агрегатов; случаи горения, как результат обработки предметов огнём, теплом или иным термическим (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменения других качественных характеристик (сушка, варка, глажение, копчение, жаренье, плавление и др.); взрывы, вспышки и разряды статического электричества; случаи коротких замыканий электросетей, в электрооборудовании, бытовых и промышленных электроприборах;

горение отходов и мусора на открытых территориях (свалки, контейнерные площадки, открытые территории домовладений, обочины дорог, пустыри и т.п.), а также сухой травы, тополиного пуха, торфа на газонах, пожнивных остатков, стерни; покушения на самоубийство и самоубийства путём самосожжения, не приведшие к гибели или травмированию других людей; пожары, происшедшие на объектах собственности международных организаций, иностранных юридических и физических лиц, независимо от наступивших для них последствий, кроме случаев, когда ими причинён материальный ущерб или наступили другие последствия для юридических и (или) физических лиц Российской Федерации. Перечисленные случаи подлежат учёту, если они привели к травмированию, гибели людей (за исключением покушения на самоубийство и самоубийства путём самосожжения), либо уничтожению, повреждению материальных ценностей вследствие воздействия опасных факторов пожара.

Учёт пожаров и последствий от них осуществляют: Государственная противопожарная служба – в населённых пунктах и на объектах, на которых она осуществляет государственный пожарный надзор, а также на транспортных средствах, если пожары на них возникли в пути следования или на временных стоянках (по месту их обнаружения), за исключением транспортных средств, учёт пожаров на которых осуществляют управления внутренних дел на транспорте МВД России, а также министерства, ведомства, организации. Органы государственного пожарного надзора на транспорте – на подвижном составе железнодорожного транспорта и объектах, на которых они осуществляют надзорные функции в области пожарной безопасности. Федеральные органы исполнительной власти, юридические лица – на объектах, на которых они по соглашениям с ГПС осуществляют надзорные функции в области пожарной безопасности.

Учёт пострадавших на пожаре Осуществляется на основании сведений, представляемых медицинскими учреждениями. Медицинские учреждения, независимо от ведомственной подчинённости и форм собственности, обязаны немедленно сообщать в органы, подразделения, ответственным работникам соответствующих федеральных органов исполнительной власти о пострадавших при пожаре лицах, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи, а также об умерших от травм, полученных на пожаре, а также выдавать документы, подтверждающие факт смерти или травмирования лиц на пожаре, по запросам должностных лиц, проводящих проверку (расследование) по пожарам.

Учёт материального ущерба от пожара Учёту подлежит прямой материальный ущерб от пожара независимо от степени его возмещения. В прямой материальный ущерб включается ущерб, нанесённый недвижимости, основным фондам, оборотным средствам, личному имуществу граждан, ценным бумагам. Осуществляется на основании документов бухгалтерской отчётности объединений, предприятий, учреждений, организаций, на которых произошёл пожар, сведений страховых организаций, выписок из решений судебных органов, документов собственников личного имущества. Не берётся на учёт материальный ущерб от пожара иностранной собственности, кроме случаев возмещения его юридическими и физическими лицами Российской Федерации.

Правила пожарной безопасности ППБ Устанавливают требования пожарной безопасности для всех типов общеобразовательных школ, профессионально- технических училищ, школ интернатов (в том числе школ- интернатов для детей с дефектами умственного и физического развития), детских домов, детских дошкольных учреждений (детских садов, детских яслей-садов для детей с дефектами умственного и физического развития), детских внешкольных учреждений (учебно-производственных комбинатов, дворцов и домов пионеров и школьников, юношеских клубов, домов художественного воспитания детей, станций юных техников и юных натуралистов и т.п.), детских музыкальных, художественных и хореографических школ и детско- юношеских спортивных школ независимо от их ведомственной принадлежности.

Требования, содержащиеся в этих Правилах, устанавливают специфику обеспечения пожарной безопасности в учебно-производственных мастерских, мастерских трудового обучения, кабинетах и лабораториях, лагерях труда и отдыха, столовых, буфетах, медпунктах, музеях, спортивных сооружениях, складских помещениях и т.п., при проведении сельскохозяйственных и других видов специальных работ и занятий в детских учреждениях и определяются соответствующими общесоюзными и отраслевыми правилами пожарной безопасности. Правила также устанавливают требования пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий с детьми (воспитанниками, учащимися), обязанности должностных лиц по обеспечению пожарной безопасности детских учреждений.

Обеспечение ПБ культурно-просветительских и зрелищных учреждениях (ППБ ) Основными требованиями, обеспечивающими безопасную и быструю эвакуацию людей (зрителей, посетителей) являются: в музеях и картинных галереях должен быть разработан план эвакуации экспонатов и других ценностей, а в цирках и зоопарках – план эвакуации животных; в зрительных залах и на трибунах культурно- просветительных и зрелищных учреждений все кресла и стулья следует соединять в ряды между собой и прочно крепить к полу, Допускается не закреплять кресла (стулья) в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи; в зрительных залах, используемых для танцевальных вечеров, с количеством мест не более 200, крепление стульев к полу может не производиться при обязательном соединении их в ряду между собой; в пределах сценической коробки театрально-зрелищных учреждений могут одновременно находиться декорации и сценическое оборудование не более чем для двух спектаклей.

Требования ПБ при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей (ст. 50 ППБ ) допускается использовать только помещения, обеспеченные не менее чем двумя эвакуационными выходами, отвечающими требованиям норм проектирования, не имеющие на окнах решёток и расположенные не выше второго этажа в зданиях с горючими перекрытиями; ёлка должна устанавливаться на устойчивом основании и с таким расчётом, чтобы ветви не касались стен и потолка; при отсутствии в помещении электрического освещения мероприятия у ёлки должны проводиться только в светлое время суток; иллюминация должна быть выполнена с соблюдением правил установки электрооборудования (ПУЭ). При использовании электрической осветительной сети без понижающего трансформатора на ёлке могут применяться гирлянды только с последовательным включением лампочек напряжением до 12В. мощность лампочек не должна превышать 25Вт; при обнаружении неисправности в иллюминации (нагрев проводов, мигание лампочек, искрение и т.п.) она должна быть немедленно обесточена;

Запрещается: проведение мероприятий при запертых распашных решётках на окнах помещений, в которых они проводятся; применять дуговые прожекторы, свечи и хлопушки, устраивать фейерверки и другие световые пожароопасные эффекты, которые могут привести к пожару; украшать ёлку целлулоидными игрушками, а также марлей и ватой, не пропитанными огнезащитными составами; одевать детей в костюмы из легкогорючих материалов; проводить огневые, покрасочные и другие пожароопасные и взрывопожароопасные работы; использовать ставни на окнах для затемнения помещений; уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и т.п.; полностью гасить свет в помещении во время спектаклей или представлений; допускать заполнение помещений людьми сверх установленной нормы. При проведении мероприятий должно быть организовано дежурство на сцене и зальных помещениях ответственных лиц, членов добровольных пожарных формирований или работников пожарной охраны.

Права и обязанности организаций в области ПБ Руководители организаций имеют право: создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счёт собственных средств; вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению ПБ; проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших в организациях; устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения ПБ; получать информацию по вопросам ПБ, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

Руководители организаций обязаны: соблюдать требования ПБ, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению ПБ; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам ПБ; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы ПБ; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований ПБ и возникновении пожаров;

предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях организации необходимые силы и средства, обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц ГПН сведения и документы о состоянии ПБ на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных.

Обязанности руководителей организаций, установленные Правилами противопожарного режима Пунктами 6, 7, 9, 14 Правил с 1 сентября 2012 г. на руководителя организации возлагаются обязанности по информированию работников о пожарной безопасности и снабжению их средствами индивидуальной защиты, а также по оснащению помещений организации телефонной связью, специальным оборудованием, другими противопожарными средствами. Согласно п. 6 Правил руководитель организации должен обеспечить установку табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок. Согласно п. 7 Правил руководитель организации обязан обеспечить установку планов эвакуации из зданий.

Пунктом 14 Правил предусматривается, что руководитель организации обеспечивает выполнение на объекте требований, установленных ст. 6 Федерального закона от ФЗ "Об ограничении курения табака". В частности, руководитель организации обеспечивает размещение на определенных территориях знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено". Места, специально отведенные для курения табака, должны быть обозначены знаками "Место для курения". п. 372 Правил предписывает руководителям организаций выполнять транспаранты и баннеры, размещаемые на фасадах жилых (административных или общественных) зданий, из негорючих или трудногорючих материалов.

В обязанности руководителя организации входит обеспечение наличия на объекте с ночным пребыванием людей инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения (п. 9 Правил). Согласно п. 89 Правил руководители гостиниц, мотелей, общежитий и других зданий для проживания людей обязаны обеспечить ознакомление (под подпись) граждан, прибывающих в гостиницы, мотели, общежития и другие здания, приспособленные для временного пребывания людей, с правилами пожарной безопасности. Если на указанных объектах присутствуют иностранные граждане, необходимо, чтобы речевые сообщения в системах оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей, а также памятки о мерах пожарной безопасности были выполнены на русском и английском языках.

Ответственность за нарушение требований ПБ Ответственность за нарушение требований ПБ в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Все указанные лица за нарушение требований ПБ, а также за иные правонарушения в области ПБ могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Административная ответственность Нарушение требований ПБ, установленных стандартами, нормами и правилами - влечёт предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан - от 1 тысячи до 1 тысячи 500 рублей; на должностных лиц - от 6 до 15 тысяч рублей; на юридических лиц - от 150 до 200 тысяч рублей. Те же действия, совершённые в условиях особого противопожарного режима - влекут наложение административного штрафа: на граждан - от 2 до 4 тысяч рублей; на должностных лиц - от 15 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц - от 400 до 500 тысяч рублей.

Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения- влечет наложение административного штрафа: на граждан - от 2 до 3 тысяч рублей (повтор- от 4 до 5 тыс.); на должностных лиц - от 6 до 15 тысяч рублей (повтор - от 20 до 30 тыс.); на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20 до 30 тысяч рублей (повтор - от 40 до 50 тыс. или приостановление деятельности до 90 суток); на юридических лиц - от 150 до 200 тысяч рублей (повтор - от 200 до 400 тыс. или приостановление деятельности до 90 суток).

Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений – влечет наложение административного штрафа: на граждан - от 3 до 4 тысяч рублей (повтор - от 4 до 5 тыс.); на должностных лиц - от 15 до 30 тысяч рублей (повтор - от 20 до 30 тыс.); на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 до 40 тысяч рублей (повтор - от 40 до 50 тыс. или приостановление деятельности до 90 суток); на юридических лиц - от 150 до 200 тысяч рублей (повтор - от 200 до 400 тыс. или приостановление деятельности до 90 суток).

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, - влечет наложение административного штрафа: на граждан - от 4 до 5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 40 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц - от 350 до 400 тысяч рублей. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 600 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, - влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц - от 15 до 20 тысяч рублей; на юридических лиц - от 90 до 100 тысяч рублей.

Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям - влечет наложение административного штрафа: на граждан - от 1 тысячи 500 до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от 7 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц - от 120 до 150 тысяч рублей.

Уголовная ответственность (ст. 219 УК РФ) Статьёй 219 УК РФ определено, что нарушение правил ПБ, совершённое лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.